Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Воскресенье, 20.08.2017, 16:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг. - Страница 3 - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 3«123
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:33 | Сообщение # 31
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Кеба

В середине дня, наконец, мы были в Кебе. Здесь нас встретила заведующая клубом Альбина Александровна Прокацкая, очень добрая и милая женщина. Она отвела нас в клуб, который должен был стать нашим пристанищем на ближайшие дни. Клуб здесь небольшой и очень уютный, а главное — теплый, с несколькими печами.

Кеба — довольно большая деревня, состоит она из двух обширных частей, разделенных быстрым ручьем с прозрачной водой и каменистым дном. Здесь есть магазин, который работает несколько часов два раза в неделю, а электричество отключают с 9 до 16 часов. Если с электричеством ничего поделать было нельзя, то с продуктами выручала «бочка» — небольшой частный магазин, работающий круглосуточно: нужно только позвать хозяйку из соседнего дома. Это действительно была бочка — небольшая цистерна, лежащая на земле. В ней и был оборудован настоящий магазин с прилавком, витриной и весами. Как оказалось впоследствии, частные магазины (их называют «коммерсантами») есть во многих деревнях, причем во многом они лучше, чем государственные.

Вечером вы встретились с Марией Петровной Цивилёвой, руководительницей кебского хора. Она рассказала нам немного о Кебе, о хоре, спела немало песен. Утром следующего дня мы записывали участниц ансамбля по отдельности, но главное, ради чего мы плыли в Кебу, состоялось вечером — запись кебского народного хора.

Хор сейчас включает в себя всего пять человек, и по яркости и концертности уступает коллективам из Лешуконского. Зато манера пения ближе к традиционной, старинной, а местные песни очень интересны и разнообразны. Запомнились замечательные распевы в лирических песнях, веселые припевки и плясовые.
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:34 | Сообщение # 32
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Олема


В лесу

Утром пасмурного и дождливого дня мы покинули Кебу, и началась наша обратная дорога до Лешуконского, теперь преимущественно сухопутная. До половины дороги нас подбросили на «буханке» (так в народе называют автомобиль УАЗ-3909), и осталось проделать около 8 километров через удивительный северный лес. Корни сосен и елей тонут в толстом мху, между деревьями заросли ягод — черники, брусники. То и дело из мха выглядывают ярко-красные шляпки подосиновиков. Пахнет прелой хвоей, смолой, вокруг людей вьются тучи комаров. Дорога часто проваливается в глубокие овраги, поднимается на холмы. Ездят здесь мало, особенно летом, когда все сообщения происходят по реке. Но кто-то позаботился и расставил в лесу дорожные знаки. Для них не стали ставить специальные столбы, а просто прибили к деревьям, а местами они и вовсе стоят на земле.


Вид на Вашку с крутого берега у деревни Олема

И вот, наконец, дорога выходит из леса, поднимается на пригорок, и с крутого берега открывается вид на Вашку. Всего два дня назад мы проплывали мимо, а кажется, что это было уже очень давно. Дорога теряется в поле, и мы, немного поплутав вдоль заборов, вошли в Олему.

Поселились снова в клубе, где нас встретила заведующая Елена Максимовна Пугина. Это день был последним рабочим днем Елены Максимовны, завтра она выходила на пенсию. Хоть она была занята подготовкой праздничного стола, но не отказала нам в помощи, без которой мы бы не выбрались из Олемы на следующий день.

Внутри было очень холодно, но невозможно было ничего сделать: печи здесь нет, отопление электрическое, и до 16 часов его отключают. Мы порядком проголодались, но даже чаю не могли приготовить. Чтобы чем-то заняться, отправились в магазин. Как мы потом поняли, ассортимент в государственных магазинах сильно уступает «коммерсантам». Но здесь прилавок поражал: среди привычных тушенки, крупы, соли, резиновых сапог, кастрюль и чая лежал арбуз! Как он попал сюда, в эту далекую северную деревню, куда продукты завозят раз в неделю на лодке, где даже бензин для этой лодки трудно достать! Арбуз был тут же куплен фольклористами и стал десертом на долгожданном обеде.


Людмила Алексеевна Осипова

Вечером, в клубе, в помещении библиотеки состоялся сеанс с Людмилой Алексеевной Осиповой, замечательной исполнительницей и знатоком песен. Людмила Алексеевна — удивительно живая и бойкая, общительная, любит пошутить. Поначалу она петь отказывалась, говоря, что три дня назад у нее уже были фольклористы (те самые, встреченные нами здесь же на высоком берегу Вашки). Но, как это часто бывает, постепенно она увлеклась и спела множество прекрасных песен. Среди них особенно запомнилась лирическая «Цвели, цвели в поле цветики» с очень красивым мотивом. А под конец она рассказала несколько загадок «с картинками» — таких, что мы долго не могли оправиться от смеха.


За прялкой

Сеанс продолжился дома у Людмилы Осиповны. Она показала старинные костюмы и прялки. Как ни странно, и сегодня, в XXI веке, люди здесь пользуются прялками, устройство которых не менялось, наверное, тысячи лет. Сама Людмила Осиповна тоже иногда прядет, но редко и немного. Она согласилась показать нам, как это делается. К прялке она привязала кудель (пук шерсти), в левую руку взяла веретено, и каким-то непонятным, удивительным для городского человека образом из бесформенного пука шерсти потянулась ровная тонкая нитка.

А шерстяные варежки и вязаные пояса до сих пор украшают узором, корни которого теряются в далеких доисторических временах, — свастиками, древним индоевропейским символом солнца. Удивительное ощущение — держать в руках вещи, сделанные недавно, но украшенные так же, как это делалось несколько тысяч лет назад.
Прикрепления: 5358466.jpg(442Kb) · 7615911.jpg(259Kb) · 4346361.jpg(61Kb) · 1506667.jpg(361Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:34 | Сообщение # 33
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Чулоса


На берегу в Чулосе

Следующим пунктом на пути в Лешуконское стала деревня Чулоса. Добраться туда можно только на лодке (Чулоса находится на другом берегу Вашки). И здесь мы столкнулись с той же проблемой, которая была у архангельских фольклористов три дня назад: найти транспорт. Дело было даже не в том, что нас было много (10 человек), а в дефиците в деревне бензина. По земле из райцентра сюда вообще летом не добраться, а по обмелевшей реке много не довезешь. И вот начались поиски необходимых 20 литров.

Последний рабочий день перед пенсией наверняка запомнился Елене Максимовне надолго. Почти три часа она в сопровождении руководителей группы обходила местных жителей, уговаривая продать бензин. Это было непросто — бензин людям необходим (единственный транспорт — моторные лодки), а купить его негде. В итоге мы уговорили одну из жительниц дать нам 20 литров в долг, с тем, чтобы мы отправили ей такое же количество с попутной лодкой из Лешуконского. В этом нам снова помог Александр Геннадьевич Фатьянов. Наконец, бензин был добыт, и мы могли отправляться дальше.

Лодка, в которой нам предстояло плыть, была весьма интересной конструкции. Она сделана из двух заводских плоскодонок, сшитых корма к корме. На этой лодке примерно раз в неделю из Лешуконского возят продукты в местный магазин. Поскольку одна плоскодонка рассчитана на 5 человек, мы прекрасно поместились в такую двойную лодку. Лодочник прекрасно знал русло реки до Чулосы, и, несмотря на глубокую осадку, на мель мы сели только один раз.


Улица в Чулосе

В Чулосе мы отправились в очередной в этой экспедиции клуб. Здесь нас проводили в темный и мрачный зал для дискотек. В нем холодно (нет ни печи, ни электрического отопления), темно, все окна забиты снаружи досками и закрашены изнутри краской, с потолка свисают пустые патроны для лампочек, мебели никакой, зато у одной стены огромный лист фанеры с пейзажем какой-то деревни и рекой, нарисованным крупными мазками. Это было единственное место, где можно было собрать коллектив. Зал кое-как обустроили для этого: притащили из библиотеки лавку, в другой комнате выкрутили лампочку и ввернули ее в один из патронов.

Постоянного ансамбля здесь нет, руководителя, который мог бы собрать всех на сеанс, тоже. Не могла нам помочь и работница клуба (она вообще была уверена, что мы в деревне ничего не запишем). Поэтому мы разделились на две группы и решили зайти к каждой исполнительнице лично. Но сложилась непростая ситуация. Ни одна не хотела идти сама, каждая говорила, например: «А Анна-то придет? Ну вот если она придет, и я приду» — и мы шли уговаривать Анну.


Вечер в Чулосе

Приходим к ней: «А у Гали-то были? Вот вы к ней сходите, она согласится, так и я приду тогда». А к Гале собиралась идти другая группа, дошла или нет, неизвестно. Через некоторое время мы совершенно запутались, кто к кому должен идти.

У одной бабушки произошел очень забавный разговор:

— Приходите в клуб в шесть! Придет и Анна, и Галина, и другие придут.
— В шесть? Нет, в шесть не приду. Ко мне в шесть корова придет.
— Как придет? Сама придет?
— Ну да, сама. Она у меня время знает и всегда в шесть приходит. Но иногда опаздыват. Если не опоздат, приду после.

Видимо, корова сильно опоздала, потому что исполнительница так и не пришла. Но с другими все как-то наладилось, и в начале седьмого в освещенном одной лампочкой зале уже собрался ансамбль из пяти человек.


Ансамбль деревни Чулоса

Были записаны не только уже слышанные нами лирические и плясовые песни, но и много нового. Были исполнены свадебные и похоронные причеты (самые редкие и ценные для фольклориста жанры!) Под конец бабушки рассказали несколько очень смешных присказок и несколько образцов жанра, который сами исполнительницы определили как «сказка-помазка» (нечто вроде докучной сказки). Она изобилует диалектными словами и очень колоритна.

К концу сеанса исполнительницы так развеселились, что спели несколько уморительных частушек «с картинкам», рассказали присказку «Жили-были дед да баба, если кашу с молоком». Фольклористы долго не могли отосмеяться. Поражаешься иногда артистизму народных исполнителей! Он другого свойства, чем у академических музыкантов: полностью лишен психологической зажатости, очень открытый, непосредственный. Народный исполнитель полностью доверяет своим слушателям, поэтому такое удивительное впечатление производят хорошо спетые народные песни, услышанные вживую.

Мы уговорили заведующую библиотекой разрешить нам переночевать не в темном и холодном зале, а в помещении библиотеки. Расстелили спальники прямо между книжных стеллажей, натопили печку и устроились спать пораньше — завтра снова предстояла дальняя дорога, до самого Лешуконского.
Прикрепления: 8899179.jpg(255Kb) · 3212414.jpg(258Kb) · 8329929.jpg(174Kb) · 9088673.jpg(345Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:35 | Сообщение # 34
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Снова в пути


Завязли!

В Лешуконское мы прибыли к концу следующего дня, проделав этот путь частично на машине, частично на лодке, частично пешком. Очередная «буханка» — неизменный наш транспорт — несколько раз вязла в размокшей глине. Один раз колеса попали в глубокую колею, машина «села на пузо», как сказал водитель. Крен был такой сильный, что нельзя было открыть боковую дверь, выходили через заднюю. Пришлось таскать из леса сухие ветки, сучья и даже небольшие бревна. Где-то через полчаса коллективными усилиями водителя и фольклористов машина была освобождена, и мы смогли продолжить путь.


Лесная дорога

Один участок дороги здесь совсем непроходим на машине, даже пешком в резиновых сапогах преодолеть его непросто. Дорога местами просто превратилась в болото. В глубоких, наполненных водой, давних колеях растут какие-то водные растения, тина. Трудно найти между ними проход, ноги глубоко погружаются в мягкую глину. Дорога вся испещрена следами — медведей, лосей и какой-то еще лесной живности. Следов человека — никаких.

Довелось побывать в настоящей охотничьей избушке, стоящей на высоком берегу Вашки среди старых сосен. Избушка эта маленькая, на одного-двух человек. Здесь все готово для того, чтобы заблудившийся в лесу человек мог переночевать и обогреться, поесть и выпить чаю. У входа под навесом лежат сухие дрова, на дереве висит умывальник. Внутри — стол, лавка, немного съестного (лапша «Роллтон», чай, соль, сахар, спички, сухие грибы),


Охотничья избушка

на столе аккуратно сложена посуда, стоит превращенная в пепельницу пустая консервная банка. Полумрак, очень уютно, все сделано с добром и на совесть. Дверь, конечно, не закрыта — заходи, будь как дома, если надо, бери, что есть. От всего этого веет старинным деревенским гостеприимством, скромностью, отсутствием корысти. И ведь никто не возьмет больше, чем нужно, оставит свое, если есть, чем поделиться со следующим гостем лесной избушки, ничего не сломает, бережно отнесется к нехитрой ее обстановке. Удивительное ощущение для испорченного цивилизацией городского человека!
Прикрепления: 9445106.jpg(394Kb) · 4238256.jpg(342Kb) · 9288692.jpg(240Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:35 | Сообщение # 35
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Вверх по Мезени


Паромы на Вашке

Третьей частью нашей экспедиции было обследование деревень на Мезени ниже Лешуконского. Времени оставалось уже немного, и мы решили отправиться в наиболее «певучие» деревни из тех, что расположены не очень далеко от райцентра (до границы района от Лешуконского в эту сторону — километров 250). Наша база была перенесена в деревню Смоле́нец на другом берегу Мезени, напротив Лешуконского. Так было удобнее работать в самом Смоленце — мы не зависели от паромов, и дорога на выбранные нами деревни становилась немного короче.

До Смоленца добирались тоже не без приключений. Чтобы успеть на 6-часовой утренний паром через Мезень, пришлось вставать рано. Совершенно не хотелось вылезать из теплого спальника, тем более — выходить на улицу из ставшего уже почти родным танцевального зала Лешуконского сельского дома культуры. Работник парома почему-то не вышел на работу, пришлось дожидаться следующего, 7-часового. Машина везла наши рюкзаки, их оказалось достаточно, чтобы до отказа наполнить салон, а фольклористы остались мерзнуть снаружи. От реки тянуло сыростью и холодом, сильный ветер продул куртки. Паром плывет медленно, чтобы пристать в Смоленце, он должен обогнуть длинный песчаный мыс, и за час плаванья мы совсем продрогли.


Мезень около деревни Смоленец

Планы на этот день были серьезные: сначала смена базы, после которой бо́льшая часть фольклористов должна была сразу же отправиться в путь и уже в этот же день начать работу в своих деревнях. А другая группа — разыскать исполнителей в Смоленце и его окрестностях.
Прикрепления: 1327032.jpg(127Kb) · 6224566.jpg(165Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:36 | Сообщение # 36
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Ценогора

Опять мы загружаемся в привычную «буханку». Нас больше, чем мест в ней (10 человек на 8 мест), а еще рюкзаки — но этим нас уже не удивишь. Дорога сначала идет по щелье (т. е. по узкой полоске берега под крутым откосом), потом сворачивает в лес. Снова нас трясет и бросает на ухабах. На этот раз мы не завязли, зато помогли выбраться машине, оказавшейся в таком же положении, как мы пару дней назад. Все-таки эта дорога гораздо лучше той, на которой мы завязли по пути из Чулосы в Лешуконское. Половина группы выгрузилась в селе Ценогора, остальные поехали дальше, в Белощелье.


Ценогора

Ценогора — довольно крупное село, центр сельсовета. Она состоит из двух больших частей: «на горе» и «под горой». Когда-то та самая дорога, по которой мы сюда ехали, была единственным сухопутным путем с Мезени на Печору, в Усть-Цильму, да и сейчас эти места не производят впечатления такой окраины, как деревни в верховьях Вашки. Жители активно собирают морошку (в урожайный на морошку год это один из немногих способов заработать), идет заготовка сена. При этом трактор мы видели только один, все остальные полевые работы делаются на лошадях — очень колоритное зрелище!

Здесь сильна традиция съезжих праздников. Название означает, что на праздник съезжаются гости из окрестных деревень. В Ценогоре съезжий праздник называется «канун», его день — 15 июля. Деревенские праздники — не редкость, мы неоднократно видели их и даже сами на них выступали. Обычно на них под фонограмму исполняются какие-нибудь популярные шлягеры, а народные песни звучат редко и мало. В Ценогоре нам показали видеозапись с последнего «кануна». Здесь, конечно, без шлягеров не обошлось, но и старинных песен было не меньше. Пел их и местный ансамбль, и гости из Лешуконского, и даже дети и молодежь. Значит, есть надежда на продолжение бытования неповторимой народной культуры.

Нашей временной базой стало здание сельсовета (нечастый случай для фольклорной экспедиции!). После шести часов вечера, когда заканчивался рабочий день у сотрудников администрации и участкового милиционера (кабинет которого расположен в этом же здании), весь сельсовет оказывался в нашем распоряжении. Удивительное, непривычное для горожанина гостеприимство и доверие к людям! Спали мы в кабинете землеустроителя и в обширной приемной, конечно же, в спальных мешках на полу.



Нельзя не упомянуть ценогорский дом культуры. Его здание впечатляет своими размерами, в нем несколько больших залов. Но самое интересное — «комната старины», небольшая музейная экспозиция. Здесь собраны предметы старого крестьянского быта, посуда, различная утварь, колокольчик знаменитого мезенского литья, причем коллекция предметов лишь немногим уступает краеведческому музею в районном центре. Оформлено все это с фантазией — вы как будто попадаете в комнату деревенского дома с ее традиционным убранством. Никогда раньше мы не видели ничего подобного в сельских клубах! Подобное отношение к старине со стороны работников клуба и сельской администрации не может не восхищать.

В селе существует замечательный ансамбль, который, однако, не имеет названия, не гастролирует, зато регулярно собирается и поет очень ярко и стройно. Фактически руководит им Анна Арсентьевна Прокшина, замечательный организатор. В селе ее называют «старостой», хотя такой должности, конечно, нет. Во многом ее усилиями в Ценогоре была возрождена церковь: восстановлено ее здание, приобретена церковная утварь. У нее же хранятся ключи от храма (богослужения в нем ведутся только по большим праздникам). Ее же силами и знаниями поддерживается местный ансамбль.


Во время сеанса в приемной сельсовета

Вообще, помощь нам в селе была оказана удивительная. В первый же день мы хотели записать ансамбль. Сотрудники администрации замечательно нас устроили, а затем обзвонили всех бабушек и просили прийти в сельсовет на эту запись. То же сделала и Анна Арсентьевна. Мы, конечно, ко всем заходили сами — но оказывалось, что исполнительницы уже предупреждены и готовы ради нас собраться. Это при том, что многие из них живут «под горой», откуда путь до сельсовета неблизкий.

К вечеру собрался ансамбль из восьми человек. Мы записали 17 песен разных жанров, особенно запомнились замечательные протяжные песни. Несмотря на небольшой, по сравнению с коллективами из Лешуконского, состав, ценогорский ансамбль нисколько не уступает им в качестве и артистизме исполнения.

Позже мы провели отдельные сеансы и с Анной Арсентьевной, и с группой исполнительниц из ансамбля. А утром нашего последнего дня в Ценогоре, за насколько часов до отъезда, состоялась встреча с Лилией Сергеевной Семеновой, которая не участвует в ансамбле. Нельзя сказать, что этот сеанс был удачным с точки зрения песен, зато Лилия Сергеевна рассказала нам много интересного о местной свадьбе, о костюме, о гаданиях, о жизни в старину.
Прикрепления: 0277089.jpg(164Kb) · 4283806.jpg(249Kb) · 1198677.jpg(172Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:36 | Сообщение # 37
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Белощелье

Дорога от Ценогоры, где осталась наша группа из 5 человек, до Белощелья оказалась весьма ровной, чем тут же воспользовался водитель, лихач по натуре. Через 15 километров мы достигли Белощелья — очень красивой, ухоженной деревни на берегу Мезени.


Белощелье

На этом месте в середине XVI века жители расположенной неподалёку деревни Конещелье (сейчас эта деревня вымерла) заготавливали сено, а затем поставили здесь первый дом. Так в 1552 году родилась деревня Белощелье. В 1710 году всем здешним крестьянам были даны фамилии, имена и отчества. Эти первые фамилии — Семёновы, Чалаковы, Чурсановы, Поповы — принято называть старшими. Самыми большими родами в Белощелье являются Семёновы и Чурсановы. Сегодня в деревне проживают более двухсот жителей, причём немало и молодёжи. К сожалению, ее главным развлечением являются дискотеки.

Нас поселили в так называемых гостевых комнатах, в которые была переоборудована школа. Дело в том, что относительно недалеко от Белощелья, в 12 километрах ходьбы, находится Юдина пустынь — туристический объект и место паломничества. Мы впервые за всё время экспедиции увидели кровати! Вечером нас ожидала ещё одна приятная неожиданность: удалось помыться в бане! На это фольклористы уже почти не надеялись.

Когда мы немного пришли в себя с дороги, к нам пришла заведующая местным клубом Галина Львовна Шашерина. Она повела нас к Алле Ивановне Николаевой, сообщив по дороге, что именно эта исполнительница знает больше всего песен. На вопрос о том, нет ли в Белощелье ансамбля, Галина Ивановна скромно заметила, что есть, а сама она – его руководитель. Таким образом, план на первый день пребывания в Белощелье вырисовывался ясно: сначала записать песни от Аллы Ивановны Николаевой, а вечером, до дискотеки, — ансамбль.
Прикрепления: 4371019.jpg(112Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:37 | Сообщение # 38
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Алла Ивановна Николаева

Встреча с Аллой Ивановной оказалась одним из самых ярких впечатлений экспедиции. Эта удивительная женщина сразу пленила нас своим мягким голосом, своей необычной интеллигентностью, а чуть позже и своим хлебосольством. Алла Ивановна спела нам (соло или в ансамбле) почти 40 песен! Многие из них она знает от своей мамы, деда, то есть эти песни являются подлинно белощельскими.

Первый сеанс состоялся в клубе. Сначала Алла Ивановна пела одна, а затем дуэтом с Галиной Львовной, у которой оказался тоже замечательный голос. Галина Львовна принесла нам очень интересную кассету, на которую она записала песни от двух белощельских бабушек преклонного возраста. Конечно, мы скопировали себе эти записи. В экспедициях нередки случаи, когда исполнители уже ушли из жизни, но благодаря усилиям местных жителей их голос остался зафиксированным. Обычно эти записи сделаны на очень несовершенной аппаратуре, но зато были сохранены уникальные песни. Но в данном случае вдруг выяснилось, что обе исполнительницы на самом деле живы, просто одна из них уже «не в себе», а другая «вряд ли что-нибудь помнит». Вторую мы решили навестить завтра — вдруг она все-таки споет что-нибудь?


Белощельский ансамбль

На вечернем сеансе возникла проблема, увы, характерная не только для клуба этой деревни: почти полное отсутствие освещения. Опять, как и в Чулосе, пришлось откуда-то выкрутить лампочку и вкрутить в единственный патрон на сцене. Однако, помогло это мало.

Зато плохое освещение не мешало ансамблю. Он состоит из семи человек, поёт в основном в унисон, но очень чисто. В репертуаре белощельского ансамбля преобладают шуточные песни, причём во многих случаях слова знала только Алла Ивановна, а хор лишь исполнял припев с теми или иными, иногда довольно забавными, словами.

Утром следующего дня мы посетили Аллу Ивановну — она пригласила нас на чай с вкусными угощениями: шаньгами, морошкой, блинами. Во время чаепития мы не забывали и о главном — записали от певицы ещё несколько песен, несомненно, одни из лучших в этой экспедиции.
Прикрепления: 4835385.jpg(164Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:37 | Сообщение # 39
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Афанасия Ионовна Листова

От Аллы Ивановны мы отправились в гости к 89-летней Афанасии Ионовне Листовой — той самой бабушке, которая, как считают местные жители, уже «вряд ли чего помнит». Афанасия Ионовна была приятно удивлена нашим появлением, и всё норовила угостить чаем. Расхаживая с чайником по комнате, она пела очень интересные лирические песни (или «девoчьи», как она их называла). Затем Афанасия Ионовна взяла в руки балалайку и минут 20 пела частушки («Я все песни на частушки переложила», — сообщила нам певица). Некоторые из частушек довольно интересны по содержанию


Дома у Аллы Ивановны Николаевой

Рассказали про меня —
Двенадцать дролей у меня.
Давайте посчитаемте,
Одиннадцать отбавимте.

Дура я, дура я,
У дуры не было ума.
Кабы был у дуры ум,
Не писала б письма двум.

А иногда встречались и очень поэтичные образы, не характерные для жанра частушки:

Маменька родимая —
Свеча неугасимая.
Горела и ростаяла,
Жалела и оставила…

Речь Афанасии Ионовны очень колоритна, в ней много диалектных слов, например: «не веределись» означает «не ушиблись», «по одинке» — «по одиночке», слово хлыст означает ствол крупного дерева (сосны, например). Также мы узнали о своеобразном гадании девушек на святки. Девушка садилась на лошадь, в какую сторону лошадь поскачет (или перед чьим домом встанет), туда и выходить замуж. В общем, встреча с одной из самых пожилых жительниц Белощелья получилась очень интересной, и мы даже договорились прийти к Афанасии Ионовне завтра утром.
Прикрепления: 1066000.jpg(112Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:37 | Сообщение # 40
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1666
Репутация: 4
Статус: Offline
Юдина пустынь

В 1614 году возле деревни Ущелье (в 7 километрах от Лешуконского) был основан Ущельский Рождественский мужской монастырь. Просуществовал он недолго и был закрыт в 1764 году. Иуда, один из монахов, пришёл речку Попьюгу и основал здесь скит. Скоро к нему потянулись жители окрестных деревень. По кончине Иуды, на его могилу продолжали приходить богомольцы. Вскоре там появилась маленькая часовенка.

В начале XX века на этом месте была построена пятиглавая церковь с колокольней, освященная в 1914 году во имя Святого Апостола Иуды. Деньги на строительство дал благотворитель Филипп Фёдорович Ляпушкин. Рядом был построен гостиничный дом для паломников, а позже — дом для монашек.

В 1930 году храм был закрыт, а зимой 1940-41 годов здание церкви было разобрано, а материал перевезён в Белощелье для строительства колхозного скотного двора. Двухэтажные дома были разобраны сразу после войны.

Поскольку нам представилась возможность побывать на месте скита Иуды, мы решили ею воспользоваться. Мы могли почувствовать себя настоящими паломниками, пройдя 12 километров пешком до Юдиной Пустыни и столько же – обратно. Уже потом, в Москве, мы узнали, что паломники и туристы обычно пользуются услугами проводников, а хотя бы первые пять километров едут на транспорте (например, тракторе). Мы же понадеялись на устное описание Аллы Ивановны.

Первые километры мы прошли хоть и по грязному, но достаточно широкому шоссе. Около нежилой деревни Конещелье с холма открылся потрясающий вид на Мезень! Первая попытка свернуть с трассы влево в сторону Юдиной Пустыни закончилась тем, что мы пришли на деревенское кладбище, а дальше никакого пути просто не было. Второй раз мы попробовали свернуть около оветного креста в начале деревни. Увидев следы автомобильных шин, мы обрадовались — очевидно, паломников и туристов везут на машине к Юдиной Пустыни именно здесь. Шагая по тропинке, идущей между автомобильными следами, мы прошли несколько километров по довольно крутым холмам. Затем следы шин закончились, и осталась только тропинка. В заболоченных низинах она уходила под воду, и приходилось искать обходные пути. Смеркалось...

И наконец, когда уже казалось, что мы просто не туда идём, что еще немного, и мы заблудимся, что пора поворачивать назад — мы пришли. Это действительно оказалось место, стoящее такого долгого пути. Тихо, уединённо, небольшая деревянная часовня, небольшой домик. В полной тишине еле слышно журчит родник со святой водой. Показалось, что сюда надо приходить или одному или вдвоём, большая группа испортит это намоленное место. Внутри часовни — так же, как и на оветных крестах — люди оставили какие-то свои вещи. Здесь же был чайник, и при желании на костре можно было вскипятить чай, чтобы согреться после трудного пути.

Набрав святой воды, мы отправились в обратный путь, почти в кромешной тьме. В Белощелье мы вернулись примерно в час ночи.

Утром мы ещё раз навестили Афанасию Ионовну, записали от неё ещё несколько песен и частушек. Затем, уже по традиции (увы, сегодня она заканчивалась!), позавтракали у гостеприимной Аллы Ивановны. В это время прибыла группа из Ценогоры, и примерно в 11 часов мы покинули Белощелье.

Если экспедиционная группа имеет в населённом пункте достаточно времени и её не подгоняют обстоятельства, можно неспешно записать немало песен, посетить интересные места, и в этом случае можно говорить о достаточно полном охвате репертуара деревни. Именно так и произошло в Белощелье.

Итоги

За две недели в Лешуконском районе нами были записаны более 220 разных песен. Сохранность традиции здесь гораздо лучше, чем во многих регионах России. Почти в каждой деревне действуют ансамбли, причем состоят они не только из пожилых людей. Потрясающее впечатление оставляют старинные северные песни, незабываемыми останутся речные просторы, могучий замшелый лес... Побывав в таких местах, непременно хочется туда вернуться.

Источник: http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex18/
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
Страница 3 из 3«123
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск