Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Пятница, 18.08.2017, 17:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Апрель » 22 » Размышления о масленице
22:47
Размышления о масленице
Размышления о масленице.
Опыт христианского осмысления народного обычая.

Хотелось бы высказать своё отношение к народному празднику «Масленица», а точнее, к обычаю сжигать чучело на масленой неделе, с позиции христианина.

Почему-то проблему борьбы христианства с языческими обрядами этого праздника мало кто затрагивает. А может быть, победа уже одержана над языческими изысканиями наших предков? Церковь и по сей день находится в стадии переосмысления некоторых языческих символов, привнесения в них христианского начала, придания им нового смысла.

В книге М. Забылина (репринтное воспроизведение издания 1880 года) говорится, что «в Силезии и Польше в воспоминание истребления идолов 965 года, марта 7-го, в воскресенье сырной недели бросают в реки и пруды чучелов из соломы», и ещё в другом месте: «...сожжение чучел и бросание их в воду также приписывают началу христианства, как воспоминанию вечного торжества Христианства над язычеством». Из этого видно, что уже тогда христиане к своей вере присовокупляли некое действо – бросание в воду и сжигание чучел. Постепенно сердца людей просветлялись верой Христовой. Постепенно языческие верования пременялись на христианские истины. И по сей день, после периода безбожного гонения на Святую Церковь, этот процесс движет сердцами людей, и возникает вопрос, как относиться к масленице, конкретно к сжиганию чучела?

Для обывателя - сжигание чучела - это простое увеселение, не несущее за собой глубокого смысла «священного огня», «финальный аккорд», который можно и не играть из года в год, либо исполнять в любое другое время года.

Среди современных православных христиан встречается два принципиально разных подхода к обычаю сжигания чучела:
1) осмысление этого обряда как попрание идола, уничтожение ветхого, греховного человека и рождение нового, встреча духовной весны (Поста);
2) или принципиальное неучастие и непримиримая позиция против сжигания соломенного идола.

Таким образом, получается, что огонь этот для тех, кто высказывается против сжигания чучела, является неким божественно–языческим символом и отождествляется с языческими обрядовыми действиями, и у них возникает страх в некоем осквернении через соучастие в сжигании этого идола.
Но! Если эти чучела не боги, а идолы поганые, чего их бояться?
Их надо крушить, ломать, сжигать, бросать в воду, зарывать в землю!
И это суть – наши страсти, которые христианин, будь он против сжигания чучел или за, старается истребить (сжечь) в своём сердце огнём всепопаляющим, силой Христовой, через покаяние.

Почему утверждается, что Масленица («Комоедица», как она называлась в язычестве), не поддалась церковному влиянию? Она поддалась, да ещё как. Почему говорят, что она не приурочена ни к одному христианскому празднику? Она приурочена к Великому посту. Разве мало, что это двухнедельное празднование весеннего равноденствия сократилось до семи дней, и празднуется строго до Великого поста, а не в пост, что могло бы быть?
На улице постом никто не играет, не пляшет, тризны не совершает и т.д. Можно считать это разрушением языческого обряда, - это во-первых. Во-вторых, название праздника сменилось. И это название, Масленица, произошло от церковного - «сырная седмица». Масленицу ещё называют праздником «белой пищи»: молока, масла, сметаны, сыра, и других молочных продуктов, так как церковь не благословляет употреблять в пищу мясо в преддверии Великого поста.

В-третьих, языческий обряд поминовения усопших в наше время окончательно утерял свой смысл и символику даже и не для христианина. Вокруг соломенного пугала не совершается никаких языческих священнодействий. А церковь в своё время дала нам свой помин по нашим усопшим – излюбленную родительскую субботу, накануне масленой недели.

Таким образом, в сжигании чучела, возможно, нет ничего предосудительного для христианина. А сжигать или не сжигать соломенного идола каждый христианин должен решить для себя сам, в зависимости от своего духовного настроя.

И в заключение, хотелось бы посмотреть на праздник масленицы детскими глазами, задуматься о детском восприятии этого действа. Соломенное чучело можно назвать куклой, как в народе его и называли. И эту соломенную куклу сделали «…как бы в ознаменование того, что маленькие дети, встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающее дальнейшее понимание в ребёнке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность чрез наглядность, сравнение действия и образов» (из книги М. Забылина).

Резюме: Общение между людьми, особенно разных поколений, очень легко разрушить – оно уже разрушено. Создать непринуждённую обстановку праздника – очень тяжело.

Народные праздники, народные обычаи всегда сплачивали народ от мала до велика. А чтобы не возникало непотребностей всякого рода, суеверий, необходимо Церкви и просто думающим людям направлять общество в нужное русло и исправлять кривизну дорожек наших предков. Это относится не только к масленице, но и к другим народным обычаям и праздникам, таким как колядование и Христославки, купание в Иордани, поминки (в т.ч. и поедание блинов - символа поминовения усопших, перешедшего из язычества в христианство), свадьба, сказки, дед Мороз и многое другое.

Если мы не будем переосмысливать некоторые моменты в формировании становления человеческой личности, особенно, христианской, то мы скоро останемся без устного народного творчества, без преданий, без народной традиции в прикладном искусстве, без народной мудрости, без веры - в конце концов.

Игорь Лайков.

Просмотров: 1088 | Добавил: дядя_Миша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск