Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Воскресенье, 20.08.2017, 16:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Интересные статьи » Статьи по этнографии

Давидова М.Г. "Могилевский вертеп"
Могилевский вертеп

Давидова Мария Георгиевна
Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.



Описание Моглевского вертепа в записи Романова.

Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Быт белорусса. Вильна, 1912. С.73.

"Он имеет три этажа и между ними пустые промежутки, открытые сзади, для рук вертепщика, передвигающего здесь куклы. ...Верхний этаж украшен иконами Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя и изображением Крещения Господня. Здесь же привешен колокольчик.

Второй этаж представляет пещеру, где родился Христос. Здесь находится изображение Рождества Христова, с фигурами Марии, Иосифа и младенца в пеленах; ясли, корова, осел. Нижний этаж – дворец Ирода."

Могилевская звезда.

Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып.5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи. Витебск, 1891. С. 283-284.

Описание звезды в Могилеве.

"...от вертепного действа в Могилевской губернии уцелела сопутствовшая некогда вертепу звезда... Сначала делают лубочный цилиндр, открытый с обеих сторон и составляющий центр звезды; в боковую поверхность цилиндра вставляют "роги", т.е. лучи звезды, состоящие из четырех лучинок каждый, связанных свободными концами таким образом, что рог имеет форму четырехгранной пирамиды. Число рогов бывает от 6 до 18; чем больше их, тем звезда считается красивейшею... В таком виде звезда насаживается на "крючек", т.е. на деревянную ручку, 1,5 – 2 ар. длин., вверху с изогнутым железным наконечником,на котором прикреплен подсвечник. Наконечник продевается через узкую втулку в задней стороне лубка таким образом, чтобы подсвечник находился внутри звезды, и чтобы звезда имела возможность вращаться на неподвижном крючке. Бока цилиндра при этом по возможности вырезываются. Затем разрисовываются херувимы для рогов и "лицо" для центра звезды. Изображение херувимов состоит из головы и двух крыльев, и раскрашивается в различные цвета; на "лице" рисуется Рождество Христово, применительно к рисунку иконному. Обыкновенно на "лице" видны ясли, коричневого или черного цвета; поверх их зеленое сено, а на сене сповитый младенец; подле стоят на коленях две фигуры: одна с покрытою головою – Мария, другая с непокрытою – Иосиф. ...Вверху лица изобржается желтая звезда. Городские "звездари" рисуют кроме того, ангелов, пастырей, а также коров и ягнят. Разрисованною таким образом бумагою оклеивают все рога и отверстия в лубке, стараясь сохранить некоторую симметрию в расположении херувимов на рогах, и приклеивая лицо на стороне лубка, противоположной ручке. Наконец, бумага пропитывается постным маслом... и к концам привязываются пушистые бумажные кисти".(Звездарей впускают в избу. Хозяева зажигают во время их пения лампаду или свечку перед образами).

Могилевские звездари.

Описание выступления могилевских звездарей. С. 284 - 286.

Романов Е.Р. Белорусский сборник. вып. 5. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. Витебск, 1891.

Внося в дом специально сделанную по этому случаю звезду, поздравляющие исполняли песнопения из Богогласника, а также вертепный кант "Шедше трие цари ко Христу с дарами".

По окончании пения исполняется диалог двух "другов" следующего содержания:

"Первый друг: Нонешний высокоторжественный день велит нам посещать ближний ближнего. Ближний же есть нихто лругой, как всяк человек. имеющий в себе понятие о том торжестве, в котором торжествуют православные християне. И мы чувствуем в сердцах наших несказанную радость и осмеливши прити к вам. Вы же позвольте нам простреть изъясняющий глас величия Сына Божия /то есть, разъяснить, в чем состоит величие Сына Божия - Д.М./.

Второй друг: Можете.

Первый: Друг мой милый, а ты почто здесь так уныло стоишь,
Мне о новорожденном Христе ничего не говоришь?
Разве ты етому не известився,
Што Исус Христос в Вифлиеме иудейстем народився?

Второй: Да я давно етому известився,
Что Исус Христос в Вифлиеме иудейском народився;
Да што это цар Ирод помышляв,
Когда убить Его искав? /Здесь и далее глагольные формы оканчивающиеся на "в" - не деепричастия /.

Первый: Ён Его убить искав. -
Свойго земного царства не попускав.

Второй: Но што б ён Ему сотворив,
Когда б ён Его в свои руки зловив?

Первый: Ён хотев Его с свету стребить,
Штоб ему свое царство не попустить.

Второй: Напрасно ён сие помышляв,
Ибо Христос земного царства не искав;
Но искав небесных благ,
Штоб Ему не мог противица враг.

Первый: Но ён и воинов посылав;
Коло /около / Вифлиема четырнатцать тысяч младенцев избив,
Но все Онаго не сыскав,
А тольки матерь Вифлиемскую запечалив.
Матери от печали горки слезы проливали,
О камни главы пробивали,
По вулицам Вифлиемским свою кровь проливали,
А царь Ирод от ярости сертца сам себе истребив.

Второй: Друг мой, я хочу еще о сем знать?

Первый: Изволь мне тойчас сказать.

Второй: Для чего Бог сходив з неба?

Первый: Для того Бог сходив с неба,
Штоб привесть род человеческий к християнству
И избавить его от первородного греха.

Второй: Друг мой, я хочу еще о сем знать?

Первый: Изволь мне тойчас сказать.

Второй: Какая причина побудила Адама и Еву
Войти в такое плачевное и горестное положение?

Первый: Такая причина побудила Адама и Еву
Войти в такое плачевное и горестное положение,
Што Ева, бывши в раю, вкусила плода от запрещенного древа.
Но на то прельстив ее змей,
Который быв из усих змей лютей.
Но тогды и Ева сама себе проклинала,
Як путь до раю потеряля.
Сказано в древние годы.
За такие плоды и за цвет
И мы вам желаем много лет!"( Записано в городе Белице Могилевской губернии).

Текст драмы

I. Ирод.


Сцена I. Происходит в верхнем этаже. Здесь находятся фигуры Адама, Евы, двух ангелов и херувима с мечом, пономаря, диакона, священника.

Пономарь звонит в колокольчик и своей горящей свечой зажигает свечи, стоящие пред образами. Cвященник и диакон входят и кадят пред образами.

Хор поет тропарь: "Рождество Твое, Христе Боже наш". По окончании тропаря, входят два ангела. Ангел поет кондак: "Дева днесь" .

Сцена II. Когда окончится пение кондака, входят Адам и Ева. Их гонит херувим с мечом. Адам и Ева плачут.

Хор поет: Вопль бысть пресильный в предрайской стране:
Плакался Адам, из раю изгнанный:
"Ой раю ж, мой раю, слишная украина ,
Ой, бедная ж моя без тебе година !
Ой, жена ж моя, што ты мне сделала:
Ты мя властнаго из раю прогнала!"

Пономарь тушит свечи.

Сцена III. Происходит в нижнем этаже. Входит царь Ирод. Фигура его деревянная с отрезанной головой, которая слегка приклеена к плечам и ниточкой привязана. Войдя, он садится на трон.

Ирод. Што я слышу во царствии своем ныне,
В Вифлеемском граде, о новорожденном Чаде?
А призову я к себе трех царей
И спрошу у них каких вещей!

Входят три цари.

Хор. Шедше трие цари ко Христу с дарами;
Ирод же проклятый, иде же йдут , их спросил.

Цари кланяются:

Почто ты нам, царь державный,
Велел прити под твой указ явный?
Ирод. Потому я вам велел прити, -
Бытто какая дева днесь сына царя родила,
Я в ушах слух мев и потому посылаю:
Идите и разведайте, и аз поклонюся ему!

Цари пошли и идут на второй этаж, в пещеру.

Хор. Зашли в страны свое
Ко Христу славословить.

Цари, кланяются:

Новорожденный царю , прими наши дары!
Мы, трие цари, приносим ко Христу дары.

Ангел, входит:

Царие-друзие, куда вы мыслите ити?
Ко Ироду не идите, но инным путем идите!
Цари. Благодарим тебе, ангелу ,
Што нам показал путешествия страны!
Хор. Ангел к ним являет, на путь наставляет:
Ко Ироду не идите, но иным путем идите!

Сцена IV. Происходит во втором этаже. Идет "скиния": Дева Мария на осле, Иосиф ведет осла, за плечами у него мешок.

Хор. Скиния всезлатая,
Ковчег завета,
Видящи днесь Мария
Сына повита !
Радуйся, Марiя,
Радуйся, Приснодева,
О нетленном
Рождестве Твоем!
Слава Богу во вышнему ,
Ангелы гласят ,
Слава силе Твоей,
Дары приносять.
Радуйся, Мария и т.д.
Звезда ясна сияет,
Ему служаща,
Три цари приходять,
Дары носяща.
Радуйся, Мария и т.д.

Пастух и пастушка с ягненком под мышкой входят в пещеру и кланяются пред яслями.

Хор. Пастушка с ягнятком
Перед тым же Дитятком
На колени упадают,
Христа величают.

Царь Давид идет с гуслями в руках.
Хор. Давыд, мужу дивный,
Выгрываеть игры ,
Во все струны ударяеть,
Христа прославляеть!

Сцена V. Происходит в нижнем этаже. Ирод, садится на трон:

Што я слышу в царствии своем ныне,
В Вифлеемском граде
О новорожденном Чаде?
Призову я к себе воина,
Дабы Он не мог меня губить,
Или более раздражнить !
Воине мой милый,
Воине любезный,
Стань передо мною!

Воин, прибегает с саблей в руке:

Господин мой царь!
Твоя вера - моя вера
Вероятно стала?

Ирод. Воине мой милый,
Воине любезный!
Иди во град Вифлеем
И избей там младенцев
От двою лет и нижае!

Воин с саблей уходит. Является другой воин с пикой и ведет Рахиль со отрочатем.

Воин. Господин мой царь!
Я привел к тебе Рахилю
И с малым отрочем:
Или велишь убить,
Или живаго на свет пустить?

Ирод. Я тебе царских словес
Никогда не переменю!
Возьми отроча, убей!

Воин берет дитя на пику.

Рахиль. Скликнула мати
По своем дитяти:
Ах, уби ж меня!
В сие время,
Пусть умру скоро!

Плачет и кланяется.

Хор. Не рыдай по чаде,
Вознесут во аде
Твой венец преславный,
От Христа изданный ,
С небес херувимы,
Еще серафимы,
Мученикам честь и слава
На веки веков.

Воин и Рахиль пошли.

Сцена VI. Смерть входит:

Аз есть монархиня,
Всему свету паня!
Где же я пребуваю,
Во всякой стране
Все цари и князи
Под властью моею,
Я вырублю косою своею!
О ты, Ирод, царь проклятый!
Полно тебе царствовати,
Не пора ли в ад вступати?

Ирод. Ох смерть, моя мати,
Не хотел бы я умирати,
Хотел бы с тобой воевати.
Пусть мое царство повсюду знати!

Смерть. Ах ты Ирод, царь проклятый!
Не хочешь добровольно в руки поддаться,
Хочешь с смертью воеваться?
Як воскликну я брата
С пекельнаго ада!
"Ад - брат!"

Черт в виде косматого черного человека:

Што, смерть - сестра?
Смерть. Царь Ирод хотел со мной воеваться,
Не хотел смерти в руки поддаться!
Черт. Возьми, сестра, косу,
Зруби царю главу!
Ему труп и глава,
А нам честь и слава!

Дьявол пошел.

Смерть. Пропойте ему надгробную песнь!
Хор. Еще ж бо ты не доказал
Пекельные штуки ,
Як Ирода проклятаго
Беруть в свое руки.
Беруть его и держать,
Все ответы предлежать
За его забавы,
Идуть до нас славы .

Смерть. Вот тебе надгробная песня пропета,
Лишаешься ты сего белаго света!

Дает понюхать косу:

Понюхай!

Ирод сходит с трона. Смерть рубит ему голову. Он падает. Черт прибегает:

Ходи-ка, брат, со мною в ад!
Будем с тобою у карты гулять,
И старых баб забавлять!

Бьет его, колотит и тащит.

II. Жанровые сцены.

В нижнем этаже. Первая сцена забыта.

Сцена II. Два царя едут верхом - Пор Индийский и Александр Македонский. Пор в длинном плаще, с пикой в руках, Александр в коротком платье, с саблей. На головах у обоих короны.

Вертепщик. Новое дело начинають,
Царь царя убиваеть,
На небеси и на земли споклоняють .

Цари сражаются. Пор падает с коня, а Александр уезжает. Является воин в шлеме с перьями и уносит тело убитого Пора.

Сцена III. Входит попарно шесть солдат с ружьями и офицер. Одеты в мундиры. Ружья из жести.

Офицер. Во фрунт!

Солдаты становятся во фронт. Офицер осматривает их с правого и левого фланга.

Смирно! Равняйся!
Ряды вздвой! (полное ученье).
Налево кругом! Шагом марш!

Солдаты уходят.

Сцена IV. Выезжает кавалерия: шесть солдат и генерал. Все в формах, с саблями из блестящей жести.

Генерал. Здорово, ребята!
Солдаты. Здраем-желаем, ваше высокопревосходительство!
Генерал. Шкадрон, во фронт!

Солдаты становятся во фронт. Генерал подъезжает к ним и осматривает линию. Потом отъезжает и командует:

- Шкадрон, марш!

Уезжают. Лошадь генерала танцует.

Сцена V. Выступают "скакушки" - марионетки на пружинах и нитках.
Среди них - улан. Все танцуют.

Улан, поет и танцует:
А вулане добрый пане,
А в вуланах добро жить,
Довбешечкой воши бить!
Пристань, пристань до вербунки,
Бендешь ести з маслом курки,
Бендешь пить, бендешь есть,
Бендешь хорошо ходить!

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Оригинал статьи: http://www.portal-slovo.ru/art/36127.php
Категория: Статьи по этнографии | Добавил: дядя_Миша (30.11.2012)
Просмотров: 360 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Календарь

Block content

Категории раздела

Статьи по этнографии [16]
Жития [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск