Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Четверг, 28.03.2024, 23:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Певческое искусство терских казаков станицы Наурской - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Певческое искусство терских казаков станицы Наурской (Чеченской Республики (ОНКН))
Певческое искусство терских казаков станицы Наурской
МузыковедДата: Пятница, 10.02.2017, 14:26 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline


Певческое искусство терских казаков станицы Наурской Чеченской Республики

http://www.culture.ru/objects....publiki

Этнос: Казаки
Конфессия: Православие
Язык: Русский

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА
Автор описания: Кабанов Андрей Сергеевич, ведущий научный сотрудник Государственного республиканского центра русского фольклора. E-mail: kabias@mail.ru ; Утешева Анна Юрьевна, выпускница Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. E-mail: consolario@gmail.com

Экспедиция: Экспедиция: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. Год, собиратели: 1968 — Кабанов А.С. и студенты Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Место фиксации: Чеченская республика, Наурский район, станица Наурская. Место хранения: Архив Научного центра народной музыки имени К.В. Квитки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Инв. № 1044.

История выявления и фиксации: Песни терских казаков в исполнении мужского фольклорного квартета станицы Наурская были записаны А.С. Кабановым и студентами Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в феврале 1968 года. Записи были произведены на катушечный бытовой двухдорожечный магнитофон «Орбита».В 1975 году хормейстер-фольклорист А. Козырев посетил станицу Наурскую и осуществил повторные записи некоторых местных песен от трех исполнителей.

Библиография: 1. Кабанов А.С. Ой, не по морю было, по морюшку // Вестник Российского фольклорного союза. 2003. № 2 (7). С. 26-29.,
2. Козырев А.А. Уж ты, батюшка, наш быстрой Терек. Песни гребенских и терских казаков. М., 2015. СД-диск.,
3. Путилов Б.Н. Песни гребенских казаков. Грозный, 1946.,
4. Путилов Б.Н. Исторические песни на Тереке. Грозный, 1948.

Дискография: 1. Вдоль по линии Кавказа. Традиционные песни терских и гребенских казаков [Звукозапиcь]. Исп.: Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина». СПб., 2002. 1 зв. диск.,
2. По морю Хвалынскому. Традиционные песни терских и гребенских казаков [Звукозапиcь]. Исп.: Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина». СПб., 2005. 1 зв. диск.,
3. Горы вы кавказские. Традиционные песни терских и гребенских казаков [Звукозапиcь]. Исп.: Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина». СПб., 2005. 1 зв. диск.,
4. Прости звезда. Традиционный казачий романс [Звукозапиcь]. Исп.: Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина». СПб., 2006. 1 зв. диск.,
5. Уж ты, батюшка, наш быстрой Терек. Песни гребенских и терских казаков [Звукозапись]. Аудиоприложение к книге А.А. Козырева «Уж ты, батюшка, наш быстрой Терек». М., 2015. 1 зв. диск.

Дата публикации: 15.08 12:03




Аудио

01. Рекрутская протяжная песня «Не кукушечка во сыром бору скуковалась»
02. Протяжная песня «Уж вы горы мои Кавказские»
03. Историческая протяжная песня «Не из тучушки ветерочки дуют»
04. Историческая протяжная песня «Не из тучушки ветерочки дуют»
05. Протяжная рыбацкая песня «Гой ты Днепр широкий»
06. Протяжная лирическая песня «Снежки белые пушистые»
07. Романс «Выхожу один я на дорогу» на стихи М.Ю. Лермонтова
08. Шуточная лирическая песня «Куда летишь, кукушечка»
09. Плясовая песня «Полно вам снежочки на талой земле лежать»
10. Плясовая песня «Все кумушки пьют»
11. Шуточная плясовая песня «Из ворот ворота»
12. Грузинская величальная застольная песня «Мравалжамиер»

№№1-3, 5-10, 12: мужской фольклорный ансамбль ст. Наурской
№4: И.Я. Цимлянский и И.Н. Петров
№11: И.В. Цимлянский

Место фиксации: Чеченская республика, Наурский район, станица Наурская
Экспедиция: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Год, собиратели: 1968 — А.С. Кабанов
Место хранения: Архив Научного центра народной музыки им. К.В. Квитки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, ИНВ. № 1044

№№ 1-3, 5, 10, 12: Исполнители: Цимлянский Иван Яковлевич (1905 г.р.), Петров Иван Никитович (1912 г.р.), Третьяков Дмитрий Константинович (1906 г.р.), Цимлянский Иван Васильевич (1900 г.р.)

№4: Исполнители: Цимлянский Иван Яковлевич (1905 г.р.), Петров Иван Никитович (1912 г.р.)



Станица Наурская расположена на левом берегу реки Терек в Терско-Кумской низменности.

В 1968 году участниками фольклорной экспедиции Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского здесь были записаны песни от местных жителей, знатоков терской казачьей традиции: Ивана Яковлевича Цимлянского, Ивана Никитовича Петрова, Дмитрия Константиновича Третьякова, Ивана Васильевича Цимлянского.

Мужской квартет Наурской оказался уникальным и по своему репертуару, и по высокому уровню исполнительского мастерства. «Ядро» местной традиции составляют протяжные песни. Удивительная спетость, слаженность мужского квартета, четкое взаимодействие певцов, органичное сочетание мелодических линий в многоголосной ткани, игра темповых нюансов внутри музыкально-поэтической строфы указывают на особый статус данного коллектива. Такие ансамбли принято называть «виртуозными», «замкнутыми», потому что далеко не каждый местный певец допускался к совместному исполнению с такими мастерами, в совершенстве владеющими канонами местного певческого стиля.

Местные жители делят терских казаков на «православных» (русская традиция станицы Червленой и дальше в сторону Каспия) и «ботяков» (украинская традиция Наурской и окружающих ее станиц).

В наурском многоголосии выделяются три голосовые партии. В отличие от донского казачьего пения ведущим голосом здесь является верхний, солирующий, поющий в теноровой манере (эту вокальную партию ведет И.Н. Петров). Три товарища поддерживают его в более низком регистре, разветвляясь на «втору» и «басы». Они пристраиваются к основному голосу чаще всего в терцию, а также в квинту и октаву, почти образуя многоголосную фактуру, которую принято называть гомофонно-гармонической. Такой тип многоголосия связывает культуру наурских казаков с украинскими музыкальными традициями.

В сложных образцах протяжных наурских песен мы слышим предельную насыщенность многоголосного звучания. Здесь почти нет унисонных схождений, нет даже кратких участков сольного звучания. Все песни запеваются участниками коллективно, одновременно, что практически не встречается в русском вокальном фольклоре. Такой групповой запев исключает повторы в запеве заключительных слов предыдущей строфы, которые чрезвычайно типичны русской протяжной песни.

Наурское пение отчасти напоминает грузинское многоголосие, владение которым было продемонстрировано певцами, исполнившими величальную застольную песню «Мравалжамиер» (аудиопример №12). Возможно, такое фольклорное «двуязычие» связано с древней историей заселения станицы.



Соотношение напева и текста в терских протяжных песнях обладает своей спецификой, выраженной в словообрывах и повторах слов, внутрислоговых мелодических «разводах», широко распеваемых вставках междометий и восклицаний. Длительность одной строфы составляет примерно одну-полторы минуты, темп по метроному — 52-60 ударов в минуту, что совпадает с частотой сердечной пульсации и является типичным для протяжной песни.

Подчеркнутое вибрато у всех голосов, мелодические «подъезды-взлеты» к верхним звукам напева и их нисходящее заполнение, динамические синхронные акценты после пауз и постепенное затухание громкости к концу фразы («редуцирование»), небольшие изменения темпа при смене слогового ритма — подобные приемы местного песенного диалекта присутствуют во всех песнях наурских казаков, не только в протяжных. Многие из этих приемов придают «плачевой» характер верхнему мужскому голосу. Это вызывает определенные ассоциации и с многоголосным пением северо-кавказских народов (адыгов, осетин).

Впечатляет широта мелодического объема наурских песен: напевы строятся на звукорядах, содержащих от одиннадцати до шестнадцати звуков-ступеней, тогда как диапазон русской мужской протяжной песни в большинстве своем составляет семь-двенадцать ступеней. Но общий объем звукоряда разделен между голосовыми линиями, каждая из которых разворачивается на своем «участке».

Ощущение гармоничности, соразмерности во многом складывается благодаря присутствию у наурских песенников внутреннего интуитивного ощущения непрерывной ритмической пульсации, скрепляющей масштабные напевы протяжных песен. Во всех произведениях можно отметить совпадение важных граней или кульминаций музыкальной формы с точкой «золотого сечения». Эпическая мощь медленного «выращивания» строфы, густого многоголосия, замысловатой ритмики, ладового колорирования отчасти уравновешиваются у наурцев почти полным отсутствием мелодического линеарного варьирования донского типа.

В аудиозаписях приведены характерные образцы местной мужской певческой традиции. «Не кукушечка во сыром бору скуковалась» — неповторимая, выдающаяся рекрутская протяжная песня. Ее можно назвать самой протяженной, красивой, замысловатой. Сложными для ее освоения являются и широкий диапазон, и взаимодействие трех голосов, и ритмика, темп, тембр, дыхание, интонация.

«Уж вы горы мои Кавказские» — редкий многоголосный образец классической баллады с особенно протяженным по форме зачином.

Песня «Не из тучушки ветерочки дуют» считается «гимном» терского казачества. Эта историческая протяжная песня о том, как Иван Грозный подарил терским казакам реку Терек с притоками, записана в двух вариантах: от квартета и дуэта певцов.

«Гой ты Днепр широкий» — мужская протяжная «рыбацкая» песня украинского происхождения. Возможно, в первоисточнике она пелась в сопровождении украинской бандуры. Длительность трехчастной строфы составляет полторы минуты. Поэтический текст этой песни, скорее всего, имеет авторское, книжное происхождение.

«Снежки белые пушистые» — протяжная лирическая песня, связанная с местной хороводной традицией, может служить. образцом местного казачьего распева широко распространенной русской песни.

«Выхожу один я на дорогу» — романс на стихи М.Ю. Лермонтова, также распетый в многоголосной казачьей манере.

«Куда летишь, кукушечка» — шуточная лирическая песня, возможно, украинского происхождения.

«Полно вам снежочки на талой земле лежать» — мужская казачья песня, демонстрирующая связи плясовых и протяжных песен терских казаков. Неторопливый темп исполнения песни органично сочетается с наурским складом многоголосия.

«Все кумушки пьют» — плясовая песня, заимствованная из женского репертуара, что проявляется и в складе многоголосия, и в звуковом объеме напева.

«Из ворот в ворота» — шуточная плясовая припевка, исполняемая мужчиной от лица женщины.

«Мравалжамиер» — застольная, величальная грузинская песня в наурском распеве. Грузинский аналог русского величания «Многая лета».



Песни станицы Наурская сейчас уже невозможно услышать в живом аутентичном звучании, они хранятся в звуковых архивах. Однако в последние годы многие мужские городские фольклорные коллективы, такие как «Братина», «Камышинка», «Петров вал», ансамбль музыкального колледжа Российской академии музыки имени Гнесиных, проявили большой интерес к наурским песнями и стали включать их в свой репертуар, дав тем самым им вторую жизнь и способствуя их популяризации в широких кругах любителей народного песенного искусства.

Скачать - 43 Мб:
https://cloud.mail.ru/public/3bN9/fRGzFwTvr

Послушать: http://www.culture.ru/objects....publiki
Прикрепления: 8996340.jpg (176.9 Kb) · 4693022.jpg (471.9 Kb) · 2831835.jpg (309.6 Kb) · 2447182.jpg (224.7 Kb) · 2248520.jpg (305.9 Kb)
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Певческое искусство терских казаков станицы Наурской (Чеченской Республики (ОНКН))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск