Давидова Мария Георгиевна Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.
"Он имеет три этажа и между ними пустые промежутки, открытые сзади, для рук вертепщика, передвигающего здесь куклы. ...Верхний этаж украшен иконами Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя и изображением Крещения Господня. Здесь же привешен колокольчик.
Второй этаж представляет пещеру, где родился Христос. Здесь находится изображение Рождества Христова, с фигурами Марии, Иосифа и младенца в пеленах; ясли, корова, осел. Нижний этаж – дворец Ирода."
Могилевская звезда.
Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып.5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи. Витебск, 1891. С. 283-284.
Описание звезды в Могилеве.
"...от вертепного действа в Могилевской губернии уцелела сопутствовшая некогда вертепу звезда... Сначала делают лубочный цилиндр, открытый с обеих сторон и составляющий центр звезды; в боковую поверхность цилиндра вставляют "роги", т.е. лучи звезды, состоящие из четырех лучинок каждый, связанных свободными концами таким образом, что рог имеет форму четырехгранной пирамиды. Число рогов бывает от 6 до 18; чем больше их, тем звезда считается красивейшею... В таком виде звезда насаживается на "крючек", т.е. на деревянную ручку, 1,5 – 2 ар. длин., вверху с изогнутым железным наконечником,на котором прикреплен подсвечник. Наконечник продевается через узкую втулку в задней стороне лубка таким образом, чтобы подсвечник находился внутри звезды, и чтобы звезда имела возможность вращаться на неподвижном крючке. Бока цилиндра при этом по возможности вырезываются. Затем разрисовываются херувимы для рогов и "лицо" для центра звезды. Изображение херувимов состоит из головы и двух крыльев, и раскрашивается в различные цвета; на "лице" рисуется Рождество Христово, применительно к рисунку иконному. Обыкновенно на "лице" видны ясли, коричневого или черного цвета; поверх их зеленое сено, а на сене сповитый младенец; подле стоят на коленях две фигуры: одна с покрытою головою – Мария, другая с непокрытою – Иосиф. ...Вверху лица изобржается желтая звезда. Городские "звездари" рисуют кроме того, ангелов, пастырей, а также коров и ягнят. Разрисованною таким образом бумагою оклеивают все рога и отверстия в лубке, стараясь сохранить некоторую симметрию в расположении херувимов на рогах, и приклеивая лицо на стороне лубка, противоположной ручке. Наконец, бумага пропитывается постным маслом... и к концам привязываются пушистые бумажные кисти".(Звездарей впускают в избу. Хозяева зажигают во время их пения лампаду или свечку перед образами).
Могилевские звездари.
Описание выступления могилевских звездарей. С. 284 - 286.
Внося в дом специально сделанную по этому случаю звезду, поздравляющие исполняли песнопения из Богогласника, а также вертепный кант "Шедше трие цари ко Христу с дарами".
По окончании пения исполняется диалог двух "другов" следующего содержания:
"Первый друг: Нонешний высокоторжественный день велит нам посещать ближний ближнего. Ближний же есть нихто лругой, как всяк человек. имеющий в себе понятие о том торжестве, в котором торжествуют православные християне. И мы чувствуем в сердцах наших несказанную радость и осмеливши прити к вам. Вы же позвольте нам простреть изъясняющий глас величия Сына Божия /то есть, разъяснить, в чем состоит величие Сына Божия - Д.М./.
Второй друг: Можете.
Первый: Друг мой милый, а ты почто здесь так уныло стоишь, Мне о новорожденном Христе ничего не говоришь? Разве ты етому не известився, Што Исус Христос в Вифлиеме иудейстем народився?
Второй: Да я давно етому известився, Что Исус Христос в Вифлиеме иудейском народився; Да што это цар Ирод помышляв, Когда убить Его искав? /Здесь и далее глагольные формы оканчивающиеся на "в" - не деепричастия /.
Первый: Ён Его убить искав. - Свойго земного царства не попускав.
Второй: Но што б ён Ему сотворив, Когда б ён Его в свои руки зловив?
Первый: Ён хотев Его с свету стребить, Штоб ему свое царство не попустить.
Второй: Напрасно ён сие помышляв, Ибо Христос земного царства не искав; Но искав небесных благ, Штоб Ему не мог противица враг.
Первый: Но ён и воинов посылав; Коло /около / Вифлиема четырнатцать тысяч младенцев избив, Но все Онаго не сыскав, А тольки матерь Вифлиемскую запечалив. Матери от печали горки слезы проливали, О камни главы пробивали, По вулицам Вифлиемским свою кровь проливали, А царь Ирод от ярости сертца сам себе истребив.
Второй: Друг мой, я хочу еще о сем знать?
Первый: Изволь мне тойчас сказать.
Второй: Для чего Бог сходив з неба?
Первый: Для того Бог сходив с неба, Штоб привесть род человеческий к християнству И избавить его от первородного греха.
Второй: Друг мой, я хочу еще о сем знать?
Первый: Изволь мне тойчас сказать.
Второй: Какая причина побудила Адама и Еву Войти в такое плачевное и горестное положение?
Первый: Такая причина побудила Адама и Еву Войти в такое плачевное и горестное положение, Што Ева, бывши в раю, вкусила плода от запрещенного древа. Но на то прельстив ее змей, Который быв из усих змей лютей. Но тогды и Ева сама себе проклинала, Як путь до раю потеряля. Сказано в древние годы. За такие плоды и за цвет И мы вам желаем много лет!"( Записано в городе Белице Могилевской губернии).
Текст драмы
I. Ирод.
Сцена I. Происходит в верхнем этаже. Здесь находятся фигуры Адама, Евы, двух ангелов и херувима с мечом, пономаря, диакона, священника.
Пономарь звонит в колокольчик и своей горящей свечой зажигает свечи, стоящие пред образами. Cвященник и диакон входят и кадят пред образами.
Хор поет тропарь: "Рождество Твое, Христе Боже наш". По окончании тропаря, входят два ангела. Ангел поет кондак: "Дева днесь" .
Сцена II. Когда окончится пение кондака, входят Адам и Ева. Их гонит херувим с мечом. Адам и Ева плачут.
Хор поет: Вопль бысть пресильный в предрайской стране: Плакался Адам, из раю изгнанный: "Ой раю ж, мой раю, слишная украина , Ой, бедная ж моя без тебе година ! Ой, жена ж моя, што ты мне сделала: Ты мя властнаго из раю прогнала!"
Пономарь тушит свечи.
Сцена III. Происходит в нижнем этаже. Входит царь Ирод. Фигура его деревянная с отрезанной головой, которая слегка приклеена к плечам и ниточкой привязана. Войдя, он садится на трон.
Ирод. Што я слышу во царствии своем ныне, В Вифлеемском граде, о новорожденном Чаде? А призову я к себе трех царей И спрошу у них каких вещей!
Входят три цари.
Хор. Шедше трие цари ко Христу с дарами; Ирод же проклятый, иде же йдут , их спросил.
Цари кланяются:
Почто ты нам, царь державный, Велел прити под твой указ явный? Ирод. Потому я вам велел прити, - Бытто какая дева днесь сына царя родила, Я в ушах слух мев и потому посылаю: Идите и разведайте, и аз поклонюся ему!
Цари пошли и идут на второй этаж, в пещеру.
Хор. Зашли в страны свое Ко Христу славословить.
Цари, кланяются:
Новорожденный царю , прими наши дары! Мы, трие цари, приносим ко Христу дары.
Ангел, входит:
Царие-друзие, куда вы мыслите ити? Ко Ироду не идите, но инным путем идите! Цари. Благодарим тебе, ангелу , Што нам показал путешествия страны! Хор. Ангел к ним являет, на путь наставляет: Ко Ироду не идите, но иным путем идите!
Сцена IV. Происходит во втором этаже. Идет "скиния": Дева Мария на осле, Иосиф ведет осла, за плечами у него мешок.
Хор. Скиния всезлатая, Ковчег завета, Видящи днесь Мария Сына повита ! Радуйся, Марiя, Радуйся, Приснодева, О нетленном Рождестве Твоем! Слава Богу во вышнему , Ангелы гласят , Слава силе Твоей, Дары приносять. Радуйся, Мария и т.д. Звезда ясна сияет, Ему служаща, Три цари приходять, Дары носяща. Радуйся, Мария и т.д.
Пастух и пастушка с ягненком под мышкой входят в пещеру и кланяются пред яслями.
Хор. Пастушка с ягнятком Перед тым же Дитятком На колени упадают, Христа величают.
Царь Давид идет с гуслями в руках. Хор. Давыд, мужу дивный, Выгрываеть игры , Во все струны ударяеть, Христа прославляеть!
Сцена V. Происходит в нижнем этаже. Ирод, садится на трон:
Што я слышу в царствии своем ныне, В Вифлеемском граде О новорожденном Чаде? Призову я к себе воина, Дабы Он не мог меня губить, Или более раздражнить ! Воине мой милый, Воине любезный, Стань передо мною!
Воин, прибегает с саблей в руке:
Господин мой царь! Твоя вера - моя вера Вероятно стала?
Ирод. Воине мой милый, Воине любезный! Иди во град Вифлеем И избей там младенцев От двою лет и нижае!
Воин с саблей уходит. Является другой воин с пикой и ведет Рахиль со отрочатем.
Воин. Господин мой царь! Я привел к тебе Рахилю И с малым отрочем: Или велишь убить, Или живаго на свет пустить?
Ирод. Я тебе царских словес Никогда не переменю! Возьми отроча, убей!
Воин берет дитя на пику.
Рахиль. Скликнула мати По своем дитяти: Ах, уби ж меня! В сие время, Пусть умру скоро!
Плачет и кланяется.
Хор. Не рыдай по чаде, Вознесут во аде Твой венец преславный, От Христа изданный , С небес херувимы, Еще серафимы, Мученикам честь и слава На веки веков.
Воин и Рахиль пошли.
Сцена VI. Смерть входит:
Аз есть монархиня, Всему свету паня! Где же я пребуваю, Во всякой стране Все цари и князи Под властью моею, Я вырублю косою своею! О ты, Ирод, царь проклятый! Полно тебе царствовати, Не пора ли в ад вступати?
Ирод. Ох смерть, моя мати, Не хотел бы я умирати, Хотел бы с тобой воевати. Пусть мое царство повсюду знати!
Смерть. Ах ты Ирод, царь проклятый! Не хочешь добровольно в руки поддаться, Хочешь с смертью воеваться? Як воскликну я брата С пекельнаго ада! "Ад - брат!"
Черт в виде косматого черного человека:
Што, смерть - сестра? Смерть. Царь Ирод хотел со мной воеваться, Не хотел смерти в руки поддаться! Черт. Возьми, сестра, косу, Зруби царю главу! Ему труп и глава, А нам честь и слава!
Дьявол пошел.
Смерть. Пропойте ему надгробную песнь! Хор. Еще ж бо ты не доказал Пекельные штуки , Як Ирода проклятаго Беруть в свое руки. Беруть его и держать, Все ответы предлежать За его забавы, Идуть до нас славы .
Смерть. Вот тебе надгробная песня пропета, Лишаешься ты сего белаго света!
Дает понюхать косу:
Понюхай!
Ирод сходит с трона. Смерть рубит ему голову. Он падает. Черт прибегает:
Ходи-ка, брат, со мною в ад! Будем с тобою у карты гулять, И старых баб забавлять!
Бьет его, колотит и тащит.
II. Жанровые сцены.
В нижнем этаже. Первая сцена забыта.
Сцена II. Два царя едут верхом - Пор Индийский и Александр Македонский. Пор в длинном плаще, с пикой в руках, Александр в коротком платье, с саблей. На головах у обоих короны.
Вертепщик. Новое дело начинають, Царь царя убиваеть, На небеси и на земли споклоняють .
Цари сражаются. Пор падает с коня, а Александр уезжает. Является воин в шлеме с перьями и уносит тело убитого Пора.
Сцена III. Входит попарно шесть солдат с ружьями и офицер. Одеты в мундиры. Ружья из жести.
Офицер. Во фрунт!
Солдаты становятся во фронт. Офицер осматривает их с правого и левого фланга.
Смирно! Равняйся! Ряды вздвой! (полное ученье). Налево кругом! Шагом марш!
Солдаты уходят.
Сцена IV. Выезжает кавалерия: шесть солдат и генерал. Все в формах, с саблями из блестящей жести.
Солдаты становятся во фронт. Генерал подъезжает к ним и осматривает линию. Потом отъезжает и командует:
- Шкадрон, марш!
Уезжают. Лошадь генерала танцует.
Сцена V. Выступают "скакушки" - марионетки на пружинах и нитках. Среди них - улан. Все танцуют.
Улан, поет и танцует: А вулане добрый пане, А в вуланах добро жить, Довбешечкой воши бить! Пристань, пристань до вербунки, Бендешь ести з маслом курки, Бендешь пить, бендешь есть, Бендешь хорошо ходить!