Народные песни Орменки (М.Н.Аксёнов. Брянск, 2005)
|
|
дядя_Миша | Дата: Четверг, 20.09.2012, 03:08 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
|
М.Н.Аксёнов. Народные песни д.Орменки Выгоничского района Брянской области. Исполняет Фетисса Фёдоровна Нестерова, 1933г.р.
01 А в мине у молодой муж ревнивай ("святошная") 01:06 02 Васютка па волыге гуляла ("святошная") 1:20 03 Э, Ягор, ты Ягорушка ("святошная", вечерошная) 1:03 04 На море сера вутушка ("свадёбная") 3:19 05 А ня стыдно табе Татьянушка ("свадёбная") 0:37 06 Зиму-лето сосёнушка ("свадёбная") 0:53 07 А горошек мой белый ("свадёбная", под песню плясали) 1:00 08 Ой звон звенит ("свадёбная", пели, когда жених приезжал за невестой) 1:54 09 Ой, сахорное мае яблочка (свадёбная) 2:00 10 Лист, ты мой лист лебединый (масленая) 1:52 11 А что ж ты наш гулюшка (лирическая) 0:59 12 Как на горке, на прекрасе (масленая) 1:38 13 Да чаго река пьяна (масленая) 1:37 14 Раскидався дуб зеленый (лирическая) 2:10 15 Крикнули два ледебя 2:40 16 Закувала зезюлечка (лирическая) 2:17 17 Смиренная беседушка (лирическая) 4:01 18 А гарела поля, гарела (семицкая; пели, когда кумились) 1:36 19 И шел Ванюшка горою 2:24 20 Как по улице по шведской (плясовая) 0:57 21 А вздумай, взгадай друг любезнай (лирическая) 1:30 22 У ладо да Иванушке шапка (свадёбная, когда приходили сваты) 2:12
Бонус: 23 Не будь, Дуня, благородна, лирическая 1:02 24 А батюшка мой родимый (причитание невесты) 1:42 25 Вышел Ваня на крылечко (жнивная) 2:09 26 На горе, на прекрасе (масленичная) 2:34 27 Про кота 1:38
Общее время - 48:25
№№1-22 Исп.: Фетисса Фёдоровна Нестерова, 1933г.р., запись 2004г. М.Н.Аксёнов
Скачать - 63 Мб: http://narod.ru/disk....ar.html
Скачать книгу - М.Н.Аксёнов. Народные песни Орменки. Брянск, 2005 - 4 Мб: http://yadi.sk/d/rr6xzWTuFcVBK
Источник: http://vk.com/id4039619 http://vk.com/club11227792
|
|
| |
Жужу! | Дата: Вторник, 25.09.2012, 00:01 | Сообщение # 2 |
Группа: Гости
| Где можно купить это?
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 25.09.2012, 12:44 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Этого я, к сожалению, не знаю Собрал из Вконтакта)
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Понедельник, 05.11.2012, 03:25 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
|
Скачать книгу - М.Н.Аксёнов. Народные песни Орменки. Брянск, 2005 - 4 Мб: http://yadi.sk/d/rr6xzWTuFcVBK
М.Н.Аксёнов, "Народные песни Орменки", Брянск, 2005г. Народные песни д. Орменки Выгоничского р-на Брянской области. Предисловие В.П.Алексеева. Книга издана по заказу Брянского государственного объединенного краеведческого музея. Тираж 1000 экз.
Книгу можно приобрести в Брянском краеведческом музее, в кассе с 10 до 17 час., выходной день - понедельник.
Источник: http://vk.com/club11227792
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 06.11.2012, 01:24 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Комментарии этномузыколога Ирины Савельевой, научного сотрудника НЦНМ им. К.В.Квитки московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского к книге М.Н.Аксёнова "Народные песни Орменки".
Васютка па волыге гуляла ("святошная") (стр. 12) В тексте отсутствует зачин - девушку выдали замуж за "Васютку - недоростка". По какой-то причине родителям был выгоден этот брак, но парень ещё не достиг брачного возраста и много младше невесты. Часто при этом у девушки уже был жених...
Да чаго река пьяна (масленая) (стр. 17) Одна из уникальных, очень древних "кольцевых" форм, на восточной Брянщине они сконцентрированы именно в масленской обрядности - масленские женские узкообъёмные (квартовые) лирические песни. Балладный сюжет в таких песнях - норма.
А что ж ты наш гулюшка (лирическая) (стр. 35) Ранняя узкообъёмная лирика с устойчивыми музыкально - стилистическими характеристиками "летних" песен (здесь - покосная).
Крикнули два ледебя (стр. 43) Вариант формульного масленского напева "Давно, давно я у батюшки была". Жаль,что в одноголосном изложении и почти без мелодических вариантов. Без орменских исполнительниц восстановить это уже нельзя - архитектоника гетерофонии довольно сложная.
К стр. 48 №9 "Смирёная беседушка". Это лирическая песня. Она приурочена здесь к Троице, но не является обрядовой. В других регионах она поётся в разные периоды года на гуляниях (весной, летом) и за столом (отсюда народное названия "беседная"). Стол мог быть и на свадебном гулянии, но всё равно по жанровым характеристикам эта песня - лирическая. Для того, чтобы назвать её обрядовой, она должна обладать лаконичным формульным политекстовым напевом с интонациями зова-клича (восходящая квартовая ячейка с заполнением вниз) или заклинания (нисходящая терцовая ячейка) - как и обрядовые напевы - формулы. Что касается ритмики, то она как раз является здесь самым консервативным элементом, и именно общая ритмика связывает варианты всех локальных "Беседушек" (распетые они или как здесь - лаконичные).
К стр. 59 По поводу определения "кричащий тембр". При всём уважении к авторам издания - такого тембра не существует. Народное выражение "скричать песню" - есть, а тембра такого - нету-тки. Если бы все обрядовые песни в Брянской области исполнялись действительно "на крике" - мы имели бы сплошную истерику с ранней весны до поздней осени и сумбур вместо музыки, а это совсем не так. На крике невозможно исполнять сложнейшую гетерофонию с мелизматикой, которую ещё недавно можно было слышать в каждом селе. Вместо "кричащего тембра" есть обрядовый окрашенный звук в высокой тиссетуре, направленный определённым образом в пространство, с определёнными устойчивыми характеристиками. Есть устойчивая манера исполнения, и так далее - по списку. То есть - исполнение обрядовых песен обладает совокупностью характеристик и признаков, которые определяют музыкальный облик традиции села или нескольких сёл. Словосочетание "кричащий тембр" в применении к традиционным обрядовым песням Брянской области (и других областей - тоже) просто не имеет смыла. Младенец новорожденный - тоже кричит...
К стр. 60. Про многоголосие в Орменке (которого в сборнике нет). Термины "сольная партия" и "побочная партия" здесь неприменимы - это другая музыкальная культура. В ранних обрядовых формах (календарь, свадьба) - бурдонная гетерофония имеет очень интересный и непростой вид. Из нескольких человек в ансамбле одна действительно выходит наверх ( взлёт на терцию), по отношению к остальным она солирует. Но при этом её линия часто приходит к ним обратно в унисон. Остальные исполнительницы импровизируют (!) ниже, ведут мелодическую линию на трёх звуках, постоянно "перехватывая" бурдон друг у друга. Это тончайшая мелизматическая вязь, совершенно фантастическая, и без многоканальной записи там разобраться не получится. Они идеально припеты - тембральные различия не слышны, а в кадансе звучит такой унисон, что слышен не только октавный обертон, но и квинтовый. Таким был орменский ансамбль в 1970-80-х годах.
http://vk.com/album-11227792_104361422
|
|
| |
|
Меню сайта
Календарь
Block content
|