Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Пятница, 19.04.2024, 20:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг. - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 16:55 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.

Экспедиция в Гдовский район Псковской области (2002)

1. Как на горе, на горе красота (свадебная, шуточная)
Исп. Ансамбль д. Ремда
Длительность: 0:52

2. Не было ветров (свадебная)
Исп. Алевтина Даниловна Трепакова (д. Ремда)
Длительность: 1:36

3. У нас Настасьюшка да траву жала (свадебная)
Исп. Алевтина Даниловна Трепакова (д. Ремда)
Длительность: 1:16


Экспедиция в Гдовский район Псковской области (2008)

4. Ты река ли моя реченька (свадебная сиротская, фрагмент)
Исп. Надежда Ильинична Карасева (д. Полна)
Длительность: 1:48

5. Растопляйся, парна баенка (свадебная, фрагмент)
Исп. Вера Александровна Романова и Надежда Ильинична Карасева (д. Полна)
Длительность: 1:27

6. Ивана ночь маленька (купальская)
Исп. Алевтина Даниловна Трепакова (д. Ремда)
Длительность: 1:30

7. Как у ели нету маковки (свадебная сиротская с голошением)
Исп. Галина Павловна Федорова и ансамбль д. Ремда
Длительность: 3:11

8. Мята моя, мята (свадебная, фрагмент)
Исп. Ансамбль д. Низовицы
Длительность: 2:31


Экспедиция в Тарногский район Вологодской области (2005)

9. Комарочки-те не давали да ночку спать (лирическая, фрагмент)
Исп. Екатерина Ивановна Шекина (д. Погоняевская)
Длительность: 1:35

10. Во саду было, садочике (припевка)
Исп. Нинель Витальевна Кузьмина, Екатерина Яковлевна Балашова,
Лидия Михайловна Пешкова, Градислава Семеновна Пешкова (д. Слуда)
Длительность: 0:25

11. Каты да покаты (припевка)
Исп. Елизавета Федоровна Ламова (д. Рудновская)
Длительность: 0:27

12. Лебедь белая плывет (виноградье)
Исп. Ольга Ивановна Попова, Павла Владимировна Гвоздева (д. Верхний Спас)
Длительность: 1:00

13. Частушки
Исп. Николай Васильевич Угрюмов (гармонь), Валентина Никитична Угрюмова (д. Верхний Спас)
Длительность: 1:07

14. А. Никулин. Песня о Тарноге (фрагмент)
Исп. Александр Евгеньевич Никулин (д. Кокшеньга)
Длительность: 02:31

15. Ты лукавой жо сват (припевка)
Исп. Анастасия Александровна Лобанова (д. Пожарище)
Длительность: 01:39


Экспедиция в Усть-Цилемский район республики Коми (2007)

17. Илья Муромец и Сокольник («Ой, недалёко от горада от Киева», былина, фрагмент)
Исп. Альберт Семенович Дуркин (д. Хабариха)
Длительность: 2:48

18. Из-за лесу, лесу тёмного (горочная, фрагмент)
Исп. Вера Николаевна Чупрова и Ирина Александровна Чупрова (с. Усть-Цильма)
Длительность: 3:23

19. Частушки
Исп. Степанида Ефремовна Маркова и Прокопий Ефремович Михеев (гармонь) (д. Филиппово)
Длительность: 1:24

20. Было дело под Полтавой (историческая, фрагмент)
Исп. Апполинария Никитична Рочева (д. Трусово)
Длительность: 1:55


Экспедиция в Лешуконский район Архангельской области (2008)

21. Уж ты взойди-ка, взойди, да красное солнышко (историческая, фрагмент)
Исп. Лешуконский любительский народный хор
Длительность: 4:20

22. Между речками, между быстрыма (лирическая)
Исп. Лешуконский любительский народный хор
Длительность: 2:08

23. Куревушка, курева (плясовая, фрагмент)
Исп. ансамбль деревни Кеба
Длительность: 2:10

24. Во слободке-то было во новой (лирическая)
Исп. Людмила Александровна Осипова (д. Олема)
Длительность: 2:10

25. «Сказка-помазка»
Исп. Анна Андрияновна Алимова (д. Чулоса)
Длительность: 0:20

26. Как во нашей во деревне (лирическая)
Исп. ансамбль деревни Ценогора
Длительность: 3:50


Общее время звучания - 51:41

Скачать - 82 Мб:
http://narod.ru/disk....ip.html

См. также:
ПОКАЖИТЕ, ЛЮДИ, ДОРОГУ. Песни и обряды Брянской области (Мерзляковские фольклорные экспедиции; Вып.1., 2005)

Источник: http://folk.amkmgk.ru/
Прикрепления: 7957974.jpg (130.9 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:08 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Экспедиция в Гдовский район Псковской области (2002)

Участники экспедиции:
Константин Корзун (руководитель экспедиции)
Екатерина Иванова (преподаватель МГК)
Мария Одинцова
Виктория Губайдуллина
Марина Лебедь
Наталья Голубева
Григорий Моисеев
Алексей Кузнецов
Евгения Шелухо
Ирина Старикова
Николай Орловский
Елена Малявина
Студенты-практиканты:
Анна Утешева
Алёна Иванова
Галина Живнина



Чудское озеро

В начале

Выбор именно Гдовского района для первой экспедиции в Псковскую область был обусловлен не только музыкально-фольклорными причинами. Район расположен на побережье Чудского озера, и нам очень хотелось посетить предполагаемое место Ледового побоища. Как известно, сражение это произошло 5 апреля 1242 года. По одной из существующих версий, битва русских и ливонцев проходила около селенья Кобылье Городище (сейчас это небольшая деревня).

Кроме того, на берегу Чудского озера есть деревня с родным для нас названием Мерзляково, что окончательно укрепило решение поехать именно в Гдовский район.

Наше путешествие заняло особое место в истории Мерзляковских экспедиций. Во-первых, это была первая официальная фольклорная практика на теоретическом отделении. Во-вторых, Гдовский район предстал перед нами очень разнопланово: изумительные озёрные пейзажи, повсеместная реставрация храмов в деревнях, неожиданные проявления народной фантазии (например, мы видели дом, в стены которого «вмонтировано» немалое количество бутылок), и, конечно, замечательные люди и их песни. Пожалуй, ни в одной из предыдущих экспедиций мы не ощущали народные песни частью чего-то гораздо большего, чем просто образцами фольклора. Наконец, в-третьих, именно в Гдовской экспедиции мы положили начало традиции давать концерты для местных жителей.

По возвращении в Москву, в течение всей осени мы не только разучивали записанные песни, но и готовили любительский студенческий фильм «Мерзляковцы под Псковом». Текст к фильму сочиняли почти все участники экспедиции. В предлагаемом описании экспедиции мы использовали некоторые его фрагменты. Надеемся, что это поможет лучше почувствовать атмосферу незабываемой для нас Гдовской экспедиции.


Фольклористы на крыльце клуба «Десантник»

Гдов

Из Москвы до Пскова мы доехали за 15 часов на автобусе (ошибочно посчитав, что так выйдет дешевле), а затем ещё на одном автобусе за три часа добрались до города Гдова. Здесь местный отдел культуры (за что ему отдельная благодарность) поселил нас в здании учреждения дополнительного образования «Десантник», которое и стало экспедиционной базой. К нашим услугам было большое помещение с двухъярусными армейскими кроватями, а также комната со столами — для трапезы. Всё способствовало успешному собиранию фольклора. Но сначала о городе.

Город Гдов, районный центр Псковской области, не избалован вниманием туристов. «Городок» Гдов впервые упомянут в летописи в 1323 году, но основан был, как считают исследователи, не позднее 1300 года. Город расположен на берегу реки Гдовки (раньше она называлась Гдова́), в двух километрах от её впадения в Чудское озеро. Несмотря на постоянные войны и немецкие набеги, поселение продолжало развиваться. С течением времени город выдвинулся как крупный населённый пункт и одновременно как крепость на западных рубежах Руси. Военно-оборонительное значение Гдова особенно возросло в XV веке.


Развалины стен гдовской крепости

В 1510 году Гдов вошёл в состав Московского государства. В XVI веке, во время опричнины и Ливонских войн, город постепенно приходил в упадок, а с 1614 по 1621 годы оказался под властью шведов. К концу XVII века военное значение Гдова значительно снизилось.

В феврале 1944 года, при отступлении немецких войск, Гдов был почти полностью разрушен. Были взорваны все каменные храмы, в том числе собор Св. Дмитрия. В 1994 году храм был восстановлен на старом фундаменте по обмерным чертежам 1906 года и был назван именем Державной Божьей Матери. В настоящее время он является действующим. Этот собор — один из первых ярких примеров восстановления памятника архитектуры в древних формах.

Остаётся добавить, что в день приезда и размещения на базе нам довелось поучаствовать в реставрации храма — мы перетащили с улицы в помещение немалое количество кирпичей.
Прикрепления: 8950084.jpg (52.2 Kb) · 8082125.jpg (144.7 Kb) · 2115469.jpg (129.5 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:13 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Первый рабочий день — 5 июля

Утром руководитель экспедиции посетил отдел культуры, в котором навёл справки о фольклорной ситуации в районе. Разделившись на группы, фольклористы отправились на первые маршруты.

Первая группа отправилась в деревню Подолешье и близлежащие населённые пункты. К сожалению, с песнями здесь оказалось плоховато, зато бабушки впечатлили своими рукоделиями: ткаными половиками, вязаными подзорами. Особенно поразила какая-то особая душевность и простота, которую местные жители проявили в общении с нами. В одной из деревень нам подарили целый пакет с вязаными вещами, причём это было сделано настолько естественно, что мы даже не успели из скромности отказаться от этих сувениров.


Закат

Другой группе с фольклором повезло несколько больше. В деревне Чернёво были проведены несколько сеансов, записано множество интересных песен: плясовых, шуточных, свадебных, колыбельных. А в репертуаре одной из жительниц деревни, Нины Васильевны Дроздовой, мы с немалым удивлением обнаружили щедровки — святочные поздравительные песни (их поют, когда ходят по дворам и получают за это угощения), более характерные для западнорусской традиции, например, для Брянской области:

У пана пана, пана Василя,
Бог ему дал умнаю жену,
Умнаю жену у ево дому.

Скупила она да три гарада́,
Бог ему дал…

Первый горад с попами,
Бог ему дал…

Втарый горад с девками,
Бог ему дал…

Третий горад с князями.


В этой щедровке хозяину дома (а поётся она именно мужчине) желают жену, которая приведёт его к очень большому богатству. Выяснилось, что Нина Васильевна родом из Белоруссии, и эти замечательные щедровки — оттуда.

Ямм, Полна́ (6-7 июля)

Примерно к часу дня 6 июля группа из Чернёво (где она ночевала) вернулась на базу, и экспедиция в полном составе на рейсовом автобусе поехала в посёлок Ямм. Там мы познакомились с Розой Югановной Ивановой, которая не только сыграла на балалайке и спела частушки, но и обучила нас работе на ткацком станке. Этот мастер-класс нам очень запомнился!

Вечером мы разделились на две группы. Бóльшая отправилась отдыхать на Ужинское озеро, расположенное неподалёку (ночь на Ивана Купала очень хотелось провести на берегу водоёма у костра), а остальные четверо намеревались пешком преодолеть 8 километров до деревни Полна́. Там, впрочем, группу никто не ждал, однако у нас были предварительные сведения о наличии в деревне ансамбля. Буквально через два километра группу подобрал фургончик, который вез продукты в местный магазин. Вот так, сидя между ящиками с разными ягодами и фруктами, мы въехали в Полну.



В деревне нас встретил крупный мужчина кавказской внешности с татуировкой на плече — это оказался местный предприниматель Алек, а по совместительству (или, наоборот, по основной работе) — директор местного Дома культуры Дереник Завенович Агаджанян. Нежданных гостей он принял с истинно русским (или кавказским) гостеприимством: разместил в хорошем доме, а с утра организовал запись ансамбля. Четыре певицы, которых мы записали — это, к сожалению, всё, что осталось от некогда большого Полновского хора, основанного ещё в 1938 году и в период своего расцвета насчитывавшего 28 участников.

Встреча с исполнительницами состоялась в здании школы и продолжалась более 2 часов. У полновских песен большие, протяжённые сюжеты. Поразила какая-то особенная «запоминаемость» мотивов — слушаешь эти песни впервые, а кажется, что уже когда-то слышал…

По окончании сеанса Алек повёл нас на окраину деревни и показал крест, сообщив о том, что намеревается построить здесь православную церковь. Также он рассказал, что всегда старается собирать бабушек по праздникам, чтобы они не забывали своих песен. Возвращаясь 7 июля из Полны в Гдов (там у нас должен был состояться концерт), мы находились под сильным впечатлением и от песен Полны, и от личности Алека.

Несмотря на не очень хорошую рекламу, наш концерт в Гдове прошёл успешно, и мы даже получили приглашение выступить в одной из деревень на популярном празднике — Дне рыбака. Но, к сожалению, мы были вынуждены отклонить это приглашение, так как данный праздник выходил за временные рамки экспедиции. Впрочем, вечером 13 июля нам довелось поучаствовать в другом концерте — в селе Спицино (с большим успехом, при полном аншлаге в местном клубе). А первый визит нашей группы в этот населённый пункт состоялся несколько раньше.
Прикрепления: 1743845.jpg (38.4 Kb) · 2289742.jpg (99.6 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:17 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Спицино, Мерзляко́во (8 июля)

Итак, одна из наших групп 8 июля прибыла в село Спицино. Мы познакомились здесь с двумя очень душевными женщинами — Инной Георгиевной Морозовой и Таисией Андреевной Мурзаковой. Благодаря их энтузиазму в здешнем клубе очень активно развивается художественная самодеятельность, хоть и не основанная на традиционном фольклоре. Выяснилось, что жители Спицино очень любят своё село (есть даже гимн, автор — И. Г. Морозова), свой клуб (существует Ода клубу). История же Спицина положена на музыку (на мотив песни «По Дону гуляет казак молодой») и была нам спета:

Давно это было, давно это было,
Давно это было, быльём поросло.

В пятнадцатом веке, в пятнадцатом веке.
В пятнадцатом веке родилось село.

Гулял по Чудскому, гулял по Чудскому,
Гулял по Чудскому купцов караван.

Торговцы устали, торговцы устали,
Торговцы устали — был сделан привал.

Испили водицы, испили водицы,
Испили водицы чудской озерной.

Один купец Спицин, один купец Спицин,
Один купец Спицин — орёл молодой.

Друзьям говорил он, друзьям говорил он,
Друзьям говорил он: «Идите домой!

А я остаюся, а я остаюся,
А я остаюся здесь в чаще лесной.

Построю именье, построю именье,
Построю именье — здесь будет дом мой!»

Сказал — и построил, сказал — и построил,
Сказал — и построил, хозяйство развёл.

А люди дивились, а люди дивились,
А люди дивились: «Имение чьё?»

Холопы сказали, холопы сказали,
Холопы сказали: «Оно Спицино!»

Вот так и возникло, вот так и возникло,
Вот так и возникло названье его!


Другая группа в тот же день отправилась в Мерзляково. Честно говоря, данных о наличии фольклора в этой деревне у нас не было, но не посетить населённый пункт с таким названием мерзляковцы не могли. Дорога к деревне оказалась очень трудной — почти два часа пришлось идти по лесам и полям, без тропы.

Визит в Мерзляково запомнился, прежде всего, встречей с очень колоритным мужчиной, который долгие годы работал в порту докером. Вот как он сам определил характерные особенности своей профессии: «Бери побольше, бросай подальше и кричи «Ура!» Также этот житель Мерзляково оказался неплохим знатоком гороскопов и даже прочитал «лекцию» на эту тему. Вот что он сказал о Весах: «Это очень практичный знак. Он не вредный, он чудесный, но, вы понимаете, он всё взвешивает!»
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:18 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline

Ансамбль д. Ремда

Ремда́ (9-10 июля)

9 июля на рейсовом автобусе мы в полном составе прибыли в деревню Ремда. В дороге мы разговорились с водителем автобуса. Он поинтересовался, зачем мы едем в Ремду. Узнав о нашей цели, водитель рассказал, что в соседнем районе, Печорском, живут представители народности сето. У них сохранились своеобразные песни и, самое главное, очень красивые костюмы! Вот так и получилось, что случайный разговор с шофёром определил направление нашей следующей экспедиции в Псковскую область, которая состоялась тем же летом.

В Ремде нас уже ожидала руководительница местного фольклорного ансамбля Алевтина Даниловна Трепакова. В своём доме эта замечательная певица познакомила нас с репертуаром коллектива и показала интересный альбом с фотографиями, связанными с историей и концертной жизнью Ремдовского ансамбля.

История ансамбля началась около 40 лет назад, когда из Себежа (районного центра Псковской области) в Ремду приехала молодая учительница Алевтина Трепакова. 1 марта 1967 года она была приглашена в гости в деревню Ветеря, где и услышала впервые замечательные народные песни. А. Д. Трепакова предложила женщинам из Ветери спеть на сцене Дома культуры Ремды. С годами менялся состав исполнителей, но до сих пор на сцене Ремдовского ДК звучат прекрасные песни.


Плач невесты

В репертуаре ансамбля собраны песни, которые Алевтина Даниловна слышала не только в Ремде, но и в окрестных деревнях. Коллектив успешно выступал с концертами в разных городах Псковской области, в Ленинграде, Латвии, Белоруссии.

Утром 10 июля в Доме культуры (на сцене которого мы потом заночевали) состоялась запись ансамбля Ремды. Участницы ансамбля отнеслись к этому очень ответственно: за час до начала они уже репетировали! В Ремде поют лирические, плясовые, шуточные, свадебные песни, но, наверное, самым большим впечатлением для нас стало голошение невесты-сироты на фоне песни её подруг:

Подруги поют:
Как у ели нету маковки,
Как у Нюши нету батюшки.
Пособрать яну* некаму
На мою ль на горьку свадебку.
Попрошу я брата старшева,
Брата старшева Степанушку,
Штобы съездил в Божью церкову,
Попросил церковна старосту,
Штоб ударил в большой колокол,
А с большова да на маленький —
Разбудил маёва батюшку
На маю на горьку свадебку.


Невеста голосит:
Ой вы милые подруженьки,
Вы повыйдете са мной на моё крылеченько,
Посмотрите на четыре стороны:
Не пылит ли в поле дорожинька,
Ой не едет ли мой родный батюшка
На мою-то на горькую свадебку?
Прикрепления: 4331930.jpg (196.4 Kb) · 4915754.jpg (132.4 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:21 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline

Крест в память воинов дружины Александра Невского

Кобылье Городище (10-11 июля)

После записи ансамбля Ремды экспедиция в полном составе преодолела 15 километров пешком в сторону российско-эстонской границы. Но на посту в приграничной зоне никого не оказалось. Конечным пунктом маршрута была деревня Кобылье Городище, расположенная неподалёку от посёлка Самолва́. Не имея чётких планов по поводу ночлега, мы примерно 3 часа ожидали отца Димитрия — настоятеля храма Архангела Михаила. Батюшка пришёл ближе к полуночи и сразу же предложил переночевать у него дома, но перед этим провёл экскурсию в храме. Необычность времени и места повествования отца Димитрия запомнилась надолго. Фрагмент ее мы решили поместить на этой странице.

«После Ледового побоища, когда Александр Невский прославил это место, здесь стали обживаться люди, строиться. Сначала тут был посёлок Кобылье Городище. В XIV веке уже упоминается город Кобылинск, насчитывавший 20 000 жителей. Была здесь и каменная крепость, побольше, чем в Гдове.

Когда в 1462 году построили эту церковь, каждый год сюда приезжал князь Александр Васильевич Черторижский (он княжил в Пскове с 1443 по 1448 и с 1456 по 1460 годы). Дороги, по которой вы пришли сюда, раньше не было, раньше плыли по озеру на кораблях. Князь присутствовал здесь на службах, у него была своя комнатка, где он молился во время службы.



Храм Архангела Михаила (фото 2008 г.)

Сама церковь XV века, а пристройка была сделана в XIX веке. Иконостас был вырезан в 1830 году.

В 1763 году сюда приплывала Екатерина II. Она подарила 12 Миней — 12 книг для богослужений на каждый месяц. Ну, одну из них я могу вам сейчас показать, с её личным автографом! (Показывает)
Наша церковь на всей Псковщине отличается тем, что здесь самые древние иконы. Хочу показать вам одну из самых древних — Господь Вседержитель. По преданию. Эта икона в XV веке была подарена князю Александру Васильевичу Черторижскому для нашего храма (при его постройке). Икона написана в византийском стиле, и вы можете разглядеть её. Кто писал эту икону, я не могу вам уточнить, так как в списках иконописец не указывается. Но икона была написана именно в XV веке, возможно, даже раньше, чем писал Андрей Рублёв.

В нашем храме службы ведись всегда: во время гонений на церковь, во время 1-й и 2-й Отечественных войн. Во время Великой Отечественной войны немцы хотели разбомбить эту церковь. В дома по бокам церкви бомбы попадaли, а в церковь — ни разу!»
Прикрепления: 8065938.jpg (109.3 Kb) · 2239887.jpg (226.7 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:23 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Ни́зовицы (11-12 июля)

Наше общение с участницами ансамбля из деревни Низовицы начиналось непросто. Утром 11 июля мы приехали в Низовицы из деревни Кобылье Городище на рейсовом автобусе. Мы отправились к отцу Виктору (настоятелю местного храма) — передать привет от отца Димитрия из Кобыльего Городища, а также попросить помочь в организации записи ансамбля. Жена батюшки позвонила Нине Фёдоровне Кудряшовой (руководительнице ансамбля), но получила решительный отказ. «Видимо, ничего у вас не выйдет здесь», — с этими словами супруга отца Виктора рядом со своим домом устроила нам замечательный завтрак на траве. А далее помог уже батюшка: на своеобразном автомобиле, представляющим собой платформу старого автобуса, он отвёз бoльшую часть нашей группы до трассы Псков-Гдов, с тем, чтобы хоть несколько участников экспедиции смогли оказаться в Гдове. Дело в том, что на вечер этого дня была намечена запись гдовского ансамбля гусляров.

Четыре человека остались в Низовицах уговаривать участников ансамбля. Выяснилось, что Нина Фёдоровна Кудряшова плохо себя чувствовала, а без её указаний, по отдельности, участницы петь категорически отказывались. Затем, немного смягчившись, Нина Фёдоровна предложила нам уговорить запевалу, без которой, по её словам, ничего не получится. Запевала работала фельдшером, и она сразу же согласилась участвовать в исполнении песен. Сообщив об этом Нине Фёдоровне, мы, наконец-то, добились разрешения на запись, но только завтрашним вечером, в 22 часа, так как до этого все будут заняты на сенокосе.

Обрадовавшись тому, что запись все же состоится, на попутной машине (причём совершенно бесплатно) мы вернулись в Гдов. Выбравшись из машины и прошагав метров сто в сторону от дороги, одна из участниц экспедиции вдруг сказала: «Ой, мой блокнот с записями я оставила в машине! Это же самое главное, для чего я поехала в экспедицию!» И только мы повернули назад, как увидели бегущего к нам водителя машины с блокнотом в руке!


Гдовский ансамбль гусляров

Вечером состоялась запись ансамбля гусляров. Репертуар ансамбля вряд ли можно назвать фольклорным: в основном это были композиторские сочинения и обработки песен. Зато играли гусляры весьма слаженно!

На следующий день экспедиционная группа отправилась в Низовицы на запись. Выехали заранее, с тем, чтобы пройти какую-то часть пути до деревни пешком. Кроме того, мы знали, что где-то недалеко от Низовиц находится место отшельничества Илариона Гдовского, имя которого овеяно целым рядом местных легенд.
Прикрепления: 6732023.jpg (147.5 Kb) · 9980116.jpg (117.9 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:24 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Иларион Гдовский

Святитель Иларион Гдовский, живший в XV веке — один из самых почитаемых псковских святых. Дата его рождения неизвестна, но уже около 1460 года на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро, им был основан Псково-Езерский монастырь. Монастырь находился вблизи границы с землями Ливонского ордена, и, возможно, служил крепостью для окружающих его русских поселений.

Некоторым участникам экспедиции удалось побывать возле этого монастыря, на месте, связанным с житием его основателя. Согласно легенде, в молодости Илариона постигла неудача в любви, и, пытаясь справиться с горем, он ушёл в лес и поселился в дупле древней сосны. Возможно, именно в это время, окруженный природной красотой, и решил он основать неподалёку монастырь. Скончался святой Иларион 10 апреля 1476 года.

Чудеса, которые происходили на его святых мощах и возле сосны — месте отшельничества, — и сейчас приводят сюда многих паломников. Считается, что святой Иларион особенно помогает женщинам — так возникло суеверие не пускать к мощам святителя мужчин. Считается, что прикосновение к стволу древней сосны (которому сейчас уже более 700 лет) облегчает зубную боль.

Находясь под сильным впечатлением от посещения часовни святого Илариона, мы добрались до Низовиц. Нина Фёдоровна угостила нас своим фирменным чаем, а потом началась запись. По сравнению с коллективом из соседней деревни, Ремды, манера исполнения ансамбля из Низовиц более открытая, резкая. Репертуар здесь достаточно интересный, и даже песни, слова которых совпадают с песнями Ремды, распеты иначе. Особенно выделяются долевые (т.е. о доле, лирические) и гулевые (на гуляньях) песни. К сожалению, уставшие после тяжёлой работы на сенокосе, певицы во время исполнения разговаривали между собой, что сказалось на качестве записи.

Переночевав на сцене клуба Низовиц, утром 13 июля мы пошли назад, в сторону Гдова. В пути нам неожиданно повезло. Проходя мимо деревни Ореховцы, мы увидели одинокую бабушку, сидящую на лавочке. Разговорились. Екатерина Ивановна Пантелеева (так ее звали) согласилась спеть нам несколько песен. Среди них была общеизвестная песня о Степане Разине, первые слова которой оказались почему-то таковы: «Из-за острова навстречу…» Но самой замечательной была свадебная песня, причем её мотив запомнился настолько, что мы напевали его весь день. Вот слова этой песни:

Ва полюшки трава, трава нетоптаная,
Люли палюли, нетоптаная.
Трава нетоптаная, цвяты неломаныя,
Стаптали, сламали данские казаки.
Данские казаки — то ореховски мэлатцы.
Адин маладец шатаитца у батюшкиных варот,
У батюшкиных варот, у Марииных ног.
«Ой, ты, Марьюшка, разуй, да Лексеевна, разуй!»
«Я и рада бы разуть, да не знаю, как завут!»
«Схади-ка ты на улицу, спраси-ка у людей!»
Ей люди сказали: «Иванам завут,
Люли палюли, Иванавичём!»
«Адну нагу разула — я Иванам назвала.
Другу нагу разула — я Иванавичам!»


13 июля фольклористы покинули замечательную базу в Гдове и переехали в Спицино. Вдоволь покупавшись в Чудском озере, вечером мы приняли участие в праздничном концерте. Последняя ночёвка была отличной — на сеновале в доме Инны Георгиевны Морозовой, заведующей клубом Спицина. Утром 14 июля на маршрутке мы уехали в Псков, а затем, уже на поезде — в Москву.

Источник: http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex5/
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:29 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Экспедиция в Гдовский район Псковской области (2008)

Участники экспедиции:
Константин Корзун (руководитель экспедиции)
Екатерина Иванова (преподаватель МГК)
Екатерина Бойцова
Анна Ефанова
Сергей Михеев
Кирилл Кузьмин
Юлия Кабакова


Эта поездка стала нашей первой зимней экспедицией. По разным причинам она получилась короткой — всего 4 дня. Но в здешних местах мерзляковцы уже побывали летом 2002 года, и сейчас перед нами стояла конкретная задача — записать местные ансамбли на более качественную, чем пять лет назад, аппаратуру. Кроме того, было интересно узнать, что изменилось с тех пор в знакомых нам деревнях.

Ремда́


Поле возле Ремды

В деревню Ремда́ — примерно в 100 км от Пскова — мы добрались в середине дня. Места здесь очень красивы — поля желтой высохшей травы с пятнами снега, ветхие, черные от старости дома, широкая река, покрытая льдом с серыми проталинами. В центре деревни возвышается большой храм, построенный в начале XX века.

Мы поселились в доме Инны Геннадиевны Шаталовой, заведующей местным клубом. Хозяйка не только нас вкусно кормила, но и очень помогла в организации и записей в Ремде, и наших дальнейших передвижений по району.

Ближе к вечеру состоялась запись ансамбля. Оказалось, что состав ансамбля сильно изменился за пять лет — из 19 участников прежнего коллектива в нынешнем осталось только три человека. Но, несмотря на это, сеанс был весьма удачным. Мы записали множество песен в очень хорошем исполнении: свадебных, плясовых, шуточных. Тех, кто не был в Ремде в 2002 году, особенно впечатлило исполнение сольного причета невесты в сопровождении специальной песни ее подруг.


Ансамбль из деревни Ремда

Специально для этой встречи мы выучили несколько песен из Ремды, записанных в 2002 году. Совместное исполнение с носителями традиции доставило много приятных впечатлений и нам, и участникам ансамбля.

Ближе к ночи состоялся сеанс с руководительницей ансамбля Алевтиной Даниловной Трепаковой, — замечательной исполнительницей, которая является лучшим знатоком песен в Ремде. От нее мы записали несколько свадебных и хороводных песен.

Ни́зовицы


Ансамбль из деревни Низовицы

Следующим пунктом экспедиции была деревня Ни́зовицы, соседняя с Ремдой. Особое впечатление оставила дорога — около 10 километров в кузове грузовика с открытым пологом.

Здесь нас ждал ансамбль «Рябинушка», исполнивший более десяти песен разных жанров. Очень запомнилось прекрасное многоголосие, особенно в гулевых песнях (т. е. таких, которые поются на гуляниях).
Прикрепления: 6383670.jpg (116.3 Kb) · 8699192.jpg (109.1 Kb) · 4851567.jpg (139.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:29 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Самолва́ и Кобылье Городище

В деревню Самолва́ мы отправились ближе к вечеру того же дня. Эта деревня находится в пограничной зоне (сама граница проходит по Чудскому озеру сразу за ней). Специальных пропусков у нас, конечно же, не было, но мы решили рискнуть и сели в рейсовый автобус до Самолвы.


Около Самолвы

И вот, подъезжая к деревне, фольклористы внутренне напряглись, достали паспорта и приготовились объяснять, с какой целью они здесь. Все оказалось гораздо проще — ни одного пограничника по пути не было, а о близком рубеже напоминала только покосившаяся табличка с надписью «Пограничная зона», которая быстро скрылась за поворотом извилистой дороги.

Однако, в плане фольклора здесь нас ждало разочарование. Еще в Ремде и Низовицах нам называли имена исполнительниц из Самолвы и окрестных деревень, но на месте оказалось, что все они умерли за последние несколько лет. В Самолве удалось провести только один сеанс, хотя на нем среди частушек была записана очень смешная шуточная песня «Добрый вечер, девки, вам».


Чудское озеро

Но даже в отсутствие фольклора этот маршрут оставил массу впечатлений. В полутора километрах от Самолвы находится деревня Кобылье Городище — главная достопримечательность этих мест. Где-то здесь, по общепринятой версии, в 1242 году произошло легендарное Ледовое побоище, когда воины Александра Невского сразились с тевтонскими рыцарями. В конце зимы можно очень живо ощутить атмосферу тех далеких дней — низкое небо, поля почти без снега, с сухой прошлогодней травой, черные от сырости стволы деревьев, покрытое льдом Чудское озеро и глубочайшая тишина, нарушаемая лишь шорохом ветра в ветвях.

В Самолве мы ночевали у замечательной, очень доброй женщины Любови Ивановны Кузнецовой — в том самом доме, в котором в конце 30-х останавливались участники съемок знаменитого фильма «Александр Невский». На почетном месте висит старая фотография — группа актеров (среди них Николай Черкасов) сидит за столом во время деревенской трапезы.

Полна́

В деревню с таким оригинальным названием мы сумели попасть благодаря удачному стечению обстоятельств. Дело в том, что она находится примерно в 50 километрах от Самолвы и отделена от нее несколькими перекрестками. Найти машину из одного довольно глухого уголка района в другой было делом непростым. Но нам повезло, и благодаря помощи главы сельсовета в последний день этой короткой экспедиции в Полне был проведен один сеанс.


Исполнительницы из деревни Полна

Когда-то здесь был народный хор, наверное, один из самых старых и в Псковской области, и во всем СССР. Хор был основан в 1938 году и в период своего расцвета насчитывал 28 участников. Нам же удалось собрать только двух исполнительниц. Но и вдвоем они смогли спеть 14 песен, многие из которых требуют больших физических усилий. Основную их часть составили свадебные, но были и яркие хороводные, и прекрасные лирические (здесь их называют «долевыми» — то есть о тяжелой доле).

В нашей работе и в 2002-м году, и сейчас очень помог заведующий полновским клубом Алик — очень милый, добрый, и вместе с тем чрезвычайно колоритный в далекой деревне из-за своей яркой южной внешности человек. Благодаря нему в здании клуба был произведен ремонт, он пытается не дать окончательно исчезнуть полновскому хору. Во многом его стараниями состоялась эта запись.

Источник: http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex16/
Прикрепления: 5902910.jpg (404.3 Kb) · 9836282.jpg (427.5 Kb) · 3241799.jpg (149.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:43 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Экспедиция в Тарногский район Вологодской области (2005)

Участники экспедиции:

Константин Корзун (руководитель экспедиции)
Екатерина Иванова (преподаватель МГК)
Владимир Поздняков (преподаватель колледжа)
Валентин Шарков (преподаватель колледжа)
Сергей Борисов (преподаватель колледжа)
Юлия Кабакова
Анастасия Лопатина
Галина Живнина
Антонина Ольшевская
Алексей Кузнецов
Анна Донценко
Елена Бондарева
Анна “Дара” Сластюк
Тинатин Кобаидзе
Кирилл Кузьмин
Александр Кличановский
Евгения Голубева
Николай Орловский
Марина Лебедь
Татьяна Агеева
Анна Утешева
Татьяна Донценко


Прошлое края


Поля

Вологодская область была некогда заселена племенами, известными нам под названием чуди. Память об этом и сейчас еще хранят местные жители: показывают места, где чудь закопалась под землю и т. п. Потом начинается освоение Севера новгородцами. Вологодская область заселялась ими еще в VIII-X веках, к XII веку Новгороду была подченена Тотьма (сегодня центр соседнего с Тарногским района) и вся территория по реке Сухоне. К XIV веку темп русской колонизации Севера чрезвычайно увеличивается. Хотя земли здесь принадлежали Новгороду, люди приходили и из других княжеств, в основном Суздальского и Владимирского.

Реки Кокше́ньга и Вага (т. е. территория нынешнего Тарногского района) принадлежали новгородским боярам Своеземцевым. Когда в XVI веке Новгород был разгромлен Иваном IV, по его приказу Своеземцевы сменили фамилию на Едемские. Возможно, носители этой довольно распространенной в районе фамилии являются далекими потомками новгородских бояр.

После присоединения к Московскому государству Вологда стала его опорой во время войн и смут. Во время польско-литовской интервенции Тотьма устояла, отбив польский набег, здесь прятались беглецы из разоренной Вологды.

В XVII веке места эти лежали на важном торговом пути по Сухоне и Северной Двине из Вологды в Архангельск (Кокшеньга находится лишь немного в стороне). Кокшеньга для местного населения была чрезвычайно важна, т. к. по ней через Двину местные жители сплавляли в Архангельск хлеб, который шел на экспорт. И сегодня жители района называют себя не по имени райцентра, а по главной реке края — кокшары́. Другим товаром, которым местные купцы торговали за пределами своей земли, был хмель. Торговый путь через Сухону утратил свое значение с основанием Петербурга, и места вдоль Кокшеньги постепенно стали захолустьем.


Кокшар

Деревни в районе стоят «кустами», т. е. несколько небольших, в 5-10 дворов деревень расположены в радиусе 4-5 километров от центра — более крупной деревни. По имени этой «центральной» деревни называется и весь куст, хотя и каждая деревня тоже имеет свое название. Кроме того, мы столкнулись с совершенно неожиданной проблемой — почти каждая деревня имеет два названия! Одно, «официальное», отражено на карте, в документах, телефонных справочниках и т. п., другое же используется в разговоре. Мы поняли это совсем не сразу, отчего на маршрутах не обошлось без путаницы. Один раз пришли по карте в маленькую деревню из 4-5 дворов. У встретившейся на улице женщины спрашиваем: «Это деревня Борисовская?». Ответ был таким: «Борисовская-то Борисовская, а мы её называем Зама́йга!». Вот так и искали по «кустам» нужные деревни.

Старина и традиционность чувствуются в замечательных и красивых, непривычных для городского уха именах. За время экспедиции мы пообщались с Адалиной Васильевной, Павлой Владимировной, Граниславой Александровной, Евстольей Авксентьевной…
Прикрепления: 2000296.jpg (96.1 Kb) · 1030006.jpg (396.2 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:43 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Местная традиция

Наиболее яркая часть местной традиции — свадебный обряд. Он здесь очень развит и изобилует интересными деталями. Весь свадебный обряд основан на причитаниях. В целом Кокшеньга — «эпицентр» традиции свадебных причетов всей Вологодской области.


Хмель

Свадьба состояла из сватовства, осмотра хозяйства жениха («смотрят место»), «запору́к» (когда окончательно уговоривались о свадьбе, «били по рукам»). За запоруках невесту «завешивали» — закрывали её лицо платком. Так, не снимая платка и с закрытым лицом, невеста пребывала до дня свадьбы. Далее следовало заваривание пива, сопровождавшееся специальными причетами невесты. Пиво раньше варили в каждом доме, и сейчас еще повсюду возле домов, цепляясь за шесты, растет хмель. Его шишечки, правда, не снимают, они так и висят на стеблях. Это очень красиво! Время между запоруками и свадьбой называлось «неделя», причем оно не обязательно равнялось семи дням. Главное, что происходило на неделе — «хождение на угор». Невеста с подругами ходила на угор вечером — причитать. Причем угор не обязательно означает высокое место — часто девушки просто выходили на улицу и причитали недалеко от своего дома. С утра свадебного дня невеста с подругами или родителями ходила в баню. В бане, после того как невеста вымоется, знахарка собирает невестин пот, выжимая мокрый платок в стеклянный пузырек. Собранный пот вольют в пиво жениху, чтобы скрепить таким образом молодых нерасторжимой связью.

Нужно отметить, что здесь первым днем свадьбы был не день венчания, а предшествующий ему. Именно накануне венчального дня приезжал жених с «прибором» (т. е. спутниками и друзьями), все они эту ночь проводили в доме невесты. Ближе к вечеру первого свадебного дня приезжали женихи («женихами» здесь называют весь женихов поезд). Встреченные родителями женихи проходят в избу. Невестина родня подметает им веником дорогу (чтобы не подбросили им под ноги какой-нибудь заколдованный предмет). Женихи проходят в сутки (в хозяйственный угол, противоположный жилому углу) и садятся за стол. Перед ними стол занимают девки и не пускают женихов за стол, требуя выкупа. Самый важный и торжественный момент первого свадебного дня — «вывод невесты перед столы». Невеста на выводе роскошнее всего одета, она впервые всенародно показывается жениху. Жених и невеста трижды меняются чарками с вином, потом пьют.

Далее следует девичник. Полный ритуал девичника (прощания невесты с девичьей жизнью) включает приплакиванье к пиву и круги (городки или улочки). Первое — угощение гостей-мужчин, главным образом парней, пивом, сопровождаемое обрядовыми причетами, второе — хороводные игры. Ночь молодые должны были провести вместе в доме невесты.


Улица в Тарноге

Утром следующего (венчального) дня невесту «выводили за стол». На этом девичья жизнь невесты заканчивалась. Отец берет невесту за руку и ведет к жениху. Это действие сопровождается причетами. Выведя из-за стола, жениха с невестой благословляют по очереди отец с матерью. После этого молодых отвозили к венцу.

На следующий день были хлибины — пир в доме родителей невесты, на который отправлялась все гости. Через день-два устраивалась «перегостьба» — родители невесты ехали на угощенье в дом зятя. На этом свадьба заканчивалась.

***

В 1970-х годах в деревнях по рекам Кокшеньге и Уфтюге несколько лет работали ленинградские фольклористы. Ими была обследована каждая деревня района, а в деревнях — каждый дом. Собранные в процессе этой огромной работы материалы легли в основу книги «Русская свадьба»1, детальнейшим образом описывающей местный свадебный обряд. За две недели мы, конечно, вряд ли могли бы прибавить что-либо к этим сведениям. Хотелось самим услышать все это, прикоснуться к богатейшей обрядовой традиции. Кроме того, было интересно сравнить нынешнее состояние традиции с тем, что здесь было 30 лет назад.

И вот, ночь в поезде и пять часов в автобусе позади - мы на месте!
Прикрепления: 2787460.jpg (118.4 Kb) · 2581845.jpg (103.8 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:44 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Тарногский Городок


Дом в Тарноге

Та́рногский Городок (в разговоре просто Та́рнога) — не смотря на название, является селом. Село довольно большое, более десятка улиц. В центре — гостиница, универмаг, почта с загадочной вывеской «Тотемский МРУС, Тарногский ЭТУС». Многие сельские дома очень красиво украшены резьбой и орнаментами. На одном таком доме на месте конька вырезан петушок, на «полотенцах» — две лисички, крадущиеся к петушку. А по краям изукрашенного орнаментами балкончика в окружении цветов изображены берегини — славянские птицы-девы. Все это чрезвычайно ярко и живописно.

Поселили нас в общежитии Тарногского ПУ (профессионального училища). Разместились с комфортом в пяти комнатах и были очень довольны. Воду то и дело отключали, и приходилось ходить с огромной кастрюлей на колонку метров за триста. Особенно интересно делать это было ночью, когда вокруг полная темнота, только где-то далеко горит одинокое окошко, и колонку приходилось искать наощупь. Но мы не падали духом.

Слу́да


Частушки под две балалайки

Первый же наш маршрут был очень удачным. В деревне Слуда о нашем приходе уже была предупреждена по телефону Нинель Васильевна Кузьмина, радушная и веселая, очень общительная женщина.. Пригласив нас в дом, она брякнула (т. е. позвонила) своим соседкам, и через полчаса перед нами уже был квартет. Мы записали припевки «На горе-то торицу торят» (торицей здесь называют дорогу), «Из колодца воду черпала», «Во саду было садочике» и другие, частушки в сопровождении двух балалаек и частушки под язык. Были нам показаны и танцы. Нинель Васильевна достала откуда-то полотенца с вышивкой, очевидно, рубежа XIX-XX веков. На одном из них изображен молодой сельский щеголь в кафтане и сапогах, опирающийся на тросточку, который встретил девушку с зонтиком в пышном сарафане с узорами. Закончился сеанс большим чаепитием с хозяевами.

После Слуды мы направились в деревню Погоняевская (того же «куста»). Путь наш лежал по живописнейшим местам, через мост над рекой Кокше́ньгой — главную реку района. Кокшеньга — неширокая по северным меркам река, довольно быстрая, с прозрачной, чуть буроватой водой. Берега ее как будто бархатные от свежей зелени трав и деревьев.


Кокшеньга

В Погоняевской нам нужно было найти Екатерину Ивановну Ше́кину, о которой нам рассказали еще в Тарноге. Кроме уже известных нам припевок, она спела несколько причетов невесты и замечательную лирическую песню «Комарочки-те не давали да ночью спать». Напев ее очень красивый и задумчивый, Екатерина Ивановна украшала его удивительными мгновенными взлетами голоса на квинту, а то и на октаву вверх, не обрывая при этом основного мотива. Учитывая малое распространение лирических песен по району, этот сеанс стал несомненной удачей.
Прикрепления: 5269822.jpg (128.2 Kb) · 7023386.jpg (150.6 Kb) · 6015408.jpg (84.4 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:45 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
И́леза


Выступление на деревенском празднике

На следующий день наш маршрут пролегал дальше — в деревню Илезу, примерно за 40 км от Тарноги. Приехав на место, совершенно неожиданно для себя мы попали в гущу большого праздника — дня деревни (очевидно, он приурочен ко дню Бориса и Глеба — 6 августа). Здесь было все — и накрытые столы, и ярмарка, и небольшая эстрада перед домом культуры, с которой доносились то частушки, то народные песни, то что-то из эстрадного репертуара. С окрестных деревень съехалась масса народа. Встретившись с начальством дома культуры, выяснилось, что нас просят выступить на концерте. За те полчаса, что у нас были, мы вспомнили несколько песен, распелись и выступили. Наградой за наше пение стала густая янтарная уха и местное пиво, темное, отменно вкусное и сладкое. Пиво — важный элемент местного свадебного обряда, поэтому попробовать его было особенно интересно. Наливали его из старинной медной браты́ни — большого ковша с носиком.

После концерта и угощения состоялся наш единственный сеанс в Илезе, здесь же, в доме культуры. Исполненные квартетом песни не были очень ценными, но частушки под язык оказались просто замечательными. Мы записали два вида частушек — «по деревне» (медленные частушки под медленное сопровождение) и быстрые частушки под чрезвычайно виртуозный «язык». Исполнительница партии «языка» делала во время пения такие движения руками, как будто играла на гармони.
Прикрепления: 7993297.jpg (105.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:45 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Верх-Кокшеньгский куст


"А свадьбу у нас играли вот так!"

После Илезы мы направились в деревню Степановская (она же Пожари́ще). Она принадлежит уже к другому, Верх-Кокшеньгскому кусту. Там, мы знали, живет Поликсения Яковлевна Ульяновская, знаток старинных песен. Она оказалась невысокой худой бабушкой с натруженными руками. По лицу ее было видно, что жизнь она прожила сложную. Однако, как это часто бывает у деревенских жителей, несмотря ни на что, душа ее осталась молодой и жизнерадостной. Увидев нашу группу из семи человек, она сначала смутилась, пела неохотно. Тогда четверо отправилась на поиски ночлега, а с троими оставшимися контакт был налажен быстро. И Поликсения Яковлевна поведала нам самое сокровенное для любого исполнителя и самое ценное для фольклориста — похоронные причеты. Редко удается записать этот жанр, обычно связанный для исполнителей с большим личным горем и требующий серьезных эмоциональных сил. Кроме похоронных причетов, мы записали свадебные причеты, певшиеся в разные моменты обряда, и несколько новых припевок. Сеанс проходил на скамейке перед домом и окончился уже в сумерках. В сочетании с последними лучами дня особенно сильное впечатление произвел похоронный причет «Закатилосе солнышко».

В этой же деревне мы встретили молодую девушку Анну Другову, с которой познакомились утром на празднике в Илезе. Она рассказала нам докучную сказку про ворону:

А иду я через мост. На мосту ворона сохнет. Я толкнул ее под мост - пусть она помокнет! и т. д.


На деревенской улице

Докучная сказка — довольно редкий жанр, но еще интересна она была для нас тем, что практически идентичный текст использован Стравинским в «Трёх песенках из воспоминаний юношеских годов» (№ 2 — «Ворона»).

Другая группа тем временем договорилась о ночлеге. Пустить нас на ночь согласились хозяева соседнего дома. Хозяйка провела уставших собирателей песен по крутой узкой лесенке на второй этаж, в комнату, находившуюся в недавно построенной части дома. Здесь царила замечательная чистота и опрятность, не потемневшие еще бревна пахли смолой. Уставшие за день фольклористы растянулись на принесенных хозяевами матрацах и сладко спали до утра.

Следующий день мы потратили на обследование других деревень куста. Они все небольшие — 5-6 дворов, разделены полями и сенокосами. Большинство деревень стоят на горках, и от околицы открывается удивительный по красоте пейзаж: скошенное поле, речка, снова поля, дальняя деревня с как будто игрушечными домиками, и где-то далеко, у горизонта — полоса леса.


Когда память подводит, исполнительницы поют по книге

Здесь, наверное, в каждом доме есть книга «Русская свадьба», на которую мы уже ссылались в начале этой статьи. Когда исполнительницу просили рассказать о свадебном обряде и что-нибудь спеть, реакция была весьма интересная. Бабушка на наши вопросы отвечала: «А ты не знаешь?!», и шла куда-то в глубь дома, где доставала с полки «Русскую свадьбу». Потом долго перелистывала эту толстую книгу, и, найдя нужную страницу, протягивала книгу нам: «А вот, читай!». Одна исполнительница, плохо помня текст песен и свадебных причетов, пела нам прямо по книге.

Через небольшие и узкие речки повсюду в районе перекинуты пешеходные висячие мостики — лавы. Этот прекрасный тип пешеходного моста для нас был новым, и переходы многочисленных речек по качающимся лавам прибавили впечатлений.

Обойдя Верх-Кокшеньгский куст и вернувшись в Илезу, где все еще продолжался праздник, мы нашли транспорт и отправились на базу.
Прикрепления: 7497456.jpg (163.4 Kb) · 0188887.jpg (163.3 Kb) · 4117105.jpg (92.8 Kb)
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск