Мы продолжаем знакомить вас с секретами церковного пения. И очередную статью из этого цикла предлагают уже хорошо знакомые нам Виктория Голубкова и Наталья Никольская. Пение, которое мы слышим в наших храмах: хоровое, многоголосное, театральное, даже скажу филармоническое... Многие кривятся, слыша такое пение, и тоскуют по услышанным во время паломничества монастырским молитвенным песнопениям. Но делать нечего, идешь в большой храм, в собор – готовься к партесу. Давайте поближе познакомимся с этим певческим направлением...
Мы продолжаем разговор об изготовлении гуслей звончатых (см. № 2, 2003 г.). На этот раз с руководителем хора рожечников, мастером по деревянным музыкальным инструментам, прекрасным музыкантом, собирателем древних музыкальных инструментов, концертмейстером фольклорного ансамбля «Веретенце» Борисом Серафимовичем Ефремовым.
По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных групповых плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски.
Песенный фольклор казаков Верхнего Дона: проблемы изучения и сохранения
В последние годы заметно вырос интерес к донскому фольклору, но в то же время остро встала проблема сохранения и использования подлинно народной песни в репертуаре современных исполнителей. В данной работе рассмотрена история собирания и сохранения казачьих старинных песен Верхнего Дона, а также причины принижения и недооценки песенных народных традиций, в том числе казачьих.В основу изучения проблемы положены, в основном, материалы, полученные во время встреч, бесед с исполнителями народных песен хуторов и станиц Верхнедонского, Шолоховского, Боковского районов Ростовской области, Нехаевского и Кумылженского районов Волгоградской области, с руководителями фольклорных ансамблей, энтузиастами-любителями народного искусства, а также сведения, полученные в фольклорных экспедициях студентов Ростовского государственного педагогического института во главе с учёным-фольклористом Фёдором Викторовичем Тумилевичем в 70-е годы.
Давидова Мария Георгиевна Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.
Описание Моглевского вертепа в записи Романова (Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Быт белорусса. Вильна, 1912. С.73.) Могилевская звезда. (Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып.5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи. Витебск, 1891. С. 283-284) Описание звезды в Могилеве. Могилевские звездари. Описание выступления могилевских звездарей. Текст драмы. I. Ирод. II. Жанровые сцены.
Вертепное представление в контексте традиционной христианской культуры
Давидова Мария Георгиевна Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.
Вертепный театр есть пространство, живущее и строящееся по законам словесного текста, или текст, живущий и организованный по законам традиционного пространства. Пластическая архитектоника вертепной драмы обусловлена рядом культурных символов, вербализующихся отчасти в самом представлении, отчасти в других символических системах, хорошо знакомых зрителю ХIХ века. Последние (время церковного календаря, богослужение, духовный стих) в определенных тематических срезах содержат в себе в развернутом виде те смысловые комплексы, которые присутствуют в вертепе имплицитно, в свернутом состоянии.
Давидова Мария Георгиевна Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.
Время вертепного представления с одной стороны – это время собственно драмы, с другой стороны – время обряда, потому что вертепное действо обладает как признаками театра, так и признаками обрядовой системы. Вертепный театр, конечно, не является обрядом в собственном смысле этого слова, т.е. показ драмы не обладает силой изменять душу и тело человека. Однако, вертепное микро-действо, вписанное в обрядовое время христианских Святок, является символом макро-действа храмового богослужения.
Давидова Мария Георгиевна Преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии и Института живописи имени Репина, кандидат искусствоведения.