Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Пятница, 29.03.2024, 00:18

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Интересные статьи » Статьи по этнографии

Новгородский вертеп. (Давидова М. Г.)
Новгородский вертеп

Давидова Мария Георгиевна
Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.

Записано в начале 20 века на волжском пароходе от кукольников из Новгорода. Впервые опубликовано: Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии наук, Спб., 1905, т. 10, кн. 3. С. 365-382. Печатается по книге: Виноградов Н. Великорусский вертеп. Спб., 1906.

Вот, что пишет Н. Виноградов об исполнителях Новгородской драмы: "Оба раешника /от слова "раек"(род ярмарочного театра для показа лубочных картинок с комментариями). Виноградов употребляет слово "раешник" как синоним слова "вертепщик" - Д.М./ - жители Новгородской губернии, где, по их словам, и еще несколько человек занимаются тем же промыслом. Они ежегодно отправляются со своим театром в разные местности. Раньше ходили врозь, а нынче решили попытать счастья вКостромской, Ярославской и Нижегородской губерниях вместе... Везде их принимают очень охотно, но заработки не важны, да и полиция притесняет. Свое артистическое турне они намеревались закончить Нижегородской ярмаркой. Оба грамотные, и, что называется, тертые калачи /бывалые люди - Д.М./; во время разговора, обращаясь один к другому, нередко вставляли слова какого-то условного языка. Пьесу оба знают наизусть, с незначительными вариантами, но, кроме того, у одного она была записана в тетрадке с заглавием: "Смерть царя Ирода. Представление для публики с пением и рассказами". Я сначала записал пьесу со слов одного, с его пояснениями, затем прослушал, сравнил и дополнил по исполнению, и, наконец, выписал все варианты из тетради второго, где кроме того оказалось лишним еще одно явление". (Виноградов 1906: 2-3).

В Новгородской вертепной драме очень много белорусских черт, как в общей композиции, так и в отдельных деталях. Реплики персонажей первой части совершенно явно ориентированы на Могилевскую традацию. Особенно это заметно на примере сцены смерти Ирода, которая трактуется в Новгородском вертепе по могилевским стереотипам. Сцены с Евреем, поставленные в самое начало второй части, мало похожи на белорусские, поскольку в белоруской батлкейке Цыган с Евреем - взаимоисключающие персонажи. Однако коппозиционное место еврейских сцен в Новгородском вертепе выбрато опять-таки в соответствии с белорусскими моделями, где Еврей может восприниматься как наперсник и идеологический наследник Ирода, и часто появляется на сцене сразу после смерти последнего. Хотя Новгородский текст зафиксирован на русской территории, в нем гораздо больше белорусской специфики, чем в Суражском вертепе, записанном в Белоруссии.

Межевой и Межевая /то есть землемер и его жена/. Представители редких профессий (особенно связанных с сельским хозяйством и интеллектуальной сферой деятельности) часто делались героям народного ряжения. Известно, например, такие персонажи ряжения, как Агроном, Ревозор, Писарь, Секретарь (Народный театр 1991: 28-29).

Смерть царя Ирода.

(Представление для публики с пением и рассказами).

Явление I. Из правой двери выходят два ангела с зажженными свечами, идут к пещере с пением:

Дево днесь Пресуществленнаго раждает
И земля вертеп к Непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями слово словят,
Волствие же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися
Отроча млада, Предвечный Бог.

Ангелы поклоняются и уходят в левую дверь с пением.

Явление II. Из правой двери пастушок гонит двух овечек к пещере, падает на колени и молится с пением:

Пастушок. Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна,
Светла возсияла.
Пастушки идут с ягняткам,
Перед малыим Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю
"Небесный Государю,
"Даруй лето счастливое
"Всему господину!"

Уходит в левую дверь с пением.

Явление III. Выходят три царя. Один входит в правую дверь, а два в левую дверь, поворачиваются к пещере с поклонами и с пением:

Цари (поют). Шедше трие цари
Ко Христу с ударом (со дары),
Ирод им предвластен,
Куда идут спросити .
Здесь говор:
Идем к Рожденному
Идем поклониться.
Снова пение:
Идем поклониться,
Пред Царем явиться;
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся.
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет (глянет?) чудно
С востока на полудня.

Цари поворачиваются все вместе к правой двери с пением:

Ангел им являет,
На путь наставляет.

Явление IV. Выходит к ним Ангел из правой двери и говорит им:

Говор Ангела:Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.
Пение царей.
Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари с пением уходят: два в левую дверь, а один в правую с Ангелом.

Явление V. Выходит царь Ирод в правую дверь, садится на царский трон и говорит:

Говор Ирода. Аз есмь царь,
Кто может мя снидь (убить?)?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

Встает на троне с громким говором:

Воины, мои воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление VI. Воины входят в правую дверь и становятся перед царским троном в два ряда.

Воины. Почто цари нас призываете,
Что творить повелеваете?
Ирод. Подите в страны вифлеемския,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.
Ответ воинов. Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемския страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
Вашей милости просить.
Ирод. Кто она такова?
Привести ее сюда!
Воины. Идем и приведем!

Воины уходят все в левую дверь.

Явление VI. Один воин приводит Рахиль к царю Ироду; Рахиль падает на колени и плачет.

Говор Рахили. О, цари,
Великия Государи, (sic!)
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!
Ирод.Воин возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.
Рахиль.Царь, помилуй мое чадо!
Ирод. Воин, возьми и убей его!

Воин вытаскивает младенца у нее из рук и вторыкает (втыкает?) его на копье. Рахиль падает на землю и плачет.

Плач Рахили.

Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
С горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза сряду, Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление VII. Является к ней (Рахили) Ангел в белой одежде, с крыльями,
поднимает ее и говорит.

Говор Ангела.

Не плач, Рахиль,
Возстань, Рахиль,
Увидишь свое чадо
У Царя небеснаго в руцех!

Ангел идет с пением и уводит Рахиль в правую дверь.

Пение Ангела.

Не плач, Рахиля,
Зря чада тело,
Не убиют душу
Военныя крылы (В других текстах младенцы сравниваются с "кринами" (лилиями).
"Крылы" здесь могли появиться в силу искажения текста.
"Не убиют душу военные крылы" можно перевести "не убьет душу земное оружие".),
Но Бог принимает
Во своя святыни
И ко Богу-Сыну,
Того причину (видимо, тому причастны, тому причтены)
Маленькое чадо
В раи будет радо.

Явление VIII. В правую дверь входит ксендз, подходит к Ироду на троне и говорит с дерзостию.

Говор Ксендза.

О, Ироде, о, кручиниги (имеется в виду "окрутник", т.е. "изверг, злодей")!
За твоя превеликия злости
Приидет гибель-дьябель
И поберет черт душу твою кости (душу твою с костями).

Ирод. Ах, злу непричастен,
Ирод азм предвластен,
Царствовать - царствую,
Царство мати – маю (,царство иметь-имею)
Равнаго себе не знаю.
Ксендз. Поментуй поментуй,
На том то свете - бездна,
Смола, дяготь,
Будешь питати (будешь пить). Амент!

Ксендз уходит в левую дверь.

Явление IX. В правую дверь выходит смерть в белом саване, как она изображена (имеется в виду, как она изображается в лубочных картинках).

Говор смерти. Аз есть малахиня (монархиня)
Сильнейший воин,
Всему свету пани
Где пребываю,
Все там царие и князи,
Все под властью моею,
Всех я, всех я истребляю
Косою своею.
От сего говор к Ироду.
Полно тебе, Ирод,
Проклятой, безумный,
На сем свете жить,
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить (сойти)!
Ирод. Ах, Смерть, моя мати,
Я не хочу с тобой добровольно поступати (не хочу тебя слушаться),
А хочу воевати,
Дабы неповинное царство узнати.

Смерть. Ах, ты, Ирод,
Проклятой, безумный,
Не хочешь со мной добровольно поступати,
А хочешь воевати,
Дабы неповинное царство узнати!
Воскликну я своего брата
Из пропускного (преисподняго?) (в других текстах "пропастный" (ад) - от слова "пропасть".) ада.

Смерть поворачивается к левой двери и говорит громким голосом.

Говор Смерти. Ах, брат мой,
Стань предо мной!

Явление X. Является Черт, с рогами, с хвостом, страшный, как пишется.

Говор Черта.

Ого, сестра,
Зачем призвала?

Смерть. Да вот, Ирод
Проклятый, безумный,
Не хочет со мной добровольно поступать,
А хочет со мной воевать,
Дабы неповинное царство узнать.

Черт. Возьми сестра, косу
Сними ему главу,
Ему труп и голова,
А нам с тобой держава.

Черт отходит. Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой и держит за волосы, а тело упадает с трона.Черт подбегает к телу царя Ирода.

Говор Черта. О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
И с кости.

Захватывает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Смерть с главой иродовой уходит в левые двери.

Явление XI. Выходят два жида в долгих одеждах, один в правую, а другой в левую дверь; сходятся вместе и говорят один говор.

Говор жидов. Ой, вей, вай, мир!
Погубил весь бобкин
Гаволтин, табакин бир (речь идет о том, что продукция, которой раньше торговали, погибла)
Кабы нам, панушкам, гельд собрать (собрать деньги ),
Мы стали бы вновь торговать
Мехом, лехом,
Шолемехом.

Явление XII. Выходит цыган грозного вида и бьет одного жида палкой.

Цыган. А вы, жиды, что тут пьете и гукаете (звать, взывать, кричать),
Али друг друга пытаете (спрашивать; здесь: задавать друг другу вопросы,
разговаривать)

Бьет и другого жида своей палкой.

Да вы и мои песни забываете!

Говор жидов. Панушка, узе голубушка,
Какия узе васи песни?

Цыган.Мой пан песни -
Пой хоть тресни:
Шебилева, Ребилева (имитация цыганской речи),
Ваше звание жидова.

Опять бьет жидов палкой. Жиды кричат.

Жиды. Гевалт, вай мир!
Вай, вай, вай, вай.
(Жид один говорит другому).
Спроси, как его зовут?
Жид (другой). Узе как пана зовут?
Цыган. Федором, Федором.

Жиды танцуют перед цыганом с пением.

Пение. Перед паном Федором
Ходят зидки козырем,
И задкем и передкем,
Перед татой мамою. ...
Примечание для переводчика
Перед паном Федором
Ходят жидки козырем,
И задком, и передком,
Перед отцом, матерью...

Цыган опять бьет их обоих палкой. Жиды кричат жалобно:

Ай, вай, вай, вай, вай,
Забили, забили!

Один жид и цыган уходят, жид в левую, а цыган в правую двери. Один жид остается и говорит слезно.

Жид. Пойду Ангелушке на небе скажу.
Ангелушка нас на небо возьмет.

Стучит в правые двери с плачем.

Явление XIII. Входит тот же Черт, берет жида и тащит.

Жид. Ангелушка наш, голубчик,
Куда ты меня несешь?
Узи в ад или на небо?
Черт. О, на небо, на небо,
Того мому сердцу треба (этого желает мое сердце)!

Уносит жида в левую дверь. Жид визжит и машет руками и ногами.

Явление XIV. Из правой двери выходит Межевой, а с левой двери Межевая(Межевой - землемер. Межевая - его жена.). Сходятся вместе и здоровкаются за руку.

Межевая. Здравствуйте сударь!
Межевой. Да здравствуйте, сударыня!
Я Межевой
Иду с ландкартами из поля домой.
Межевая. А я, сударь, Межевая,
Да у меня и ножка кривая.
Межевой. Нельзя-ли милость вашу утрудить:
С вами танцовать идтить.
Межевая. Извольте, сударь!
Я для вас,
Хоть сто раз.
Межевой. Господин музыкант,
сыграй-ка нам "Чижичка",
да позабористее.

Межевой да Межевая тенцуют оба вместе, взявшись за руки и уходят в правую дверь.

Явление XV. С левой двери входят две Девицы из Валдая, барашечницы (бараночницы (продавщицы баранок)), в крестьянской одежде.

Девицы из Валдая. Господин музыкант, а нам сыграйте Камаринскаго да почаще.

Музыкант играет, а Девицы из Валдая танцуют Камаринскаго и убегают в левую дверь.

Явление XVI. В правую дверь выходит Цыган с колпаком в руке и говорит, обратясь лицом к публике.

Говор Цыгана. Ободега, Вичинега (имитация цыганской речи )!
За вертепное строение,
А за наше представление.
Ради
Господ Вас
Было
Показано кукол
Не менее,
Как три дюжины,
И
Кончилось все до ужины.
Ободега, Вичинега!
За Вертепное Строение,
А нам
На Розовыя Платьеца.
Нечего
Нам Здесь Долго Проедаться,
Пора
В Другия Места Отправляться.
Ободега, Вичинега!
Всепочтеннейшей Публике
Многая лета!

Цыган уходит в левую дверь.

Конец Всему Представлению.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: http://www.portal-slovo.ru/art/36130.php
Категория: Статьи по этнографии | Добавил: дядя_Миша (29.11.2012)
Просмотров: 1132 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Календарь

Block content

Категории раздела

Статьи по этнографии [16]
Жития [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск