Из-за лесу, лесу тёмного (Песни Архангельской области)
|
|
дядя_Миша | Дата: Воскресенье, 03.04.2011, 01:21 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Исполнитель: Сборник Название: Из-за лесу, лесу тёмного (Песни Архангельской области) Год выхода: 1982 Страна: Россия (Russia) Стиль: Народный фольклор Качество звука: MP3 @ 320 Кбит/с Размер: 162 Мегабайт
д. Верхо-Паденьга Шенкурского р-на Архангельской обл.: 1. Из-за лесу, лесу тёмного 2. Полно, милый, сокрушаться 3. Не от ветра, не от вихоря 4. Молодость наша молодецкая
д. Кашеевская Коношского р-на Архангельской обл.: 5. Не последний я долгий годичек 6. Не дуйте-ко, ветрочики 7. Из-за лесу, лесу темного 8. Уж ты, воля 9. С-по веселому Дунаю 10. Что на горке на крутой 11. У майорова дворца
д. Уйта Виноградовского р-на Архангельской обл.: 12. Отдала меня маменька 13. Как сказали - Николай, он пива не пьёт 14. Тысяцкой неумоя
Фольклорный ансамбль Ленинградской консерватории (рук. А. Мехнецов): 15. Не стой, верба, над водой 16. Поедемте, братцы, кататься 17. Эко сердце 18. Уж вы, горы, вы горы 19. Не сон долит меня, не дремотушка 20. Соловьюшка 21. Эко сердце 22. На родимой на сторонушке 23. Из-за лесу 24. Как во женском монастыре 25. Эко сердце
Скачать
P.S.: Оригинальную пластинку см. ниже.
http://folklorum.narod.ru/
|
|
| |
Жужу! | Дата: Воскресенье, 14.10.2012, 08:40 | Сообщение # 2 |
Группа: Гости
| Это? http://zhuzhulingo.blogspot.gr/2012/10/blog-post_14.html
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Понедельник, 15.10.2012, 00:20 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Оно самое! Жужу, Вы просто кладезь!
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Понедельник, 15.10.2012, 00:26 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
|
Из-за лесу, лесу тёмного Лирические, плясовые и свадебные песни деревень Верхо-Паденьга, Кашеевская и Уйта, Архангельской области Запись 1983, выпуск 1984. Мелодия С20-21557
From the dark forest Lyrical, wedding and dance songs from the villages of Verkho-Padenga, Kasheyevskaya and Uita, Arkhangelsk region Recorded 1983, published 1984. Мелодия С20-21557
д. Верхо-Паденьга Шенкурского р-на: 1. Из-за лесу, лесу тёмного (лирич.) 2. Полно, милый, сокрушаться (лирич.) 3. Не от ветра, не от вихоря (свадебн.) 4. Молодость наша молодецкая (лирич.)
д. Кашеевская Коношского р-на: 5. Не последний я долгий годичек (лирич.) 6. Не дуйте-ко, ветрочики (лирич.) 7. Из-за лесу, лесу темного (свадебн.) 8. Уж ты, воля (лирич.) 9. С-по веселому Дунаю (хороводн.) 10. Что на горке на крутой (хороводн.) 11. У майорова дворца (хороводн.)
д. Уйта Виноградовского р-на: 12. Отдала меня маменька (свадебн.) 13. Как сказали - Николай, он пива не пьёт (свадебн.) 14. Тысяцкой неумоя (свадебн.)
Загрузка: http://www.mediafire.com/?77iixyp55s04cwq
Источник: http://zhuzhulingo.blogspot.gr/2012/10/blog-post_14.html
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Суббота, 20.10.2012, 23:28 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Сторона 1 Лирические песни 1. ИЗ-ЗА ЛЕСУ, ЛЕСУ ТЕМНОГО — 4.42 2. ПОЛНО, МИЛЫЙ, СОКРУШАТЬСЯ — 3.24 3. НЕ ОТ ВЕТРА, НЕ ОТ ВИХОРЯ, свадебная песня — 3.38
Лирические песни 4. МОЛОДОСТЬ НАША МОЛОДЕЦКАЯ — 4.02 5. НЕ ПОСЛЕДНИЙ Я ДОЛГИЙ ГОДИЧЕК 2.35 6. НЕ ДУЙТЕ-КО, ВЕТРОЧИКИ — 1.56
Сторона 2 7. ИЗ-ЗА ЛЕСУ, ЛЕСУ ТЕМНОГО, свадебная песня — 2.37 8. УЖ ТЫ, ВОЛЯ, лирическая песня — 1.15
Хороводные песни 9. С-ПО ВЕСЕЛОМУ ДУНАЮ — 3.09 10. ЧТО НА ГОРКЕ НА КРУТОЙ 1.27 11. У МАЙОРОВА ДВОРА 1.42
Свадебные песни 12. ОТДАЛА МЕНЯ МАМЕНЬКА 2.30 13. КАК СКАЗАЛИ — НИКОЛАИ, ОН ПИВА НЕ ПЬЕТ — 3.37 14. ТЫСЯЦКОЙ НЕУМОЯ — 2.16
ФОЛЬКЛОРНЫЕ АНСАМБЛИ ДЕРЕВЕНЬ ВЕРХО-ПАДЕНЬГА ШЕНКУРСКОГО РАЙОНА (1—4), КАШЕЕВСКАЯ КОНОШСКОГО РАЙОНА (5—11), УЙТА ВИНОГРАДОВСКОГО РАЙОНА (12—14) АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Из-за лесу, лесу тёмного
Лирические, плясовые и свадебные песни деревень Верхо-Паденьга, Кашеевская и Уйта, Архангельской области
Предлагаемые на пластинке записи народных песен знакомят слушателей с музыкальными традициями центральных районов Архангельской области — Коношского, Шенкурского, Виноградовского. Эти традиции в целом принадлежат своеобразной песенной культуре, сложившейся на Русском Севере в результате длительного и сложного процесса земледельческого освоения края выходцами из различных центров древнерусского государства.
Основу севернорусского песенного стиля составляет комплекс элементов музыкально-поэтического языка, связанный с этнокультурными традициями славянской общности на территории псковско-новгородского ареала.
Удивительное многообразие диалектных форм местных песенных традиций характерно для Русского Севера. В Беломорье, Заонежье на Сухоне, Ваге, Двине, Пинеге, Печоре, Мезени и в других районах сложились локальные песенные центры. Среди них неповторимым своеобразием песенной культуры выделяется важско-двинский регион, также неоднородный по своим музыкально-стилевым особенностям. Здесь местные песенные центры сформировались на Кулое, Кокшенье и Устье (включая территорию Шенкурского района), в низовьях Ваги (распространяясь в северной части Виноградовского района).
Эти особенности и отражают песни в исполнении ансамблей деревень Верхо-Паденьга Шенкурского района, Кашеевская Коношского района, Уйта Виноградовского района Архангельской области.
До наших дней в памяти жителей многих деревень на Ваге и Двине сохранились свадебные, лирические, хороводные песни, обряды. Широко распространены на Ваге свадебные причитания и песни, образующие развитую музыкально-поэтическую систему. Верховья Ваги богаты музыкально-поэтическими формами сольных и хоровых причитаний. В нижнем ее течении в Шенкурском районе преобладают свадебные песни.
Важное место в песенной культуре этих мест принадлежит лирическим песням. Многие из них являются лирической «классикой». Во всем многообразии песенной лирики, отличающейся по своим музыкально-стилевым признакам, выделяется ранний слой лирических песен, возникновение которых мы относим к начальному периоду формирования интонационного словаря русской песенности. Характерные особенности этого слоя связаны с интонированием в объеме малых интервалов, что роднит эти песни с календарно-обрядовыми и эпическими формами (на пластинке это песни «Полно, милый, сокрушаться», «Не последний я долгий годичек», «Уж ты, воля»).
В узкообъемной лирике характерные особенности стиля Русского Севера находят выражение в подчеркнутом значении графики напева, в отличие от стиля юга России, где на первом плане оказывается колорит звучащего комплекса голосов. В северной лирике этого типа ведущим элементом выразительности становится изысканное мелодическое плетение голосов на основе «линеарного» развития, где возникающие созвучия связаны с гетерофонной природой многоголосия.
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Суббота, 20.10.2012, 23:28 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| В жанровой системе важско-двинского региона широко представлены хороводные песни. Это традиционные, так называемые «уличные» и «вечёрочные» хороводы, включающие такие хореографические формы, как круг, движение рядами, «завивание» и другие. Вероятно, богатство музыкально-поэтических и хореографических форм хороводных песен этих районов предопределило традицию развернутых хороводных циклов, объединяющих в строгую последовательность несколько разных хороводов.
Самостоятельную, многосоставную группу образуют и более поздние танцевальные жанры, возникшие на основе традиционных элементов хореографии (местные типы кадрилей).
Каждый из записанных на пластинке ансамблей представляет наиболее яркие особенности местных песенных традиций. В репертуаре певиц деревни Верхо-Паденьга преобладают лирические песни. Характерной особенностью этих песен являются протяженные внутрислоговые распевы.
Свадебная песня «Не от ветра, не от вихоря» исполнялась «на рукобитье». Характер распева и композиционное строение строфы (она включает запевную часть) связывают свадебную песню с выразительными особенностями, присущими лирическим песням.
Студийная запись не может в полной мере воссоздать звучание песни в ее естественной, бытовой ситуации. На качестве исполнения, безусловно, сказался и преклонный возраст исполнителей. Тем не менее песни в исполнении ансамбля деревни Верхо-Паденьга свидетельствуют о богатстве местной традиции.
Лирические песни, напетые певицами деревни Кашеевская, принадлежат к традиционному слою узкообъемной лирики. Песня «Уж ты, воля» исполнялась летом, когда «по песням ходили на горушке». Чаще ее пели на свадьбе — «за два дня до венца у невесты собирались девушки, дары катали» (на столе наворачивали на каток). Откатают, невеста провожает подружек на улицу, причитает, а девушки поют «Волюшку».
Лирическая песня «Не дуйте-ко, ветрочики» широко распространена в селах на средней Сухоне и ее притоках. В деревне Кашеевская она пелась на свадьбе, когда встречают жениха, приехавшего накануне венчального дня «на смотры».
Во многих областях России встречается сюжет свадебной песни «Из-за лесу, лесу темного». В местной традиции она имеет своеобразный мелодический распев.
Развернутая музыкально-поэтическая система свадебного обряда, характерная для этих мест, включает и «игровые», «кареводные» песни. В деревне Кашеевская «кареводы играли на вечерованье, в святки и в свадьбу (невесту проигрывали). У невесты — смотры, а девки уходят играть, невестой и изба выпрошена». В отличие от лирических и свадебных песен «кареводы» по традиции исполняются в высоком регистре, «тонкими» голосами.
Знакомство с ансамблем деревни Уйта произошло в 1980 году, во время экспедиции на Северную Двину, которая проводилась совместно сектором фольклора Института русской литературы (Пушкинский дом) и Лабораторией народного творчества Ленинградской консерватории.
Включенные в пластинку записи трех свадебных песен составляют лишь небольшую часть самобытного, обширного репертуара этого ансамбля. Напевы этих песен, отражающие основные музыкальные формы уйтинской свадьбы, чрезвычайно характерны для традиций центральной Двины и ряда районов Русского Севера. Певицы деревни Уйта покоряют мастерством ансамблевого пения, искусством мелодического варьирования, ярким колоритом звучания.
Ансамбли деревень Верхо-Паденьга, Кашеевская, Уйта известны не только у себя в области. Они были гостями Ленинграда, принимали участие в этнографических концертах 1979, 1981 годов в Ленинградском Доме композиторов.
Песни в исполнении архангельских певиц имеют большую художественную и научную ценность. Старинные песни в их подлинном звучании, сохраняющем неповторимое своеобразие и красоту музыкальных и поэтических образов, несомненно, обогатят наши знания истоков отечественной музыкальной культуры, будут служить опорой в поисках новых путей развития современного профессионального и массового самодеятельного творчества.
В подготовке пластинки принимали участие сотрудники Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом) Ю. И. Марченко и А. Ю. Кастров, сотрудники Лаборатории народного творчества Е. И. Мельник и И. Б. Толстикова. Вся работа проводилась под руководством заведующего Лабораторией народного творчества А. М. Мехнецова.
И. Толстикова
Оцифровка текста: http://www.perunica.ru/miusik....84.html
|
|
| |
|
Меню сайта
Календарь
Block content
|