Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Вторник, 16.04.2024, 21:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Песни Северного Подмосковья (1989) - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Песни Северного Подмосковья (1989) (Из коллекции фольклориста)
Песни Северного Подмосковья (1989)
МузыковедДата: Четверг, 06.10.2016, 19:12 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline




РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ПОДМОСКОВЬЯ

© ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1989 Всесоюзная студия грамзаписи Запись 1979 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок 1990 Зак. 521. Тираж 2300


Звуковое приложение к книге:
Ю. А. Багрий «Песни Северного Подмосковья (Волоколамский район, деревни Захарьино и Владычино)» (Серия: Из коллекции фольклориста) М., «Советский композитор», 1989

Сторона 1

Свадебные, колыбельная, хороводные, игровые и плясовые песни и частушки

1 (1) Сборы вы, сборы — 0.41
2 (3) Ты, подруженька моя милая — 0.22
3 (5) Ехал зять мимо тестева двора — 0.22
4 (9) Ну кто ж у нас холостай? — 0.24
5 (—) У голубя, у голубя золотая голова — 0.22
6 (12) Пойду-пойду, молодёшунька — 0.42
7 (14) Ельничек частовой — 0.17
8 (17) Сидит дружка на рябине — 0.17
9 (—) Ой баю-баю-баю — 0.10
10 (22) Как во городе царевна — 0.14
11 (20) Мимо милого крылечка — 0.41
12 (24) Как под белою под берёзою — 0.31
13 (28) Ах ты, милая-хорошая моя — 0.29
14 (29) Лён мой при горе — 0.33
15 (31) Ты пройди-погуляй — 0.29
16 (306) Кострома моя, Костромушка — 0.28
17 (35) Расстегните белу кофту — 0.45

Сторона 2

Солдатские, лирические неприуроченные и революционная песни

18 ( — ) Как во новой во деревне — 1.05
19 ( — ) Во субботу день ненастный — 0.53
20 ( — ) На речке, на речке — 0.57
21 ( — ) Вечор поздно из лесочка — 0.54
22 (36) На заре было, на зорюшке — 0.33
23 (37) Кого нету — того только жаль — 0.54
24 (42) Прощай, жизнь-радость ты моя— 1.11
25 (43) Несчастный родился — несчастный возрос — 0.31
26 ( — ) По пыльной дороге телега несётся — 1.23

Документальные экспедиционные фонограммы 1979 г.
На местных говорах русского языка
Пение на местных музыкально-фольклорных диалектах

Составитель И. Богданов
Реставрация Т. Павловой. Редактор К. Тихонравов

Предлагаемый диск-приложение к сборнику Ю. А. Багрия «Песни северного Подмосковья (Волоколамский район, деревни Захарьино и Владычино)», М., «Советский композитор», 1989 — один из первых, полностью посвященных древнему, богатому, многообразному, необычайно интересному, но весьма малоизученному русскому традиционному народно-песенному музыкальному стилю Московской области. Точнее — трех деревень: Владычино, Захарьино и Путятино одного из ее северо-западных районов — Волоколамского, где и записаны в экспедиции Союза композиторов РСФСР 1979 г. Ю.А. Багрием включенные в сборник н диск песни. Инициатором этой экспедиции была уроженка (1903 г.) и коренная жительница этого района, бережная хранительница, неутомимая собирательница, чуткая исполнительница и активный популяризатор местных народных песен АЛЕКСАНДРА ДЕМИДОВНА ЛЕБЕДЕВА, которая прислала в Союз композиторов письмо с просьбой записать на магнитофон более ста песен ее репертуара. На диске представлены типичные местные образцы русских народных традиционных и более современных песен разных жанров. Это песни свадебные: прощальные (до венца: 1 — 3, в том числе п р и ч ё т невесты: 2 — в этом предисловии даны дисковые номера песен) и величальные (после венца: 4 — 8, в том числе корительное величание дружке: 8), колыбельная (9), хороводные (по-местному карагодные), игровые и плясовые (10—16, в том числе игровая плясовая на зимних святках: 15 и весенняя игровая: 16), частушки (по-местному прибаутки: 17 — пение А. Д. Лебедевой сопровождает «игрой расчёске» ее сестра М. Д. Лебедева), солдатские (18 — 19), приуроченные лирические (20 — 25) и революционная (26). Сведения об этих песнях и их исполнительницах вы найдете в примечаниях сборника. Колыбельная дана в исполнении А. А. Скворцовой, песни 5, 12 — 21 и 26 — в исполнении сестер Лебедевых (сведения о них тоже даны в примечаниях сборника; сравните песню 5 с ее вариантом в сборнике под номером 11).

Полевые звукозаписи доносят не передаваемые ни нотами, ни описаниями самобытные красоту, силу и удивительное обаяние живого звучания этих подлинно народных песен в естественной народной манере исполнения и среде бытования. Гармоничный зрительно-слуховой образ песни, созданный благодаря приложению к нотному сборнику настоящего диска, существенно помогает читателю-слушателю в преодолении известной дискордантности (несогласуемости) звучания подлинно народной музыки — музыки устно-слуховой бесписьменной традиции — и ее слуховой нотной записи, которая, увы, всегда несовершенна и неадекватна оригиналу (например, не отражает тембр звучания поющейся песни). Необходимая реставрация копий документальных фонограмм (сделанных на бытовом магнитофоне и хранящихся под номерами ф-2113 и ф-2114 в отделе фольклора Музфонда РСФСР и у Ю. А. Багрия) выполнена во Всесоюзной студии грамзаписи ВТПО «Фирма Мелодия».

На этом конверте перед названием песни дан ее дисковый номер (и в скобках — ее номер по сборнику; тире в скобках означает, что нотация данной песни в сборнике отсутствует). После названия песни — для удобства ее поиска на пластинке (где ради экономии и увеличения художественно-информационной емкости диска мы от применения бороздок-проворотов воздерживаемся) — указана продолжительность ее звучания на пластинке. Песни даны на диске в виде фрагмента, соответствующего представленной в этом сборнике нотации, или чуть шире. Пластинка составлена автором этих строк в 1987 г.
И. БОГДАНОВ


Скачать (ноты, тексты в компл.) - 65 Мб - 80 кБит/с:
https://cloud.mail.ru/public/4Utg/41HCd6mEm





Прикрепления: 4247243.jpg (192.8 Kb) · 1822069.jpg (361.6 Kb) · 8141791.jpg (365.9 Kb) · 9392523.jpg (82.8 Kb) · 1995366.jpg (80.9 Kb)
 
МузыковедДата: Четверг, 06.10.2016, 19:16 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline


ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ФОЛЬКЛОРИСТА
Ю.А.БАГРИЙ
ПЕСНИ СЕВЕРНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

ВОЛОКОЛАМСКИЙ РАЙОН, ДЕРЕВНИ ЗАХАРЬИНО И ВЛАДЫЧИНО)
© Издательство „Советский композитор”, 1989 г.

В сборнике представлены песни разных жанров (свадебные, хороводные, плясовые, шуточные и лирические), знакомящие читателя с традиционным музыкальным фольклором двух деревень одного из северных районов Подмосковья. Песни были записаны от старожилов д. Владычино А. А. Скворцовой и Е. Г. Руммо и от уроженок д. Захарьино А. Д. и М.Д. Лебедевых.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящей публикации - познакомить читателя с традиционным музыкальным фольклором двух деревень одного из северных районов Подмосковья - Волоколамского.

Большая часть песен сборника относится к поздней народной традиции с явно выраженным влиянием городской музыкальной культуры.

Волоколамский район, один из пограничных районов Подмосковья с Калининской областью, отстоит от Москвы на 120 км. Вблизи же столицы традиционное песенное искусство русской деревни видоизменялось наиболее заметно, а частично и отмирало.
Такие изменения были связаны с особенно интенсивным развитием капиталистических отношений в подмосковной деревне. Культурно же экономические связи Волоколамска со времен Московской Руси имеют преимущественно московскую ориентацию, которая все более начинала преобладать над древними связями с тверскими землями.

Разорение и расслоение крестьянства в XIX веке способствовало развитию мануфактур, кустарных и отхожих промыслов (особенно распространен был ямской). Крестьяне, уходившие на заработки, приезжали в деревню с яркими впечатлениями о традиционных народных гуляниях в Москве на Девичьем поле, в Сокольниках, Марьиной роще. Они могли слышать и многочисленные „умельческие” хоры, знакомиться с искусством певцов-самородков, восторженно описанным в середине прошлого столетия Аполлоном Григорьевым. В Москве и Подмосковье бытовали также песни, которые пели рабочие текстильных мануфактур, выходцы из деревень различных губерний России — происходило своеобразное скрещивание песен самых разных локальных традиций. Так в певческую традицию Волоколамского уезда вторгалась мощная струя бытовой музыкальной культуры Москвы.
Этот процесс углубляется в XX веке. Громадное воздействие на музыкальную культуру подмосковной деревни стало оказывать радио и телевидение. При сложившейся эстетической установке „городское красивее деревенского” крестьяне на протяжении длительного времени перенимали элементы городской культуры, поэтому нечасто встретишь в Волоколамском районе необлицованный сруб, давно исчезли из „бабушкиных” сундуков традиционные наряды, характерное произношение многих слов было заменено правильным, литературным. Не только частично была усвоена интонация профессиональных исполнителей народных песен, выступающих по радио, но подчас композиторская обработка песни и вовсе вытесняла из памяти народных певцов ее традиционный вариант.

Поэтому неудивительно, что многие старинные обычаи и связанные с ними песни исчезли в Подмосковье довольно рано. По рассказам очевидцев в северном и южном Подмосковье (севернее Оки) свадьбы на старинный лад перестали играть уже в начале 20-х годов нашего столетия, а хороводы исчезли еще раньше - в середине 10-х годов. Понятно, что пожилые ныне женщины, такие, как А. Д. Лебедева и Е. Г. Руммо, не пели сами ни в хороводах, ни на девичниках. Хороводные же и свадебные довенечные песни они, по нашей просьбе и нередко с большим трудом, восстанавливали по воспоминаниям своего детства. Жизнерадостные свадебные величания сохранились в Подмосковье гораздо дольше, плясовые же и лирические песни и сегодня поют охотно - это песни более поздней традиции: городские, шуточные с пляской и частушки.

Мы не случайно обратили внимание читателей на те песни, которые пели нам именно коренные жители старинных деревень Волоколамского района. Отыскать в подмосковных деревнях, нередко насчитывающих более сотни дворов, местных уроженцев, помнящих традиционные народные песни, стоит сегодня немалого труда. Найти слаженный вокальный дуэт - уже большая удача для собирателя. Бытовые ансамбли из трех и более певиц, как правило, звучат фальшиво, а народные самодеятельные хоры при домах культуры и клубах не всегда поют в традиционном местном певческом стиле.

Возникает вопрос: в какой степени песни, записанные нами от двух дуэтов волоколамских песенниц, отражают местную традицию?

Обратимся к самой известной фольклористической работе, посвященной Подмосковью, - сборнику А. В. Рудневой. Автор выделяет два типа подмосковных песен: песни, которые „в зависимости от склада мелодии и лада имеют одноголосную основу”, звучащие „в унисон, в октаву, с разделением на два голоса по законам гетерофонного пения”, и песни, имеющие „двухголосную основу; это преимущественно песни с квинтовой ладовой организацией - квинта является тоническим устоем для запевалы и для верхнего голоса” .

Наблюдения А. В. Рудневой подтверждаются нашими записями песен от участниц народного ансамбля д. Владычино Волоколамского района. В тех случаях, когда певицы в наших записях ведут голоса параллельными квинтами или повторяют чистую квинту несколько раз подряд, выявляется несовершенство этих записей, так как сравнение их с песнями из сборника А. В. Рудневой показывает, что в подобных случаях должен присутствовать средний голос, поющий в терцию с основным.
В нашем сборнике песни сгруппированы по жанровому признаку, располагаясь от более ранних к более поздним по происхождению.
Первый раздел посвящен свадебным песням: прощальным, исполнявшимся до венца (на девичнике, в день свадьбы до приезда жениха и его родных), и величальным, исполнявшимся после венца.

Обращает на себя внимание основной политекстовой напев, структура которого характерна для свадебных песен до и после венца (См. № 5, 6, отчасти № 4. Интересно сравнить этот напев с напевом лирической песни „На заре было, на зорюшке” (№ 36)). На этот напев поются прощальные и величальные песни в медленном темпе. Он типичен не только для свадьбы в верховьях Волги (вплоть до Весьегонского района Калининской области - границы с Вологодской областью), но и для свадебных песен верхней Оки (в южном Подмосковье, на западе Тульской области), восточных районов Смоленщины.

Основной политекстовой напев можно выделить и в свадебных величаниях (см. № 15-18). В отличие от предыдущего структура этого напева характерна также для хороводных и плясовых песен (любопытно, что в нашем случае это напев хороводной песни с пляской „Как у наших у ворот”). Песни с таким напевом поются в подвижном темпе.

Второй раздел содержит хороводные (в местном произношении „караводные”) песни.

Вот что сообщила песенница Е. Г. Руммо о том, как в старину водили хороводы: „Парни и девушки все ходили кругом, очень медленно ходили, тихо-тихо. Круги большие были, может, человек пятьдесят или сто. А один парень или хоть десяток - сколько есть парней, — если он захочет с девушкой поцеловаться, то он идет уже в круг, ходит средь девушек и выбирает, какая ему нравится. Выберет девушку и выведет в круг. А потом последние слова споют им, что они должны поцеловаться. И вот они целуются и возвращаются. И на том конец этому балу. Тогда поют другую песню. И опять все так-то повторяется”.

Среди хороводных отметим песню «Как во городе царевна» (№ 22). Ее напев чрезвычайно близок одноименной песне из сборника М. А. Балакирева. Необычно медленным темпом отличается наша версия хороводной песни „Не будите молоду” (№ 23).

В третьем разделе сборника объединены песни плясовые, шуточные и „проходные” (игровые хороводы на святках). Как показывают наши записи, для плясовых песен местной традиции также характерны политекстовые напевы (см. № 31, 33). Например, выделяются песни на напев „Камаринской” (см. № 29, 30). Этот же напев встречается и в свадебных величаниях (см. № 14).

Все неприуроченные лирические песни, включенные в четвертый раздел нашего сборника, являются местными версиями широко распространенных песен, имеют целый ряд аналогов в литературе и на первый взгляд могут показаться ничем не примечательными. Однако традиционная музыкальная культура Подмосковья, отличающаяся большим своеобразием, изучена еще недостаточно. Небольшое число поэтических текстов подмосковных песен было опубликовано в сборниках И. П. Сахарова, П. В. Киреевского, наиболее широко представлены они в сборнике Д. Кашина; музыкальные записи - в сборниках В. С. Васильева-Шиловского (единственная дореволюционная публикация), П. Г. Яркова, А. В. Рудневой. Музыкальных же публикаций песен именно северного Подмосковья пока совсем мало (несколько песен Волоколамского района опубликовано в первом выпуске сборника А. Новиковой и С. Пушкиной „Русские народные песни Московской области” (М.. 1986. Вып. 1)). Поэтому фиксация и публикация образцов традиционного музыкального фольклора Подмосковья представляется задачей важной и неотложной.
Ю. Багрий
Прикрепления: 6668030.jpg (276.8 Kb)
 
МузыковедДата: Четверг, 06.10.2016, 19:20 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
ТЕКСТЫ ПЕСЕН

Свадебные, колыбельная, хороводные, игровые и плясовые песни и частушки


1. Сборы вы, сборы (1)

1. Сборы вы, сборы, сборы девичьи,
Сбирала сборы красна девица,
2. Сбирала сборы красна девица
Ко батюшке в дом, к матушке в терём,
3. Сажала подруг за дубовый стол,*
4. Сама садилась она выше всех,
5. Склонила головушку ниже плеч,
6. Задумала думушку крепче всех:
7. - Ну как же мне быть, в чужих людях жить?
8. Ну как же мне быть, свёкора назвать?
9. Назову я свекора батюшкой,
10. А свекровью-то своей матушкой.
11. Назову я деверя братцем,
А золовушку сестрицей.

2. Причет невесты при расплетании косы (3)

1. Ты подруженька моя милая,
2. Не накладай ты свои ручки белые
3. На мою косу русую,
4. Не ваплетай ты у нее ленту алаю,
5. Не теряй свою дружбу милаю...

3. Ехал зять мимо тестева двора (5)

1. Ехал зять мимо тестева двора,
2. Он ударил копьём в ворота.*
3. — Дома ль тесть, дома ль тёща моя?
4. Дома ль ласкова свояченица?
5. Дома ль душа красна девица?
6. Если спит - разбудите её,
7. А не спит, то вышла б, встретила меня.
8. Тут Авдотья по новым сеням прошла,
9. Золоты ключи в руках пронесла,
10. Эти ключики подружкам отдала.
11. - Вы, подруженьки, голубушки мои,
12. Отпирайтя вы дубовы сундуки,
13. Вынимайтя вы касторово пальто...

4. Ну кто ж у нас холостай? (9)

1. Ну кто ж у нас холостый, холостай,
Ой люди, холостый, холостай?
2. А кто ж у нас не женат, не женат?
3. Как Иван-то холостый, холостай,*
4. Иванович не женат, не женат.
5. На нем шляпа пухова, пухова.
6. На шляпочке три цвета, три цвета.
7. На первый-то маков цвет, маков цвет,
8. На второй-то веселёк, веселёк,
9. На третий-то любовь цвет, любовь цвет.
10. - На что тебе маков цвет, маков цвет?
11. - Чтоб я, младец, красив был, красив был.
12. - На что тебе веселёк, веселёк?
13. Чтоб я, младец, весел был, весел был.
14. На что ж тебе любовь цвет, любовь цвет?
15. — Чтобы девки любили, любили.
16. Молодушки хвалили, хвалили.

6. Пойду-пойду, молодёшунька (12)

1. Пойду, пойду, молодёшунька,
Пойду, пойду, зеленёшунька,
В кленовую рощу. (2)

2. Срублю, срублю, молодёшунька,
Срублю, срублю зеленёшунька,
Кленовую доску. (2)

3. Сделаю, сделаю, молодёшунька,
Сделаю, сделаю, зеленёшунька,
Звончатые гусли. (2) *

4. Ну кому в гусли играти, (2)
Кому поплясати? (2)

5. Как Ивану в гусли играти,
Как Ивановичу играти,
Марьюшке плясати,
Степановне плясати.

7. Ельничек частовой (14)

1. Ельничек частовой,
Частовой, частовой.

2. Во горнице во новой,
Во новой, во новой*

3. Стоит столик дубовой,
Дубовой, дубовой.

4. На столике, на столе,
На столе, на столе

5. Стоит чара налита,
Налита, налита,

6. Вся золотцам увита,
Увита, увита.

7. Ну кому же чару брать,
Ну кому же выпивать,
Выпивать, выпивать? (2)

8. Как Иван-то чару пил
И другую наливал,
Наливал, наливал, (2)

9. Своей Марье подносил,
Подносил, подносйл.

10. - Уж ты, Марьюшка моя,
Выпей чару за меня,
За' меня, за меня' (2)

11. Роди сына во меня,
Во меня, во меня,

12. А доченьку во себя,
Во' себя, во себя'.

13. Отдай сына в писаря,
В писаря, в писаря',

14. А доченьку шёлком шить,
Шелком шить, шелком шить.

15. А мы с тобой будем жить,
Будем жить, будем жить.

8. Сидит дружка на рябине (17)

1. Сидит дружка на рябине,
В него пушкой зарядили.
Друженька хорошенький,
Друженька пригоженькай.

2. Как на друженьке шапчонка
После дедушки чертёнка.
Друженька хорошенькай,
Друженька пригоженькай. *

3. Как на друженьке кафтан
Чёрт по месяцу таскал.

4. Как на друженьке штаны
Все изорваннаи.

10. Как во городе царевна (22)

1. Как во городе царевна, царевна,
Как во городе младая, младая

2. Посреди круга стояла, стояла,
Золотым ключом бренчала, бренчала.

3. А за городом царёв сын, царёв сын,
Он за городом гуляет, гуляет.

4. - Проруби, сударь, ворота, ворота,
Проруби, сударь, другие, другие.

5. Подойди, сударь, к царевне, к царевне,
Подойди, сударь, поближе, поближе.

6. Поклонись, сударь, царевне, царевне,
Поклонись, сударь, пониже, пониже,

7. Ты возьми, сударь, царевну, царевну,
Ты за правую за ручку, за ручку.

8. Какова наша царевна, царевна,
Какова наша младая, младая?

9. Она личиком беленька, беленька,
Она бровками черненька, черненька.

11. Мимо милого крылечка (20)

1. Мимо милого крылечка
Протекала быстрая речка.

2. Речка быстрая глубока,
Свежая вода ключевая.*

3. Нельзя, нельзя воду пити,
Нельзя её почерпнути.

4. Нельзя, нельзя жену бити,
Нельзя её поучити.

12. Как под белою под берёзою (24)

1. Как под белою под березою,
Ой ли, ой люди, под берёзою

2. Там стучит-бучит, муж жену учит.
3. Жена мужу-то не корилася,
4. Перед свёкором становилася. *
5. - Уж ты, свёкор мой, будь отец родной,
6. Рассуди дела': муж побил меня.
7. - Ты сноха моя, воля не моя,
8. Воля мужнина, будь заслужлива.
9. Жена мужу-то не корилася,
10. Перед свекровьюшкой становилася.
11. - Ты свекровь моя, будь как мать родна,
12. Рассуди дела: муж побил меня.
13. — Ты сноха моя, воля не моя,
14. Воля мужнина, будь заслужлива.
15. Жена мужу-то не корилася,
16. Перед деверем становилася.
17. — Уж ты, деверь мой, будь как брат родной,
18. Рассуди дела: муж побил меня.
19. - Ты невестушка, воля не моя,
20. Воля мужнина, будь заслужлива.
21. Жена мужу-то не корилася,
22. Перед золовушкой становилася.
23. Золовка моя, будь сестра родна,
24. Рассуди дела: муж побил меня.
25. - Ты невестушка, воля не моя,
26. Воля мужнина, будь заслужлива.
27. Жена мужу-то покорилася,
28. Перед мужем-то становилася:
29. - Ты прости меня, виновата я.

13. Ах ты, милая-хорошая моя (28)

1. Ах ты, милая, хорошая моя,
2. Чернобровая, похожа на меня,
3. А не ты ли меня высушила,
4. А не ты ли меня выкрушила,
5. Приложила сухоту к животу,
6. Посеяла печаль по плечам,
7. Заставила гулять по ночам?
8. Догадалися ребятушки,
9. Подсказали моей матушке.
10. Моя матушка ни худа, ни добра,
11. Никакого мне совета не дала,*
12. Заставила капустку полоть.
13. Я полю, полю — не полется
14. Перемену младой хочется
15. Мне такую переменушку
16. Либо парня, либо девушку
17. Мне такого молодчика,
18. Всё б Иванушку заводчика

14. Лён мой при горе (29)

Лён мой при горе,
Белый при крутой.

1. Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала,
С боку на бок поворачивала.
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок.
Лён мой при горе,
Белый при крутой.

2. Уж* я полола , полола ленок,
Я полола, приговаривала,

3. Уж я брала, я брала ленок,
Уж я брала, приговаривала,

4. Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я мяла, приговаривала.

5. Я трепала, трепала ленок,
Я трепала, приговаривала,..

15. Ты пройди-погуляй (31)

1. Ты пройди, погуляй
Во саду ли, молодец,
Ты бери, выбирай
Себе барышню.

2. Ты бери, выбирай
Себе барышню
Из компаньицы у нас,
Котора нравится для вас.

3. Из компаньицы у нас,
Котора нравится для вас,
Вы,бояре-господа,
Гулять пожалуйте сюда!

16. Кострома моя, Костромушка (30б)

1. Кострома моя, Костромушка,
2. Чужа-дальнея сторонушка.
3. На чужой дальней сторонушке
4. Нажила я себе мужа дурака,
5. Не умеет подпоясать кушака:
6. Назади узел завязывает,
7. Наперёд концы закладывает.

17. Расстегните белу кофту (35)
Частушки («Прибаутки»)


1. Расстегните белу кофту,
Тяжко сердцу моему,
Ты скажи, мой расхороший,
Гулять кончил почему?

2. А мимо милого окошка
Летит стадо голубей,
Всё равно дружка не брошу,
Хоть родная мать убей!*

3. Я по улице иду –
Собаки лают на беду.
Собаки лают, про то знают,
Что я к милому иду.

4. Я иду, иду домой –
Зорька занимается.
Я в работницах живу,
Хозяйка заругается.

5. Уж ты, милая моя,
Чем ты набелилася?
- Я коровушку доила,
Молочком умылася.

6. Нам хотели запретить
По этой улице пройтить.
Стены каменны пробьём –
По этой улице пройдем.

7. Нас побить, побить хотели,
Колотить сбиралися,
А мы тоже не сидели,
Того дожидалися.

8. Кто солдатика не любит?
Я бы стала бы любить:
Образованные люди,
Знают, что поговорить.

9. Песенки - душа моя,
За песенки бранят меня.
Не за песенки бранят —
Не велят долго гулять.

10. Не за то меня ругают,
Что я песенки пою,
А за то меня ругают —
Домой поздно прихожу.

11. Я не думала расстаться –
Я шутя рассталася.
За ворота проводила —
Сиротой осталася.

12. Выхожу и запеваю
Первую начальную,
Не могу развеселить
Головушку печальную.

13. Наше поле с вами рядом,
Ваше каменистее,
Наши девки лучше ваших,
Наши пофорсистее.

Солдатские, лирические неприуроченные и революционная песни

22. На заре было, на зорюшке (36)


1. На заре бьло, на зорюшке,
На заре было на утренней,

2. На заре было на утренней,
Там девчонка коровушек доила,

3. Там девчонка коровушек доила да
Подоивши, молочко цедила,*

4. Подоивши, молочко цедила да
Процежовши, душу-Ваню поила,

5. Процежовши, душу-Ваню поила да
Напоивши, уговаривала,

6. Напоивши, уговаривала да:
- Не женися, душа-Ванюшка!

7. Не женися, душа-Ванюшка,
Если женишься - переменишься,
Потеряешь свою молодость-гульбу,

8. Потеряешь свою молодость-гульбу да
Среди девок, среди баб молодых,

Среди девок, среди баб молодых,
Среди вдовушек-солдатушек.

23. Кого нету — того только жаль (37)

1. Кого нету - того только жаль да...
Уезжает мой миленький вдаль.

2. Уезжает мой миленький вдаль да...
Уезжает милый, оставляет
Одни ласковы только слова.

3. Одни ласковы только слова да...
На прощанья миленький оставил
С руки перстень-кольцо золотой.*

4. С руки перстень-кольцо золотой да...
День на рученьке кольцо носила,
На ночь в головы его клала.

5. На ночь в головы его клала да...
Для того я кольцо клала,
Чтобы снился миленький во сне.

6. Чтобы снился мой милый во сне да...
Две пуховые мои подушки
Потонули они во слезах.

7. Потонули они во слезах...
Шелковоя моё одеяло
Не согрело мою белу грудь.

8. Не согрело мою белу грудь...
Кабы был бы милый друг да,
Он согрел бы мою белу грудь.

9. Он согрел бы мою белу грудь да...
Кабы был бы воск ярок,
Я бы крылушки себе слила.

10. Я бы крылушки себе слила...
Уж я сливши себе легки крылья,
Полетела б к дружку вдаль.

11. Полетела б к дружку вдаль да...
Рассчастливый выход мой да –
Шёл навстречу милый мой.

12. Шёл навстречу милый мой...
Шел навстречу милый недалече,
Разговаривал со мной.

13. Разговаривал со мной...
- Здравствуй, милая моя Анюта,
Похудала как ты без меня.

14. Похудала как ты без меня да...
Похудела как ты, побледнела,
Изменилась из лица.

24. Прощай, жизнь-радость ты моя (42)

1. Прощай, жизнь, радость ты моя,
Слышу, едешь, милый, от меня, эх,
Нам должно с тобой расстаться,
Тебя больше, милый, не видать,

2. Тебя больше, милый, не видать...
Вспомни, милый, день прекрасный,
Шли с гулянья мы с тобой,

3. Шли с гулянья мы с тобой, эх...
Шли зелёными лугами,
Рвали алые цветы,*

4. Близко к речке подходили,
Умывалися водой,

5. Тут несчастьица случилось,
Унесло дружка волной,

6. Вы зайдите, тучи грозны,
С проливным большим дождём,

7. Ты пролей-ка, сильный дождик,
Расступись, земля сыра,

8. Расступись, земля сырая,
Ты откройся, гробова доска.

25. Несчастный родился — несчастный возрос (43)

1. Несчастный родился, несчастный возрос,
В одну я влюбился — и та не верна,

2. В одну я влюбился - и та не верна.
Вечор обманула, ко мне не пришла, *

3. Так зорко смотрела она мне в лицо
4. И молча надела на ручку кольцо.
5. Надевши, сказала: „Златое оно.
6. Златое, литое, на память дано,
7. На память, на время, на один на часок”.
8. Кольцо потускнело, и дева моя
9. С другим улетела в чужие края.
10. С тех пор я, несчастный, хожу сирота. (2)
 
МузыковедДата: Четверг, 06.10.2016, 19:20 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
ПРИМЕЧАНИЯ

Все песни сборника были записаны в 1979 г. Песни № 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 19, 38 записаны от старожилов д. Владычино Анны Александровны Скворцовой (г. р. 1905) и Евдокии Григорьевны Руммо (г. р. 1904).

Песни № 22 и 41 - от жительницы д. Путятино Евдокии Георгиевны Захаровой (г. р. 1913), а песни № 11, 23, 33, 34 - от народного ансамбля д. Владычино. Кроме А. А. Скворцовой и Е. Г. Захаровой в нем участвовали: Нина Сергеевна Широкова (г. р. 1937, д. Козловка Завидовского р-на Калининской обл.), Ольга Арсентьевна Стёпочкина (г. р. 1928, д. Гороватово Гагаринского р-на Смоленской обл.), Клавдия Герасимовна Сальникова (г. р. 1918, местная уроженка), Татьяна Дмитриевна Уткина (г. р. 1945, д. Дубовка Зубцовского р-на Калининской обл.), Зоя Никифоровна Власова (г. р. 1938, санаторий „Воиново” Мценского р-на Орловской обл.). Всего в ансамбле 17 певиц.

Несмотря на то, что многие участницы ансамбля переселились во Владычино из других областей, записанные от них 4 песни были исполнены в местной традиции, в чем немалая заслуга принадлежит местным уроженкам А. А. Скворцовой, К. Г. Сальниковой и Е. Г. Захаровой.

Все остальные песни были записаны в г. Волоколамске от уроженок д. Захарьино сестер Александры Демидовны (г. р. 1903) и Матрены Демидовны (г. р. 1913) Лебедевых.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.10.2016, 19:24 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
Описание свадебного обряда деревни Захарьино.
Записано со слов Александры Демидовны Лебедевой.

1. ПРЕДСВАДЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

1.1. ЗНАКОМСТВО, СГОВОР

В старину отдавали замуж родители. Встретятся, бывало, в компании с друзьями, товарищами - ведь знали у кого сын есть, у кого дочка - и начнут сговариваться:
- Вот у тебя сынок есть, а у меня дочка. Давай породнимся?
И дети больше слушались родителей, редко им противились. За кого родители захотят, за того и отдадут, нравится ли не нравится молодым: „Ничего, слюбится - забудется, и будешь жить”.

Девушка, когда узнавала, конечно, плакала, не хотела. Есть у нее любимый. За него не отдают, а отдают за другого.

Я вот вспоминаю, как сестру в первый раз сватали. Сговорились родители. А жених был глухой, угрюмый, хоть и богатый. Плакала сестра, а соседка приговаривала:
- К вам из такого дома приедут, а вы еще не хотите. Что ж, что глухой, зато как жить-то будешь!

Пошла сестра к своей двоюродной сестре - дядя напротив жил. Лежат они на полатях (вот печка русская, а здесь бр… и доски наложены - называют полатями), а двоюродная сестра, подруга ее, и говорит:
- Что ты, Любка, плачешь? Если тебя будут отдавать за него, я тебя удавлю, и ты не будешь мучиться.
Она плакала, плакала, теперь и отец заметил:
- Любка, что ты плачешь?
А она и говорит:
- Тять, меня выдают замуж вот за этого.
- А ты не хочешь идти?
- Я не пойду, зачем он мне такой?
- Ну кто тебя неволит? Не хочешь - не ходи.
Сестра упала возле него на колени, три раза поклонилась отцу, что он избавил ее от этого жениха:
- Ой, тять, спасибо, ой, спасибо-то, ой!
Прибежала к двоюродной сестре:
- Лизка, Лизка, отец меня не отдает!
Радости-то у ней сколько было, Боже мой!

И ее не отдали тогда. Отдали, когда посватался другой жених. Его взяли на войну и сразу убили. И осталось четверо ребятишек.

1.2. СВАТОВСТВО

Снаряжались жених, его мать и отец и еще какой-нибудь близкий родственник и ехали в другую деревню, откуда родом невеста. Заходили в дом и так обычно начинали разговор:
- У вас товар, а у нас покупатель есть.
Их приглашали войти. Посидят сваты, посмотрят. А жених с невестой отходили в сторонку, в угол, за занавеску, стояли там, разговаривали; тогда гости (сваты) выходили в сени, это называлось „шептаться”. Возвращались сваты и говорили:
- Нам невеста ваша понравилась.
Ну им и говорят:
- И нам жених понравился.
Тогда садились чай пить, о приданом договаривались. А невеста им разливала. Родные жениха смотрели - умеет ли девушка чай разливать? А то, может, невеста ничего не умеет делать.
А в приданое тогда, в голодные годы, давали рожь, семена, овес, а не то что там денег сколько. Иногда тут и расходились, потому что приданого мало - и свадьбу надо сыграть, и жить потом.
А вот когда сестру за первого жениха сватали, брат и спрашивает:
- Любк, ну как?
Она противное сказала - что не понравился, и всё! А он:
- Ну что мне сватам говорить-то?
Входят гости и говорят:
- Нам очень невеста понравилась.
А брат не обиняком, а прямо так и ответил:
- А наша невеста никак не запрягается!
- Ну тогда нам уж нечего и чай пить.
И они уехали. Это называлось „сватать ездили”.

1.3. ПРИЧЕТ НЕВЕСТЫ (невеста учится плакать)
Сведения об этом разделе свадебного обряда были сообщены А. А. Скворцовой из д. Владычино.

После просватанья невеста ходила к женщине постарше, которая знала причет, и училась у нее. Когда расплетали косу, невеста плакала и делала этот причёт (так выразилась А. А. Скворцова. - Ю. Б.).

1.4. ПОДГОТОВКА ДАРОВ

После просватанья невеста готовила дары - полотенца. Их у нас не вышивали. Полотенца были выбранные такие (то есть браные, тканые. - Ю. Б.). Как холстину ткут на станке, так вот и рисунок выбирается. Ну и с кружевами. Сколько родственников у жениха есть - свекор, свекровь, деверь, золовка - столько и полотенец. Потом, после венца, невеста их и одаривает. Ну а дальним родственникам ситец дарили или еще чего. Это покупали.

1.5. ОСМОТР ДОМА ЖЕНИХА

Собирались отец с матерью невесты и самые ближние родные ее и ехали в деревню жениха дом смотреть. А невеста дома, ее не брали. Приедут, всё посмотрят: и дом, и хозяйство. Тут им стол собирали. Они посидят немного - долго здесь не гуляли - и сговорятся:
- Давайте через месяц будем делать свадьбу, а в воскресенье - рукобитье.

1.6. РУКОБИТЬЕ

На рукобитье приезжал в дом невесты жених со своей родней. На этом вечере пели, гуляли - как в праздник, а песни были разные: „В саду ягода малинка”, „Горы золотые” и те, что мы пели (исполненные сестрами Лебедевыми во время звукозаписи. - Ю. Б.), - плясовые. А величальных еще не пели. Их поют, когда приезжают за невестой.

1.7. ВЕЧЕР С ГОСТИНЦАМИ

Потом через несколько дней был вечер с гостинцами и у жениха, и у невесты. Тогда не было, как сейчас, вместе. Тогда у всех свой стол был. Это уже больше приезжала молодежь, товарищи, подруги. А в гостинцы им родные готовили и конфеты, и орешки... Приезжают - все готово: продукты, водка - всё свое.

1.8. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕЛКИ

Накануне дня свадьбы кто-нибудь из невестиной родни шел в лес рубить елку - небольшую, так, чтобы она на столе стояла, ну от стола до потолка могла быть - а избы-то были невысокие. И потом у кого-нибудь из невестиных родственников эту елку наряжали. Наряжали - как сейчас на Новый год: разные бусы там, и какие-нибудь игрушечные солдатики, и бантики... Только что лампочек не было.

2. СВАДЬБА

2.1. ДЕВИЧНИК

Утром в день свадьбы к невесте приходили ее подружки, родные приезжали. Приносили наряженную елку и ставили ее на стол. Невеста встречала их и все плакала. Может, и скажет какое слово, а то всё слезами плачет (то есть рыдает. - Ю. Б.). Это называлось девичник.

Отец и мать брали икону - тогда еще покупали икону и жениху, и невесте, - и этой иконой благословляли ее. Невеста кланялась отцу и матери в ноги, целовала их, плакала.

Потом все садились за стол вокруг елки и гуляли, песни пели, пока не приезжали поезжанья. Невесте пели песню „Сбережённая дитятка”.

Одета невеста была в праздничное платье и покрыта шалью, так ее и увозили к венцу покрытую (по свидетельству А. А. Скворцовой, на девичнике самая задушевная подруга невесты расплетала ей косу и накрывала ее черным подшальничком — тонким платком. В д. Владычино на девичнике невесту наряжали в черное, траурное платье. «Невеста сидит в длинном черном платье, нахлубшая (накрытая. - Ю. Б.) платочком. Это платье она надевала в день свадьбы и сидела до приезда жениха во всем черном, потому что настроение ее печальное: замуж отдают, перемена жизни. Каждая невеста, вот сколько у нас замуж ни отдавали, обязательно все в черных платьях и в черных платках”, - рассказывала А. А. Скворцова).

2.2. ПРОВОДЫ ЖЕНИХА. СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД

Перед тем, как ехать за невестой, жениха благословляли отец и мать. Снимали икону, жених ее целовал, кланялся матери, отцу, целовал мать.

Тогда свадьбы больше зимой были. И вот ехали от жениха такие саночки интересные с ковриками сзади - поезжанья едут! У кого сколько гостей - столько и саночек: пять, шесть, семь, а то и больше, кто по состоятельней. А в каждых то два, то четыре человека. С женихом ехал дружок и сваха, какая-нибудь родственница. И вот едет поезд - жених за невестой.

2.3. У НЕВЕСТЫ ПЕРЕД ВЕНЦОМ

Когда поезд подъезжал к дому невесты (в д. Владычино, завидя поезжаньев, гости невесты, ожидавшие поезд жениха, пели песню «Не в тереме свечка», только потом выходили из-за стола), гости выходили из-за стола и уходили из избы, оставались только свои. Жениха встречали, но сразу в дом не пускали - тогда дружок давал какой-нибудь выкуп.

А в это время - невеста-то одна сидит (в д. Владычино невеста сидела обычно на вывернутой шубе) - рядом с ней садилась девушка или даже двое подростков, место занимали, мог и братишка сесть.

С женихом в дом заходил дружок - не обязательно родственник, просто такой находчивый человек, который мог рассказать что-то, поговорить умел. Подходят жених с дружком, а место занято! Дружок говорит:
- Освободите-ка нам место!
А те не уходят:
- Мы вам не отдадим невесту!
И вот торгуются: дружок должен дать денег на выкуп. Наконец он давал денег, и место жениху освобождали.
Посидят немного за столом поезжанья, жених с невестой и поедут в церковь венчаться.

2.4. ВЕНЧАНЬЕ

Поезжанья везли невесту в церковь накрытую платком, а там уж, в церкви, родные уводили ее в придел и переодевали в венчальное платье - обязательно белое, длинное. На голове длинная фата, веночки были такие из воска сделаны - как корона (туда еще какую-то бараночку положат). На груди букетик цветов, и у шаферов - сейчас они называются свидетели - обязательно тоже букетик на груди приколот.

Подводили к аналою невесту, а потом приводили жениха. Когда их венчали, шафера держали над их головами корону. Священник читал, пел, обводил жениха и невесту вокруг аналоя. Шафера шли за ними, держали фату, несли корону. Потом священник обменивал жениху и невесте кольца, надевал тому и другому. Это значит всё, венчанье кончилось.

2.5. КОРОБЬЯ

Пока жених с невестой венчаются, ее отец, мать, а может, какие родные, которых они уполномочат, везут коробью (а могли везти и накануне свадьбы). Коробья - сундук, там приданое невесты, вещи ее. Невесте наряжаться надо ж? Ставили сундук, накрывали дерюжкой и уезжали (В д. Владычино коробельщики (то есть люди, везущие коробью) требовали выкупа, а то отказывались нести сундук, и женихова сторона платила. Когда торговались, подходили к сундуку, трясли его: «- О, тяжелый! Невеста богаатая!» А там, может, кирпичей наклали). Привезут и постелю, постелят.

2.6. ГУЛЯНЬЕ ПОСЛЕ ВЕНЦА

От венца невесту привозили хоть в венчальном платье, но под шалью (в доме жениха все волновались: „Какая она?”).

Тут-то подружки невесты и начинали петь величальные песни, прославляли гостей, и сколько их было - всех провеличают. А если где было мало девушек, то и женщины пели. Хорошие хоры были, слаженно пели, человек по десять-пятнадцать. Голосистые - куда! Спели песню - подходили с блюдечком, туда положат им за песню. Кончали величать, и начиналось тут гулянье.

Через сколько-то времени открывали невесту (то есть снимали с нее шаль. - Ю. Б.). Она посидит, посидит немножко, отправляется в горницу, надевает другое платье. За вечер кто три, кто пять платьев переодевали. Смотришь, уже идет в другом, в голубом.
На пиру невеста дарила родных жениха полотенцами, ситцем, другими подарками.

Все, и жених с невестой, плясали, пели - гуляли. Были здесь и невестины мать, отец. Здесь невеста уже становится веселая.

2.7. СВАХА ПЮВОЖАЕТ МОЛОДЫХ СПАТЬ

Когда гости расходились, сваха провожала молодых в горницу. Вот деревенская изба: ну, там сени, коридор, а потом горница, такое холодное помещение. Внизу омшаник, там все продукты - огурцы, капуста, мясо - хранятся, как погреб, но неглубоко вырытый. А горница - чтоб складывать все, окошечко там маленькое вырезано, стеклышко, может, стоит. Там кровати были, и вообще в ней летом спали. Что ж, что зима! Им тогда жарко - разогреются покамест сидят, все перепотеют и надышут столько, и напляшут. Лампа еще горела, „Молния”, от нее жарко было (Так называлась электрическая лампа. Электричество здесь появилось уже в 20-е гг. - неподалеку были деревни Кашино и …рополец, где загорелась первая «лампочка Ильича». А. Скворцова и Б. Руммо были свидетельницами приезда в Кашино В. И. Ленина на открытие электростанции).

Шла эта сваха, укладывала молодых и ноги им заплетала, обниматься заставляла, чтоб так и лежали. А бывало, и сваха с ними спала.

Если невеста оказывалась нечестная, на другой день надевали на нее хомут и водили по улице. А ведь муж, жених-то, будет с ней жить!

2.8. МУДРОВАНИЕ НАД МОЛОДЫМИ

Назавтра на утро начинали над молодыми мудровать. Заставляли невесту под подметать, а там девки кидали деньги - она и наметет денег этих. Потом скажут воды носить. Отправлялись молодые к колодцу, брали ушаты, коромысла. И невеста тоже доставала воду. На колодце они перебрызгаются.

Дальше называлось „сыр молить”: молодым подстилали что-нибудь на пол, заставляли их кланяться и ложиться. И смотрели - какие они?
- Ой, горбатые, батюшки мои!
А молодая там платье поправляет, волнуется же.
- Ой, глядите, одна нога-то кривая! И у жениха нога тоже короче. Батюшки!
Они их критиковали, критиковали, совсем застыдят - молодые уж и не знали, что делать. Я и позабыла, сколько было еще чудес!

2.9. ПЕРЕГАЩИВАНИЕ

А в это время невестины родные и гости - невеста у жениха оставалась - собирались „овцу искать”, наряжались кто козлом, кто гусем, выворачивали для этого шубы. И лошадь делали: вот встают двое, прицепят корзину из-под пряжи друг к другу, накроют попоной, хвост приделают, вывернут рукава шубы, сделают голову и одной рукой ворочают ею туда-сюда. В избе все смотрят свадьбу. И вот лошадь пятится, глядишь, и прижмет кого. Очень интересно было!

А то в гуся наряжались. И вот наш зять, Любин муж - тот всё гуся делал, тоже из тулупа, из шубы, из рукава делал голову и нос, и даже не только в свадьбу, а просто и в праздник. Смотришь - Ивана Матвеевича нет. Где? Является! Ну гусь и гусь! Входил и всё на стол глядел, кого-нибудь обязательно клевал.

И вот невестины гости приезжали к жениху.
- Вот мы приехали по какому делу: у нас пропала овца. Нет ли у вас?
- Нет, нет.
- А нам сказали, что овца наша у вас.
Те опять отнекивались:
- Нет, да что вы? У нас никаких таких нету.

Но все равно в конце концов овцу находили и опять гуляли.
А потом уж невеста домой едет со своими и с жениховыми гостями, и там они еще гуляли. Это называлось „перегащивание”, обмен такой. А песен таких здесь напоют - куда! Ой, уши вянут, ужасно прям!

Ну, на этом все кончалось, и начиналось ихнее житье. Вот и свадьба вся.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.10.2016, 19:28 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
I. СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ

ПРОЩАЛЬНЫЕ ПЕСНИ (до венца)

1 (1). Сборы вы, сборы. В д. Захарьино это одна из довенечных песен, которую пели подруги невесты на девичнике. Вот что сообщила А. Д. Лебедева о том, в какое время ее пели. „Собирала невеста девушек отдельно от всех гостей. Собирала в тот день, когда приезжал жених. Сидят, поют, пляшут”.

2 (3). Причет невесты при расплетании косы.

3 (5). Ехал зять мимо тестева двора. Прощальная песня. Пели подруги невесты на девичнике в день свадьбы, когда свадебный поезд въезжал в деревню, перед песней „Не в тереме свечка”.

ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ (после венца)

4 (9). Ну кто ж у нас холостый? Величание холостому гостю. По словам певиц, „эта песня легкая”. Сюжет ее широко распространен.

6 (12). Пойду, пойду, молодешунька. Величание женатым гостям. Сестры Лебедевы спели песню дважды и после первого исполнения так прокомментировали свое пение:
Александра Демидовна:
- Давай другой тон, повыше.
Матрена Демидовна:
- Мы должны грубее голосом петь.
После второго исполнения (этот вариант воспроизведен в нашей нотной записи) А. Д. Лебедева заметила: „У нас грубовато вышло”.

7 (14). Ельничек частовой. Величание женатым гостям.

8 (17). Сидит дружка на рябине. Этой песней стыдили дружку, который давал мало денег (о том| когда пели эту песню, А. Д. Лебедева сообщила: Дружка приводит молодых от венца и усаживает их за стол. Повеличают дружку, а он положит мало денег, такой-сякой! И вот ему за это пропоют при всем честном народе: «Сидит дружка на рябине…» Дружке неприятно, он еще дает денег.).

II. КАРАВОДНЫЕ ПЕСНИ

10 (22). Как во городе царевна. По сообщению Е. Г. Захаровой, это „каравод в лицах”.

11 (20). Мимо милого крылечка. Напев д. Захарьино. Обращает на себя внимание несходство двух версий этой песни из близлежащих деревень как по мелодике, так и по форме. „Каравод” этот лучше помнили певицы д. Владычино. А. Д. Лебедева употребляла литературную форму слова „хоровод” и пела одна, так как Матрена Демидовна не слыхала и не видала „караводов”. „Я от твоего голоса не могу пойти”, - сказала она сестре.

12 (24). Как под белою под берёзою.

III. ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ И „ПРОХОДНЫЕ” ПЕСНИ

13 (28). Ах ты, милая, хорошая моя.
14 (29). Лён мой при горе.
15 (31). Ты пройди, погуляй.
16 (306). Кострома моя, Костромушка.
По сообщению А. Д. Лебедевой, песни № 15, 16 пелись по вечерам на святках, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе. „Сидят все по лавкам. Двое парней ходят по кругу, а им поют. Поют, а парни смотрят, кого им выбрать поцеловать. Выберут девушек, поцелуются с ними и садятся на место”. По характеру бытования эти „проходные” песни близки „караводам”, но одна из них - плясовая (№ 15).

17 (35). Частушки („Прибаутки”). В д. Захарьино бытовало несколько разновидностей частушек и страданий, которые пелись на различные напевы. Публикуемые частушки исполнители называли „Прибаутками”. По сообщению М. Д. Лебедевой, при пении частушек „играли на гребенке или на языке” (то есть исполняли их под аккомпанемент гребенки или под язык).

IV. НЕПРИУРОЧЕННЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

22 (36). На заре было, на зорюшке.
23 (37). Кого нету - того только жаль. В то время как сестры Лебедевы вспоминали песню и пробовали ее петь, между ними происходил такой диалог:
Матрена Демидовна:
- Ты запеваешь так, а продолжаешь не так. Я тоньше - и ты тоньше. У нас с тобой голос сходится в один.
Александра Демидовна:
- Нет, все низко.
Матрена Демидовна:
- И ты грубо (то есть низко. - Ю. Б.) поешь.
Александра Демидовна начинала петь очень высоким голосом, но это у нее не получалось - двухголосие не возникало. - Ю. Б.).
24 (42). Прощай, жизнь, радость ты моя.
25 (43). Несчастный родился.
 
МузыковедДата: Понедельник, 10.10.2016, 14:13 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
Ссылка добавлена!
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Песни Северного Подмосковья (1989) (Из коллекции фольклориста)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск