Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Пятница, 26.04.2024, 02:29

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ (Фольклор Ленинградской области)
ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 10:49 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline




Фонотека фольклорных материалов Учебно-методического центра культуры и искусства (Ленинградское областное бюджетное государственное учреждение культуры УМЦКиИ)

http://www.centrkult.spb.ru/

2006-2011 гг.

1. Суббота маслена - масленичная - д.Белая Киришского р-на Ленинградской обл.
2. Ишёл молодец с нагулянья - масленичный хоровод - Анреева Д.Г., д. Большое Стремленье Кингисеппского р-на Ленинградской обл.
3. Реченька, дощечка - масленичный хоровод - Анреева Д.Г., д. Большое Стремленье Кингисеппского р-на Ленинградской обл.
4. Уродилась наша Дуня - хороводная, исполнялась на свадьбе - д.Заречье Волховского р-на Ленинградской обл.
5. Как у Павла-то хоромы хороши - свадебная - д.Заднево Волховского р-на Ленинградской обл.
6. Все люди-ка живут, как цветы цветут - д.Заручевье, Андреевского с/с., Тихвинского р-на, Ленинградской обл.
7. Все люди живут, как цветы цветут - д.Монастырек Сланцевского р-на Ленинградской обл.
8. Веселитеся подружки - д.Монастырек Сланцевского р-на Ленинградской обл.
9. У качели, у столба - д.Сяргозеро, Пашозерского с/с., Тихвинского р-на, Ленинградской обл.
10. На качелюшке качалась - Сёстры Бабушкины из д.Паголда, Тихвинского р-на, Ленинградской обл.
11. А на качелюшке качалась - д.Мотохово, Киришского р-на, Ленинградской обл.
12. Калёда, пришла Калёда - д. Заручевье Андреевского с.-с. Тихвинского р-на Ленинградской обл.
13. Чучела-чучела - Енгукова А.В., д. Кобрино Гатчинского р-на Ленинградской обл.
14. Высоко ли солнушко всходило - Арсентьева Е.А., д. Старая Серёдка Лужского р-на Ленинградской обл.
15. Сидит кошка на окошке - Смирнова Н.Ф., д. Кордон Ново-Андреевский с.-с. Тихвинского р-на Ленинградской обл.
16. Масленыю ожидали - Переселенцы из Клетнянского р-на Брянской обл.
17. Масленыю праважали - Переселенцы из Клетнянского р-на Брянской обл.
18. Господи помилуй – духовный стих - д. Гусева Гора Сланцевского р-на, Ленинградской обл.
19. По улици мостовой - д.Реброво Колчановского с.-с. Волховского р-на Ленинградской обл.
20. Уж не ты ли моя черненькая - Башмакова А.Г., д.Реброво Колчановского с.-с. Волховского р-на Ленинградской обл.
21. Нам не для чего в люди торопиться - Башмакова А.Г., д.Реброво Колчановского с.-с. Волховского р-на Ленинградской обл.
22. Мы сеяли ленок - игровая - д. Мотохово Киришского р-на Ленинградской обл.
23. Как Иван-то молодец - свадебная - д. Белая Киришского р-на Ленинградской обл.
24. Не ходите-то девки замуж - д. Горчаково Горчаковского с.-с. Киришского р-на Ленинградской обл.
25. Что не яхонт по горницы каталсы - д. Белая Горчаковского с.-с. Киришского р-на Ленинградской обл.
Прикрепления: 3710416.gif (9.4 Kb) · 5530591.jpg (264.5 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 10:49 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
26. К нам приехало–пришло - Емельянова Е.И., д. Ольховец Новинского с.-с. Гатчинского р-на Ленинградской обл.
27. К нам приехало-пришло - д. Нестерково Новинского с.-с. Гатчинского р-на Ленинградской обл.
28. Не пой, не пой, соловьюшко - д.Воскресенская Гатчинского р-на Ленинградской обл.
29. Баю, баюшки, баю - Полозова Т.В., д.Покровка Гатчинского р-на Ленинградской обл.
30. На зелёны(и)м лугу - Енчукова А.В., д.Кобрино Гатчинского р-на Ленинградской обл. (уроженка д. Кесева Гора Калининской обл.)
31. Вылетел сокол - плясовая под кадриль - Башмакова А.Г., д.Реброво Колчановского с.-с. Волховского р-на Ленинградской обл.
32. На горуши калина - плясовая под кадриль - Сидорова А.А., д.Прусыногорская Горка Прусыногорского с.-с. (ныне Бережковская волость) Волховского р-на Ленинградской обл.
33. На опушке леса - д.Савиновщина Сланцевского р-на Ленинградской обл., переселенцы из Клетнянского р-на Брянской обл. 
34. Шли три героя - д.Савиновщина Сланцевского р-на Ленинградской обл., переселенцы из Клетнянского р-на Брянской обл.
35. Наборные припевки - Гатчинский р-н Ленинградской обл.
36. Жил я у пана - шуточная - Александрова Е.А., д. Валяницы Сойкинского с.-с. Кингисеппского р-на Ленинградской обл.
37. Дрались по геройски, по-русски - Румянцев Е.П., - д. Кузнецова Гора Пашозерского с.-с. Тихвинского р-на Ленинградской обл.
38. Я по этому пляжу - мужские припевки - д. Лашково Ярославского с.-с. Подпорожского р-на Ленинградской обл.
39. Поле чистое турецкое - д.Озерешно Новинского с/с Гатчинского р-на Ленинградской обл.
40. Увели миня в солдаты - Фролов М.Е., д.Савинская (Немжа) Озерского с/с Подпорожского р-на Ленинградской обл.
41. Уж ты курва-наша масленица - д. Солоницы Кукуйского с/с Киришского р-на Ленинградской обл.
42. Наша Маша угорела – масленичные припевки - с. Николаевское Рельского с/с Лужского р-на Ленинградской обл.
43. Уж как по лугу, по лужочку – хоровод на масленицу - д. Березняки Горчаковского с/с Киришского р-на Ленинградской обл.

Общее время - 24:56

Скачать - 118 Мб:
http://yadi.sk/d/62YfBY1f2HHAA
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 15:34 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки УМЦКиИ.

Маслена неделюшка.

1а. О том как в масленицу
парня катали на санях

Если там парень с девченкою, видишь, гуляёт, да девчонка изменит парня этого. Ну дак парня, значит, на саночки. Никуда не уйдешь! Завяжут его на эти на саночки и катают по деревне. Знают уж, что этого парня изменила девка.
Если парень изменил, так тогда девку не катают, а парня (если парню изменила девка) катают.

Записано 11.07.1978 г. от жительницы деревни Винозеро Тихвинского района Ленинградской области.

1. Суббота маслена



Суббота маслена
Обманула нас:
На Веливой Пост
Дала редьки хвост.
А мы редьки не берем,
Кота за уши дерем!

Суббота маслена - масленичная. Записана на этнографическом концерте 1978 года в городе Кириши от фольклорного ансамбля д.Белая Киришского района Ленинградской области.

2. Ишёл молодец с нагулянья



Ишёл молодец с нагулянья,
Ай, да люли, с нагулянья.

С навесёлого с насобранья,
Ай, да люли, с насобранья.

Ишёл(ы) молодец становился,
Ай, да люли, становился.

Красным девушкам(ы) поклонился,
Ай, да люли, поклонился:

«Есть ли девушки всех смелея,
Ай, да люли, всех смелея,

На речах её порезвея,
Ай, да люли, порезвея?»

- Это на масленицу?
- На масленицу. Я сама ходила.
- А куда ходили?
- На серёд деревни.

3. Реченька, дощечка



Реченька, дощечка,
Дощечка дубова,
Заинька(й) белинькай.

Дощечка дубова,
Девка черноброва,
Заинька(й) белинькай.

Девка платья мыла,
Вальком колотила,
Заинька(й) белинькай.

Вальком колотила,
Чисто полоскала,
Заинька(й) белинькай.

Чисто полоскала,
Сухо выжимала,
Заинька(й) белинькай.

Сухо выжимала,
На берег бросала,
Заинька(й) белинькай.

Едет мил за конем
В розовой рубашке,
Заинька(й) белинькай.

Бог помочь, девица,
На твое бельице,
Заинька(й) белинькай.

Я девка спесива -
Не дала спасибо,
Заинька(й) белинькай.

- Когда пели?
- Это на масленой неделе. Стояли на месте эту пели.
- Где стояли?
- Да где, на широкой улице становятся и поют.
- Ходили под нее как-нибудь?
- Нет. Пели и все.

Ишёл молодец с нагулянья, Реченька, дощечка - масленичные хороводы. Записаны 25.11.1980г. от Андреевой Дарьи Герасимовны, 1894 года рождения, в деревне Большое Стремленье Кингисеппского района Ленинградской области.

3а. Маслена неделюшка

Маслена неделюшка -
Беседушки, беседушки не будет да,
Реденько свиданьицо
Забавочка, забавочка забудет да.

Маслена неделюшка -
Беседушки, беседушки кончинушка.
Настое Великой Пост
Держите маслену-ту, маслену за хвост.

Маслена неделюшка - масленичные частушки. Записаны 26.01.1984 г. от Хазовой Анны Яковлевны, 1913 года рождения, в д.Вындин Остров Волховского района Ленинградской области. Частушки исполняются на спасовский напев.

Материалы расшифрованы А.Е.Румянцевой, методистом УМЦКиИ.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew.php?mode=ff&mode_ff=ffnew
Прикрепления: 0867562.gif (5.1 Kb) · 4095438.gif (4.6 Kb) · 4863881.gif (2.0 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 15:58 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Свадебные песни

4. Уродилась наша Дуня

[/b]

Уродилась* наша Дуня,
Не велика не мала.
Не велика, не мала,
Со иным гуляла да.

Не велика, не мала да,
Со ины(и)м гуляла.
Со иным гуляла,
Своёва дужка ришила да,

Со ины(и)м гуляла,
Своёво дружка ришила,
Я за то его решила,
Он не верен мальчик был да,

Я за то его решила,
Он не верен мальчик был.
Он не верен, не верён,
Не одну меня любил дак.

Он не верен, не верён да,
Не одну меня любил.
Меня бедну, безчастну,
Спокинул, позабыл.

Меня бедну, безчастну,
Спокинул, спозабыл.
Дуня в тереме сидела,
Мужа милого будила.**

Уж ты стань, проснись,
Дорогой мой муж.

Как у наших у ворот
Дороги гости стоят.

Дорогие, не простые,
Шурья, братья холостые.

Уж вы братья родные,
Поезжайте домой.

Поезжайте, непоздайте,
В тёмном лесе не ночуйте.

Вы свезите ко братья,
Всёму дому по поклону.

Всёму дому по поклону,
Родну маменьку мою.

Вы за то ее забудьте,
Что просватала меня.

Просватала, отдала,
Да не за милого дружка.

Пораззарилась она,
На высокие дома.

На высокии домы,
На крашёны балконы.

На медны самовары,
На хрустальные стоканы.

Уж я чай то пью да,
Через чай слёзы лью.

Через блютца слёзы льются
Не могу чаем запить.

Не могу чаем запить,
Своего дружка забыть.

Уродилась наша Дуня - хороводная, исполнялась на свадьбе. Записано 23.01.1984г. от Сысоевой Александры Федоровны, 1905 г.р., в деревне Заречье Волховского района Ленинградской области. Основной (нижний) голос исполняет Сысоева А.Ф., фрагментами ей подпевает неизвестная исполнительница (верхний голос).

5. Как у Павла-то хоромы хороши



Как у Павла-то хоромы хороши,
У хоромы столбы точёны,
Вси ворота позолочёны,
Под воротёнкам немецкаго стекла.
Середи горя горюшка не лежи
Из-под камушке быстра речка бежи.
Из-под речки кораблик идё.
На кораблику немного людей,
По моёму счету семь человик.
Уж как восьмой – водолей, водолей.
А девятой пивовар пиво вари.
А десятой-то Павел-молодец.
По кораблику похаживат,
Калину стрелу налаживат,
Калину стрелу наказыват:
Ты лети-лети калиная стрела
Выше леса, но под небесью.
Все пониже по сырой земли
Ты убей-убей калинова стрела
На лету сиру утицу,
В терему красну девицу.

Как у Павла-то хоромы хороши - свадебная. Записана 06.02.1984г. от Крешковой Клавдии Андреевны, 1902 г.р., Железновой Александры Ивановны, 1910 г.р., Сидоровой Евгении Петровны, 1907 г.р. в деревне Заднево Волховского района Ленинградской области. Песню исполняют три певицы, но одна из них поет очень неуверенно и ее голос не нотирован.

Сноски:
* Уродилась - здесь и далее в песенных текстах курсивом выделены буквы, подчеркивающие местное произношение.

** После данной строфы исполнительницы поэтический текст песни проговаривают. При исполнении следует соблюдать цепную строфику.

Материалы расшифрованы методистами УМЦКиИ Атрощенко Н.О., Румянцевой А.Е.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew02....new0206
Прикрепления: 5367936.gif (16.8 Kb) · 6129954.gif (14.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:09 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Брошу я весь мир, пойду в монастырь

(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки УМЦКиИ)

Во время Великого поста помимо молитв, служебных песнопений и духовных стихов могли звучать и лирические песни определенной тематики и содержания. Основные сюжетные мотивы - размышления о жизни, воспоминания о молодости, тоска по родной стороне, грусть, печаль. К такой лирике относится песня «Все люди живут, как цветы цветут».
С подобным зачином встречаются два вида сюжетов. В основе первого лежит описание горькой, несчастной жизни, следствием которой становится уход в монастырь. Тексты такого типа исторически связаны с «книжной песней» XVIII века *. В традиционной же культуре подобные песни исполнители называют «горемычными» **. Второй вариант представляет контаминацию вышеописанного сюжета с текстом еще одной известной в крестьянской традиции лирической песни - «Ты воспой, воспой жавороночек», повествующей о молодце, который сидит в тюрьме и пишет письмо сначала отцу и матери, а затем молодой жене ***.
Публикуемые нами песни, относятся ко второму типу сюжета. Но каждая из них отличается по объему поэтического текста и представляет самостоятельный мелодический вариант.

6. Все люди-ка живут, как цветы цветут





1. Все люди - ка живут, да
Как цветы цветут.
А моя-то**** глова, да
Вянёт как трава.

2. А моя-то глова, да
Вянет как трава.
Ты воспой-ка вясной, да
Жавороночёк.

3. Ты воспой вясной, да
Жаворон</i>очяк.
На крутой-то горы, да
На проталины.

4. На крутой-т<i>о
горе, да
На проталине.
Ты подай-то голос, да
Чириз тёмной лес.

5. Ты подай-то голос, да
Чириз тёмной лес.
Чириз тёмной-то лес, да
Чириз сырой бор.

6. Чириз тёмной-то лес,
В тюрьмю камённу.
В тюрьму камянну, да
Заключонною.

7. В тюрьму камёну, да
Заключонною.
За ключон-то сидел, да
Доброй молодец.

8. За ключён-то сидел, да
Добрый молодец.
Он ни год он сидел, да
Он ни два года.

9. Он ни год-то сидел, да
Он ни два года.
А сидел-то в тюрьмы, да
Ровно девить лет.

10. Он сидел-то в тюрьме, да
Ровно девять лет.
На дисятой-то год, да
Стал письмо писать.

11. На дисятой-то год, да
Стал письмо писать.
А в письмо-то писать, да
Отцу с матерью.

Все люди-ка живут, как цветы цветут - лирика. Записано на этнографическом концерте , проходившем 21.02.1978г. в г.Кириши от фольклорного ансамбля д.Заручевье, Андреевского с/с., Тихвинского р-на. Ансамбль, исполнявший песню, состоял из 4-5 человек, но известны имена только трех участниц: Матрена Васильевна Фук-ленкова, Александра Ильинична Окунева, Ольга Викторовна Фомичева.
Нотировка Н.О.Атрощенко.
Прикрепления: 7944212.gif (10.9 Kb) · 1059863.gif (10.5 Kb) · 0534586.gif (8.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:20 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Сноски:
* «Книжная песня», термин предложенный филологом А.В.Позднеевым посвятившим всю свою научную жизнь изучению рукописных сборников XVIII века; обозначает все звучащее пространство песенников, а именно: псалмы, канты, народные песни, которые активно включаются в рукописи с середины XVIII в. (в том числе и попытки одноголосных, т.е. стилистически не опосредованных через кант записей). Смотри публикацию рукописного сборника (Тит. 4272 хранящегося в Отделе рукописей РНБ), в котором представлена гроздь родственных сюжетов, объединенных к тому же и единой мелодией №34, №49, №62, №64: Васильева Е.Е., Лапин В.А., Атрощенко Н.О. Рукописный песенник с голосами, положенными на ноты // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. СПб., 2001. Кн. 5.
Приложение №1. (№49).

** В качестве примера можно привести текст песни записанной в селе Подбужье, Хвастовичевского района Калужской области в 2001 году. Экспедиция кафедры русского народно-песенного искусства СПб ГУК; руководитель Т.В.Шастина.
Приложение №2.

*** Этот самостоятельный, классический сюжет крестьянской лирики неоднократно зафиксирован в публикациях, отражающих разные локальные традиции. Первая относится к концу XVIII в. Смотри: Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач / Под ред. В.М.Беляева. М., 1955. №33.

**** Моя-то - здесь и далее в песенных текстах курсивом выделены буквы, подчеркивающие местное произношение.

Приложение №1
1. Ах, житье мое, житье бедное, изжил я свой век не как человек.
2. В горе живучи, беды терплючи, белое лице слезами льючи.
3. Вси люди живут, как ал цвет цветут, моя голова вянет, как трава.
4. Куда не пойду - попаду в беду, сколь не посижу - вкруг себя свяжу.
5. Сложи с кем совет - ни в чем пути нет. Говорить ли стал - в дураки попал.
6. Очи потупил - пронырцем прослыл, быстро простерл взор - стал уж бутто вор.
7. Дется мне куды, везде вкруг беды. Как бы я был богат, всяк бы был мне рад.
8. Родне был бы мил - их деньгам дарил. Пришел ко двору - смело говорю:
9. «Отпирай врата, я иду сюда!» Люди выбегут, под руки возьмут.
10. В горницу ведут, за стол посадят, вотки поднесут, кушать принесут.
11. Голой у ворот - разиня и рот, даром что и брат - пришло ж как ты враг.
12. Люди сидят, пьют, а тя в шею бьют: «Пошол, не толкись, и так пьян, проспись!
13. Чорт ли тя принес, врылся б ты в навоз да там бы сидел, тайных не знал дел».
14. Ах, беда в суде, нет щастья нигде. Иль глаза зажать да в лес убежать.
15. Да и там найдут, за зверя убьют, как з богатым в суд вступит небогат.
16. Ах, уже беда, богату нет суда, с ним ли в суд пойдешь - казни не минешь.
17. Хоть прав - обвинят, прибьют, прибранят: дома бы сидел, на пече в углу.
18. Оставлю весь мир, пойду в монастырь, буду я там жить и Богу служить.

Приложение №2
1. И все людие живут, ох, как цвяты цвятут,
Мая ж галава вянит, как трава.
2. Мая галава вянит, как трава,
Куда ни пайду - в бяду пападу.
3. Куда ни пайду - в бяду пападу,
С кем вяду савет - ни в ком правды нят.
4. Брошу свой завет на весь белый свет.
5. Вазьму я кастыль, пайду в манастырь.
6. Там яй буду жить, манашкой служить.
7. Заслужу сибе келью новаю.
8. Келью новаю, трехъяконную.
9. Пад первым якном сяжу - пасяжу.
10. Пад другим якном яй падумаю.
11. Пад третьим якном яй наплачуся.
12. Яй наплачуся, нарыдаюся.

Материалы подготовлены
методистами УМЦКиИ
Н.О.Атрощенко, А.Е.Румянцевой


http://www.centrkult.spb.ru/ffnew03....new0306
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:26 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
7. Все люди живут, как цветы цветут




1. Все люди жив(о)ут, как цвяты цветут,
Моя голова вянет как трава.

2. Моя голова вянит как трава,
Куда не пойду, в беды попаду.

3. Куды не пойду, в беды попаду,
С кем любовь сведу, ни с кем правды нет.

4. С кем любовь сведу, ни с кем правды нет,
Ты воспой, воспой, жевароначек.

5. Ты воспой, воспой, живароначек,
На крутой гары, на проталинке.

6. На крутой гары, на проталинке,
Ты подай гулы через темный лес.

7. Ты подай гулы через темный лес,
Через темный лес в Москву каменну.

Все люди живут, как цветы цветут - лирика.
Записано Г.И. Устиновой 02.01.1982г. от фольклорного ансамбля д.Монастырёк, Сланцевского р-на, Ленинградской обл. Нотировка Н.О. Атрощенко.

Материалы подготовлены методистами УМЦКиИ Н.О.Атрощенко, А.Е.Румянцевой

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew03....new0306
Прикрепления: 5623833.gif (18.2 Kb) · 8422001.gif (9.2 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:38 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Мама, коровушка дома?
(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки УМЦКиИ)

Егорьев день
Среди весенних праздников традиционного крестьянского календаря значительное место занимал Егорьев, или Юрьев день, т.е. день св. Георгия (23.04/06.05), день первого выгона скота на пастбище. В Ленинградской области на территории вепсской возвышенности (мы приводим репортажи, собранные в Тихвинском и Подпорожском районах) в этот день было принято совершать обход вокруг всего двора (дома и хозяйственных построек) и «городить изгородь» («делать спуск»), т.е. обходить места выпаса скота, чтобы на весь год защитить его от какого-либо несчастья и диких зверей. «Спуск» делали особые «знающие» женщины. А местные жители старались делать все, что бы его не «испортить».
Из-за холодной погоды северного края скотину в Егорьев день на поле еще не выгоняли. Но, тем не менее, обязательно старались, хоть на немного, вывести ее из хлева во двор. При этом над дверью, в которую будет выходить скот, вешали иконы и другие атрибуты праздника.

8а. Так Егорий что праздник? Ну он, как говорят, спасает ведь от змей, да от этих, да от всей-то… Егорий ведь заколол змею пикой. Икону-ту видали?
Я и до сих пор на Егорий всегда дом обхожу: положу все иконы, и Егорий (икону св. Георгия) в решато. Надо ремнем опоясаться. Под пояс положишь топор. Егорий ведь всегда после Паски. Это яйцо, которо на Паску кладешь на божницу, еще у меня вон там есть испечена паска, вербушки там есть у меня - вот это все туда положил в это решето и пойдешь по кругу. Три раза надо обойти дом. Идти навстречу солнцу. Надо выходить в пять часов утра, чтобы еще солнце не вставши. Я говорю: «Храбрый Егорий, бессмертный, спаси и помилуй наш домик. Спаси и помилуй от всякой беды, от всякого ненастья, от всего самого плохого». И вот три раза надо ходить и надо всё говорить.
Охраняет от всего! Это ведь от этих… от молний, от, видишь, от стихий, ну змея или какая-нибудь приползет или что… Это от всего охраняет, от пожаров, от всего.
/Коров/ обхожу отдельно. Скот-то у меня отдельно. Там ужо: «Спаси и помилуй мою скотинку. От зверя скакучего, от черва плывучева, от злых и презлых, напрасных людей, спаси и помилуй».
Если когда был пастух, дак пастух тожа обходил стадо. На Егория иногда еще и не пускали коров-то. Я-то всегда на маленько да выпускала. А выведу-то не сразу. Это обойти надо тожо рано утром. А днем-то все равно, как управлюсь, да потом все равно на маленько корову-то выведу.
/Когда первый раз выпускали скотину в поле/ говорили, что «спаси и помилуй». Выпускали со двора дак через Егорий - икона Егория кладена над дверям. Икону ложим.
Пастухам еще раньше обход давали, что бы пасть (пасти) не ходил. Обход давали - были такие знахарки. Знахарша даст обход, дак пастух с коровами не ходит. Коровы, может, пойдут за три километра. Там ходят. И у пастуха обход – дак во сколько скажет, дак коровы придут на это место в то время. Обход мало умели кто давать.

Так Егорий что праздник - репортаж о Егорьевом дне. Записан 14.11.2005г. от Богдановой Антонины Осиповны (вепс) в д.Усть-Капша Пашозерской волости Тихвинского района Ленинградской области. Запись вели: Н.О.Атрощенко, А.Е.Румянцева. Расшифровка А.Е.Румянцевой. Фонотека УМЦКиИ.
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:39 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
8б. /На Егория иконы/ в решето кладем, да на речке моем. На Крещеньё еще зимой бывает, на Крещенье моем. А это Егорий ведь для скотины больше.Бывает, кружком дом обходим. На встречу солнца надо идти. Берут иконку, яичко, на Паску которое кладешь, и свечку, спички коробок полный, и соли надо - и в решето, и ходишь. Ремнем опояшешься, топор за пояс.Раньше ведь в лес ходили, изгородь да городили. Бывало, ни коней, ни коров, никого не пасли! Пойдешь, это вокруг загородишь всё. Ходили артелью. Всёй деревней, дак тоже топор за пояс! Идёшь! Вокруг леса. Вот сколько отведено там для пастбища, вот вокруг все городили.А почему Бога нету? Есть! Лошади овсе едят, и медведь в середине! Гэйнуть (крикнуть) нельзя, и ничего /другого сделать нельзя/! Обход возьмешь - честно работай. Никакие звери не возьмут! Вишь делает как! Надо у человека взять-то, который умеет делать. Сам нельзя! И волк не тронет.Здесь поле большое. Смотрю, волк сидит, понимаешь. Снег еще был, так лошади не спущены. И мне не знаю что в голову попало - думаю, волку сзади побегу. Удрал этот волк. Удрал, дак я вернулся. Ладно. Я потом скаялся! Не надо было бежать. Ён по своим следам идет зверь! Потом осень на том же месте тут и волк съел у меня, поймал маленького /жеребенка/. Вот дурак был! Не надо было бежать мне сзади волка. В Егорий-то тоже вешать надо /икону/. Это подковку и икону кладешь. Вербушки тоже ложат. Топор, иконку, вербушки и паска-пирожок крестиком спеченой, и яичко. Над дверью /хлева/ кладешь и все. А потом уберешь.
/На Егория иконы/ в решето кладем - репортаж о Егорьевом дне. Записан 15.11.2005г. от Симоновой Марфы Михайловны, 1932 г.р., ур.д.Харагиничи (вепс) и Симонова Александра Павловича, 1930 г.р., ур.д.Усть-Капша (вепс) в деревне Усть-Капша Пашозерской волости Тихвинского района Ленинградской области. Запись вели: Н.О.Атрощенко, А.Е.Румянцева. Расшифровка А.Е.Румянцевой. Фонотека УМЦКиИ.

8в. Свои дети, или соседов дети, два-три человека, идут кругом дому, с хозяюшкой договорятсе, тая попросит еще: «Обежите-ко окол дому!» - Обойдут окол дому, с колоколом оббежат ребятишечки, на ворот повешены колокольчики, и спросят у окошка, у хозяйки: «Мама, коровушка дома? Овечки дома?» - «Дома, дома, на все летушко красноё!» Второй раз побежат, опять это же выспрашивают у хозяйки, хозяйка опять повторяет, что «Дома, дома!» Третий раз опять оббежат, три раза. И вот побежат на реку, почерпнут колокольчиком воды из речки, эту водичку принесут - питье скотинке.
Свои дети, или соседов дети - репортаж о Егорьевом дне. Записан в 1992-93 гг. в д.Кочкарово Оштинского с/с Вытегорского района Вологодской области. Публикация: Песни вепсского леса / сост. Мехнецов А.А. - СПб., 1994 - 114 с.

8г. Брали спуск. Труба, он в трубу играет, идет спускать. Ну и вот, в первый день спуская, весь народ идет, яйца ему варят, давают, в первый день он только спустил. Обхаживае стадо, чтобы в стадо медведь не попал. Если у него спуск - не троне никто, ни кака животная не придет в стадо, и домой спокойненько будё ходить стадо. У нас мать, как коров выпускать - топор возьме, ковригу хлеба, свичку зажгет над воротам, ну и спускае через этот топор корову, чтобы не тронул медведь.
Брали спуск - репортаж о Егорьевом дне. Записан в 1992-93 гг. в д.Родионово Юксовского с/с Подпорожского района Ленинградской области. Публикация: Песни вепсского леса / сост. Мехнецов А.А. - СПб., 1994 - 114 с.

8д. Соберут стадо-то со всей деревни. И вот кругом тоже ходят. Прогонят в лес коров, а сами сидят в деревне либо гди, и нихто не тронул, не звирь, нихто. А уж как старуха какая-нить там проспит, корову как пастух спустит, а эта старуха как воротит коров, тут уж всё! Тут уж медведь зайде в стадо и начне ворочать коров. Вот тут уж спуск портит ена /старуха/, портит спуск. У его обойдена скотина, дак звирь не видет ее.
Соберут стадо-то со всей деревни - репортаж о Егорьевом дне. Записан в 1992-93 гг. в д.Кишковщина Юксовского с/с Подпорожского района Ленинградской области.

Материалы подготовлены
методистами УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Румянцевой А.Е.


[color=#5c9f00]http://www.centrkult.spb.ru/ffnew04....]
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:43 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
8. Веселитеся подружки





Сгонят снежки, весь мороз,
Зацветут в саду…
Ой, все цветочки
Все раки…
Все ракитовы кусты.

Все ракитовы кусты,
Между этих двух…
Ой, двух кусточков,
Бежит ре… Бежит речка да быстрая.

Бежит речка быстрая, ой
Как на эту на…
Ой на речушку,
Гулять с ми…
Гулять с милым я выхожу.

Веселитеся подружки - лирика. Записана Устиновой Г.И. 02.01.1982г. от фольклорного ансамбля д.Монастырек Сланцевского района Ленинградской области. В реестровых записях значится, что эта песня исполнялась «хороводом». Текст песни написан с соблюдением литературных норм, но его следует произносить на «а», т.е. так, как говорим в обычной речи. Фонотека УМЦКиИ. Нотировка А.Е.Румянцевой.

Материалы подготовлены
методистами УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Румянцевой А.Е.


http://www.centrkult.spb.ru/ffnew04....new0406
Прикрепления: 9294117.gif (22.2 Kb) · 5857820.gif (17.5 Kb) · 1289602.gif (6.9 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:47 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
На качелюшке качалась
(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки УМЦКиИ)

Троица
Троица – один из наиболее значительных летних праздников. Отмечается он на пятидесятый ден после Пасхи. На территории Ленинградской области на Троицу было принято качаться на качелях, которые представляли собой большую доску (или несколько сколоченных досок), подвешенную на веревках или цепях между столбов. Качели вмещали 5-6 человек: двое, держась за веревки, стояли на концах, а остальные сидели в середине. Рядом с качелями устраивались гуляния, собиралась молодежь из разных деревень, звучала гармошка. Девушки, качаясь, обычно пели «длинные песни», так традиционные исполнители называли припевки, певшиеся на качелях с особым распеванием напева. Те же тексты припевок могли звучать под пляску, но тогда их напев становился менее распевным, и такие припевки уже назывались «короткими песнями».
1. Дак по краям (на качель) встанут, а это, на эту доску насядёт девок, дак качаются и всё поют песни. Вот на Троицу на качелях качались, а на других праздниках не качались на качелях.Делали качели, они были в Корбеничах. Вот, видишь, дорога, дак и на обочине кочели сделаны. Дак вот качаются, и вкруг кочелей соберется молодежь-то дак и пляшут, и песни поют. Народу-то много, дак на качель то все не пойдёшь: эта партия выйдёт, вторая партия пойдет на качель. А эти уже поют, или пляшут, или что. Кто в гармошку играёт, кто пляшет, кто качается. Вот такие праздники.Раньше собираться-то, сокол, не собирались. Потому что время некогда было. Только собирались-то на воскресенья, да выходные. Работали-то раньше, знаешь, как? О! Не было свободно… Теперь шляешься, да шатаешься, ничего не работаешь. А тогда некогда было, только по воскресеньям да вот праздник-то дак. В праздник-то пустят, дак бежим бегом в Нюрговичи-то, бегом бежим, босиком. У нас туфли да эти все заверчены в узелке. Раньше пакетов, да ничего не было. В узелке заверчено, в плат какой-нибудь старый завернуто это все, наряды-то эти, да туфли, да… Босиком как туда шпарим дак! А вечер станет, дак нарядимся, это туфли да все это. А праздник кончится, дак мы это все опять в плат завяжем, да опять сюды босиком бежим домой.Летом (кроме как в Троицу) иногда качались, качели там дак… Иногда и по воскресеньям-то качались, по воскресеньям-то. А больше…Дак (качели) высокие делали. Были качели деланы – по чатыре метра столбы. И на середину ведь кладут тоже бревно, перекладину. А на эту перекладину накладывают новую такую веревку. Доску завязывают с одной стороны да с другой, и вот и…Вот если доска большая, дак было на середину сядет пять девок, да по краям станут, на краях обязательно. Как встанешь на край, дак вот за эти поймаешься веревки. И с другой стороны. И вот так качаешь – ты поддаешь, а оттуда обратно. А на середине сидят четыре или пять девок. Вот и качаемся, и песни поём.А на качелях всё эти… длинные песни пели. Дак вот такие, как вот эти, спасовские. Частушка – дак ведь частушка. А это назывались длинные песни.
Дак по краям (на качель) встанут - репортаж о качании на качелях на Троицу. Записан 14.11.2005г. от Богдановой Антонины Осиповны (вепс) в д.Усть-Капша Пашозерской волости Тихвинского р-на Ленинградской обл. Запись вели: Н.О.Атрощенко, А.Е.Румянцева. Расшифровка А.Е.Румянцевой. Фонотека УМЦКиИ.

http://www.centrkult.spb.ru/ffnew05....new0506
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:54 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Качельные частушки

9. У качели, у столба




У качели, у столба*,
Нет веселя некогда.
Когда вьюга, когда дождь,
Когда милого не дождёшь.

На качелюшке качалась,
Под качелюшкой вода.
Белу юбку замарала,
Мне от маменьки беда.

У качели, у столба - качельные частушки. Записаны 06.07.1978г. в д.Сяргозеро, Пашозерского с/с., Тихвинского р-на, Ленинградской области от Ивановой Евдокии Дмитриевны, Петровой Аксиньи Петровны, Бойцевой Марии Николаевны. Нотировка Атрощенко Н.О. Фонотека УМЦКиИ (CD3, № 11).

9а. Да я косила-то у пруда



Да я косила-то у пруда,
Да не даё-то косить вода.
Подружка дролю отбиваё,
Я одна иду туда.

Пела песенки тихонечко,
Тихонькё-то хорошо.
Ды люди думают, мне весело,
А горюшко большо.

Да пой подружка ты песенки,
Не поддавайся ты горюшку.
Да нагорюёшьсы тогда,
Как выйдешь подневолюшку.

Ты у тятеньки-то одна,
Ды речку смерила-то до дна.
Никто солдатиков не любё,
Я осмелилась одна.

Да мы с подружкой-то заодно
Любили-то дружка одного-то.
Подружка месяц, другой я
С подружкой ладица нельзя.

Да я косила-то у пруда - качельные частушки. Записаны И.А.Волкова в в 1977г. в д.Липная Горка Тихвинского р-на Ленинградской области от А.В.Маловой (1914 г.р.), М.П.Гавриловой (1915 г.р.), Е.И.Маловой (1914 г.р.), Л.И.Бойцовой (1914 г.р.), А.В.Кузьминой (1892 г.р.), В.П.Трепяченковой (1932 г.р.). Нотировка Н.Алимовой. Фонотека кафедры РНПИ СПбГУКИ. Публикация: 50 русских народных песен Ленинградской области / сост. Атрощенко Н.О., Васильева Е.Е., Молчанова Т.С., Румянцева А.Е. - СПб., 2005 - с.60.
Прикрепления: 6226263.gif (13.2 Kb) · 1348573.gif (15.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 16:59 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
10. На качелюшке качалась



На качелюшке качалась,
Под качелюшкой вода, да,
Бела платье заморала,
Мне от маменьки беда.

Все подружки шьют пальтушки,
А я кружева вяжу, да,
Все подружки вышли замуж,
А я в девушках сижу.

Я берёзу белую,
На розу переделаю, да,
Хочешь, Шурочка, измену,
В две минуты сделаю.

Пойду в лес спрошу у ёлки,
Платьица венчальнаво.
Елесиночки густой,
Калечка обручальнаво.

Чернабровенькай, франтовенькай,
Не стой передо мной, да,
Не морозь моё сердечко,
Не отлить будет водой.

На качелюшке качалась - качельные частушки. Записаны 21.02.1978 г. на этнографическом концерге в г.Кириши от семейного фольклорного ансамбля сестёр Бабушкиных из д.Паголда, Тихвинского р-на, Ленинградской обл, с 1978 г. проживающих в г.Тихвине. Исполнители: Наталья Николаевна, Надежда Николаевна, Марья Николаевна, Анна Николаевна. Нотировка Атрощенко Н.О. Фонотека УМЦКиИ (CD17, № 18).

11. А на качелюшке качалась



А на качелюшки качалась,
Под качелюшкой вода.
Белу юбку намочила**,
Ох, [у маменьки беда].

А на качелюшке качалась - качельные частушки. Записаны 21.02.1978 г. на этнографическом концерге в г.Кириши от фольклорного ансамбля д.Мотохово, Киришского р-на, Ленинградской обл. Ансамбль состоит из 3-4 человек, но известны имена только двух участниц: Попова Ольга Васильевна (запевает), и Маркова Татьяна Андреевна. Нотировка Атрощенко Н.О. Фонотека УМЦКиИ (CD18, № 18).

Сноски:
* У столба - здесь и далее в песенных текстах курсивом выделены буквы, подчеркивающие местное произношение.

** Часть исполнительниц вместо слова намочила поют замочила.

Материалы подготовлены
методистами УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Румянцевой А.Е.


http://www.centrkult.spb.ru/ffnew05....new0506
Прикрепления: 2277974.gif (7.0 Kb) · 4640304.gif (12.7 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 17:06 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Во конуне Рождества
(расшифровки фольклорных записей Ленинградской области по материалам фонотеки УМЦКиИ)

12. Калёда, пришла Калёда


Ка(о)лёда, пришла Калёда,
Во* кануни Рожества.
Мы ходили, мы искали,
Колёду святую.
Нашли Колёду,
У Марии на двори.
Как Мариин-то двор,
Жалезной тын.
Сриди двора,
Три теряма стоят.
Как во первом тирёму,
Красно солнышко печё[т].
Во второ(ё)м тириму,
Ясны звёздочки горя[т].
А во третьём тирему
Придё хозяюшка в дому.
Уж ты Марьюшка,
Ты хозяюшка.
Ни жирись, ни жалей,
Либо хлеба ломтину,
Либо деняг полтину.

(хозяйка подает угощение).

Давай тиби Бог,
Двинадцыть коров,
Тринадцыть быков.
Мимо полива идут да**,
Всё помыкываю[т].
До мне с полива идут да
Всё поигрывают.

* Здесь и далее в песенном тексте курсивом выделены буквы. Подчеркивающие местное произношение.
** В строфе Мимо полива идут слова плохо прослушиваются, возможен другой текст.
Калёда, пришла, Калёда - колядка. Записана 21.02.1978 г. от ансабля д. Заручевье Андреевского с/с Тихвинского р-на Ленинградской области на этнографическом концерте в г. Кириши. Ансамбль состоит из 4-5 человек, но известны имена только трех участниц: Матрена Васильевна Фуклёнкова, Александра Ильинична Окунёва, Ольга Викторовна Фомичёва. Нотировка Атрощенко Н.О.

Материалы расшифрованы
методистами ЛО ГУК УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Румянцевой А.Е


http://www.centrkult.spb.ru/ffnew11....new1106
Прикрепления: 9639740.gif (52.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Четверг, 31.01.2013, 17:09 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
12а. Ряжение

Куликами ходили, наряжались. Ну кулик – это называется ряжонки. Там, например, женщины в мужчин. Кто в медведя шубу переворачивает.
В гуся – сделают маску и длинный деревянный желоб. И вот этим желобом – в клуб пойдут – дак ходят на задних ногах, а здесь-то шуба какая-нибудь одета, и вот начинают клевать. Маска сделана – куры тода были – дак с перьев. Дичь убивали ведь. Питались-то здесь обычно мясо-то дикое. Лосей достанут, медведей забьют. Этим мясом питались. И вот это снимают шкуру-то полностью. Мясо съедают, а это высушат – и вот эти маски. А вместо клюва делали – тут остренько, а здесь широконькое /конусообразный клюв/, и сделают полосочку /нарисуют/, что клюв, рот. Вот в клуб придут ребята, клюв рукой вверх поднимают и вот клюются, клюются. А он /клюв/ вставляется – здесь завяжут, чтоб не падал, поверх маски и куда-то сюда вот за пояс. Клюв-то еще на палочке. Одной рукой держат за палочку, а другой рукой дергают за веревочку и он крутится.

Куликов узнавали?

Некоторых узнавали, некоторых нет. Пойдешь в дом, ну мужиков дак узнают ведь хозяева, за стол посадят их, чай пьют. Обычно не узнают. Голос меняешь. Ну например /низким голосом говорит/: «Здравствуйте дорогие там соседи или хозяин с хозяюшкой. Разрешите нам поплясать». Они: «Пожалуйста, пожалуйста, пляшите».
Кулик-то ряжонка-то. Медведь голос меняет. И мужчины в женщин переодеваются, дак они ж как женщины начинают разговаривать, голос меняют. Мы, например, в мужчин переодеваемся – тоже голос такой делаем, чтоб не узнали, кто зашёл.

Под гармошку ходили?

И с гармошкой ходили, и без гармошки ходили. В дом к кому зайдут, гармошка есть – подыграют им. А так под язык.

Вечером или днем ходили?

И вечером и днем, а особенно вечером. Как смеркаться начинает и они пошли друг за другом.

Зачем голос меняли?

Интересно было, чтоб не узнали. А то зайдешь и скажут: «О! Ты переоделась, да вот… Ты кулик! Ты кулик! Ты, Роза, ты там, Вовка, кулик пришёл. Знаем кто ты!». А голос сменишь, походку ковыляешь – и они не узнают. И нам интересно. Попляшешь, попляшешь и уйдешь.

Как медведем рядились?

Раньше шили – овчину делали – шубы. И вот эту шубу перевернут, вывернет наизнанку, мех наверху. И валенки, а на лицо шапку. С овчины шапку делали, шапку напустят и всё. В дом /медведь/ заходит на четвереньках и начинает, тоже у хозяев разрешение спрашивает /рычит, говорит низким голосом/: «Разрешите мне у вас побыть, разрешите мне у вас переночевать, угостите меня. Я кушать хочу».

Как Бабой Ягой рядились?

А Бабка Ёжка такие... Раньше в печке помело было – с ёлок такой веник, помело и обметали там золу. Вот это помело берешь, юбки длинные /одевали/ широкие, ну рваненькое тут. Лицо намажут. Не маску делали, а намажут сажей, возьмут всяких тут полос на лбу, с челки намажут, нос приделают с картошки, да, привязывали сюда нос. На руки морковины иногда привязывали, чтобы когти-то были такие длинные. Морковку же хорошо – рукавицы оденут, да вот суда к пальцам, как будто у Бабы Яги руки длинные, пальцы длинные. А наверху одежка такая драненькая, худенькая одета, что Баба Яга-то – или шубка, или жилеточка. Раньше кафтаны шили, дак вот в кафтанах. Кафтаны такие домотканые шили, шили-то их красиво. И платок одет - обычно повязан /узелок под подбородком/, чтобы такое лицо узенькое, будет видно только намазанное.

А как мужики в баб рядились?

Просто женскую одежду. Также вот платком укрывался ходил – лицо закрыто. А женщины в ихнюю одежду и тоже лицо закрыто. Сверху шапку оденешь, а внизу платок под шапку, и платок опускает. Некоторые нарочно курить, курят там… женщины-то понарошки. Берут – тогда не папироски, тогда табак курили – цигарку завернут и как будто что вот им курить надо. Немножко платок приподнимут женщины-то, в рот сунут это…

Ряжение - репортаж записан Атрощенко Н.О. и Румянцевой А.Е. 03.07.2006 в д.Радогощь Бокситогорского р-на Ленинградской обл. от Розы Николаевны Веселовой 1935 г.р., этнич. принадлежность – вепс. Расшифровка Румянцевой А.Е.

Материалы расшифрованы
методистами ЛО ГУК УМЦКиИ
Атрощенко Н.О., Румянцевой А.Е.


http://www.centrkult.spb.ru/ffnew11....new1106
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » ФОНОТЕКА ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ УМЦКиИ (Фольклор Ленинградской области)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск