Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Воскресенье, 25.06.2017, 13:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Интересные статьи » Статьи по этнографии

Славутинский вертеп (Давидова М. Г.)
Славутинский вертеп

Давидова Мария Георгиевна
Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.

Описание вертепа

Описание вертепа местечка Славуты Заславского уезда. С.116-118. Марковський Е. Україиський вертеп. Київ, 1929.



Размер: 133 х 95 х 35. Ящик покрашен голубой краской. На нем виден так же орнамент: красный и синий. Вертеп украшен золотыми карнизами и галуном. По бокам нижней и верхней сцен висят серебряные кисти. Колонны вырезаны из картона и обклеены золотой бумагой. Рампы обеих сцен украшены деревянной резной кромкой. Перед каждой рампой стоят четыре свечи. Задние декорации обоих этажей обклееены золотой фольгой. На верхней сцене есть еще колонны – бумажные черные. В нижнем ярусе стоит трон царя Ирода, украшенный золотой, синей и малиновой бумагой. Задняя декорация нижней сцены раньше представляла собой балдахин над троном. На крыше – две башни. Переднее стекло в них – красное. Башни увенчаны крестами на шарах. По центру – полумесяц на шаре. За полумесяцем – подставка с дырочкой, в которой раньше крепилась "заря" / так называлась на Украине рождественская звезда. сделанная из дерева и бумаги - Д.М./. Кукол сохранилось всего пять. Обе сцены имеют одинаковые завесы из черной китайки.
С. 143.

"Вертеп представляет из себя шкаф, в котором устроены две сцены одна над другой. Обе сцены имеют свои занавесы,которые можно опускать и поднимать и каждая имеет свою постоянную декорацию. На верхней сцене изображено Рождество Христово из деревянных, одетых в костюмы кукол. В середине стоит кроватка с младенцем Иисусом, возле которой стоят с одной стороны Иосиф, с другой стороны Дева Мария. Тут же стоят традиционные вол и осел. На нижней сцене посреди нее помещается трон царя Ирода, на котором при поднятии занавеса восседает сам Ирод в короне и мантии.

Вершина шкафа украшена двумя стеклянными фонарями с подклеенною к стеклам изнутри бумагою. Фонари имеют форму четырехугольных пирамид. Внутри их во время представления зажигается по свечке. В середине между фонарями возвышается... огромная бумажная звезда-фонарь, внутри которой также зажигается свечка."

Описание сохранившихся кукол Славутинского вертепа. С. 116-118.

Дева ( 14 см.). Одежда из синего сукна. Спереди на шее обшита золотым галуном. Из-под сукна видна белая сорочка. Рук и ног нет. Вместо рук - рукава из материи, сложенные на груди. Нос, глаза, губы вырезаны из дерева и раскрашены. Кукла неподвижно закреплена на верхней сцене.
Иосиф ( 15 см.). Деревянная кукла, одетая в черный подризник и верхние одежды желтого цвета, обшитые малиновым кантом. Деревянные борода и волосы выкрашены серой краской. Руки сложены молитвенным образом. Из-под рукавов видна белая сорочка. Иосиф, так же, как и Мария, неподвижно закреплен на сцене.
Ясли ( 8х4 см.). Деревянные, украшены золотой бумагой и тканью.
Младенец ( 3 см.). Весь вырезан из дерева и раскрашен.
Осел и вол целиком деревянные и раскрашенные.

Текст вертепной драмы

При поднятии обеих занавесий выходит на сцену Пономарь (кукла в подряснике). В руках его зажженная свеча, которой он зажигает свечи перед обеими сценами. Затем он входит на верхнюю сцену и начинает звонить в колокольчик, подвешенный на потолке, изображая тем благовест к богослужению, так как вертепная драма получила начало от мистерий и ее содержание когда-то составляло часть рождественского богослужения.
В это время хор, обязательно сопровождающий вертепное представление, начинает петь №1.

№ 1.

И сконд1 ныне бысть тако,
Веселие днесь, яко
Земля вся согласно ликуеть,
В церкви центры инфуеть2,
Бога на земли показуеть.

Не по своем Божестве,
Но би равном естестве.
Ах, ах убо между быдляти,
Волом, ослом дитяти,
Не во крулевской палати.

Мати пред Ним стояше,
Сама себе мысляше:
Откуда мне сие, не знаю,
Понеже сына не маю3,
От грешников сего чаю.

Весь лик Ангельских чинов,
Просветлых серафимов
Пред престолом Его спивають,
Честь и славу воздають,
Всему миру оглашають.

Арон веселися
Понеже исполнися
Жезлу светлу в оное время,
Из Йосифа племеня
Происходит во желании.

При начале №1 поднимаются обе занавеси. Пономарь появляется на верхней сцене с горящей свечей в руке и зажигает все свечи вертепа, расположенные перед рампами обеих сцен. Зажегши свечи на верхней сцене, он переходит на нижнюю и продолжает свое дело при пении двух первых куплетов №1-го. При пении 3-го куплета пономарь снова появляется на верхней сцене и звонит за веревку в колокол под такт пения. При пении 4-го куплета являются на верхней сцене два Ангела, один - справа, другой - слева, кланяются друг другу, потом Рождеству и наконец публике в разные стороны. При пении 5-го куплета из верхней сцены появляется Аарон, кланяется Рождеству и публике и уходит в левую сторону.

№ 2.

Ты, Давыде славный, Пророче и Цару,
На все струны удараешь
Хрыста восхваляешь.

Ты, Давыде славный, Пророче и Цару
На все струны своей арфы
Заграй господару.

Ты, Давыде славный, Пророче и Цару
Даруй лита счасливыя
Сему господару.

При пении №2-го с левой стороны от зрителей является царь Давид, кланяется Родеству и публике и уходит в левую сторону.

№ 3.

Днесь поюще, купно играймо4 ,
Цара рожденнаго днесь восхваляймо,
Поюще, ищуще,
Слава во вышних глаголюще.

Ты, Царица, всюду еси славна,
Днесь нам рождаешь, пречистая Дево.
В убогой шопе5 между скоты,
Хрыстос почивает днесь во плоти.

А Иосиф, обрученник Деве,
Услышавши от Ангела жива:
Спойми6 Отроча и матерь его,
Беги во Египет от проклятого.

Царь нарожденный в Египет вступаеть,
Ирод войско свое разсылаеть.
Был, был убиен Царь нарожден,
От Марии Девы днесь воплощен7 .

А не может днесь возстати,
Еще Ирод хочет царствовати
Над Хрыстом новорожденным,
Младенцем в яслех положенным.

При пении № 3 на нижней сцене появляется царь Ирод и, неторопливо осмотревши свою палату, садится на трон. При пении 4-го куплета, к нему являются с двух сторон два солдата, его телохранителя, кланяются и, получив приказания, уходят, каждый в свою сторону.

№ 4.

Шедше трые Цары
Ко Хрысту со дары.
Ирод их пригласил,
Куда идут, он спросил.

Отвещавше ему:
"Идем к Рожденному".
К Рожденному йдите
И мне вспять возвестите.

Аз шед поклонюся8,
Пред Царем смируся,
Ангел к ним прытече,
"Иным путем" им рече9. <...>

При пении № 4-го слева [от зрителей] на нижней сцене появляются три царя. Ирод встает с трона и идет к ним на встречу. Он кланяется и цалует каждого из них. [цари поставлены в ряд, плечо к плечу и сшиты между собою, так что двигаются не иначе как вместе], а затем снова садится на свой трон. Цари же продолжают свой путь на правую сторону, но но на полпути их встречает Ангел [при пении № 3-го куплета]. Встретившиеся кланяются друг другу. Ангел поворачивается и выходит со сцены впереди царей. Процессия в том же порядке переходит на верхнюю сцену. Три царя кланяются Рождеству, Богородице и Иосифу, а потом публике и уходят. Ангел уходит тотчас же, как приведет царей к Рождеству.

№ 5.

Восплачте чада ради Ирода, бо10 наступает
Время страшное, бо Ирод мечь свой на вас готуеть11 ,
Збить всех отроков
И без пороков.

Крикнула мати
По своем дитяти:
"Ах, убил дитя, ах, убей меня,
В сие же время пусть умру и я".

При пении № 5-го на верхней сцене появляется женщина с ребенком в руках [Рахиля с младенцем] и кланяется Рождеству. Между тем с противоположной стороны появляется солдат с пикой, поднимает на пику ее младенца и уходит, держа ребенка на пике. Затем эти оба действующих лица появляются в том же порядке на нижней сцене. Солдат показывает ребенка Ироду, держа его на пике, и возвращает его матери. Женщина, получив ребенка, уходит.

№ 6.

Отужь12 до тебе идет смерть барзо13 сухая,
Возметь тебе, понесеть, немая, глухая.
Возьметь тебе на руки, отдасть аду на муки,
Будешь там жити, смолу горку пити,
Смолу горку пити.

Идиж теперь до ада на веки з поганьми14,
Понеже ты не достоин жити з хрыстианьми.
Однако сам узнаешь, куда од нас втикаешь15.
Бодай16 ти не знати, а ни оглядати17,
А ни оглядати.

При пении № 6-го с левой стороны появляется смерть и обнимает Ирода, причем этот последний делает несколько конвульсивных движений. Смерть уходит в ту сторону, откуда пришла. Вслед за нею с той же стороны является чорт и выталкивает Ирода вилами в правую сторону от сцены. <...> Сцена с жидом и его антагонистом пропущена.

№ 7.
<...>

№ 8.

Служил Богу Государу телом и душею,
И не редко подвергался голоду и зною.
Житие положил, славы не заслужил.
Бывал не раз на войне, ружны биды вживал
Жил барзо гайно18 и вшистко отбывал19.
Лепше20 на пляц стати, пудь мечь главу дати.
Молчал бы може, але21 не поможе.

При пении № 8-го на верхней сцене с разных сторон сходятся два солдата. Один [с пикой] кланяется Рождеству, Богородице и Иосифу, а другой [с саблей] вместо Рождества кланяется публике. За это первый солдат убивает его. Снова повторяется сцена со смертью и чортом при повторении песни № 6.

№ 9.

Роде человеческий, грехми ослепленный,
Беги на той куфлефленный22, где Христос рожденный.
Чемуж так лениво грядеши к нему?
Ты, грешниче, скачи козлом в пекельную23 яму.

При пении № 9 на верхнюю сцену является цыган с бараном. Он тащит за собою барана по направлению к Рождеству, а баран упирается до тех пор, пока не поровняется с Рождеством. Тогда баран перестает упираться и проходит со своим вожаком через сцену.

№ 10.

Ныне, Адаме, возвеселися,
Ева, прамати, от слез отрися.
На Которого вы ждали24
И с тоскою ожидали
Ныне с Девы предизбранной
В Вифлееме малом доме
Родился, явился.
Ему цары несут дары:
Злато щиро25, ливан, миро
От восток, рек пророк.
Все патриархи и все пророки,
Лик Богоотец, с ними отроки,
Торжествуйте, купно весь свете,
Ты уступай, ветхий Завете.
Новый26 з неба, его треба
Было давно27, ныне явно
Настае, Бог дае,
Коль из небес радость миру
Отец Сына нам едина
Ниспослал, даровал.
Слава в вышних духи спевают,
Що Бог родился, нам возглашают,
Которого новорожденна,
И во яслех положенна
Звезда ясна и прекрасна
Озаряет, научает,
Що то Бог з неба дан;
А у ясел вол и осел
Як стояли, так познали
Всех рода Господа.
Ликуймо и мы, ликуймо цело,
Що Бог на Себе (sic!) взял наше тело,
Щоб до неба нас запровадил
И на троне своем посадил.
За то Богу славу многу
Со Ангелы, Архангелы
Спеваймо, воздаймо,
За те дары от всей твари.
Щобы хвала не устала
Божеству, Рождеству.

Эта песня пелась моими певцами по книжке "Богогласника", изданного в Холме, оттуда же были взяты и напевы стихов, с которыми славутские парни, поющие в церковном хоре, кое-как справлялись. К сожалению в то время я забыл записать подробное заглавие Богогласника, но ноты и слова кантычки записаны были мною оттуда. Во время пения этого номера на верхнюю сцену выходят "пан" и "пани", т.е. мужчина и дама, одетые в современный европейский костюм. Она кланяются сначала Рождеству, а потом друг другу.

№ 11.

Едни в дуды, други в туды28
На цимбалах три играли,
Скакали, плясали,
И других там искали,
И других там искали.

При пении № 11-го пан и пани появляются на нижней сцене и танцуют, обнявшись.
На этом и кончается весь вертеп. В заключение его хозяин говорит приветственную речь хозяину дома по польски, которую мы не записали. А потом произносит по-русски:
"Нашему вертепу на славу, а вам на многия лита". Хор в ответ ему поет № 12.

№ 12.

Многия, многия, многия лита, многия лита [повторяется три раза].

Примечания:
1. И сконд - искони
2. в церкви центры инфует - в других текстах: "церкви оферует"
(от ofiarowac’ (польск.) - принести в дар).
3. понеже сына не маю - речь должна идти о муже:
понеже (так как) мужа не имею
4. купно играймо - вместе играем ("играть" в значении "радоваться")
5. шопа - сарай, овин
6. спойми - возьми
7. т.е. чтобы был убит Царь новорожденный, от Марии Девы воплощенный
8. аз шед поклонюся - я, пошедши [к Нему], поклонюсь
9. Ангел к ним пришел, "иным путем [идите]" им сказал
10. ai - eai
11. готуеть - готовит
12. отужь - вот уже
13. барзо (от польск. "bardzo" - очень, весьма)
14. з поганьми (с погаными), т.е. с язычниками
15. втикати - убегать, уходить
16. бодай - хорошо бы, пусть
17. оглядати - осматривать, обозревать.
"бодай ти не знати, а ни оглядати" - хорошо бы тебе [этого вовсе]
не знать, а не встречаться [с этим] с глазу на глаз
18. ружны биды вживал - разные беды переживал
19. жил ... гайно - жил так, что имел возможность неограниченно тратить деньги
("гайнувати" (укр.) - мотать, тратить)
20. вшистко (от wszystko (польск.) - все); вшистко отбывал -
т.е. прошел всю службу, отбыл всю службу
21. лепше - лучше
22. але - но
23. беги на той куфлефленный - беги к Вифлеему
24. пекельный - от слова "пекло"
25. на Которого вы ждали - Тот, Которого вы ждали
26. злато щиро - чистое золото
27. его (имеется в виду Новый Завет) треба было давно - его (Нового Завета) необходимость ощущалась давно
28. едни в дуды, други в туды (т.е. в тубы, или в трубы)
Одни [играют] на дудках, другие - на трубах.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
Категория: Статьи по этнографии | Добавил: дядя_Миша (29.11.2012)
Просмотров: 824 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Календарь

Block content

Категории раздела

Статьи по этнографии [16]
Жития [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск