Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Четверг, 25.04.2024, 23:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Интересные статьи » Статьи по этнографии

Праздники и обряды Великого поста

Праздники и обряды Великого поста.

Наступившее после Масленицы семинедельное говение не меняло содержания крестьянской обрядности. Более того: ожидание весны придавало особое значение всем обрядам, исполнявшимся во время Великого поста. Некоторые из них, например, встреча весны, повторялись по нескольку раз в течение этого срока, как бы торопя ее приход. Идее возрождения и одновременно очищения от скверны и грехов подчинена вся весенняя аграрная обрядность, повседневная семейная и индивидуальная жизнь каждого крестьянина. Поэтому во время говения соблюдался очень строгий пост: люди усердно молились, мало разговаривали друг с другом, стараясь не ссориться и не сердиться. Эта нравственная сторона поста влияла на повседневную жизнь крестьян, в которой не допускались ни игры, ни песни, ни шумные сборища; разрешались лишь песни заклинательного содержания (окликания), и то они не пелись, а скорее кричались.

В то же время имеются свидетельства о бытовании в крестьянской среде в первые недели Великого поста гуляний, продолжающих поздравления молодоженов, начатые на Масляной неделе. Например, в Череповецком уезде первое воскресенье Великого поста называли хоровинным (от хоровина - теща). В этот день зятья ехали за тещами и везли их к себе в гости. Сохранились свидетельства из Пензенской (Городищенский уезд) и Пермской (Шадринский, Камышловский и другие уезды) губерний о том, что здесь на второй и третьей неделях Великого поста женщины собирались на особые беседки в дома, где была молодуха: на этих беседках женщины щеголяли нарядами, а столы ломились от "обилия разнообразных яств". Эти обычаи скорее всего сохранились от того времени, когда Масляная длилась не одну, а несколько недель, и в течение всего времени продолжалось чествование молодоженов, особенно молодухи, поскольку от нее, как и от пробуждающейся земли, ждали новой жизни.

Середина Великого поста - средокрестье (среда на четвертой крестопоклонной неделе) - отмечена подготовкой к весенним работам. В этот день пекли обрядовое печенье хрестец или крестец, напоминавшее о будущем урожае. Оно имело форму круглой лепешки с тринадцатью снопиками (перекладины из теста) на ней. Такое печенье имитировало первую кладку снопов на жниве. Магико-продуцирующая роль этого хлебца как бы усиливалась за счет обрядовых действий с ним: его хранили до весенних работ, потом запахивали или, раскрошив, сеяли по полю, скармливали лошадям, на которых пахали, иногда часть их съедал сам сеятель. Хрестцы пеклись в основном в среднерусском регионе. Зато повсеместно в каждой семье к средокрестному завтраку подавали выпечку в форме крестов.

Другой обычай средокрестного дня "кресты кричать" или "окликать говенье" - известен в Поветлужье, на территории всей Костромской области, в Нижегородском Поволжье. В этот день дети и подростки "кричали" под окнами о том, что "Половина говины переломится; Хрен да редька переводится!.." За это, к ра¬дости детишек, им дарили кресты.

Средокрестье приходится на один из дней марта. А в марте, как говорили крестьяне, "грач зиму расклевал". Поэтому на Евдокию-капельницу, весенницу (1/14 марта), а затем на Герасима-грачевника (4/17 марта) пекли грачиков. А уже 9/22 марта, на Сороки, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, галушки, чувильки и другие печенья в форме птиц. В Каргополье 22 марта называют тетерочным днем и детям пекут тетерок - хрупкое, как кружево, печенье с узорами в форме солнышка-высоколнышка, солнышка с кудерочками, солнышка с бегунками (конями) и др. Одни эти названия говорят о ритуальном значении дня весеннего равноденствия в календаре крестьян.

На Сороки повсюду закличками и печеными жаворонками призывали приход весны, а с ней прилет птиц и начало лета.

Еще в 1930-е годы дети и девушки, собираясь с утра у овинов, около реки или в лесу и залезая куда-нибудь повыше или раскачиваясь на качелях, подбрасывали своих жаворонков вверх и речитативом исполняли: "Лето! Лето! Лети из-под клети! Нам зима надоела, весь хлеб поела!..."; "Жавората, прилетите! Весну красну принесите!" В южнорусских областях, на Смоленщине и Брянщине веснянки сопровождались неповторимым припевом-гуканьем: "Гу-у-у-у..." - раздавалось от деревни к деревне.

Если в Сороки выпускали на волю печеных жаворонков, то на Благовещение (25 марта/7 апреля) - живых птиц. Этот обычай связан с представлением о птице как Божией вестнице и как посреднице между людьми и душами умерших предков. Согласно народному преданию, в Благовещение, как и на Пасху, души грешников на время освобождаются от мук. Отпустить птицу на волю - значило помянуть умерших. А если птица помянет - это важно и живым, и мертвым. Любители голубей в первый раз на Благовещение "гоняли" этих красивых птиц в весеннем небе.

Считалось, что на Благовещение солнце играет, что весна начинается с 25 марта, поэтому в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывая ее "на сеяние". Готовясь к севу, крестьяне накануне и в день Благовещения освящали семена для посева.

На Благовещение к столу подают благовещенские кулебяки и пироги с начинкой из грибов и рыбы, различные рыбные блюда.

Другой большой праздник - Вербное воскресенье - любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрел этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами. И прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озерами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно, где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у нее было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землей о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

Древние верования о плодоносящих свойствах вербы дожили до наших дней. Считается, что ветки, освященные в церкви, обладают оздоравливающими и оберегающими свойствами. Если в доме хранится освященная верба, то в него не ударит молния, нечистая сила не перейдет порог, не будет сглазу его жителям, хворь обойдет скотину. И, как отголосок древнего предания, до сих пор сохраняется представление о том, что освященная верба помогает чадородию женщин. Считается также, что верба помогает человеку и в его последний смертный час, отгоняя злых духов от изголовья умирающего.

В контексте народных представлений о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы, на которых распушились почки, совершались и обряды Вербного воскресенья. Это широко практикуемый обычай слегка хлестать детей освященной вербой для здоровья и роста, а также домашних животных. До сих пор, чтобы овцы плодились и было больше ягнят, во многих местах утром Вербного воскресенья выпекается обрядовое печенье кытьки, ярушки, катышки с медом или с запечеными вербными почками. Их едят сами и кормят ими овец и ягнят.

Вербная неделя сменяется Страстной. Она наполнена приготовлениями к достойной встрече Пасхи. Среди других дней недели своими хлопотами выделялся страстной четверг. Его называют Великий четверток или Великий четверг, а в народе чаще - чистый. Для Чистого четверга характерны самые разнообразные обычаи, которые можно охарактеризовать как очистительные, обережные и заклинательные.

Из них самые распространенные - очистительные. Первое, с чего надо начинать этот заповедный день, - встать как можно раньше, "до ворона", пока еще темно, и искупаться в реке или проруби. Так делали даже в Сибири, несмотря на холод. Умываться следовало ключевой водой "с серебра" или даже "с золота" - для красоты и здоровья. Купанию, умыванию и обливанию водой в Чистый четверг придавалось особое очищающее и оздоровительное значение. Такое же значение имело и окурирование дома можжевельником. За ним специально ходили рано утром в лес, до рассвета, в Чистый четверг.

Под знаком очищения и охраны здоровья совершались все обрядовые действия Чистого четверга: сжигались старые соломенные постели, старая обувь, одежда, мусор; проветривалось и просушивалось содержимое сундуков; делалась тщательная уборка дома и двора; чистились серебряные вещи и оклады икон.

На рассвете Чистого четверга исполнялось и обережное очерчивание круга вокруг дома. Делалось это для того, чтобы в дом не проникла нечистая сила. С этой целью старший в доме обходил его с иконой и молитвой.

В этот же день исполнялись заклинательные обычаи, направленные на охрану домашнего скота от хищных зверей. В Спас-Деменском уезде Калужской области еще в 1930-е годы было принято в Чистый четверг "зверей кликать". Ребята шли в овин, садились на соломе вокруг блюда с овсяным киселем и начинали созывать всех зверей: "Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть". Довольно похожий обычай существовал и на Севере России. Им как бы заклинались дикие звери, которые могли причинить вред скотине и человеку. Корни этого обычая восходят к охотничьей магии и промысловому культу, когда исполнялись особые обряды, чтобы обеспечить "всезверие" - размножение зверей.

Киселем "кормили" и мороз. Это была как бы умилостивительная жертва, чтобы предохранить всходы от заморозков. При этом, если, например, в кубанских станицах, "мороз приглашали" чаще всего на Рождество или Крещение, то в среднерусской полосе и севернее (Новгородская, Тверская области) это делали в Великий четверток или на Пасху. Специально для мороза, словно это было одушевленное существо, варили овсяный кисель. Вечером в среду или рано утром в четверг его выносили на улицу и, отведав часть, выливали в огород со словами: "Мороз, мороз! Не бей наш овес!"

Особые хлопоты Великий четверток приносил женщинам, готовившим в русской печи черную или четверговую соль. Считается, что эта соль обладает целебными свойствами.

Главная забота Чистого четверга - приготовление творожной пасхи и куличей, окраска яиц. Яйца красили и в Великую субботу, отчего она иногда называлась Красильной. Было принято красить много яиц - 200-300 штук, чтобы хватило и на разговенье, и для подарков во время христосования, и для праздничного стола, и для игр на улице.

Л.А.Тульцева

(Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. - М.: Наука, 2003. с.628-631)

Категория: Статьи по этнографии | Добавил: дядя_Миша (09.03.2011)
Просмотров: 2389 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ПоЛиНА  
0
Хорошо! Yes!!! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Календарь

Block content

Категории раздела

Статьи по этнографии [16]
Жития [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск