Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Пятница, 29.03.2024, 13:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Этнографическая библиотека » Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной (Москва 1969 (Г. Павлова))
Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной
МузыковедДата: Воскресенье, 02.02.2014, 00:59 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline


Г. ПАВЛОВА

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, НАПЕТЫЕ А. И. ГЛИНКИНОЙ


Всесоюзное издательство
СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР
Москва 1969

СБОРНИК ПОДГОТОВЛЕН В КАБИНЕТЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОНСЕРВАТОРИИ

Редактор А. В. РУДНЕВА

Ноты и тексты песен.

Настоящий сборник включает в себя песни, записанные от уроженки Смоленской области Аграфены Ивановны Глинкиной (урожд. Колымагиной). Ее знакомство с Кабинетом народной музыки Московской государственной консерватории произошло в 1952 году. Оно положило начало систематическим творческим встречам, во время которых А. И. Глинкина напела свыше 300 народных песен своего края.

А. И. Глинкина родилась в 1898 году в селе Дедёнки Монастырщенского района Смоленской области в семье крестьянина-бедняка. Детство и юность ее прошли в трудной крестьянской работе: окончив только один класс школы, она вынуждена была помогать семье, наравне со взрослыми батрачила у помещика, ночами работала на своей полосе. Семнадцати лет Аграфену насильно выдали замуж. Брак не был прочным. Она нашла силы уйти от мужа и вернулась в свою семью. В годы Советской власти жизнь А. Глинкиной складывается по-новому. В 1929 году одной из первых в своей деревне она вступает в колхоз, выполняет общественные поручения, работает с молодежью. Счастливо сложилась также и ее личная жизнь. В свободное от работы время Глинкина занималась самообразованием: едва научившись писать, она начинает записывать тексты любимых ею с детства народных песен. Услышав по радио о собирании народной поэзии и музыки, она едет в Москву с целью передать напевы известных ей песен.

Глинкина не только знаток народных песен, но и исполнительница. Она поет просто, сдержанно; эта манера исполнения отвечает содержанию и характеру напевов; мягкий тембр ее голоса и безыскусственность повествования придают исполнению искренность и теплоту.

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

Зимние


1. В захолустье березынька стояла
2. А катится, катится месяц по небу
3. Веселая беседушка
4. Запился молодец
5. Что это за краска
6. А брат сестру обидел в пиру
7. А коня мой, коня
8. Скучна наша вечеринка
9. Пойдем, девки, в посиделки
10. Ты, зима моя
11. Деревня Ольховка
12. На горе лен
13. В воскресенье на рынке была
14. Как поехал комар
15. Возле саду
16. А мы просо сеяли
17. За речкою диво
18. Будем перстни тресть
19. Вишенка
20. По сеням, да по сенюшкам
21. Слезы мои горючие
22. Улица, улица
23. Ох, и я, молода
24. Катилася колодочка с печи
25. На проходе развеселые наши деньки

Весенние

26. Благослови, мати
27. Вир, вир колодезь
28. Рано утром Манечка
29. Кукареку, петушок
30. А по морю, морю
31. Над нашим селом над Дедёнками
32. На улке девки гуляют
33. А на горе гром загремел
34. 'Ли колодезя
35. Мы пойдем, девочки
Прикрепления: 6459708.jpg (104.2 Kb)
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:18 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline

Аграфена Ивановна Глинкина

Летние

36. Вздохи мои
37. Горе, девки, горе, красны
38. Ты, рябинушка
39. Я ходила, я гуляла
40. Ах, и что то за трава
41. Поздно вечером у воротиках стояла
42. Вы, сады мои, садочки
43. А в саду, в саду
44. Запылились все мои дорожки
45. А скушен-горюшен
46. При-в долине, при-в лужку
47. Над рекой стоит рябина

Осенние

48. Закатилося жаркое солнце
49. А все люди к двору идут
50. Ты, крапивушка
51. Уж ты, поле мое, поле яровое
52. Ты, заря моя
53. Темна ночка

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ

54. Приехали да к Пашечке трое сватов
55. Я не знала, я не ведала
56а. Пашечка матушке сон кажет
566. Неправдивая калина
57. Субботушка неделюшке годила
58а. Рада
586. Васечку матушка научала
59. Как у нашего соседа
60. А трубили трубушки
61. Цвела, цвела липушка
62. Где был соколя
63. Хмель над водой
64. А по полю голубка
65а. Высоко я на тереме сижу
656. Речушка
66. А Пашечка свою матушку просила
67. Ты, дубровушка зеленая
68. Можно познати по веселейку
69. Травка-сухобылка
70. Васечкина мати

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

71. А ты пташка-канарейка
72. Все я ноченьки пересидела
73. Головушка моя бедная
74. Горе мое, горе
75. Горушка моя крутая
76. Горе мое горькое
77. Я давно-давно в матушки была
78. Ты, березынька
79. Долина-долиница
80. Ходила б я, гуляла б я
81. Травушка-муравушка
82. Голубчик мой
83. Гулял Ванька
84. Цвели, цвели да в поле цветочки
85. Выйду, выйду за новые ворота
86. Напилася я пьяна

Скачать PDF - 71,2 Мб:
http://yadi.sk/d/5irSl6mWH8pPE

Источник: http://sibzem.blogspot.ru/2012/12/blog-post_3.html
http://etmus.ru/pavlova....inkinoy
Прикрепления: 1565895.jpg (218.0 Kb)


Сообщение отредактировал Музыковед - Суббота, 08.02.2014, 23:19
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:24 | Сообщение # 3
Группа: Гости





ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий сборник включает в себя песни, записанные от уроженки Смоленской области Аграфены Ивановны Глинкиной (урожд. Колымагиной).
<Примеч.1. А. И. Глинкина родилась в 1898 году в селе Дедёнки Монастырщенского района Смоленской области в семье крестьянина-бедняка. Детство и юность ее прошли в трудной крестьянской работе: окончив только один класс школы, она вынуждена была помогать семье, наравне со взрослыми батрачила у помещика, ночами работала на своей полосе. Семнадцати лет Аграфену насильно выдали замуж. Брак не был прочным. Она нашла силы уйти от мужа и вернулась в свою семью. В годы Советской власти жизнь А. Глинкиной складывается по-новому. В 1929 году одной из первых в своей деревне она вступает в колхоз, выполняет общественные поручения, работает с молодежью. Счастливо сложилась также и ее личная жизнь. В свободное от работы время Глинкина занималась самообразованием: едва научившись писать, она начинает записывать тексты любимых ею с детства народных песен. Услышав по радио о собирании народной поэзии и музыки, она едет в Москву с целью передать напевы известных ей песен.

Глинкина не только знаток народных песен, но и исполнительница. Она поет просто, сдержанно; эта манера исполнения отвечает содержанию и характеру напевов; мягкий тембр ее голоса и безыскусственность повествования придают исполнению искренность и теплоту. А. Глинкина передала Кабинету народной музыки рукопись автобиографии. Наряду с картинами быта и жизни дореволюционной и современной деревни значительное место занимает в ней описание сельских праздников и обрядов.>

Ее знакомство с Кабинетом народной музыки Московской государственной консерватории произошло в 1952 году. Оно положило начало систематическим творческим встречам, во время которых А. И. Глинкина напела свыше 300 народных песен своего края.

Все песни были записаны в Кабинете. Лучшие из них вошли в сборник.
< Примеч.2. Запись песен и текстов к ним сотрудников Кабинета К. Г. Свитовой и Л. А. Бачинского. В основе записей некоторых песен лежат первичные варианты нотаций Б. Ф. Смирнова и Н. М. Бачинской (1953—1955). В сборник вошли также песни в записи Л. А. Бачинского, нотированные составителем сборника Г. Б. Павловой в 1956—1959 гг.>

Обычно в каждой области, крае, округе выделяется какой-либо ведущий жанр и в нем — какая-либо особенно популярная песня. В [4] Смоленской области ведущими стали обрядовые жанры с традиционными песнями — свадебной «Неправдивая калина» и весенней «Мы пойдем, девочки, во луга-лужочки», с разнообразными текстовыми вариантами.

Ведущий жанр с присущими ему особенностями музыкально-поэтического склада оказывает воздействие на поэтический и музыкальный язык песен других жанров, бытующих в той же среде: в одних случаях более поздно развивающийся жанр воздействует на развившийся ранее, в других, как это имеет место в данном случае в Смоленской области, наоборот, развившиеся ранее жанры подчиняют себе более поздние, удерживая их напевы, строфику, лад в устойчивых рамках старых традиционных норм, в то же время уступая «современности» область поэтики, стихосложения, позволяя песне несколько расширить диапазон и нарушить некоторые сложившиеся ранее ладовые закономерности.

В каждой области существуют талантливые исполнители-солисты или небольшие певческие группы, концентрирующие в себе основной песенный репертуар данного села, района или даже области. Изучение этого песенного репертуара обычно бывает плодотворно.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:28 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
---------------------------------------------
Публикуемые в настоящем сборнике песни села Дедёнки Монастырщенского района Смоленской области, собранные и исполненные Глинкиной, несут на себе черты исполнительского стиля как самой певицы, так и села, района. В них ощущаются черты стиля всей Смоленской области и вместе с тем черты общерусского национального стиля, гениально претворенного М. И. Глинкой.

В сборнике преобладают календарные и свадебные песни. Между тем в сборниках прошлого века — Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и других — колядки и песни календарного цикла встречаются редко. В связи с этим считалось, что русских календарных песен либо вообще не было, либо они не сохранились. Однако первые же встречи советских фольклористов с народными исполнителями Смоленской и Брянской областей показали, что у русских есть песни календарного цикла, звучащие и в наше время. Из них к числу наиболее характерных относятся песни Смоленской области. То же можно сказать и о свадебных, почти не изменившихся под влиянием времени.

Печать смоленского стиля лежит также и на лирических песнях, исполняющихся в любое время года. Исследователь найдет в них и черты стиля, отличные от свадебных и календарных песен, тонкий художник и ценитель музыки и поэзии почувствует обаяние их скромной красоты и трогательной чистоты чувства.

Сама А. И. Глинкина открывает песни земледельческого календаря группой зимних песен. Сюда входят Никольские, святочные и масленичные, исполнявшиеся в зимний период, с декабря старого года по февраль нового года. Среди Никольских преобладали песни грустные, лирические. Значительно оживленнее и веселее святочные песни. Здесь было немало вечерочных игровых (в том числе традиционное «Просо» с игрой). Пелись песенки-предсказания во время святочных гаданий («Будем перстни тресть»). Последними из цикла зимних были масленичные, исполнявшиеся на гуляньях и в беседах. В области и за ее пределами была очень популярна масленичная «На проходе развеселы наши деньки». Зимние песни [5] разножанровы: одни собственно календарные, праздничные, другие — игровые или плясовые, третьи — лирические.

Весенние песни начинаются заклинанием весны. Особенно разнообразны по содержанию и напевам апрельские песни. Подобно украинским веснянкам, часть их отражает мечты девушек о суженом, о замужестве, о ладной семейной жизни; в других, печальных, молодая замужняя женщина обращается к родным (отцу, матери, брату) с просьбой помочь наладить отношения с мужем. В майских песнях, с припевом «Ой маю, маю, зеленого га (ю)» звучат мотивы любви, дружбы, надежда на счастливое будущее в семейной жизни (гаданье на венках, кумление).

По-иному звучат и воспринимаются летние, преимущественно лирические, песни-ноктюрны, распеваемые по вечерам при заходе солнца, по окончании работ на лугах, покосе. Главная их тема — стремление встретиться с милым (милой), высказать заветные мысли, разрешить сомнения, поделиться радостью и горем, отдохнуть вместе после трудового дня.

Осенние песни несут в себе остро социальную лирику. Жнивные-батрацкие, скорбные песни, в частности баллада о молодой матери, потерявшей детей по вине свекрови, печальные рекрутские песни ассоциируются с осенним ненастьем.

Музыкальное отображение природы лежит в основе песен, напетых А. И. Глинкиной, крестьянкой, всю свою жизнь прожившей в общении с природой, подчинявшей ритм своего труда, повседневных забот и интересов ритму сельскохозяйственного календаря. Песни как бы были призваны облегчить жизнь земледельца в его «суровой схватке с природой» (Б. Асафьев).

Вместе с тем песни эти — живая история дедов, отцов и современников смоленчанки Глинкиной и ее сверстниц. Они сопутствовали им в радости и в горе, в труде и в отдыхе, в юности и старости, в родном краю и на чужбине. «Песня как слеза — ее не зовешь, она сама приходит», - говорят в народе, и приходит всегда именно та песня, какая нужна в тот или иной момент.

К календарным примыкают песни свадебной игры, составляющие частицу годового цикла (свадьба требует свободного времени и материальных затрат, ее обычно «играли» осенью или зимой). Напевы и тексты свадебных песен с их традиционными формами стиха, строфики, ограниченным звукорядом и своеобразным ладом представляются нам образцами чисто русского музыкально-поэтического творчества, корнями уходящего в глубь веков к истокам культуры древних славян Поднепровья.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:29 | Сообщение # 5
Группа: Гости





Трудно отделить от предыдущих жанровых групп более поздние — лирические песни. Последние как бы впитали живительные соки напевов ранних песен. Поэзия освежилась пейзажной лирикой календарных и наполнилась глубоким драматизмом свадебных. Лирические песни не требуют слушателя, как эпические, не требуют они и зрителя, как песни с действием. Их поют «для себя», а в исполнении Глинкиной они волнуют не столько поэтическим содержанием, сколько интонационно-мелодическим выражением этого содержания.

Разнообразные по жанрам смоленские песни отличаются особой лаконичностью, строгой чистотой, классической ясностью. Почти в каждой [6] песне мы находим сочетание эпического, лирического и драматического начала. Эпическая собранность, отточенность поэтических образов, лиризм в интонациях музыкальной речи, в мелодическом раздумье, драматизм в ведущих жанрах (песни с действием), публицистическая их направленность, мерность развития действия при сравнительно несложных напевах очаровывают слушателя.

За внешней скромностью чувствуется скрытая, глубокая жизненная сила — «слушаешь не наслушаешься, поешь не напоешься».

Вот такой представляется смоленская народная песня в репертуаре и исполнении Глинкиной. В напетых ею песнях поэтика привлекает своим разнообразием и глубиной содержания; обилие параллелизмов — скромных, неброских, но прекрасных образов увядшей «травки-сухобылки», медуницы, цветка липы — все это придает текстам особую поэтичность.

Во многих песнях мы находим типичные для Смоленской области виды музыкально-поэтической строфики:

Мелодия АБ
Текст АА
А А катится, катится месяц по небу, А
Б А катится, катится месяц по небу, А

Мелодия АБВ
Текст ААБ
А А ты пташка-канарейка, А
Б А ты пташка-канарейка, А
В Ты утешница моя. Б


При этом структура стиха (количество слогов) выражается формулой 5+5+7 — «Можно познати || по веселейку, || что не родная мати», или 5+3 слога — «Неправдивая || калина» (см. песни №№ 68 и 56б). Аналогичные формы структуры стиха мы встречаем в смоленских песнях сборника «100 русских народных песен» Н. А. Римского-Корсакова: «Веничком взмахнет, тяжело вздохнет, слезами обольется», «Не тесан терем, не тесан» (№№ 85 и 76).

Мелодии многих песен имеют ограниченный звуковой объем; при одноголосной основе напева в мелодиях замечается сравнительно скромная мелизматика и малый внутрислоговой распев: распеваются конечные долгие слоги в стиховой строке и слоги, на которые падает ударение, а также распеваются вставные слоги, слова между стиховыми строчками, например «Цвели, цвели да в поле цветочки, э-э-э, цвели да повяли».

Обобщенный музыкальный образ, выраженный в одной музыкальной строфе, привлекает многогранностью содержания. Это позволяет исполнять на один напев различные по сюжету тексты, раскрывающие разные стороны одного напева-образа (см. напев «Мы пойдем, девочки» с разными текстами). [6]
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:30 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
Ладовую основу большинства песен составляет чистая кварта с внутренними интервалами — малой терцией и большой секундой («Утром рано Манечка»), реже встречается мажорный тетрахорд («Высоко я на тереме сижу»).

Нередко в малообъемных звукорядах каждый звук выполняет функцию устоя («Вир, вир колодезь»). Квартовая ладовая основа (малая терция и большая секунда) сохраняется в песнях и с более широким звуковым объемом (чистая квинта с мажорной или минорной терцией: I—V, VII—IV, VI—III ступени или большая и малая секста: I—VI, VII—V, VI—IV ступени). В этих песнях часто наблюдаются чередования двух квартовых ячеек, образуемых I—IV, II—V ступенями («Вы сады мои, садочки»), I—IV и VII—III ступенями («Запылились все мои дорожки»). Эта же ладовая основа сохраняется и в немногочисленных песнях с полным семиступенным звукорядом («А ты пташка-канарейка»). Нередки секундная и терцовая переменности устоев (секундная «Можно познати по веселейку», терцовая «Над нашим селом над Дедёнками»), а также ладовая перекраска терцового устоя — одноименный минор-мажор («Пошел, пошел Ванечка»). Ряд напевов опирается на терцовый устой с заходом мелодии на шестую ступень и возвращением к основному тоническому устою («А трубили трубушки»), в лирических, песнях терцовые устои нередко являются конечными. В некоторых песнях встречается традиционный исполнительский прием варьирования мелодии: мелодический контур изменяется при повторности текста внутри строфы: («Горе мое, горе»), либо при исполнении разных текстов на один напев («Рада» и «Васечкина мати»).

Интересной конструктивной особенностью песен является симметричность построения напевов. Наиболее часто встречающийся вид симметрии — зеркальное отражение устоев («Дубровушка зеленая») или опорных звуков мелодии («Ах, и что то за трава»). Нередки случаи ритмической («Горе мое» и «Травка-сухобылка») и ладовой симметрии («Пошел, пошел Ванечка»). Звуковую зеркальность мелодии находим в песне «А брат сестру обидел в пиру».

Более сложный вид заключается в одновременном сочетании зеркально отраженных опорных звуков с симметричным расположением попевок, как бы вплетенных между ними, и смене минорно-мажорной окраски мелодии («Ах, и что то за трава»).

Многообразное проявление симметричности в песнях Монастырщенского района невольно заставляет обратиться к творчеству М. И. Глинки, в романсах и песнях которого широко использован этот прием, на что в свое время обратил внимание Л. А. Мазель. < Л. Мазель. Заметки о мелодике романсов Глинки. В кн. «Памяти Глинки», АН СССР, М.. 1958, стр. 87-92 и вкл. между стр. 112 и 113.>

При нотировании песен учтены следующие особенности исполнения Глинкиной: огласовка согласных (например, «При в до-ли-не, п-ри [7] в-лу-ж-ку» <Примеч. 1. Этот прием отмечен только в некоторых песнях, как наиболее заметный в начальной строфе. В сборнике помещается лишь одна песня в многострофном изложении и со всеми особенностями исполнения диалектными и мелодическими вариациями. См. песню № 2 «А катится, катится..."(полный вариант)>, а также манера начинать песню с затакта: «(И) Как по-ехал ко-мар...». Агогические отклонения в сторону некоторого удлинения звука помечены знаком ͡ . Некоторые особенности диалекта опускаются: например, пелось «над ся-лом над Дя-дёнками», исправлено «над селом над Дедёнками». В ключе поставлены только те знаки альтерации, которые встречаются в мелодии и составляют ладовую основу. Но имеют место и предупредительные знаки при ключе, например знак си-бекар, поставленный в скобках.

Отсутствие знаков репризы при двух- и трехстрофном изложении мелодии позволяет исполнителю петь последующие поэтические строфы в любом чередований мелодических строф.

Г. Павлова
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:32 | Сообщение # 7
Группа: Гости





Тексты песен.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

3ИМНИЕ

Никольские, святочные, масленичные.

Никольские песни пелись во время поста, предшествующего празднику зимнего Николы (6 декабря по старому стилю), и в дни праздника. Молодежь собиралась на вечеринку в избу одинокой бобылихи; платили ей в складчину по три копейки или по горстке зерна с каждого участника. На вечеринках много пели, плясали мало. Преобладали лирические песни грустные по содержанию; главный мотив — тоска замужней женщины по родному дому. С наступлением долгих зимних вечеров, темных и тоскливых, с особым теплом и сожалением вспоминался отчий дом.

1. В ЗАХОЛУСТЬЕ БЕРЕЗЫНЬКА СТОЯЛА
(а - лирическая, б - баллада)

а

1. В захолустье березынька стояла,
В захолустье кудрявая стояла.

2. Ох, и ветры к березе не проходят,
Ох, и жаркое солнышко не греет.

3. Облилася березынька росою,
А росою, росою медяною.

4. Как отдал меня батюшка далёко,
А далёко, далёко, в чужи люди.

5. Он и сам ко мне в гости не приходит,
Он и матушку мою не пускает.

6. А прислал ко мне брахненьку* малóго,
А малóго, малóго, мизянóго **.

7. А ни мне в его горе расспросити,
Ни ему свое горе рассказати.

8. Облилася я, молода, слезами,
А слезами, слезами горючúми.

* братишку.
** самого младшего (от слова мизинец).

б

1. Ах, спасибо зеленому кувшину,
Ах, спасибо зеленому кувшину, *

2. Что развел доброму молодцу кручину. (2)

3. А кручина-кручинушка по двору ходила, (2)

4. А дробных ** детушек за рученьку водила. (2)

5. — А не плачьте вы, дети, не грустите. (2)

6. А куплю я вам цацку *** золотую, (2)

7. Приведу я вам мамку молодую. (2)

8. — А не надо нам цацка золотая. (2)

9. А не надо нам мамка молодая. (2)

10. Приведи же нам матушку старую. (2)

* Здесь, как и далее, повторяющиеся строки напечатаны только в первой строфе.
** малых.
*** игрушку.

2. А КАТИТСЯ, КАТИТСЯ МЕСЯЦ ПО НЕБУ - лирическая

1. А катится, катится месяц по небу,
А катится, катится месяц по небу.

2. А хочется, хочется к батюшке в гости. (2)

3. У моего батюшки двор над горою. (2)

4. Двор над горою, сад над рекою. (2)

5. Просилася в батюшки в зелен сад гулять. (2)

6. Не буду, не буду я вишенье ломать. (2)

7. А хотя я сломаю одну веточку, (2)

8. И тую брошу вдаль на реку. (2)

9. Батюшка ишёл, веточку нашел. (2)

10. — Что ты, моя веточка, зеленешенька свяла? (2)

11. Верно, мое дитятко больно лежало. (2)

12. — Не лежала, батюшка, ни неделюшки.
Не лежала, родненький, ни неделюшки.

13. Чужой батюшка без солнца пекет. (2)

14. Без солнца пекет, без ветру сушит. (2)

15. Без ветру сушит, безвинно журит. (2)

3. ВЕСЕЛАЯ БЕСЕДУШКА
Лирическая. Общеизвестная русская песня. В других областях она — весенняя, беседная или свадебная.

1. Веселая беседушка, где батюшка пьет,
Веселая беседушка, где батюшка пьет.

2. Он пьет, он пьет, мой батюшка, за мной посыл шлёт,
Он пьет, он пьет, мой родненький, за мной посыл шлёт.

3. А я, млада-младёшенька, забавилася *, (2)

4. За утями, за гусями эамешкалася. (2)

5. Всё за тою, за птицею журавочкою. (2)

6. Она ходит, журавочка, по зеленому лугу. (2)

7. Она щиплет, журавочка, зелену траву. (2)

8. А батюшка все пьет и пьет, за мной посыл шлёт. (2)

* задержалась.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:33 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
4. ЗАПИЛСЯ МОЛОДЕЦ - лирическая

1. Запился молодец, а он загулялся,
Запился беленький, а он загулялся.

2. С душой красной девкой молодец застоялся,
С душой красной девкой беленький застоялся.

3. Позднешенько молодец к дворику приходит,
Позднешенько белый к дворику приходит.

4. Не вечерявши молодец спатеньки ложится,
Не вечерявши, беленький спатеньки ложится.

5. На утро молодец раненько устанет,
На утро беленький раненько устанет.

6. Морскою водою молодец умывался,
Морскою водою беленький умывался.

7. Тонким полотенцем молодец утирался,
Тонким полотенцем беленький утирался.

8. Пошел же молодец удоль долиною,
Пошел же беленький удоль долиною.

9. Крутым бережочком, желтеньким песочком,
Крутым бережочком, желтеньким песочком.

10. Оступился молодец правою ногою,
Оступился беленький правою ногою.

11. Схватился молодец левою рукою,
Схватился беленький левою рукою.

12. А все за тое дерево, древо за крушину,
А все за тое дерево, древо за крушину.

13.Крушина, крушина молодца сушила,
Крушина, крушина молодца сушила.

14.Не так же сушила, как красна дивчина,
Не так же сушила, как красна дивчина.

5. ЧТО ЭТО ЗА КРАСКА - лирическая

1. Эт' * что это за краска,
Эт' что это за краска,
Желтым цветом расцветала,
Желтым цветом расцветала?

2. Что это за милый,
Э что это за милый —
Мимо едет, не заедет? (2)

3. Я ж бы свойго милого (2)
Пивом, медом напоила. (2)

4. Я ж бы свойго милого (2)
Пирогами накормила. (2)

5. Я ж бы свойго милого (2)
В дороженьку проводила. (2)

* это (сокр.).

6. А БРАТ СЕСТРУ ОБИДЕЛ В ПИРУ
Баллада. По сюжету перекликается с песней «Исходила младенька» — см. Р.-Корсаков (100) №11.

1. А брат сестру обидел в пиру,
А брат сестру обидел в пиру.

2. Пришла в дом сестра, поклонилася, (2)

3. Ни от кого слова не услышала. (2)

4. — Снимай, жена, хлеб-соль с стола! (2)

5. Иди, сестра, долой с двора! (2)

6. Ушла сестра, заплакала. (2)

7.Идет сестра голодная,
Голодная, холодная.

8. Не дошла сестра до конца села. (2)

9. Кричит братец: «Вернись, сестра! (2)

10. У меня в доме сподеялось*: (2)

11. Вороной конь на ножки упал, (2)

12. Пара деточек на кут** легли, (2)

13. Молода жена с ума сошла». (2)

* сделалось, случилось.
** угол, где висят иконы.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:34 | Сообщение # 9
Группа: Гости





7. А КОНЯ МОЙ, КОНЯ
(а) — лирическая, мужская, (б) — лирическая

а

1. — А коня мой, коня,
Коня мой вороный,
Коня мой вороный.

2. А что же ты, коня,
Скучный, невеселый? (2)

3. А что тебе тяжка
Аль моя запряжка? (2)

4. — Не тяжка мне, тяжка
Мне твоя запряжка, (2)

5. А тяжка мне, тяжка
Частая поездка. (2)

6. А сам же ты сядешь
За тесовый столик. (2)

7. Меня ты привяжешь
За дубовый столбик. (2)

8. Тебе, молодому,
Мед, вино не пьется. (2)

9. А мне, вороному,
Сено не кладется. (2)

б

1. — А сыня мой, сыня,
Сыня мой любимый,
Сыня мой любимый.

2. А кто ж тебе, сыня,
Меж из трех любимей: (2)

3. Аль теща, аль женка,
Аль родная мати? (2)
4. — А теща мне мила,
Мила для заезда. (2)

5. А женка мне мила,
Мила для совета. (2)

6. Ты мне *, моя мати,
Матушка родная, (2)

7. Носила-болела,
Родила-умирала (2)

8. И темную ночку,
Ночку не всыпала **. (2)

* меня (сокр.).
** не спала.

«Святковские» песни пелись во время зимних святок (с 25 декабря старого года по 6-е января нового года по старому стилю) — на вечеринках, на гуляньях, на играх.

8. СКУЧНА НАША ВЕЧЕРИНКА
Вечерочная протяжная. Ею начиналась вечеринка.

1. Скучна наша вечеринка,
Скучна наша вечеринка,
Вечеринка, вечеринка, вечеринка,
Вечеринка, вечеринка, вечеринка.

2. Все бы я по горенке ходила, (2)
Я ходила, я ходила, я гуляла. (2)

3. Все бы я с милым говорила, (2)
Говорила, говорила, говорила. (2)

4. — Не ходи, мой милый у беседу, (2)
У беседу, у беседу, у беседу. (2)

5. Не садися против меня, (2)
Против меня, против меня, против меня. (2)

6. Люди скажут: любишь меня, (2)
Любишь меня, любишь меня, любишь меня. (2)

7. Если любишь, то скажися, (2)
То скажись, то скажись, то скажися. (2)

8. А не любишь, откажися, (2)
Откажись, откажись, откажися. (2)

9. ПОЙДЕМ, ДЕВКИ. В ПОСИДЕЛКИ
Вечерочная скорая. Ею «перебивали» предыдущую песню.

1. (А) Пойдем, девки,
Пойдем, девки,
Пойдем, девки, в посиделки,
Пойдем, девки, в посиделки.

2. Молодушки, (2)
Молодушки в вечерушки. (2)

3. В меня, младе, (2)
В меня, младе, семья мала: (2)

4. Только свекор, (2)
Только свекор да свекрова. (2)

5. Только деверь, (2)
Только деверь да золовки. (2)

6. А у люльке, (2)
А у люльке да две Ульки. (2)

7. На кровати, (2)
На кровати да две Кати. (2)

8. А на лавке, (2)
А на лавке да два Савки. (2)

9. Коло хлеба, (2)
Коло хлеба да два Глеба. (2)

10. 'Ли * порогу, (2)
'Ли порогу дёжка ** квасу. (2)

11. А 'ли кваса, (2)
А 'ли кваса два Ванаса ***. (2)

12. А на печи, (2)
А на печи греют плечи. (2)

13. 'Ли забора, (2)
'Ли забора два Егора. (2)

* возле.
** кадушечка.
*** Афанаса.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:41 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
10. ТЫ, ЗИМА МОЯ - вечерочная, мужская

1. Ты, зима моя,
Ты, зима моя,
Зима лютая.

2. Не зморозь меня (2)
И мойго коня.

3. С походу идучи, (2)
Коня ведучи.

4. А в мойго коня, (2)
Золота грива.

5. Золота грива (2)
Заплетается.

6. А в меня, в млойца, (2)
Кудерки вьются.

7. Кудерки вьются, (2)
Завиваются.

8. За мои кудри (2)
Девушки бьются.

9. Девушки бьются, (2)
Забиваются.

11. ДЕРЕВНЯ ОЛЬХОВКА
Вечерочная; пели в праздники, а также зимой на посиделках.

1. Деревня Ольховка,
Девка чернобровка.

Припев: Гулия, гулия,
Гуляй, милая моя.

2. А в той же деревне
Стояли солдаты.

Припев.

3. Стояли солдаты,
Все родные браты.
Припев.

4. А один Орлашка,
А другой Игнашка.
Припев.

5. Третий братик Федор
По сенюшкам ходит.
Припев.

6. По сенюшкам ходит,
Танюшеньку будит.
Припев.

7. — Ты устань, Танюша,
Ты устань, сестрица.
Припев.

8. Отдам тебя замуж
Не далёко, близко.
Припев.

9. Не далёко, близко,
В чужую деревню.
Припев.

10. В чужую деревню,
В большое семейство.
Припев.

11. В большое семейство,
В аржаное тесто.
Припев.

12. В аржаное тесто,
У яшнюю * кашу.
Припев.

13. Кабы в эту кашу,
Да три ложки масла.
Припев.

14. Да три ложки масла,
Была бы каша смашна **
Припев.

15. Я за эту кашу
Я пойду попляшу.
Припев.

* ячневую.
** вкусна.


12. НА ГОРЕ ЛЕН
Вечерочная; пели в праздники, а также на посиделках, когда пряли.

1. На горе лен,
На горе лен,
Белый кужель *,
Белый кужель.

2. Не с кем стати (2)
И льна брати. (2)

3. Старый кажет: (2)
— Я с тобою,
С молодою!

4. С старым бранье — (2)
Горюванье. (2)

5. Каливо ** вырвет — (?)
Два-три стопчет. (2)

6. На горе лен, (2)
Белый кужель. (2)

7. Не с кем стати (2)
И льна брати. (2)

8. Малый кажет: (2)
— Я с тобою,
С молодою!

9. С малым бранье — (2)
Горюванье. (2)

10. Каливо вырвёт— (2)
Два-три стопчет. (2)

11. На горе лен, (2)
Белый кужель. (2)

12. Не с кем стати (2)
И льна брати. (2)

13. Ровный кажет: (2)
— Я с тобою,
С молодою!

14. С ровным бранье — (2)
Красованье. (2)

15. Ровный в дудку— (2)
Я у песни. (2)

16. Ровный в скрипку — (2)
Я у танцы. (2)

* волокно льна.
** стебелек льна.


Сообщение отредактировал Музыковед - Суббота, 08.02.2014, 23:42
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:45 | Сообщение # 11
Группа: Гости





13. В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА РЫНКЕ БЫЛА - вечерочная

1. В воскресенье на рынке была.
Припев: А мой кужель, когда тебя прясть.
А мой белый, когда начинать?

2. В понедельник баню топила.
Припев.

3. А во вторник я в баню ходила.
Припев.

4. А в среду голову чесала.
Припев.

5. А в четверг я с угарику лежала.
Припев.

6. А в пятницу не ткут, не прядут.
Припев.

7. А в субботу — родительский день.
Припев.

8. В воскресенье у батьки веселье.
Припев.

14. КАК ПОЕХАЛ КОМАР - вечерочная шуточная

1. (И) Как поехал комар к мухе в сваты,
Как поехал комар к мухе в сваты.

2. Ох, и что ж тая муха за невеста! (2)

3. По горлачикам * мушенька летала, (2)

4. А с горлачиков сметану собирала, (2)

5. (Ах) и на ** свойго комарика кормила. (2)

6. — А ты ешь, мой комарик, наедайся, (2)

7. Своей мухенькой-женушкой выхваляйся. (2)

* по крынкам.
** она (сокр.).

15. ВОЗЛЕ САДУ
Игровая; участники двигались по кругу. В середине две девушки изображали все, о чем пелось в песне. На шестой и на тринадцатой строфе круг размыкался, девушки становились против «молодого» или «старого» и кланялись ему.

1. Возле саду, саду,
Возле саду, саду,
Саду зеленого, э,
Саду зеленого.

2. Там ходят-гуляют (2)
Две красны девчонки, э,
Две красны девчонки.

3. Они сорывают (2)
Себе по цветочку, э,
Себе по цветочку.

4. Они совивают (2)
Себе по веночку, э,
Себе по веночку.

5. Они укладают (2)
К себе на головку, э,
К себе на головку.

6. Они становятся (2)
Напротив старого, э,
Напротив старого.

7. Как старенький глянет, (2)
Так веночек свянет, э,
Так веночек свянет.

8—12 повторяют 1—5 строфы.

13. Они становятся (2)
Напротив ровного, э,
Напротив ровного.

14. Как ровненький взглянет, (2)
Венок расцветает, э,
Венок расцветает.

16. А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ
Игровая. Участники делились на две группы — «стены», поочередно шли навстречу друг другу.

1. — А мы просо сеяли, сеяли,
Зеленая наша дуброва, сеяли.

2. — А мы просо вытопчем, вытопчем.
Зеленая наша дуброва, вытопчем,

3. — А чем же вы вытопчете, вытопчете,
Зеленая наша дуброва, вытопчете?

4. — А мы коней выпустим, выпустим,
Зеленая наша дуброва, выпустим.

5. — А мы коней половим, половим,
Зеленая наша дуброва, половим.

6. — А чем же вы словите, словите,
Зеленая наша дуброва, словите?

7. — Шелковою уздою, уздою,
Зеленая наша дуброва, уздою.

8. — А мы коней выкупим, выкупим,
Зеленая наша дуброва, выкупим.

9. — А чем же вы выкупите, выкупите,
Зеленая наша дуброва, выкупите?

10. — Дадим же вам девушку, девушку,
Зеленая наша дуброва, девушку.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:47 | Сообщение # 12
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
17. 3А РЕЧКОЮ ДИВО
Игровая. Участники двигались по кругу, в центре парень и девушка изображали то, о чем пелось в песне. После двенадцатой строфы все под песню начинали плясать.

1. (А) За речкою диво,
Наварил чернец пива.

Припев: Чернеченька мой,
Горюн молодой.

2. А я, молодая,
Пивом разливала.
Припев.

3. Пивом разливала,
Хмелем разбивала.
Припев.

4. Вступила хмелила
Да в буйну головку.
Припев.

5, 6, 7 повторяют 1, 2, 3 строфы.

8. Вступила хмелила
Да мне в середину.
Припев.

9, 10, 11 повторяют 1, 2, 3 строфы.

12. Вступила хмелила
Да в белые ноги.
Припев.

13. Мы пива напьемся,
Мы все разойдемся.
Припев.

18. БУДЕМ ПЕРСТНИ ТРЕСТЬ
Песенки-загадки. Пелись под Новый год, когда девушки гадали. Кольца, платки, перстни клали в мужскую шапку (непременно женатого мужчины). Разгадчица трясла шапку с перстенями и пела: «Ай, чей перстенек, того песенка, кому выдастся, тому справдится». Чье колечко придется под песенку «Коло печи хожу, перепечки пеку» — той замуж идти, быть хозяйкой, а кому споют «Ходит кошечка да по лавочке, водит котика да за лапочки» — ту будут сватать, но замуж пойдет нескоро. Перед каждым новым предсказанием повторяются первые четыре куплета.

1. Будем перстни тресть,*
Будем песни петь,
Лим-лёли.

2. Мы кому поём,
Мы добра даём,
Лим-лёли.

3. Ай, чей перстенек,
Того песенка,
Лим-лёли.

4. Кому выдастся,
Тому справдится,
Лим-лёли.

* * *

5. Залетел воробей
На чужу сторону,
Лим-лёли.

6. А с чужой стороны
Он не вернется,
Лим-лёли.

(Разлука)

* * *

7. Уж ты, щеточка,
Богатырочка,
Лим-лёли.

8. Покатилася
На богатый двор,
Лим-лёли.

9. На богатый двор,
У солодкий мед,
Лим-лёли.

(Богатое замужество)

* * *

10. Сидит кошечка
У печурочки,
Лим-лёли.

11. Ай, все с малыми
Да котятками
Лим-лёли.

(Большая семья, много детей)

* * *

12. На гумно иду,
У трубу трублю,
Лим-лёли.

13. А с гумна иду,
Я потрубливаю,
Лим-лёли.

(Горе горевать)

* * *

14. Коло печи хожу,
Перепечки пеку.
Лим-лёли.

(В замужестве сама хозяйка)

* * *

15. Ходит кошечка,
Да по лавочке,
Лим-лёли.

16. Водит котика
Да за лапочки,
Лим-лёли.

(У девушки будет жених)

* трясти.

19. ВИШЕНКА
Плясовая, пели на вечеринке в перерыве между протяжными песнями.

1. (Эй) Ты, вишенка
Садовая моя,
Ой ли, ой ли,
Садовая моя.

2. Что не я тебя садила
Сама сеялася,
Ой ли, ой ли,
Сама сеялася.

3. Я любила молодца,
Не наглéделася,
Ой ли, ой ли,
Не наглéделася.

4. Он и тонок и высок,
В его * чёрненький усок,
Ой ли, ой ли,
В его чёрненький усок.

5. Кони сивые,
Штаны синие,
Ой ли, ой ли,
Штаны синие.

6. А я прялочку взяла,
В посиделочки пошла.
Ой ли, ой ли,
В посиделочки пошла.

7. Уже куры пропели,
А я двору ** не шла,
Ой ли, ой ли,
А я двору не шла.

8. И другие пропели —
Я не думала идти,
Ой ли, ой ли,
Я не думала идти.

9. А третьи пропели —
Я домой пошла.
Ой ли, ой ли,
Я домой пошла.

10. Прихожу я ко двору,
Ко воротикам,
Ой ли, ой ли,
Ко воротикам.

11. Я стук-постук
У воротики,
Ой ли, ой ли,
У воротики.

12. — Ох ты, старый хрыч,
Отворяй ворота,
Ой ли, ой ли,
Отворяй ворота.

* у него.
** домой.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:48 | Сообщение # 13
Группа: Гости





20. ПО СЕНЯМ, ДА ПО СЕНЮШКАМ - плясовая

1. По сеням, да по сенюшкам,
По новым, да по частеньким.
Э, ха, ха, ха,
По новым, да по частеньким.

2. Тама ходит-похаживает
Молодая боярыня.
Э, ха, ха, ха,
Молодая боярыня,

3. Молодая боярыня
Катерина Богдановна.
Э, ха, ха, ха,
Катерина Богдановна.

4. Она ходит-похаживает,
Свойго милого побуживает.
Э, ха, ха, ха,
Свойго милого побуживает.

5. — А увстань, моя умница,
Пробудися, разумница.
Э, ха, ха, ха,
Пробудися, разумница.

6. А мы пóйдем в зеленый сад,
Мы пойдём, прогуляемся,
Э, ха, ха, ха.
Мы пойдем, прогуляемся.

21. СЛЕЗЫ МОИ ГОРЮЧИЕ - плясовая

1. (Э) Слезы мои горючие,
Не катитеся из глаз.
Слезы мои горючие,
Не катитися из глаз.

2. Не катитеся из глаз,
Мне теперя не до вас.

3. Мне теперя не до вас,
Расставанье с милым враз.

4. Расставанье-горюванье,
Жизнь-разлука тяжела.

5. Как я в батюшки-отца
Дочь любимая была.

6. Я без пивушка не сяду,
Без калачика не ем.

7. Без милого спать не лягу,
Без надежды никогда.

8. Я хоть лягу, хоть не лягу
На высоком тереме.

9. А где мухи не летают,
Комарики не гудят.

10. Только буйные ветрики
Похаживают.

11. Меня, молоду,
Прохолаживают.

22.УЛИЦА, УЛИЦА
Плясовая. Пели зимой в избе и весной в зеленые святки на улице.

1. (И) Улица, улица,
Да ты широкая,
Травушка-муравушка,
Да ты зеленая.

2. Станьте вы, людюшки,
Право, расступитесь,
Дайте мне, молоде,
Одной разгуляться!

3. Учил меня свекорка,
Как пивушка пити,
Будто я у батюшки
Пива не пивала.

4. Пила я у батюшки
За день по три бочки,
А за вечеринку —
Бочки половинку,
За целую ночку —
Я целую бочку.

5. Улица, улица,
Да ты широкая,
Травушка-муравушка,
Да ты зеленая.

6. Станьте вы, людюшки,
Право, расступитесь,
Дайте мне, молоде,
Одной разгуляться.

7. Учил меня свекорка,
Как хлебушка ести,
Будто я у батюшки
Хлеба не едала.

8. Ела я у батюшки
По три булки за день,
А за вечеринку —
Булки половинку,
За целую ночку —
Я целую булку.

9. Улица, улица,
Да ты широкая,
Травушка-муравушка,
Да ты зеленая.

10. Станьте вы, людюшки,
Право, расступитесь,
Дайте мне, молоде,
Одной разгуляться.

11. Учил меня свекорка,
Как мычки * прясти,
Будто я у батюшки
Мычек не прядала.

12. Пряла я у батюшки
За день по три мычки,
А за вечеринку —
Мычки половинку,
За целую ночку —
Я целую мычку.

* лен.
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:50 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
23. ОХ, И Я, МОЛОДА
Плясовая. Пение сопровождалось прихлопыванием в ладоши. Пелась всегда, особенно по праздникам.

1. (И) Ох, и я, молода,
И одинокая была
Ох, и я ли. молода,
И одинокая была.

2. Одинокая была,
И одиночество мое.

3. Затопила печку, хату,
Сама по воду пошла.

4. Я иду, иду, иду
По матушку по воду.

5. На матушке на реке
Гуси серые сидят,
Гуси серые сидят,
Холодну воду мутят.

6. Размахнула широко,
Почерпнула глубоко.

7. Я брела, брела, брела
До милого до двора.

8. Против милого двора,
Сослучилася беда.

9. Сослучилася беда,
Загорелась слобода.

10. Ох, и что-то за пожар,
Что не жарко горит.

11. Что не жарко, не ярко
Не вспырхивает.

12. Ох, и что то за милой,
Когда любит, когда нет.

13. Когда любит, когда нет,
Когда ходит, когда нет.

14. Ты ходить ко мне ходи,
Да подарочки носи.

15. А подарочки —
Сладки прянички.

24. КАТИЛАСЯ КОЛОДОЧКА С ПЕЧИ - «маслинская»

а
1. Катилася колодочка с печи,
Катилася колодочка с печи,
Ударила хозяина в плечи,
Ударила хозяина в плечи.

2. За то меня колодочка била, (2)
А чтобы меня хозяйка любила. (2)

б
1. Ах, спасибо богатому мужику,
Ах, спасибо богатому мужику,
А что решетом зерна дает,
А что решетом зерна дает.

2. Ах, спасибо хозяюшке в дому, (2)
А что гарнцем мучицу дает. (2)

в
1. Добрый вечер, хозяюшка, тебе,
Добрый вечер, хозяюшка, тебе.
Аль здорова ли семеюшка твоя,
Аль здорова ли семеюшка твоя?

2. Не пытай про семеюшку мою, (2)
Пытай про журлива мужика. (2)

3. Поперек на лавке лежит, (2)
Поперечную речь говорит. (2)

4. А я ему вечерю готую *,
А он меня журит, молодую. (2)

5. А я ему кафтанечку шию **. (2)
А он меня, молодую, в шею. (2)

6. А я ему постелюшку постелю,
А он меня, молодую, об стену. (2)

7. Бил, бил, да все по-маленьку, (2)
Жалеючи меня, молоденьку. (2)

* готовлю ужин.
** шью кафтан.


г
1. Пойду, млада, я на рыночек,
На широкую масляницу,
А куплю я себе курочку
Красную гребенястую.

2. Я красную, гребенястую,
Я чёрную, космоногую,
Посажу я свою курочку
Во избе да на жердочку.

3. Посажу я свою курочку
Во избе на жердочку,
Моя жердочка сломилася,
Моя курочка свалилася.

4. Моя курочка свалилася,
Об земелюшку разбилася,
Ее глазыньки закрылися,
Ее перышки рассыпалися.

25. НА ПРОХОДЕ РАЗВЕСЕЛЫЕ НАШИ ДЕНЬКИ
«Маслинская». Наиболее традиционная. Известна повсеместно.

1. На проходе развеселые наши деньки,
На проходе развеселые наши деньки.

2. Наступают слезовые на нас времена. (2)

3. Чую-вижу, про досаду дома не скажу (2)

4. Я ни матушке, ни батюшке своим родным. (2)

5. Я скажу, скажу подружке своей потайной: (2)

6. — Ты, подруженька-сестрица, жизнь, радость моя! (2)

7. Со всего свету напасти пали на меня. (2)

8. Рассердился друг Ванюша, дружок, на меня. (2)

9. Он и ходит по широкому свойму двору, (2)

10. Укладает белы рученьки, ручки в карман, (2)

11. Вынимает со кармана золоты ключи, (2)

12. Отмыкает, отпирает нову конюшню. (2)

13. Он братает, он седлает ворона коня, (2)

14. Он садится на вороного свойго коня, (2)

15. Он съезжает со широкого свойго двора. (2)

16. — Прощай, Саша, прощай, Саша, душенька моя! (2)

17. Когда лучший дружок найдешь, забудь про меня, (2)

18. А похуже дружок найдешь — вспомни про меня. (2)


Сообщение отредактировал Музыковед - Суббота, 08.02.2014, 23:51
 
МузыковедДата: Суббота, 08.02.2014, 23:54 | Сообщение # 15
Группа: Гости





ВЕСЕННИЕ

26. БЛАГОСЛОВИ, МАТИ

Гукальная. Весну закликали. 25 марта (по старому стилю, в праздник Благовещения), в день прилета птиц, пекли пироги и маленькие пирожки. Маленькие девочки отправлялись с пирожками на бревна или к бане, где лежали кучи пеньковой костры; вдоволь напрыгавшись на копне костры, расстилали платок, садились вокруг него, ломали пирожки и начинали «гукать весну» — пели эту песню.

1. — Благослови, мати,
Весну загукати *.
— Бог благословит.

2. — Весну загукати,
Зиму замыкати.
— Бог благословит.

3. — Весну у челночку,
Зиму у возочку.
— Бог благословит.

4. — Весной у челночку,
Летом у карете.
— Бог благословит.

* зазывать

27. ВИР, ВИР КОЛОДЕЗЬ
Апрельская. Апрельские песни начинали петь, когда разливались весенние ручьи и реки. Исполняли эти песни на улице, чаще всего сидя на бревнах или скамейках, в таких местах, откуда песня звучала особенно «гласно», чтоб ее слышали в соседних деревнях.

1. (И) Вир*, вир колодезь,
Вир, вир студеный,
Ой люли, люли,
Вир, вир студеный.

2. Чего в тебе, колодезь,
Да воды нетути,
Ой люли, люли,
Да воды нетути?

3. — Нетути весны,
Так и нету воды,
Ой люли, люли,
Так и нету воды.

4. Как придет весна,
Так и будет вода,
Ой люли, люли,
Так и будет вода.

5. Князь, князь Васечка,
Да жены нетути,
Ой люли, люли,
Да жены нетути.

6. — Нетути поры,
Так и нетути жены,
Ой люли, люли,
Так и нетути жены.

7. Как придет пора,
Так и будет жена,
Ой люли, люли,
Так и будет жена.

* глубок.

28. РАНО УТРОМ МАНЕЧКА
Апрельская. Пели девушки и женщины у реки во время половодья.

1. Рано утром Манечка
Выходила на берег, на реку.

2. Смотрела Манечка
Вдоль по быстрой реке на воду.

3. Может, плывет, может, плывет,
Яворья-коренье по воде?

4. Может, возьмет, может, возьмет,
Ванечка Манечку, может, возьмет?

5. Вот потонул, вот потонул
Яворья-коренье под воду.

6. Вот обманул, вот обманул
Ванечка Манечку, вот обманул.

7. Вот усплыл, вот усплыл
Яворья-коренье на воду.

8. Вот прибыл, вот прибыл,
Ванечка к Манечке вот прибыл.

9. Вот поведет, вот поведет
Ванечка Манечку под венец.

29. КУКАРЕКУ, ПЕТУШОК
Апрельская. Пели у разлившегося ручья. Песня сопровождалась игрой: парень, взяв за руку девушку, шутя переводил ее по тоненькой жердочке через ручей.

1. Кукареку, петушок,
Кукареку.
Ой люли, ой люли,
Кукареку.

2. Завалился дубок
Через реку.
Ой люли, ой люли,
Через реку.

3. А тамочка* переход
Переходят.
Ой люли, ой люли
Переходят.

4. А Васечка Пашечку
Переводит.
Ой люли, ой люли,
Переводит.

5. — А стой, моя Пашечка,
Не шатайся.
Ой люли, ой люли,
Не шатайся.

6. Ты за правую рученьку
А хватайся.
Ой люли, ой люли,
А хватайся.

* там
 
Форум » Фольклорный архив » Этнографическая библиотека » Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной (Москва 1969 (Г. Павлова))
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск