Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Среда, 20.09.2017, 21:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Святочные гадания на северо-западе Смоленщины - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Святочные гадания на северо-западе Смоленщины (ОНКН)
Святочные гадания на северо-западе Смоленщины
МузыковедДата: Пятница, 13.01.2017, 14:06 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 449
Репутация: 0
Статус: Offline


Святочные гадания на северо-западе Смоленщины

http://www.culture.ru/objects....shchini

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА
Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское

Автор описания: Енговатова Маргарита Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории музыки, руководитель ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных; folkgnesin@yandex.ru 8(495)691-27-90

Экспедиция: Экспедиция: Российская академия музыки имени Гнесиных Год, собиратели: 1997 - М. Енговатова, Т. Камаева, О. Емцова, О. Балкарей, Никитина И., Иванова Е., Карпеченкова Е. 1989 - Винарчик Л., Несина О., Леонова О., Филимонова А. Место фиксации: Смоленская область, Велижский, Демидовский, Духовщинский, Кардымовский, Руднянский, Смоленский, Сафоновский, Ярцевский районы Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных

История выявления и фиксации: Целенаправленно святочные гадания в отечественной фольклористике не фиксировались и не изучались. В 1980–2000-е годы они записывались фольклорными экспедициями РАМ им. Гнесиных во всех северо-западных районах Смоленщины. Материалы частично опубликованы в 1 томе Смоленского музыкально-этнографического сборника (см. библиографию). В контексте всей русской святочной обрядности они затронуты в публикации О.А. Несиной (см. библиографию).


Библиография: Несина О.А. Русские святочные гадания под песню: опыт типологической систематизации и ареального исследования // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике. Сб. трудов. РАМ им. Гнесиных. Вып. 154. / Сост. Пашина О.А. М., 1999. С. 35-63.,
Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т.1. Календарные обряды и песни. М., 2003. С. 606-690.

Дата публикации: 04.09.2015


Аудио

01. Святковский хоровод «Освяти Боже и землю и воду»
02. Цикл святочных гаданий
03. Святочный хоровод «Как пришли святки»
04. Цикл святочных гаданий

№№1-4: Место фиксации: Смоленская область, Духовщинский район, деревня Шиловичи
Экспедиция: Российская академия музыки имени Гнесиных
Год, собиратели: 1997 - М. Енговатова, Т. Камаева, О. Емцова, О. Балкарей
Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных, CD 2089-10, CD 2089-11, CD 1986-5, CD 1986-6
Исполнители: Щедрова Марфа Алексеевна (1908), Глинкина Татьяна Фоминична (1928), Кузнецова Анастасия Симоновна (1923), Смолякова Софья Сафроновна (1908), Попова Анна Ананьевна 91926), Симанкова Надежда Капитоновна (1927), Губина Прасковья Павловна (1917), Лукина Нина Киреевна (1930), Глинкина Ирина Афанасьевна (1926).


05. Цикл святочных гаданий
06. Цикл святочных гаданий
07. Цикл святочных гаданий
08. Рассказ о святочных гаданиях
09. Рассказ о святочных гаданиях

№№5-9: Место фиксации: Смоленская область, Духовщинский район, село Бабино
Экспедиция: Российская академия музыки имени Гнесиных
Год, собиратели: 1989 - Винарчик Л., Несина О., Леонова О., Филимонова А.
Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных, CD 1525-18, CD 1525-19, CD 1525-20, CD 1525-15, CD 1525-16
Исполнители: Донская Е.М. (1909), Дудилова А.В. (1915), Цыганкова Е.Н. (1908)


10. Рассказ о святочных гаданиях
11. Цикл святочных гаданий

№№10, 11: Место фиксации: Смоленская область, Духовщинский район, деревня Замошье
Экспедиция: Российская академия музыки имени Гнесиных
Год, собиратели: 1997 - М. Енговатова, Т. Камаева, О. Емцова, О. Балкарей
Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных, CD 1967-1, CD 1967-2
Исполнители: Быкова Антонина Васильевна (1930), Ковалева Анна Дмитриевна (1942).


12 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц г. Духовщина Смоленской обл.
Место фиксации: Смоленская область, город Духовщина
Экспедиция: Российская академия музыки имени Гнесиных
Год, собиратели: 1997 - М. Енговатова, Т. Камаева, О. Емцова, О. Балкарей
Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных, CD 1984-18
Исполнители: Овсянкина Анна Ивановна (1928), Бумажникова Мария Евсеевна (1935), Семенова Мария Ивановна (1931), Карпенкова Вера Сергеевна (1925). Ульяшова Фаина Александрвна (1929), Бурова Пелагея Павловна (1925), Александрова Зинаида Андреевна (1937)


13 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц д. Зимец Духовщинского р-на Смоленской обл.
Место фиксации: Смоленская область, Духовщинский район, деревня Зимец
Экспедиция: Российская академия музыки имени Гнесиных
Год, собиратели: 1997 - М. Енговатова, Т. Камаева, О. Емцова, О. Балкарей
Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных, CD 1988-19
Исполнители: Телешова Елена Яковлевна (1925). Подолякина Анна Петровна (1926), Матюхова Мария Тихоновна (1941). Клименкова Вера Тимофеевна (1930). Кострикова Нина Семеновна (1928)


14 Цикл святочных гаданий в исполнении жительниц д. Смолиговка Руднянского р-на Смоленской обл.
Место фиксации: Смоленская область, Духовщинский район, деревня Смолиговка
Экспедиция: Российская академия музыки имени Гнесиных
Год, собиратели: 1997 - Никитина И., Иванова Е., Карпеченкова Е.
Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных, CD 1862-17-26
Исполнители: Борматенкова Елена Ульяновна (1928), Рогова Мария Федоровна (1922). Ахтёмова Анна Сергеевна (1927), Захарнева Татьяна Константинован (1937). Калентеенкова Татьяна Федоровна (1922).


ВИДЕО
01. Святочный хоровод «Освяти Боже, небо и землю» и цикл святочных гаданий в исполнении жительниц д. Шиловичи Духовщинского р-на Смоленской обл.
02. Святочное гадание «Дристун» в исполнении Н.Н. Мигуновой из д. Петрищево Духовщинского р-на Смоленской обл.
03. Святочное гадание в исполнении жительниц с. Терешины Демидовского р-на Смоленской обл.
04. Святочная игра «Вився, вився вирябей» в исполнении жительниц д. Велисто Духовщинского р-на Смоленской обл.

Скачать - 217 Мб:
https://cloud.mail.ru/public/5Ku4/LC918BX4c

Источник: http://www.culture.ru/objects....shchini
Прикрепления: 2160689.jpg(85Kb)
 
МузыковедДата: Пятница, 13.01.2017, 14:11 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 449
Репутация: 0
Статус: Offline
Святочные гадания северо-запада Смоленщины зафиксированы фольклорными экспедициями Российской академии музыки имени Гнесиных в 1980–2000-е годы. Среди них – гадания с песнями, в научной литературе называемыми подблюдными.

На Смоленщине записаны сотни таких песен-загадок с характерными для этого жанра развитыми рефренами и их отгадки, обусловленные народными мифологическими представлениями. Зафиксирован и интереснейший этнографический контекст, определяемый местом и временем гаданий, структурой и семантикой ритуала гадания и проч.

Материалы фиксировались по воспоминаниям исполнителей старшего поколения, осуществлялись реконструкции обряда.

Подблюдные песни, сопровождающие святочные гадания,– жанр, известный среди восточных славян только у русских и распространенный на российской территории не повсеместно. Одной из зон бытования этих песен является Смоленщина. В кругу святочных магических практик гадания (ворожба) занимают здесь одно из центральных мест. О многочисленных способах гаданий смоленские крестьянки рассказывают охотно, очень подробно, богато иллюстрируя повествования автобиографическими подробностями. Эти рассказы поражают эмоциональностью, заставляющей переживать вместе с рассказчицами страшную и торжественную атмосферу гаданий, а также непоколебимой верой в то, что предсказанное непременно сбывается.

Подблюдные гадания – с кольцами под песни – совершаются на Смоленщине в период святок и входят составной частью в развитый гадальный комплекс. Гадания осуществлялись здесь в канун трех праздников – Рождества, Нового года и Крещения, во все три коляды (рождественскую, васильевскую и крещенскую). Большинство способов гаданий известно не только на Смоленщине, но и за ее пределами. Как и в других русских традициях, все гадания были на замужество или жизнь/смерть. Для совершения ритуала обычно избиралось пространство, по народным представлениям, наиболее подходящее для пребывания в нем духов умерших предков и потусторонних сил: у реки или колодца, на перекрёстках дорог, в бане или хлеву, во дворах, под окнами чужих домов и проч. Для получения предсказаний использовали колья забора, дрова (гадания на чёт/нечет), обувь, золу, зерно, воду, блины, гадали по поведению домашних животных (собак, кур, петухов, коров и проч.). Самым опасным считалось гадание на зеркалах. Многочисленны и разнообразны загадывания на сон, включающие в себя действия с каким-либо предметом, словесную формулу и толкование сна, в котором должен явиться жених.

Но самым специфическим обрядом было гадание на кольцах под специальные песни. На Смоленщине такое гадание имеет следующие названия: кольца тресть, закидывать кольца, перстни тресть, дристун, жиров, ляушки, лявлю, явлю играть (последние связаны с припевными словами песен). Эти же определения относятся и к песням, исполняемым во время гаданий.

Под песни на Смоленщине гадали в Васильев вечер под старый Новый год, в тёмное время суток. Участниками ритуала могли быть представители разных возрастных групп: где-то – только девушки, в других местах – и парни, и женатые пары, и старики.

Гадание начиналось с того, что в мужскую шапку (реже – в подол платья, фартук) присутствующие бросали кольца, серьги, булавки или пуговицы. Шапку держала руководящая гаданием женщина, которая её трясла (колотила), а потом вынимала по одному предмету под пение песен-загадок. Она же могла произносить предсказание. Ведущая гадание – важная фигура ритуала. На эту роль избиралась либо самая старшая по возрасту женщина (бабка), либо вдова, либо сирота, либо девушка, родившаяся в семье первой или последней, – люди, наделённые, по мнению носителей традиции, особыми свойствами «посредников» между двумя мирами – тем и этим светом.

Помимо личных вещей – заместителей участников гаданий – в шапку клали дополнительные предметы: кусочки хлеба, угля, глины, зёрна овса или ячменя, по которым также получали предсказания (богатства, смерти, пожара и проч.). По окончании гадания их несли домой и клали под подушку с целью вызывания вещего сна. Так осуществлялась связь между песенными и непесенными гаданиями.

Песни святочных гаданий отличает от других календарных песен наличие чрезвычайно развитых рефренов, складывающихся из малых и больших припевов и превышающих по объёму основной смыслонесущий текст предсказания. Например:

[Основной смыслонесущий текст] люли люли,
Мы кому спеём, ой тому стрясём, люли люли,
Кому сбрязднется, тому справдится, люли люли,
Тому справдится, не минуется, люли люли.

Основной же текст песен-загадок короткий, охватывает один-два стиха. Чаще всего он представляет собой характеристику какой-либо бытовой ситуации, которая затем символически трактуется в отгадке. Например:

Кот кошурочку звал в печурочку.
Там и тёпленько, там и мягенько. (к свадьбе)

По ‘городу хожу, полотенце стелю,
Я ишшо похожу, я ишшо постялю. (к смерти)

Нивка узенька, снопы частеньки. (к рождению детей)

Последовательность песен носила случайный характер.

Несмотря на краткость текстов, их отличает весьма развитая и специфически жанровая поэтика. Традиционная жизнь крестьян предстаёт в них во всём многообразии природных и бытовых явлений. В текстах упоминаются различные птицы, дикие (медведь, заяц, дикий баран) и домашние животные, многочисленные местные растения (липа, берёза, сосна, вишня, брусника и проч.) и природные и культурные объекты (река, бор, нива, сад, огород, дорога, деревня, церковь, кузница, ток и проч.). Особенно многочислен набор предметов: это и предметы домашнего быта, и сельскохозяйственные орудия, а также различные виды пищи и проч. В отгадках все они получают символическое толкование. Обращают на себя внимание особые словосочетания с уменьшительными суффиксами: курочка-копошурочка, петушок-певунок, саночки-малюваночки, дежечка-утворяночка, заенька-ковыляенька, свиночка-хлехотушечка, шубинька-кожуринька, шапочка-богатырочка и др. Эти словосочетания очень устойчивы, переходят из одного текста в другой и вызывают аналогии со сказочной поэтикой.

В начале ритуала гадания обычно исполнялась специальная песня, как правило, не имеющая предсказательного значения, но представляющая собой обращение к представителям иного мира с просьбой благословить на гадание. Например:

Баслави, Боже, нам перстнёчки тресть…

Пречистая Мать, благаслави песню сыграть…

Ах ты день, ты день, день Васильевский,
Баслави нас на ночь да перстни патресть…

Распространено также пение первой песни с упоминанием особых персонажей – дристуна, жирова, по которым и называют всё гадание («Как пошёл дристун вдоль по улице / А за ним свиньи веряницею» и др.). Особый текст первой песни с очевидной продуцирующей семантикой записан в Починковском районе:

Ох и дай, Боже, жито густое, ой лёли!
Жито густое, колосистое, ой лёли!
Чтобы было с чего пиво варити, ой лёли!
Пиво варити, ребят женити, ой лёли!
Ребят женити, девок отдавать, ой лёли!
Хто ребя женит – тот Бога молит, ой лёли!
Хто девок отдаёт – тот сильно плачет, ой лёли!

Последнюю песню пели хозяину шапки, когда в ней заканчивались все предметы, тот забирал шапку и надевал её. Содержание песни – не загадка, а благопожелание владельцу шапки:

На горе жито всё волнуется,
Хозяин ходит, всё любуется.

Особо следует сказать о предсказаниях. Известно, что все гадания восточных славян связаны либо с замужеством, либо с жизнью/смертью. На Смоленщине записано более 40 предсказаний, которые поражают своим разнообразием и детализацией будущих событий. Так, гадания на замужество затрагивают не только его возможность, но и качество будущей семейной жизни (много детей, муж – вдовец с детьми, мужа убьют на войне, вдовство, богатая семья, главенство в семье, распутство мужа или жены, дружная/недружная семья, рукоприкладство мужа, замужество далеко от дома). Для парней предсказаний гораздо меньше (холостому быть, жениться, к дороге, в солдаты идти). К гаданиям на жизнь/смерть примыкают предсказания болезни. Есть и предсказания на будущую жизнь, не связанные с браком (к богатству, к бедности, к неудаче, к печали, к слезам, к пожару, к письму, к напрасной работе и т.д.). Одна и та же песня могла иметь варианты отгадок в зависимости от пола и возраста человека, которому она досталась. Так, например, мотив дороги для девушки трактуется как будущая свадьба, для парня – как уход в солдаты, для старика – как близкая смерть.

Напевы смоленских песен-гаданий в музыкально-стилевом отношении очень монолитны. Все они имеют сходное музыкально-ритмическое строение и, несмотря на чрезвычайную вариативность звукового диапазона и мелодического контура, обнаруживают заметное мелодическое сходство.

К обряду гадания на кольцах под песни примыкает записанная в Демидовском районе Смоленской области игра «В воробья», представляющая собой промежуточную форму между гаданиями, загадками и игрой в фанты. Девушки отдавали свои вещицы (кольцо, пуговицу, булавку) ведущей – женщине, которая складывала их в шапку и затем ее трясла (колотила). Участники игры пели песню «Вився, вився вирябей» каждой девушке по очереди. Ведущая доставала по одной вещице, а «судьи» (все присутствующие) «присуживали» владелице задание в форме загадки-иносказания. Девушка разгадывала загадку и выполняла задание.

Традиция подблюдных гаданий в 80–90-е годы прошлого века была ещё жива в значительном числе сёл северо-запада Смоленщины. Есть информация о проведении их в сельских клубах. Экспедициями Российской академии музыки им. Гнесиных записано порядка 100–120 циклов гаданий и множество рассказов о них. Гадание под песни распространено у русских в трёх достаточно больших зонах: на Смоленщине, в окском регионе и вологодско-вятско-костромской зоне Русского Севера. Смоленская традиция обнаруживает некоторую общность с окской, что более всего заметно в строении подблюдных песен.

Енговатова М. А.
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Святочные гадания на северо-западе Смоленщины (ОНКН)
Страница 1 из 11
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск