Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Суббота, 27.04.2024, 07:20

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ - Страница 2 - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ (Фольклор Ленинградской области)
ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 17:40 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
В масленицу качели стояли?

Да, перевод1 клали такой.
У нас середи деревни на улице. Середи деревни! Прямо на улице такое место у нас было – круг тут утопчут – тут ведь и танцевали, и плясали. Красиво было, и масленица… Пели! Песни пели и танцевали.

Специальных песен качельных не было?

Не было.
Масленица кончалась, в это воскресенье у нас масленицу жгли. Соломы, дров натаскают и вот зажгут – высокая!
А потом уже на второй день, в понедельник – снимали. Качель снимали и уже всё убирали.

Масленицу наряжали?

Если есть, нарядят, соломы набьют, портки наденут старинные такие в полосочку синие, рубашку, как раньше /…/, подпояшут это чучуло, шапку наденут, что-нибудь старенькое туда… лапти обуют.

Какие песни пели?

А всё караводные такие были раньше.

13. Чучела-чучела



Чучела, чучела,
Подымись повыше,
Покажись-ка чучела,
Что горит на крыше2.
Чучела, чучела,
Повертись кружком,
Назовись петушком,
Красный гребешок твой
Вдалеке увидят.

1 По всей вероятности, переводом информатор называет некую деталь качели. Скорее всего доску, на которую садились для качания.

2 Далее исполнительница текст просто проговаривает.

Записано Иванищенко Л.М. 13.08.1979 в д. Кобрино Гатчинского р-на Ленинградской обл. от Енгуковой Анны Васильевны, 1911 г.р. Место хранения: ЛО ГУК УМЦКиИ CD 8, трек 49; СПбГК.

Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. – СПб, 2005. – с.83.

Чучело, чучело,
Подымись повыше,
Покажи же чучело,
Что горит на крыше.
Чучело, чучело,
Повернись кружком,
Назовись петушком
С красным гребешком,
Посиди высоко,
Всем видать далёко.

14. Высоко ли солнушко всходило



Высоко ли солнушко всходило,
Далеко ли красное светило
Ой да люли, люли да спалюли,
Далеко ли красное светило.

Сколи да высоко солнушко далёко,
Через синия моря,
Ой да люли, люли да спалюли,
Через синия моря.

На синём(ы) там было на мори,
Там лежала дощечен(и)ка,
Ой да люли, люли да спалюли,
Там лежала дощечен(и)ка.

Там-та лежала доска дубовая,
Перекладенка клиновая,
Ой да люли, люли да палюли,
Перекладенка клиновая.

Что никто по ней не ходит,
Да не ходит, да не ходит
Ой да люли, люли да не ходит.

Никого ссобой не водит,
Да не водит, да не водит.

«Девочки, я сбилась»

Записано Гришиным А.И. 28.06.1973 в д. Старая Серёдка Лужского р-на Ленинградской обл. от Арсентьевой Екатерины Андреевны, 1892 г.р. Расшифровка Румянцевой А.Е. Текст песни написан с соблюдением литературных норм, но его следует произносить на «а», т.е. так, как говорим в обычной речи. Начиная с 5-ой строфы исполнительница путает текст, сбивается. Место хранения: ЛО ГУК УМЦКиИ CD 118, трек 1; кафедра РНПИ СПбГУКИ.

15. Сидит кошка на окошке



Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост
Сегодни маслена неделя
А потом Великий Пост

Масленичная частушка. Запись сделана группой Венидиктова В.Л. 13.12.1975 в д. Кордон (рядом с д. Великая Нива) Ново-Андреевский с/с Тихвинского р-на Ленинградской обл. от Смирновой Нины Федоровны, 1928 г.р. Место хранения: ИРЛИ, МФ 1449, №12; ЛО ГУК УМЦКиИ

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew01....new0107
Прикрепления: 3529079.gif (7.0 Kb) · 3509387.gif (22.0 Kb) · 3278737.gif (3.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 17:47 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
16. Масленыю ожидали



Масленыю* ожидали,
Ожидали, люли, ожидали – У!

Горку сырам пасыпали, ой,
Пасыпали, люли, пасыпали – У!

Усех бабык зазывали, ой,
Зазывали, люли, зазывали – У!

Усех бабык и ребятык, ой,
И ребятык, люли и ребятык – У!

А я малыда дома не была, ой,
Дома не была, люли, дома не была – У!

Дома не была, блиноу не пек(ы)ла, эх,
Блиноу не пекла, люли, блиноу не пекла – У!

Блиноу не пекла, сыра не ела, ой,
Сыра не ела, люли, сыра не ела – У!

Масленыя пализуха, эх,
Пализуха, люли, пализуха – У!
Прытянися ты хоть до Духа, эх,
Хоть до Духа, люли, хоть до Духа – У!

Масленыя невяликыя, ох,
Невяликыя, люли, невяликыя – У!

Прытянися ты до Велика дня, эх
До Велика дня, люли, до Велика дня – У!

17. Масленыю праважали
(напев см. №16)

Масленыю праважали, ой,
Праважали, люли, праважали – У!

Усю горку искатали, ох,
Искатали, люли, искатали – У!

На жопе рубцы наганяли, ох,
Наганяли, люли, наганяли – У!

Усе штанишки папар(ы)вали, ой,
Папарвали, люли, папарвали – У!

И каленки абадрали, ой,
Абадрали люли, абадрали – У!

Масленыя – кукургузка, ой,
Кукургузка, люли, кукургузка. – У!

Прывадим тебя будет грустна, ох,
Будет грустна, люли, будет грустна – У!

Масленыю прывадили, ой,
Прывадили, люли, прывадили – У!

Пост начал(ы)ся, запостили, ой,
Запостили, люли, запостили – У!

Масленыю ожидали; Масленыю праважали – масленичные. Исполняются на один напев. Записаны Атрощенко Н.О., Вартанян А.А., Ермолиной А.Е., Рыжовым А.Г., 18.02.2007г. от ансамбля переселенцев из Клетнянского р-на Брянской области, (с 1962г. проживающих в д. Савиновщина Сланцевского р-на, Ленинградской области) на проводах Масленицы в д. Гусева Гора.

18. Господи помилуй



Господи помилуй, Господи прости.
Помоги мне Боже крест свой донести.
Ты прошел с любовью свой тернистый путь.
Ты нес крест безмолвно надрывая грудь.

И за нас распятый много ты тер(ы)пел.
За врагов молился, за врагов скорбел.
Я же слаб душою, телом тоже слаб.
И страстей греховных я преступный раб.

Я великий грешник на земном пути.
Я ропщу я плачу - Господи прости.
Помоги мне Боже, дай мне крепость сил,
Что б свои я страсти в сердце погасил.

Помоги мне Боже щедрою рукой.
И пошли терпенья, радость и покой.
Грешник я великий на земном пути,
Господи помилуй, Господи прости.
Господи помилуй, Господи прости.

Господи помилуй – духовный стих. Записан Атрощенко Н.О., Вартанян А.А., Ермолиной А.Е., Рыжовым А.Г., 18.02.2007г. от ансамбля д. Гусева Гора Сланцевского р-на, Ленинградской области.

Материалы подготовили: методисты ЛО ГУК УМЦКиИ Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew02....new0207
Прикрепления: 3666788.gif (13.3 Kb) · 6267249.gif (10.5 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 17:55 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Песни деревни Реброво Волховского р-на Ленинградской обл
(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки ЛО ГУК УМЦКиИ)

19. По улици мостовой



По улици мостовой, ды
Шла дивица за водой,
Шла дивица за водой
За холодной, ключевой.

За холодной, ключевой, ды
Сзади парень молодой,
Сзади парень молодой
Кричал – девица, постой.

Кричал – девица, постой, ды
Красовица обожди,
Красовица обожди,
Белы ручки обожми.

Белы ручки, белы груди,
Пойдем вместе за водой,
Пойдем вместе за водой,
Веселя идти с тобой.

Уж ты, парень, паренек, ды
Не кричи во весь-то рот,
Не кричи во весь-то рот,
Мой батюшка у ворот.

Мой батюшка у ворот,
Завели* мня в угород**,
Завели мня в угород
Чесноку, луку полоть.

Я во праву руку – луку,
А во леву – чесноку
Во левую – чесноку,
С угорода вон пошла.

С угорода вон пошла, ды
Я по светикам*** пошла,
Я по светикам гуляла,
Света алого искала.

Не нашла света алова
Для дружечка для своёва
А /…/**** .

Ссылки:
* См. вариант текста Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области: Сборник. [Запись, сост., обработка и прим. В.С. Бахтин]. – Л.: Лениздат, 1982. – с.207, №193. Там вместо Завели мня в угород – Зовет меня в огород.

** Угород - огород.

*** Светикам – цветикам, цветам.

**** Здесь запись обрывается.

По улици мостовой - плясовая. Запись сделана 25.01.1984 Захаровым A.Н. и Гопкало С.Г. в д.Реброво Колчановского с/с Волховского р-на Ленинградской обл. от Агеевой Марии Кузьминичны (1903 г.р.), Башмаковой Анны Григорьевны (1902 г.р.) и Сизова Мария Петровна (1908 г.р.). Нотировка Ермолиной А.Е. ЛО ГУК УМЦКиИ CD 112, трек №9.

Песню запевает и полностью ведет М.К.Агеева. Остальные певицы лишь фрагментами неуверенно ей подпевают. В нотировке их голоса представлены только в первых двух строфах штилями вниз. В последующих строфах и штилями вверх в первых двух строфах нотирован голос М.К.Агеевой.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew03....new0307
Прикрепления: 8310300.gif (25.2 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 17:56 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
20. Уж не ты ли моя черненькая



Уж не ты ли моя черненькая,
Уж не ты ли черноб(ы)ровенькая,
Уж не ты ли меня высушила,
Уж не ты ли меня выкружила,
Присушила к сухоту животу,
Ко моему ретиву сердцу.
Я мальчишечко молоденькой
В рубашоночке коротенькой
По дороженьке валяюся,
Сиротинкой представляюся,
Кто бы, кто бы сиротинку приютил,
Кто бы, кто бы ночевать пустил,
Вот пустила его вдовушка
Разудалая головушка.
Пряла лен за белы ниточки,
Стоял парень у калиточки,
Стоял парень у калитки молодой,
Он сказал – напой, красавица водой.
С правой рученьки попить подала
[…. ] выговор дала,
Этот выговор не мален(и)кий,
С головы платочек аленький.
Я любила за рекой гостить,
Меня матери на лето пригласить,
Ой, маменька, Яшку люблю,
Кашемирову рубашку куплю,
Я по вороту повыстрочу,
А я за Яшку замуж выскочу.
Ах, какая была бежливая,
В решети к обедни езживала,
На баране сено важивала,
Семерых закароваживала.

Уж не ты ли моя черненькая - плясовая. Запись сделана 25.01.1984 Захаровым A.Н. и Гопкало С.Г. в д.Реброво Колчановского с/с Волховского р-на Ленинградской обл. от Башмаковой Анны Григорьевны 1902 г.р. Нотировка Ермолиной А.Е. ЛО ГУК УМЦКиИ CD 112, трек №8.

21. Нам не для чего в люди торопиться



Нам не для чего в люди торопиться,
Нам у батюшка дома хорошо,
В чужих-дальних людюшках нас не любят,
На работушку рано будят,
Нам чужая-та работа
Да не по силы
От работушки рученьки болят,
Болят ручки, болят плечки,
От досадушки бела г(ы)рудь болит.

Нам не для чего в люди торопиться - лирика. Запись сделана 25.01.1984 Захаровым A.Н. и Гопкало С.Г. в д.Реброво Колчановского с/с Волховского р-на Ленинградской обл. от Башмаковой Анны Григорьевны 1902 г.р. Нотировка Ермолиной А.Е. ЛО ГУК УМЦКиИ CD 112, трек №7.

[i]Материалы подготовили
методисты ЛО ГУК УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е
.


[/i][color=#5c9f00]http://www.centrkult.spb.ru/ffnew03....]
Прикрепления: 9092398.gif (12.6 Kb) · 3658941.gif (15.8 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 18:03 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
22. Мы сеяли ленок



Мы сеяли, сеяли ленок, а
Мы сеяли, приговаривали, да
Чеботами приколачивали, да
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лён, мой лён,
Белый лён.

А мы пололи, пололи ленок, а
Мы пололи, приговаривали, да
Чеботами приколачивали, да
Ты удайся, удайся, ленок, да
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лён, мой лён,
Белый лён.

А мы катали, катали ленок, а
Мы катали, приговаривали, да
Чеботами приколачивали,
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лён, мой лён,
Белый лён.

А мы вязали, вязали ленок, да
Мы вязали, приговаривали, да
Чеботами приколачивали, а
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лён, мой лён,
Белый лён.

Вот мы клали, мы клали ленок, а
Вот мы клали, приговаривали, да
Чеботами приколачивали, да
Ты удайся, удайся, ленок, а
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лён, мой лён,
Белый лён.

А мы снимали, снимали ленок,
Мы снимали, приговаривали,
Чеботами приколачивали, да
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лён, мой лён,
Белый лён.

Уж мы мяли, мы мяли ленок,
Уж мы мяли, приговаривали,
Чеботами приколачивали,
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лён, мой лён,
Белый лён.

Мы сеяли, сеяли ленок - игровая. Запись сделана 21.02.1978 г. на этнографическом концерте, проходившем в городе Кириши Ленинградской области от фольклорного ансамбля д. Мотохово Киришского р-на Ленинградской обл. ЛО ГУК УМЦКиИ CD 18, трек №20.

Текст песни на концерте ансамблем был исполнен не целиком, игра имеет продолжение, где показываются все трудовые процессы, которые сопутствуют производству льняной ткани.

23. Как Иван-то молодец



Как Иван-то молодец
Свет Васильич молодой,
Ай лёли, ай лёли, да
Свет Васильевич молодой,

Приде время жениться
/…/ тянетсе,
Ай лёли, ай лёли, да
/…/ тянетсе,

Приезджае[т] ко двору, да
К невестиному терему,
Ай лёли, ай лёли, да
К невестиному терему,

Тута Аннушка встречает,
Свет Васильевна дожида[ет],
Ай лёли, ай лёли, да
Свет Васильевна дожида[ет],

Я бы рада дожидать -
Буён витёр буйнует,
Ай лёли, ай лёли, да
Буён витёр буйнует,

Буён вмтёр буйнует,
С головы косынку рве[т],
Ай лёли, ай лёли, да
С головы косынку рве[т].

[/l][l]Как Иван-то молодец - свадебная, величальная гостям. Запись сделана 21.02.1978 г. на этнографическом концерте, проходившем в городе Кириши Ленинградской области от фольклорного ансамбля д. Белая Киришского р-на Ленинградской обл. ЛО ГУК УМЦКиИ CD 18, трек №5.

[i]Материалы подготовили методисты ЛО ГУК УМЦКиИ Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.
[/i]
Прикрепления: 8295341.gif (28.6 Kb) · 0577700.gif (26.5 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 18:11 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Песни Горчаковского с/с
Киришского р-на Ленинградской обл.

(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки ЛО ГУК УМЦКиИ)

24. Не ходите-то девки замуж




3. Нас заставя роботать и до от робо…,
От работы сердце ноет, да от печа …,
От печали грудь болит.

4. От печали да, грудь болит и да ково,
Лю…, ково любишь ево нету да знать уе…,
Знать уехал милый в даль.

5. Знать уехал милый в даль и да на проща …,
На прощаньицо оставил да с ручки,
И с ручки перстень золотой.

Не ходите-то девки замуж - лирическая. Запись сделана 21.02.1978 г. на этнографическом концерте в г. Кириши от фольклорного ансамбля д. Горчаково Горчаковского с/с Киришского р-на Ленинградской обл. Нотировка Атрощенко Н.О. ЛО ГУК УМЦКиИ CD 17, трек №36.

Ансамбль состоит из 4-5 человек. Имена исполнителей не известны.

25. Что не яхонт по горницы каталсы



Что не яхонт по горницы каталсы,
Что не жемчуг по блюду россыпалсы,
Что Иван-то женитсы собиралсы,
Что Иванович снарежалсы,
Собирала его матушка,
Собирала государыня,
Сестрица кудёрки расчесала,
Словесами ему наказала,
Ты поедешь мило дитятко женитсы,
Что на душечки на красной девицы,
Тебе станут девицы песни пети,
Расхорошу невесту припевати,
Что Леной душой называти,
Петровною величати.
Не дари ко не рублём не подарком,
Подари-ко её алыим платочком,
Она любит тебя, поцелует (вар:Подарю без тебя поцелую)

Раздумай, раздумай
[не разб.] подавай,
[Балалайку] купай,
Либо деняг круг,
Либо делай плуг,
Либо делай [не разб.] (вар.: Либо Лидочка подаст)
Ты давай веселей, (вар.: Что другая кренделей)
Либо денег пять (вар.:рубь) с полтиной,
Либо пряников корзину.

Что не яхонт по горницы каталсы - свадебная величальная отцу жениха и невесты. Запись сделана 21.02.1978 г. на этнографическом концерте в г. Кириши от фольклорного ансамбля д. Белая Горчаковского с/с Киришского р-на Ленинградской обл. Нотировка Атрощенко Н.О. ЛО ГУК УМЦКиИ CD 18, трек №6; CD 46, трек №17. Ансамбль состоит из 5-6 человек, но известны имена только трех исполнительниц: Белянко Клавдия Петровна (запевает),1939 г.р.; Сорочкина Клавдия Фёдоровна, 1909 г.р.; Реброва Кдавдия Егоровна, 1904 г.р.

Материалы подготовили методисты ЛО ГУК УМЦКиИ Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew06....new0607
Прикрепления: 7030585.gif (29.1 Kb) · 5912338.gif (21.1 Kb) · 0343233.gif (35.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 18:20 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Святый вечер
Киришского р-на Ленинградской обл.

(музыкально-этнографические материалы по Святкам в Новинской волости Гатчинского района Ленинградской области)

Летом 2007г. методистами ЛО ГУК УМЦКиИ Атрощенко Н.О. и Ермолиной А.Е. была проведена фольклорная экспедиция\ в Новинскую волость Гатчинского р-на Ленинградской области. Маршрут пролегал по деревням Озерешно, Нестерково, Воцко, Новинка, Кремено, п.Новинка. Собранный музыкально-этнографический материал дополнил уже имеющуюся в фольклорной фонотеке ЛО ГУК УМЦКиИ коллекцию записей, сделанных в Гатчинском районе в 1980-х годах. Во время экспедиции было записано 15 часов аудиозаписи, 9 часов видео записи. Так же было сделано более 1000 фотографий исторически значимых мест, видов деревень, предметов быта, образцов деревянного зодчества, декоративно-прикладного творчества.
В рубрике Живые традиции объединены старые и новые записи: песенный материал 1981 года, этнографические комментарии - 2007 года.

26а. Репортаж о Святках

«...Вот я про Святки. Вот мы ходили. И вот туда на первый Гурьяновский (хутор)1 ходили. Там лесник жил. Они\ нас всегда хорошо принимали. Они нам денег давали, яичек давали, давали они нам булочек всегда, чего-нибудь вкусное печеное.

(Колядовать) дети ходили: парни и девушки ходили. Ну, такие по 15-16 лет. Мы по всем ходили, по всем домам в деревне. Нам все всего давали. Мы потом складчину делали, и все сидели чай пили, распивали чаи.

В дом заходили и пели. А нам давали угощения. Ну конечно мы не крестились, тогда уже советская власть началась, уже в 17-м году. А так надо было в дом зайти – покреститься.

А вот к старосте (церковному) мы пришли… А мы-то пришли-то уже теперь в советское время. А он-то говорит: «Ох, нечистая сила пришла! Ну-ка марш прочь отсюда!». И нас выгнал. Ничем не угостил, ничего не дал. И он нас, схватил лопату или ухват или чего не знаю, и стал нас выгонять. А мы-то все вымазанные сажей да по всякому. Да эти шляпы всякие одеты, у кого что! Мы такими святками, чтобы нас не узнавали.
И вот и плясали, и наряжались по всякому, и ходили вот по домам по всем. Рисовали чего-то на лице. Сажей, наверное, да свёклой, наверное, красились. Тогда же не было грима.

(По домам ходили) в любое время – и вечером, и утром. А потом уже, когда клуб стал, так мы уже в клуб. Соберем, наберем всего, пойдем в клуб. А потом там садимся все и гулянье устраиваем.

Да и были и медведем (рядились). Одевали тулупы – перевертывали. Тулуп перевернем большой, и вот и это самое… рядились животными. Еще мы Новый год когда отмечали, это у нас в доме, Вера моя сестра оделась – тулуп вывернула. Эти еще маленькие все были. Это уже после войны. Она этот тулуп одела. А который-то говорит: «Ой, а смотрите, у Деда Мороза кокины туфли обуты!».

И цыгане были. И всяким одевались этим… старушкам одевались всяким, с палочкой ходили. По всякому. (Цыганка) гадала. Да как там гадала… Так, как цыгане гадают. Так: «Давай, по ручке тебе погадаю. Позолоти ручку». Как цыганки говорили? Так и мы тоже ходили.
Да вот постарше которые были девчонки (гадали). Я помню, у нас в половинку (в половину дома) закроются и нас не пускают туда. А закроются в половинку. И накрывались чего-то. Чего-то смотрелись в зеркало. Ага. В зеркало смотрели. Но этого я не помню. Они нас не пускали туда к себе. Они сами гадали. Они женихов себе нагадывали...»

Репортаж о Святках - записан Атрощенко Н.О., Ермолиной А.Е., Топилиной Н.А. 31.07.2007 в д. Кремено Гатчинского района Ленинградской области от Нины Арсентьевны Галузы 1924 г.р., ур. д. Кремено.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew11....new1107
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 18:22 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
26. К нам приехало–пришло



К нам приехало–пришло, к нам Христово Рожество,
Святый вечер, святый вечер!

Мы ходили, мы гуляли красны девушки,
Святый вечер, святый вечер!

Мы искали-поискали, мы Иванова двора.
Святый вечер, святый вечер!

Как Иванов дом, на восьми стол(ы)бах,
Святый вечер, святый вечер!

На восьми стол(ы)бах, на семи вер(ы)стах,
Святый вечер, святый вечер!

На семи вер(ы)стах, пораскатана гора.
Святый вечер, святый вечер!

Как на этой на горы там три терема стоят,
Святый вечер, святый вечер!
Как во первом терему сам хозяин во дому,
Святый вечер, святый вечер!

Во втором терему сама хозяюшка в дому,
Святый вечер, святый вечер!

К нам приехало-пришло - колядка. Записана 13.05.1981 в д. Ольховец Новинского с/с Гатчинского р-на Ленинградской обл. от Елены Ивановны Емельяновой, 1893 г.р. Нотировка Ермолиной А.Е.

27. К нам приехало-пришло



1. Как приехало, пришло, да Христово Рождество,
Святый вечер!

2. Мы ходили-гуляли, колядушечки,
Святый вечер!

3. Мы искали-поискали, Николаева двора,
Святый вечёр!

4. Николаев двор, на семи столбах,
Святый вечёр!

5. На семи столбах, на восьми верстах,
Святый вечёр!

6. Посерёдки двора, три терема стоят,
Святый вечёр!

7. В первом терему – светёл месец,
Святый вечёр!

8. Светёл месёц – да Николай молодец,
Святый вечёр!

9. Во втором терему, молодая жена,
Святый вечёр!

10.А во третьем терему, малы детушки,
Святый вечёр!

Как приехало-пришло – колядка. Записана 06.08.1981г. от ансамбля д. Нестерково Новинского с/с Гатчинского р-на Ленинградской области. Информаторы: Алексеева Александра Ивановна, 1899 г.р.; Зайцева Ольга Петровна, 1908 г.р.; Соболева Александра Фёдоровна, 1907 г.р.. Нотировка Атрощенко Н.О..

В оригинале исполнительница запевает колядку ладово и звуковысотно неопределённо. Поэтому в нотировке, в первой строфе, для удобства чтения мы приводим мелодию нижнего голоса из последующих строф, где исполнительница уже выходит на правильный напев.

Оригинальный вариант запева также может быть использован в пении. Ниже следует его приблизительная нотировка:



Материалы подготовили методисты ЛО ГУК УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.


http://www.centrkult.spb.ru/ffnew11....new1107
Прикрепления: 4691156.gif (5.3 Kb) · 1885552.gif (10.1 Kb) · 5857672.gif (21.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 01.02.2013, 12:00 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
МАСЛЕНИЦА
(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки ЛО ГУК УМЦКиИ)

28. Не пой, не пой, соловьюшко




Не пой, не пой, соловьюшко1 , да,
Не пой вольный,
Не пой вольненькой молодой, да,

Не пой вольненькой, молодой, да,
Не давай-ка,
Не давай-ка тоски, кручи…
Да кручинушки, да,
Милый, сер(ы)цу…
Милый, сер(ы)дцу ты моему.

Милый, сер(ы)дцу ты моему, да,
Что и так ли,
Что и так ли сердце взны…
Сердце взныло и, да,
Изболело
По тебе ты мой дорогой.
По тебе ты мой дорогой, да,
Шла я лесом,
Шла я лесом, шла зелё…
Шла зелё..
Шла зелёныим, да,
Завивалась,
Завивалася травка-цвет.
Да завивалася травка-цвет, да,
Против сада
Против сада выходи…
Выходила я, да,
/Мне каза…/2
Мне казался да алый цвет.

1 Здесь и далее в песенном тексте курсивом выделены буквы, подчеркивающие местное произношение

2 Исполнительницы сбиваются, и последние строфы текста проговаривают.

Не пой, не пой, соловьюшко – лирика. «На маслену песли». Запись сделана Иванищенко Л.Н. 11.08.1979 в д.Воскресенская Гатчинского района Ленинградской области от Пашутихиной Екатерины Ивановны 1914 г.р., Пашутихиной Марии Леонтьевны 1890 г.р., Раймен Натальи Васильевны 1907 г.р.

28а. Как в маслену гуляли

- «А в маслену как гуляли?
- В маслену на лошадях катались, с гармошками и песнями.
- А вот какие песни пели?
- /.../ частушки. Гармонист играет, а девчонка поёт.
- А не было специальных таких песен?
- /.../ этот правит лошедцами, девчонка рядом а гармонист напротив играет а девчонка вот запевает и поёт одна, одна поёт, одна! Красиво было, вон!

Как в маслену гуляли – репортаж. Запись сделана Иванищенко Л.Н. 13.08.1979г. в д.Кобрино Гатчинского района Ленинградской области от Герасимовой Степаниды Федоровны 1904 г.р. и Писаревой Анны Афанасьевны 1901 г.р.
Место хранения: ЛО ГУК УМЦКиИ – CD №8, трек 57; СПбГК.

Материалы подготовили методисты ЛО ГУК УМЦКиИ Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew01....new0108
Прикрепления: 6062141.gif (17.1 Kb) · 0907833.gif (12.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 01.02.2013, 12:10 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Колыбельные песни
Гатчинского района Ленинградской области

(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки ЛО ГУК УМЦКиИ)

29. Баю, баюшки, баю

- «Бабушка усыпает маленького и припевает».




1. Баю, баюшки, баю,
Не ругаю, не браню.

2. Не ругаю, не браню,
Спать укладываю.

3. Спать укладываю,
Уговариваю.

4. В няньки я б тебе взела,
Ветра, солнца и орла.

5. Улетел орёл домой,
Солнце скрылось за горой.

6. Ветер после трёх ночей,
Мчится к матери своей.

7. Ветра спрашивает мать:
- "Где изволил пропадать?

8. Или волны где гонял,
Или звёзды варевал?"

9. – «Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых.

10. Я детё оберегал,
Колыбелечку качал».

11. Как(ы) Вити калыбелечка,
В высоком терему.

12. Она в высоком терему,
В шитом, браном пологу.

13. Мой Витюша почивает,
Глаз своих не открывает.

14. Баю, баюшки, бай,
Пусть приснится тебе Рай.

15. Пусть приснится тебе Рай
И светитель Николай.

Баю, баюшки, баю – «баюшка». Запись сделана Иванищенко Л.Н. 10.08.1979г. в д.Покровка Гатчинского района Ленинградской области от Полозовой Татьяны Васильевны 1903 г.р.
Место хранения: ЛО ГУК УМЦКиИ – CD№8, трек 37; СПбГК.

30. На зелёны(и)м лугу



1.На зелёны(и)м лугу,
Потерял(ы) мужик(и) дугу.

2. Парил(ы), парил(ы) не нашёл(ы),
К старой бабуш(и)ки зашёл.

3. А старушка старая,
Самовар1 поставила.

4. Не успела кыся пить,
Тот из Питера катит.

5. Всем по подар(ы)ку,
Сыну балалайку.

6. Брату лукавицу,
Сестре пуговицу.

7. А поповым(ы) дочерям(ы),
По кисейным(ы) рукавам.

8. А попово за ставни,
Коровуш(и)ку рогатаю.

9. А Григорью бедному,
Табакерку меднаю.

10. А как возьмут и прозвонют,
Не купил жене половник2.

На зелёны(и)м лугу – «баюшка». Запись сделана Иванищенко Л.Н. 13.08.1979г. в д.Кобрино Гатчинского района Ленинградской области от Енчуковой Анны Васильевны 1911 г.р. (уроженка д.Кесева Гора Калининской области)
Место хранения: ЛО ГУК УМЦКиИ – CD№8, трек 74; СПбГК.

1Здесь и далее в песенном тексте курсивом выделены буквы, подчеркивающие местное произношение.

2Слово плохо прослушивается, возможно – «повойник».
[i]Материалы подготовили методисты ЛО ГУК УМЦКиИ Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.
[/i]
http://www.centrkult.spb.ru/ffnew02....new0208
Прикрепления: 5568177.gif (22.6 Kb) · 1971015.gif (10.9 Kb) · 8845127.gif (20.8 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 01.02.2013, 12:28 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
«Кадрильные» песни
(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки ЛО ГУК УМЦКиИ)

Обе публикуемые нами песни На горуши калина и Вылетал сокол могли петься во время гуляний, праздников, для души. Но исполнители, от которых были записаны представленные материалы, упоминают, что песни эти звучали под кадриль. Каждая фигура кадрили сопровождалась различной музыкой, и очень часто это были распространенные в то время плясовые песни или припевки (семеновна, русского, барыня и т.д.). Они могли звучать в исполнении инструментов (гармони, балалайки и т.д.) либо петься в сопровождении тех же инструментов или без них.

31. Вылетел сокол



Вылетал сокол,
Вылетал сокол
Со болоту, ды
Со болоту.

Выходите ребята,
Выходите ребята
На работу,
На работу.

Городите робята,
Городите робята,
Изгороду,
Изгороду,

Чтобы нам соколам,
Чтобы нам соколам
Судно не летати, ды
Судно не летати.

Муравой травы,
Муровой травы,
Не топтати,
Не топтати.

- Всё.

Примечание: Песню сначала запевает одна певица (Башмакова А.Г.) – ее голос записан на верхнем нотном стане. Затем она закашливается, и на третьей строфе ее подхватывает вторая певица (Агеева М.К.), которая в дальнейшем поет второй голос – нижний нотный стан. На протяжении всей песни Башмакова А.Г. жалуется, что ей не хватает сил спеть песню, «больше нет духу», кашляет, поэтому и в нотации в ее голосе часто присутствуют паузы, недопетые фрагменты. Дуэт, исполняющий песню, не очень слажен, женщины подхватывают друг друга лишь бы довести песню до конца.

Вылетал сокол - плясовая под кадриль. Запись сделана Захаровым A.Н., Гопкало С.Г. 25.01.1984 в д.Реброво Колчановского с/с Волховского р-на Ленинградской обл. от Башмаковой Анны Григорьевны,1902 г.р. и Агеевой Марии Кузьминичны, 1903 г.р. Нотировка Ермолиной А.Е. Фонотека ЛО ГУК УМЦКиИ CD 112, трек 10.

32. На горуши калина



На горуши калина,
На горуши калина,
На горуши, мой милой, калина,
На горуши, мой милой, калина.

Под горою зелена,
Под горою зелена,
Под горою, мой милой, зелена,
Под горою, мой милой, зелена.

Там девушки гуляли,
Там девушки гуляли,
Там девушки, мой милой, гуляли,
Там девушки, мой милой, гуляли,

Калинушу ломали,
Калинушу ломали,
Калинушу, мой милой, ломали,
Калинушу, мой милой, ломали,

Во пучёчки вязали,
Во пучёчки вязали,
Во пуёчки, мой милой, вязали
Во пуёчки, мой милой, вязали.

На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
На дорожку, мой милой, бросали,
На дорожку, мой милой, бросали.

- Да всё, наверное,
Захаров: Как под эту песню плясали?
- Дак кандрель тожо.
Захаров: Это такие под кадриль пели?
- Кто какую задумает, тот такую и запоет. Кто какую знал.

На горуши калина - плясовая под кадриль. Запись сделана Захаровым A.Н., Соловьевой Р.Л. 08.02.1984 в д.Прусыногорская Горка Прусыногорского с/с (ныне Бережковская волость) Волховского р-на Ленинградской обл. от Сидоровой Анны Андреевны,1908 г.р. Нотировка Ермолиной А.Е. Фонотека ЛО ГУК УМЦКиИ CD 114, трек 16.

Материалы подготовили методисты ЛО ГУК УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.


http://www.centrkult.spb.ru/ffnew05....new0508
Прикрепления: 6976817.gif (34.2 Kb) · 8418846.gif (26.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 01.02.2013, 12:33 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Фестиваль Песни

22 июня 2008 года в деревне Гусева Гора Сланцевского района Ленинградской области на ежегодном Фестивале Песни вновь собрались друзья, коллеги, соседи. Фестиваль проходит каждый год летом, чаще всего в июне. Его бессменный организатор и идеолог - заслуженный работник культуры Российской Федерации Евгения Тимофеевна Беляцкая, руководитель двух фольклорно-этнографических коллективов Сланцевского района – ансамблей деревни Гусева Гора и деревни Савиновщина. Несколько лет подряд Фестиваль Песни, или как его еще часто называют, Праздник Песни, расцветал до областного праздника «Плюсский венок». Сейчас фестиваль умещается на сцене маленького Рудненского сельского дома культуры и на поляне перед ним, но проходит с не меньшей теплотой и открытостью для всех гостей и любителей фольклора.

В этом году фестиваль был приурочен к трагической для истории России дате – 67-ой годовщине начала Великой Отечественной Войны. В зале Рудненского СДК много вспоминали и пели о войне, о горе, и о тех, кого не вернуть. Но не забывали и о жизни. Вспоминали тех, кто прошел войну, видел самые страшные ее лики, но при этом жил, и нес жизнь другим, хранил любовь и верность к родной земле, родной культуре и родной песне.

22 июня фестиваль собрал почти все фольклорные коллективы и хоры русской песни Сланцевского района. Помимо хозяев – гусевогорского и савиновщинского ансамблей – приехали семейный фольклорный ансамбль «Свояси» Новосельского дома народного творчества, вокальный ансамбль «Дубравушка» Загривского СДК, вокальный ансамбль Васкотского СДК, народный коллектив русской песни «Радость» Сланцевского ДК. Открыл концерт лирикой военных лет уже упомянутый нами ансамбль деревни Савиновщина. Этот коллектив уникален тем, что все его участники до переезда в Ленинградскую область проживали в Клетнянском районе Брянской области, все являются носителями одной песенной традиции, практически одновременно переехали жить в Савиновщину. Участники ансамбля помнят, любят и поют песни родного края. И сегодня этот коллектив – один из удивительных островков западно-русского фольклора на территории Ленинградской области. Все песни, спетые ими в этом году на фестивале участники ансамбля также помнят из своего детства.

Помимо местных коллективов на сцену Рудненского СДК поднялись и ансамбли, приехавшие из Санкт-Петербурга. Гусевогорский ансамбль всегда объединял вокруг себя много друзей. Татьяна Удалова, руководитель фольклорного ансамбля Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена «Кужель» приехала в деревню Гусева Гора впервые на педагогическую практику будучи еще студенткой кафедры Русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. С тех пор с гусевогорцами ее связывает и дружба, и творчество. Созданный ею ансамбль начал свой творческий путь именно с фольклора Сланцевского района. И на Фестиваль Песни они привезли фрагмент сланцевского свадебного обряда.
 
дядя_МишаДата: Пятница, 01.02.2013, 12:34 | Сообщение # 28
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
На фестивале вспоминали, что одной из главных информаторов, по рассказам которой был некогда опубликована сланцевская свадьба была Александра Семеновна Степанова по прозвищу Шура-партизанка. Звали ее так потому, что в годы войны немцы дважды пытались ее расстрелять. Первый раз девушке удалось убежать в лес, обманув немцев криком: «Партизаны!». Второй раз немцы выпустили в нее пулеметную очередь. Но русские партизаны нашли Александру в лесу, истекающую кровью, и успели вовремя доставить в госпиталь. Хирурги вынули из девушки семь пуль. Шура-партизанка выжила чудом, и прожила до 83-х лет, была веселой и энергичной, влюбленной в родную землю и песню. Когда Александре Степановне было уже за 70 лет, она рассказала приехавшим из Ленинграда фольклористам о том, как еще в ее молодости гуляли свадьбу, какие песни пели. И именно эти песни звучали в исполнении ансамбля «Кужель» на сцене Рудненского СДК как ода мужеству, желанию жить, и не желанию сдаваться.

Кроме «Кужели», много у гусевогорцев и новых друзей. На праздник приехал ансамбль «Живая старина» под управлением Николая Провоторова; свой семейный ансамбль привезла Галина Владимировна Емельянова. Гости наполнили дом культуры молодыми крепкими голосами, спели привезенные в дар гусевогорцам песни казаков и северо-западного региона России.
Завершили концерт хозяева праздника – фольклорный ансамбль деревни Гусева Гора, исполнив песню иеромонаха Романа «Сон мне приснился», в память об ушедшей недавно из жизни одной из участниц ансамбля Татьяны Арикайнен.

После выступления на сцене хозяева и гости фестиваля переместились на улицу, на поляну перед Рудненским ДК. Слезы остались позади. Под открытым небом силами местных жителей был накрыт стол – домашняя картошка, соленые огурцы, сало. Каждый принес, что мог. Всё приготовлено своими руками, всё выращено на родной земле. Гусевогорцы накрывают стол в складчину как минимум два раза в год – на масленицу и на Фестиваль (Праздник) Песни. Такие встречи сплачивают жителей деревни и округи. Здесь вспоминаются песни и слёзы, счастье и горе, здесь встречаются друзья и соседи, родители и дети, сюда приезжают гости, здесь продолжает свое течение традиция, здесь продолжается жизнь.

[color=#5c9f00]http://www.centrkult.spb.ru/ffnew06....]
 
дядя_МишаДата: Пятница, 01.02.2013, 12:38 | Сообщение # 29
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Военная лирика, записанная на Фестивале Песни 22.06.2008 г. от фольклорно-этнографического ансамбля д. Савиновщина

33. На опушке леса





1.На опушке леса старый дуб стоит,
А под етим дубам партизан лежит.
А под етим дубам партизан лежит.

2.Он лежит, не дышит, он как будто спит,
Кудри золотые ветер шевелит.
Кудри золотые ветер шевелит.

3.Перед ним старушка, мать его стоит,
Слёзы проливает, сыну говорит.
Слёзы проливает, сыну говорит.

4.Я же вас растила, семеро детей,
Ты был самый младший милый мой Андрей.
Ты был самый младший милый мой Андрей.

5.Я тебя растила не /не разб./
А теперь могила здесь будет твоя.
А теперь могила здесь будет твоя.

6.За стеной старушки слушал командир,
Ласковое слово ей проговорил.
Ласковое слово ей проговорил.

7.Ты не плач родная, пал он не один.
За страну родную голову сложил.
За страну родную голову сложил.

8.Ты не плач родная он героем пал,
За страну родную жизнь свою отдал.
За страну родную жизнь свою отдал.

34. Шли три героя



1.Шли три героя с далёкого боя,
И шли три героя домой.
И шли три героя в далёкого боя,
И шли три героя домой.

2.Вот только ступили на Польску границу,
Поляк мене ранил три раза.
Вот только ступили на Польску границу,
Поляк мене ранил три раза.

3.«Товарищи, братья должен остаться,
Я больше идти не могу.
Товарищи, братья должен остаться,
Я больше идти не могу.

4.Болят мои раны, болят мои раны,
Болят мои раны тяжело.
Болят мои раны, болят мои раны,
Болят мои раны тяжело.

5.Одна нарывает, другая истекает,
От третей я должен помереть.
Одна нарывает, другая истекает,
От третей я должен помереть.

6.А дома детишки, жена молодая,
Меня ожидают домой.
А дома детишки, жена молодая,
Меня ожидают домой.

7.Вот вырастут дети и спросят у мамы,
- А где наш родимый отец?
Вот вырастут дети и спросят у мамы,
- А где наш родимый отец?

8.А мать отвернётся, слезою зальётся,
И скажет: – Погиб на войне.
А мать отвернётся, слезою зальётся,
И скажет: – Погиб на войне.

9.Убийцей убитый, у землю зарытый,
На дальней чужой стороне.
Убийцей убитый, у землю зарытый,
На дальней чужой стороне».

Материалы подготовили методисты ЛО ГУК УМЦКиИ Атрощенко Н.О., Ермолина А.Е.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew06....new0608
Прикрепления: 5736516.gif (22.9 Kb) · 6754769.gif (24.1 Kb) · 4224021.gif (18.7 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 01.02.2013, 12:49 | Сообщение # 30
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Чащинские гуляния



Поселок Чаща расположен в 100 км к Югу от Санкт-Петербурга, за Вырицей, на берегу речки Кременки, принадлежит Новинской волости Гатчинского района. Сам поселок и станция были основаны лишь в начале XX века, однако окрестности Чащи имеют богатую историю. Эти земли издавна относились к Водской пятине Новогродской республики. В 15-17 веках здесь проходила старая Ивангородская дорога, которая соединяла Великий Новгород с Ивангородом и Нарвой. Здесь проживали ижоры, предки современного коренного населения. В 15-16 веках в этих местах существовало 3 монастыря, упомянутых в летописях: Ильинский Череменский, спасский Чашинский, Зверинский Троице-Сергиев, а также Георгиевский погост с церковью Георгия Победоносца.

Эта многострадальная земля издавна была ближайшим пограничьем со Швецией, с которой Россия вела постоянные войны. По этой причине селения ее многократно подвергались разорению и опустошению. Бывало, что десятилетиями деревни стояли пустыми, но со временем жизнь в них вновь возобновлялась.
Следующим тяжелым для Новинской волости периодом стал приход Советской власти. Во времена безбожия было сделано всё, чтобы русский народ забыл свою историю, традиции, свои корни.
В 70-80-е годы в окрестности Чащи выросли многочисленные дачные поселки в 12 тысяч участков. Коренного населения осталось совсем мало. Но, не смотря на то, что почти не осталось старожил, и с их уходом угасла бытовавшая здесь традиционная культура, край этот, как птица феникс, снова начал возрождаться.В 2004 году православной общиной, состоящей из жителей Чащи и дачных поселков, по благословению священноначалия, было принято решение построить деревянную часовню-храм в новгородской традиции. Храм решили посвятить преподобному Серафиму Саровскому, небесному покровителю Вырицкого старца, подвизавшемуся неподалёку. В 2005 году благочинным Гатчинского района о. Владимиром Феером был освящен участок и воздвигнутый на нем поклонный крест. В настоящее время сруб будущего храма уже высится в центре поселка. Каждое воскресенье приходская община собирается на чтение акафиста. По праздникам приезжают священники из Вырицы.

Чудесным обстоятельством стало то, что среди дачников чащинской округи оказалось много людей, любителей и знатоков русской народно-песенной культуры. Возле храма Серафиму Саровскому уже дважды проходило народное гуляние: первое было на Вознесение (Яблочный Спас), а второе 14 сентября 2008 года на Новолетье. Основной идеей этих праздников стало возрождение традиционной культуры Новинской волости Гатчинского района.

Главным вдохновителем народных гуляний стала Галина Владимировна Емельянова - специалист по традиционному танцу, преподаватель детского этнокультурного центра «Китежград», руководитель фольклорного ансамбль «Белозерье». Галина Владимировна уже много лет занимается изучением традиционной культуры русского севера и, в том числе, Ленинградской области. На Вознесение Г.В.Емельянова рассказала собравшимся у храма дачникам и местным жителям о традиционных обрядах, связанных с уборкой урожая. А на Новолетие Галина Владимировна разучила песни и развела со всеми пришедшими на праздник хороводы и пляски, бытовавшие на территории Ленинградской области.

Сотрудниками ЛО ГУК УМЦКиИ на чащинское гулянье были привезены, бытовавшие некогда на этой земле, наборные припевки, певшиеся на посиделках или праздниках. Эти припевки сопровождали действия, связанные с набором пар для последующего танца, игры или хоровода. В фонотеке Центра есть два варианта описания такого набора.

1. Парни поочередно выбирали себе девушек, так набирались пары. Каждому парню пелась припевка. Под ряд припевок девушка должна была выбирать парня. Затем, сложившиеся пары танцевали вальс, кадриль или другой парный танец.

2. Парень под припевку выбирал себе девушку, они брались за руки. Под следующую припевку девушка, держа первого парня за руку, шла выбирать еще одного. Затем цепочка шла за первым парнем, который снова брал девушку и т.д. Таким образом, набиралась «змейка». В конце все водили хоровод.

Публикуемые наборные припевки записаны А.Н.Захаровым в 1981 году в Новинской волости Гатчинского р-на Ленинградской обл., в деревнях Озерешно, Нестерково, Ольховец. Нотировка сделана по записям д. Озерешно. Информаторы: Е.А.Волкова (1913 г.р.), М.М.Михайлова (1907г.р.), А.М.Морозова (1905 г.р.), А.Ф.Степанова (1908 г.р.).

Исторические материалы взяты из статьи Н.А.Топилиной «Не забывая своих корней», опубликованной в православной газете Гатчинского благочинья «Нечаянна радость» - № 5 (149) мая 2007.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew09....new0908
Прикрепления: 8202797.jpg (90.9 Kb)
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ (Фольклор Ленинградской области)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск