Песни Уральских казаков (1998)
|
|
Музыковед | Дата: Понедельник, 24.02.2014, 02:57 | Сообщение # 16 |
Группа: Гости
| Наиболее своеобразным элементом жанрового ядра в песенной системе уральских казаков является протяжная песня, что видно в сравнении публикуемых уральских материалов с их вариантами из сборников, посвященных другим локальным стилям России. Вариантов протяжных песен уральских казаков в известных нам источниках обнаружить не удалось, что еще раз подтверждает высказанную ранее мысль об оригинальности этого песенного пласта. Напротив, строевые, поздние песни “внешнего быта”, а также беседные, “скоморошины” и “припевки” имеют немало аналогов в фольклоре донских, кубанских, оренбургских казаков, семейских Забайкалья, традициях Зауралья, Сибири, Поволжья. Они обнаруживают родство с жанрами позднего стилевого слоя, в меньшей мере представляющими особенности каждой из локальных жанровых систем.
Предпринятое исследование – это своего рода эскиз к будущему “портрету” певческой культуры уральского казачества. Как представляется, обозначенная в настоящей статье диалектика локального и общенационального, русского и иноэтнического должна стать одним из основных направлений в ее дальнейшем изучении.
|
|
| |
Музыковед | Дата: Понедельник, 24.02.2014, 02:58 | Сообщение # 17 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Статус: Offline
| ПРИМЕЧАНИЯ
1 Временем официального рождения Яицкого казачьего войска считается 1591 г. – дата первой “службы” яицких казаков, участвовавших в военных походах Московского государства, еще не будучи официально подчиненными русскому царю (см.: Казачьи войска: Хроника гвардейских казачьих частей/ Под.ред. В.К. Шенк. Сост. В.Х. Казин. АО ”Дорваль”, 1992. Репринт. изд. работы 1912 г. С.215; Фролова А.В. Уральское казачество: (Краткий историко-этнографический очерк) // Этнографическое обозрение. 1995. №5. С.39,47).
2 Круг – главный орган власти в казачьем войске. На круге происходили выборы атамана, прием в войско, распределение жалованья, решались судебные вопросы и т.п.
3 См.: Бородин Н. Уральское казачье войско. Уральск, 1891. Т.1-2; Энциклопедический словарь Ф.Павленкова. СПб., 1905. Кол.2848; БСЭ. 3-е изд. Т.11. М.,1973. С.175-177. Кол.511-588; Т.30(1978).С.475.Кол.1411-1412; История казачества Азиатской России. Екатеринбург. 1995. Т.1.Гл.1.1.
4 См.: Малеча Н.М. Уральские казаки и их диалект // Учен.зап. Урал.пед.ин-та им. А.С.Пушкина. Уральск, 1956. Т.3. Вып.2. С.276.
5 См.: Витевский В.Н. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти. Казань, 1878. С.2.
6 См.: Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, забав, вероисповеданий. СПб.,1799; Железнов И.И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков / Под ред. Н.А. Бородина. 3-е изд. СПб.,1910. Т.1. С.1; Русские: Историко-этнографический атлас / Под ред. В.А. Александрова, В.И. Козлова, П.И.Кушнера , М.Г. Рабиновича. М., 1967. С.202.226-228, 230-231,257; Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987. С.260,257-277.
7 См.: Малеча Н.М. Указ. Соч. С.262.
8 См.: История казачества Азиатской России. Т.1. С.220; Фролова А.В. Указ. Соч. С.39.
9 Багренье – зимний лов красной рыбы баграми в р. Урал. Плавни – лов красной рыбы плавной сетью, нижней своей частью (хребтиной) плывущей по дну реки и “срезающей” рыбу.
10 См.: Фролова А.В. Указ. Соч. С.42-47.
11 См.: Фролова А.В. Указ. Соч. С. 47; История казачества Азиатской России. Т.1. С.220.
12 См.: История казачества Азиатской России. Т.1. С.220; Фролова А.В. Указ. Соч. С.17.
13 См.: Коротин Е.И. Фольклор уральской казачьей метрополии в Казахстане и казачьей диаспоры в Средней Азии // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Русский фольклор в инокультурном окружении : Сб.науч. тр. Вып.6. М.,1995. С.99-110; ДмитриевВ.В. Уральские казаки Амударьинского отдела и их песни // Там же. С.111-116. Исследователи упомянают лишь единичные примеры проникновения тюркоязычной лексики в песенный фольклор уральских казаков. Так, О.Б. Гузикова и Е.И. Коротин пишут в этой связи об эпизоде местной свадьбы “поиски телки”, который разыгрывался его участниками на казахском языке (см.: Гузикова О.Б., Коротин Е.И. Реконструированный свадебный обряд уральских казаков // Фольклор Урала. Бытование фольклора в современности (на материале экспедиций 60 – 80-х годов): Межвуз. Сб. науч. Тр. Свердловск, 1983. С.137) В.В. Дмитриев отмечает бытование у уральских казаков частушек со смешанной русско-узбекской лексикой (см.: Дмитриев В.В. Указ. Соч. С.113-114).
14 См., в частности : Железнов И.И. Указ. Соч. Т. 1-3; Щербанов Н.М. Песенный фольклор уральских казаков в записях И.И. Железнова // Фольклор Урала. Народно-песенное творчество. Свердловск, 1977. С.62-80; Он же. Легендарно-мифологические повествования уральских казаков и действительность // Фольклор Урала. Фольклор и историческая действительность. Свердловск, 1980. С.94-104; Он же. Уральские былины в записях Н.М. Малечи / Публикация Н.М. Щербанова // Из истории русской фольклористики. Л., 1990. Вып.3. С.219-223; Коротин Е.И. Историческая основа лиро-эпической песни о походе яцких казаков в Хиву // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков. Свердловск, 1982. С.84-93; и др.
15 См.: Сборник уральских казачьих песен. Собрал и издал Н.Г. Мякушин. СПб., 1890 (нам известен по описаниям); Коротин Е.И. Фольклор яицких казаков. Алма-Ата, 1982.
16 См.: Песни уральских казаков. Записали Александра и Владимир Железновы. СПб.,1899.
17 Дифференциация казачьего фольклора на жанры “внешнего” и “внутреннего” быта предложена исследователем донской традиции А.М.Листопадовым (см.: Песни донских казаков / Под общ. Ред. Г.Сердюченко. М.,1949. Т.1. Ч.1. С.22).
18 Рудиченко Т.С. Певческая традиция донских казаков: К проблеме самобытности: Автореф. Дис. канд. Искусств. Ростов н/Д., 1995.
19 Рассмотрение отдельных сторон стиля мужских уральских казачьих песен предпринято в дипломной работе О.И. Шиловой “Песенный фольклор уральских казаков” / Рук. Т.И.Калужникова. Свердловск: Уральская государственная консерватория, 1987.
|
|
| |
Музыковед | Дата: Понедельник, 24.02.2014, 02:58 | Сообщение # 18 |
Группа: Гости
| 20 Типология ритмических форм традиционной русской песни и методы их анализа представлены в работах: Банин А.А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная фольклористика. Вып.2. М., 1978. С.117-157; Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. М., 1993.
21 Аналогичные закономерности отмечает Т.В.Дигун в организации донских протяжных песен (см.: Дигун Т.В. Протяжные песни донских казаков: Автореф. Дис. … канд. искусств. М., 1989. С.7.)
22 См.: Астахова А.М. Вопросы изучения донской былины // Народная устная поэзия Дона. Ростов н/Д, 1963. С.51; Былины. Русский музыкальный эпос. С.369-370.
23 Даль И.В. Полн. Собр. Соч.: В 10-ти т. Т.6. СПб., 1897. С.251.
24 В связи с подголоском как ярчайшим, но пока еще не вполне исследованным мелодическим феноменом ряда мужских казачьих традиций напомним гипотезу А.А.Гордеева о сходстве донского “дисканта” – вокализма (подголоска, исполняющегося без слов) с флейтовыми наигрышами степных народов, а также наблюдение Т.С.Рудиченко о том, что “в армейской традиции роль подголоска, украшающего напевы строевых и плясовых песен, выполняет кларнет” (См.: Гордеев А.А. История казаков. Ч.1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991. С.75; Рудиченко Т.С. Указ. Соч. С.24.).
25 Об инструментальной музыке этих народов см., в частности: Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка / Под общ. ред. В.Беляева. 2-е изд. Ашхабад, 1979. Т.1; Беляев В. Очерки истории музыки народов СССР. М., 1962. Вып.1; и др.
26 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга 2: Интонация. Л., 1971. С.286.
27 Асафьев Б. Избранные труды. М., 1955. Т.4. С.73.
28 См.: Ливанова Т.Н. Сборник кантов XVIII в. М., 1952. Ч.1. №9. Специальному рассмотрению связей стиля казачьих строевых песен кантами посвящена статья автора этих строк “Роль кантовости в казачьем песенном фольклоре” // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков. С.94-112.
29 См.: Рудиченко Т.С. Указ. Соч. С.13.
30 Эти темповые показатели нельзя считать абсолютно точными, поскольку записи были сделаны нами в экспидиционной, а не в реальной бытовой обстановке исполнения строевых песен от певцов преклонного возраста, склонных – в силу возрастных физиологических особенностей организма – к несколько замедленному воспроизведению моторных процессов.
31 Сведения о масленичных “рыбачьих челнах” со ссылкой на местного писателя и краеведа Н.Ф.Савичева приведены в “Истории казачества Азиатской России” Т.1.С.233.
32 К такому методу обратились, например, О.Б.Гузикова и Е.И.Коротин в статье: Реконструированный свадебный обряд уральских казаков. С.120-137. Этот же метод был положен и в основу нашего рассмотрения казачьей свадьбы прежде всего с точки зрения ее музыкально-драмотургических закономерностей.
33 В Зеленовском районе о свадьбе рассказывали П.К.Плетнева (пос. Большой Чаган), А.И.Донсков (пос. Круглоозерный), В.А.Черноярова (пос. Скворкино), В.М.Яшков (пос. Скворкино); в г.Чапаеве – А.П.Краденова; в г.Уральске – А.А.Сахарнова, Е.Г.Олонина, В.С. Ширявсков.
34 Инициационная (от лат. Initiatio – совершение таинств), связанная с инициациями, посвятительными обрядами, служившими для перевода юношей и девушек в возрастную группу взрослых мужчин и женщин.
35 Характеристике двух основных типов восточнославянских свадебных обрядов посвящена работа: Ефименкова Б.Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: (проблемы регионального исследования): Тез.докл.науч.-практ.конф. М., 1987. С.8-13.
36 Н.И.Дорофеев считает элементы раздельноречия одним из специфических признаков в протяжных песнях семейских Забайкалья. См.: Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М., 1989. С.19-21.
37 Приведенные слова Ф.А. Рубцова относятся к смоленским беседным песням, которые тождественны уральским казачьим по своей социаьно-бытовой функции. См.: Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940 гг. / Сост., расшифровка, коммент. Ф.А.Рубцова. Л., 1991. С.146.
38 Те же тенденции отмечает Т.С. Рудиченко в исполнении донских мужских песен. См.: Рудиченко Т.С. Указ. соч. С.26
Об авторе: http://www.uralconsv.org/izdaniya/11-2011-02-04-09-55-04
Источник: http://www.kraeved74.ru/index.php?name=content&op=view&id=53
|
|
| |
|
Меню сайта
Календарь
Block content
|