Давидова Мария Георгиевна Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.
Записано в начале 20 века на волжском пароходе от кукольников из Новгорода. Впервые опубликовано: Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии наук, Спб., 1905, т. 10, кн. 3. С. 365-382. Печатается по книге: Виноградов Н. Великорусский вертеп. Спб., 1906.
ВЕРТЕПНАЯ ДРАМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX в. Предпочтительный порядок распределения мотивов в народной традиции.
Западно-украинская традиция.
Поклонение Волхвов (Пастухов), сопровождаемое различными колядами. Ирод приказывает среди других детей убить собственного сына. Раскаявшись, царь Ирод кончает жизнь самоубийством. Жид иногда является для того, чтобы выразить свое отношение к Рождеству, после чего погибает от руки Мужика.
В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с Вертепом. Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках — это "персидские цари", пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями — это рождественский кукольный театр или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула, и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!" Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавесы, кукла, изображающая Ангела, зажигала свечи у крошечной рампы.
1. Соловей по конушку ходя… 2. Ой, выйду ў поля… 3. Зиму-лето сосёнушка зелена была… 4. А у нас у ворот да зелёный сад расцветал… 5. Ай сизенький касатенький да селезéнь… 6. За речкою нива, дружилушка ходя… 7. Да сподманул сподманушку… 8. А у нас нынче рано синее море йграло… 9. Погнулися сени, как бояря сели… 10. Сваты наши да любимаи да зачем приезжали… 11. Ой, деўка, ты, деўка… 12. На дворе вечерее, свёкру веселее… 13. Выкатили выкатили да дубовую бочку… 14. Уж то по городу, по городу по новому… 15. А у ворот сосёнушка 16. Вот Марьюшка Богу молится 17. Да приехал да мой миленький с поля
Наступившее после Масленицы семинедельное говение не меняло содержания крестьянской обрядности. Более того: ожидание весны придавало особое значение всем обрядам, исполнявшимся во время Великого поста. Некоторые из них, например, встреча весны, повторялись по нескольку раз в течение этого срока, как бы торопя ее приход. Идее возрождения и одновременно очищения от скверны и грехов подчинена вся весенняя аграрная обрядность, повседневная семейная и индивидуальная жизнь каждого крестьянина. Поэтому во время говения соблюдался очень строгий пост: люди усердно молились, мало разговаривали друг с другом, стараясь не ссориться и не сердиться. Эта нравственная сторона поста влияла на повседневную жизнь крестьян, в которой не допускались ни игры, ни песни, ни шумные сборища...