Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Среда, 23.08.2017, 20:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Интересные статьи » Статьи по этнографии

Масленица (по монографии "Русские", М.,2003, изданной Институтом этнологии и антропологии РАН)

Масленица

Празднование Масленицы совпадает с новолунием, напоминая о том, что в Древней Руси она праздновалась как начало Нового года по лунному календарю. С XVI в. после церковной реформы, упразднившей мартовское новолетье и утвердившей 1 сентября (по ст. ст.) как начало нового года, масляная неделя стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. По времени и характеру празднования Масленица, как и Белая неделя других народов (например: Бела, Сирна недела - у сербов и черногорцев; Бела, Сирната, Сирупосна неделя - у македонцев, saptamana alba, т.е. Белая неделя, - у румын) типологически едина с традиционным праздником бурят-монгольских народов цаган-сар (Белый месяц), посвященный окончанию зимы и началу Нового года по лунному календарю. Как сейчас каждый человек стремится встретить Новый год, так в старину - Масленицу. Бытовало даже присловье: "Хоть себя заложить, а Масляницу проводить!"

Два основных мотива (на фоне многих других) преобладают в праздновании Масленицы: необыкновенное изобилие еды на столах всех домохозяев; особое внимание к молодоженам и молодежи как такой биосоциальной части населения, от которой зависело благоденствие общины в перспективе.

Русские названия Масленицы - Масляная, Сырная неделя, Сырница - говорят o ней как о празднике белой пищи: молока, масла, сметаны, сыра и других молочных продуктов, получаемых от домашних животных. Поэтому в псковско-смоленских говорах эту неделю называют белой мясоедью. Не случайно, в западных и южнорусских районах (Смоленщина, Псковщина, Калужская, Курская губернии), а также в Западной Сибири, когда встречали Масленицу, то в песнях пели о том, как люди "Масляницу встречали, сыры с маслом починали", пирогами и блинами гору устилали.

Масленица не всегда и не везде была блинница. Можно перечислить сколько угодно мест, где в старину блины не пеклись. "Вологодские губернские ведомости" в 1852 г. (№ 6. С. 52) сообщали, что "лет 30 назад" блины "здесь совсем не употреблялись о Маслянице"; приготовление к празднованию состояло "в пряжении" разного "пирожного": сырников, яичников, ягодников, крестиков, плетушек, розанчиков, хворостов и др. В с. Кстово Нижегородской губернии в Сырную неделю пекли маленькие пряженцы с грушей, луком, маковой дурандой, яйцами, малиной и черникой, а богатые - с изюмом (Зеленин, 1915. С. 825). Даже в наше время сохраняется местная традиция в масленичной выпечке. Например, в д. Вороново Вязниковского района пекут пряженцы с изюмом; в с. Большое Болдино Нижегородской области - малинки (шарики с начинкой); в Чухломском районе всю Масляну пекут в печке на сковородке лепешки из жидкого пшеничного теста величиной с полтинник. Обратим внимание и на сообщение М.Д. Чулкова (1744-1792) о том, что блины, оладьи, пряженцы и др. - все это "вообще называется масляницею" (Чулков. С. 194), т.е. в XVIII в. под Масленицей подразумевался конкретный ассортимент еды в течение Сырной недели. Тем не менее, за прошедшее столетие блины стали повсеместно любимой масленичной едой.

По древней традиции первый блин или отдается нищему, или оставляется в качестве тайной милостыни на слуховом окне на помин души усопших предков, или его съедает набожная хозяйка - также за упокой умерших. Раньше в семьях, где была дочь на выданье, первый блин отдавался ей. В Воскресенском районе Московского округа девушки выбегали с блином на улицу и у первого встречного спрашивали имя - таковым будет и имя жениха. В Калужской губернии с первым блином посылали детей в огород "весну закликать". В Дмитровском уезде' Орловской губернии, закликая весну на Масленицу, призывали "галушку-ключницу" отомкнуть лето.

С середины недели начинались первые гостевания. С особым почетом в доме тестя встречался молодой зять. Молодые всюду были желанными гостями, а на сельской или городской улице их поджидала молодежь, чтобы вывалять в сугробе и заставить принародно целоваться. Было принято также чуть ли не всей деревней катать молодоженов с гор.

В северо-восточных областях России (Ярославская, Костромская, Вятская губернии) существовал своеобразный обычай смотрин новоженов, так называемые столбы: молодые супруги в лучших нарядах выстраивались вдоль улицы и целовались по первому требованию гуляк. Такие смотрины проводились в разные дни недели, вплоть до субботы. Например, в с. Ильинском Ростовского уезда столбы бывали в понедельник на Масляной неделе, так как в этот день в селе собирался масленичный базар, на который съезжались жители со всей округи. В Ростове Великом столбы устраивались в четверг. В Ярославле - с понедельника. В Костроме - в среду. Здесь же бывали и девушки на выданье, парни высматривали себе невест. Ни на одном празднике в году не уделялось столько внимания молодым супругам, как на Масленице. Считалось: "Где было больше молодых - той деревне и чести больше".

На Масленицу не обходилось и без курьезов: в д. Прилуки (Плисецкий район Архангельской области) мужики сажали на зубья бороны парня, который не раз сватался, но получил отказ, и тащили его с песнями, свистом и криком на гору, что считалось большим позором. Озорные шутки над холостой молодежью не случайны: по традиционным канонам, все здоровые молодые люди должны либо состоять в браке, либо посвятить себя служению Богу. Холостяки, а тем более молодые, не реализовывая свои потенциальные возможности к чадородию, как бы оказывали негативное влияние и на плодородие. Из-за них могло случиться гололетъе - неурожай, засуха. Поэтому их бесчестили.

В последние дни Масленицы по улицам городов и сел разгуливали ряженые: "медведи", "козы", мужики, переряженные "бабами", верхом на лошадях. Дело доходило до того, что даже лошадей рядили в мужские порты. Их натягивали на передние, иногда на задние ноги. Порой на лошадиный круп натягивали юбку. В дополнение к этому наряду на лошадь навешивали березовые венки, украшали ее лентами.

С четверга, а в иных местах с пятницы, начиналась широкая Масленица. В домах к столу подавалась обильная еда с большим количеством масляных блинов, хвороста, пряженого и рыбных блюд.

Повсюду катались с гор и на лошадях. Для катания с гор приспосабливались разные предметы: лубьё (липовая кора), рогожи, коровьи шкуры, санки. Распространенный способ катаний - на катанках, лодках (или лотках), на козлах. Катанку делали из старой корзины, обмазав ее днище навозом и выставив на мороз. Лодку - из долбленого дерева. Она долго катилась с горы, к тому же с нее не упадешь. Козлы - та же лодка, но внутри нее устроено сиденье вроде маленького стула: один сидит, а другой сзади на козлах стоит, он разгоняет козлы и направляет их движение.

Катались не только ради удовольствия. Катанье имело и ритуальное назначение. Поэтому его нередко начинали девушки и женщины. Когда с горы скатывались девушки, то смотрели: которая из них съехала дальше - та быстрее выйдет замуж (или в дальнюю деревню, в дальнюю сторону). Катанья имели и другое ритуальное назначение: считалось, кто дальше прокатится, у того лен долгим уродится.

Красивое зрелище представляли масленичные катанья на лошадях. Масленичный поезд мог доходить до нескольких сотен саней. Выезд сопровождался несмолкаемым перезвоном поддужных колокольчиков и шаркунцов. Сами лошади были украшены праздничной сбруей с медной фурнитурой, а полости - волчьими и медвежьими шкурами.

Не только санными бегами, - знаменита была Масленица и своими кулачными боями (вот где оттачивалось мастерство русского рукопашного боя!). По старинной примете, о которой помнят еще в Нижегородской области, чья деревня победит в кулачном бою, там и урожай будет больше. В разгар кулачного боя к бойцам могла ворваться толпа ряженых.

По картине В.И. Сурикова хорошо известна и сибирская игра "Взятие зимнего городка", особенно популярная среди казаков. В Тульской, Симбирской и Пензенской губерниях снежный городок строили обязательно на реке. Крепость была с башнями, двумя воротами и прорубью внутри - в нее-то не должны были влететь ни увлекшиеся боем атакующие (они верхом на лошадях), ни защитники городка.

Нельзя не сказать о городском влиянии на традиционное празднование Масленицы. Вспомним царские карнавалы XVIII в. Грандиознейшее увеселение с невиданным дотоле маскарадом и санным катаньем устроил Петр I в четверг на Масляной 1722 г. в Москве по случаю Нейштадского мира со Швецией. Именно после этого увеселения на городской и сельской Масленицах появляются корабли и лодки, водружавшиеся на санях.

Однако, как ни весела и сытна была Масляная неделя, наступал день ее проводов - воскресенье. Его называют Прощеное (прощальное, прощельное) воскресенье. Приготовления начинались с утра: по деревням возили чучело Масленицы в сопровождении ряженых, катались на лошадях и, конечно, с гор. Гуляки ходили по улицам и распевали во все горло: "Государыня Масляница! Протянись до Петрова поста!"

Кульминация проводов - костры. Их разводили на реке, за селом, на перекрестках ("крестах") дорог, в поле, на возвышенном месте, иногда посреди деревни. В Среднем Поволжье и на Рязанщине жгли сноп соломы, иногда наряженный в женскую старую одежду. В Верхнем Поволжье, Костромской области костры устраивали из старых веников, домашней рухляди, корзин, сломанных дуг и т.д. В местах, где было развито смолокурение, жгли смоляную бочку, колеса, деревянные ведра из-под дегтя, которые водружали на шест и зажженными поднимали повыше.

Костры разводили ближе к сумеркам. И едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось, все расходились по домам; ездоки сдерживали лошадей и пускали их шагом. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, - Прощеное воскресенье, Прощеный день. В этот вечер все прощались, т.е. просили прощения у родных и знакомых за все свои прегрешения, совершенные в течение года. Люди как бы очищались от обид и скверны. В этот день, даже незнакомые, целуясь, просили друг у друга прощения.

В Прощеное воскресенье крестники посещали крестных отца и мать. Было принято дарить друг другу пироги, муромские кренделя, вяземские коврижки, белевские медовики, тульские узорные пряники с надписями "Кого люблю, тому дарю", "От милого подарок - дороже золота" и др.

Понедельник, первый день Великого поста, представлял собой разительный контраст по сравнению с масленичными днями. Хотя кое-где по городам еще догуливали ямщики, "полоща рот" от скоромной пищи, оправдываясь тем, что всю неделю они развозили гостей, и хотя еще в иных местах катались на донцах, чтобы лен уродился, но уже во всем чувствовалось наступление иного времени, требующего иного поведения. С утра повсюду топились бани, чтобы в чистоте приготовиться к посту. По дорогам к храмам и монастырям пешком и в экипажах направлялись богомольцы и говельщики. На Москве-реке от Устьинского до Каменного моста в первую неделю поста разворачивалось удивительное торжище, на котором можно было купить все необходимое для поста: всех сортов орехи, разнообразные сорта изюма, мак белый, черный и зернистый, разных видов постное масло, горох, фасоль, были ряды с медовым и грибным изобильем, с квашениями и солениями.

Л.А.Тульцева

(Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. - М.: Наука, 2003. с.625-628)

Категория: Статьи по этнографии | Добавил: дядя_Миша (09.03.2011)
Просмотров: 813 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Календарь

Block content

Категории раздела

Статьи по этнографии [16]
Жития [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск