Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Воскресенье, 22.12.2024, 20:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Певческая традиция с. Камень Стародубского р-на Брянской обл - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Певческая традиция с. Камень Стародубского р-на Брянской обл
МузыковедДата: Вторник, 17.01.2017, 13:56 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 463
Репутация: 0
Статус: Offline


Певческая традиция села Камень Стародубского района Брянской области

http://www.culture.ru/objects....oblasti

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский

Автор описания: С.А.Латышева (к.иск., РАМ им. Гнесиных, ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур, ст. научный сотрудник, Москва, ул. Поварская, 30/36 folkgnesin@yandex.ru (495) 691-27-90

Экспедиция: Российская Академия Музыки имени Гнесиных

Год, собиратели: 2011 - С.А. Латышева, И.Н. Лайков, В. Хорошавина, А. Калачева

Место фиксации: Брянская область, Стародубский район, село Камень

Место хранения: Архив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных

Библиография: Савельева Н.М. Региональная стилистика русской народной музыки. Русско-белорусско-украинское пограничье: Исследование. М., 2005, Свитова К.Г. Народные песни Брянской области. М., 1966.

Дата публикации: 20.09.2015


АУДИО
01. Щедровка хозяину «Ой дома-дома»
02. Щедровка замужней женщине «Что й у Ивана»
03. Щедровка девушке «А чего ты, рожечка»
04. Песня «Ой да ты козухна», сопровождавшая обряд вождения козы
05. Масленичная песня «Масленица-щебетуха»
06. Масленичная песня «Заворковали голуби на заре»
07. Хороводная песня «Что й у барина»
08. Свадебная песня «Ой тёща зятя на вечерю ждала»
09. Свадебная песня «С-под венца Леночка»
10. Лирическая песня «Рано ты, калиница, в поле расцвела»
11. Весенняя песня «Не стой, верба, над водою»

Исполнители: Данченко Вера Васильевна, 1940 г.р., Синельникова Надежда Сидоровна, 1953 г.р., Оснач Елена Николаевна, 1974 г.р., Межуева Валентина Петровна, 1940 г.р., Межуева Наталья Сергеевна, 1940 г.р.

ВИДЕО
01. Щедровка для парня «Пошли девочки в лес»
02. Хоровод «Что й по лугам»
03. Весенняя песня «Лятел пивень через рэку»

Скачать - 36 Мб:
https://cloud.mail.ru/public/2FAB/47Tmqq2K3

Источник: http://www.culture.ru/objects....oblasti
Прикрепления: 9351103.jpg (117.6 Kb)
 
МузыковедДата: Вторник, 17.01.2017, 13:59 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 463
Репутация: 0
Статус: Offline
Среди городов Брянского края Стародуб в документах прошлого упоминается раньше других. Впервые о нём говорится в «Поучении» Владимир Мономаха 1080 года, а об осаде Стародубской крепости в 1096 году свидетельствует Лаврентьевская летопись. Стародуб долгое время находился на юго-западной окраине русского государства и служил защите его границ.

В Стародубье зафиксирована достаточно хорошая сохранность корневых пластов традиционной культуры, комплекса обрядовых практик и аутентичного фольклора. Чрезвычайно показательна в этом отношении традиция одного из обследованных населённых пунктов района – села Камень. Оно расположено в 10 километрах на юго-запад от районного центра.

Обрядовая и песенная культура села Камень обнаруживает сходство с традициями пограничных со Стародубским Клинцовского, Погарского и Унечского районов, для которых характерно доминирование в жанровой системе свадебных, хороводных и поздних лирических песен.

В селе зафиксированы свадебные, хороводные, лирические и календарные песни. Календарный цикл представлен здесь жанрами святочного периода – щедровками и песнями, сопровождавшими вождение козы, и масленичными песнями, исполнявшимися в пору гуляний на Масленицу.

Щедровки, звучавшие во время обходов дворов под старый Новый год, дифференцированы по адресатам: их пели парням (Видео 01), девушкам, замужним женщинам и хозяевам (Аудио 01–03). Щедровки представлены несколькими напевами. На один из них поются тексты, предназначенные для хлопцев и замужних женщин (ср. Видео 01 и Аудио 02). При этом было зафиксировано два текста, адресованных парням:

Пошли девóчки в лес па ягáдки. Саколя!
Саколя ясен, паничу красен, Иванька!*[1]
Ягад не набрали, в лесу заблудили.
– Маладой Иванька, выведи з лесу.
Дадим мы табе сто рублей грошей.
– Грошей не бяру, з лесу не вяду.
– Дадим мы табе красную панну.
– Панначку беру, из лесу вяду.
Паздаравляем мы з Новым годам!

Што ў рябцы-рябцы чеўночек плыве. Рай коня!
Рай коняченька, сам кавалерам Иванька!*
Тут и ў чеўночку сидить Иванька.
Сидить Иванька, стружечка стружа,
Стружечки стружа, с коникам тужа.
Стружечки стружа, в воду пуская,
– Плываитя, стружки, да маей дружки.
Паздаравляем мы с Новым годам!

Обряд вождения козы сопровождался в селе Камень песней «Ой да ты козухна» (Аудио 04):
Ой да ты козухна,
Ой да ты мамухна,
Разыйдися ты,
Развесялися ты.
Мерачка аўса,
Штоб каза сыта.

Местные масленичные песни представляют собой краткие музыкально-поэтические образцы (Аудио 05):

Масленица-щебетуха,
Пратянися ты хоть да Духа.

Масленица белая,
А хто не женился, пускай бегая-бегая.

Интересна масленичная песня «Заворковали голуби на заре» (Аудио 06), которая исполняется на один из свадебных напевов (Аудио 08).

Весной – с Пасхи до Вознесения – в селе Камень водили хороводы. Они имеют две хореографические формы: 1) круг в круге с периодической сменой направления движения (Видео 02); 2) движение рядами по улице. Хороводы-шествия получили в местной традиции название водить Луку (Аудио 07).

Жанр, который фиксируется сегодня наиболее массово в Стародубском районе, – это свадебные песни, занимающие значительное место ив репертуаре каменских певиц (Аудио 08, 09).

Лирические песни села Камень принадлежат к двум разностадиальным пластам. Бόльшую часть их корпуса составляет поздняя лирика (Аудио 10). Напевы этих песен разворачиваются в широком диапазоне, в их многоголосной фактуре выделяется басовая партия – басы – и регистрово контрастный сольный подголосок – подводка. Образцы раннетрадиционной лирики, зафиксированной в селе, имеют календарную приуроченность: это весенние (Видео 03, Аудио 11) и жнивные песни. Им свойствен узкий диапазон, для их многоголосной фактуры характерно расслоение на мелодизированный верхний и неподвижный нижний (бурдон) голоса. В них используется такой специфический исполнительский приём, как гукание – возглас в конце строфы. Об исполнении таких песен говорят петь навзгук (Видео 03, Аудио 07, 11).

Песни разных жанров в селе Камень отличаются по многоголосному складу. Свадебные, масленичные и весенние песни поются в бурдонной фактуре, щедровки и хороводные – в гетерофонной, а лирические песни позднего слоя звучат двухголосно.

Динамику изменения певческой культуры села Камень наглядно демонстрирует сравнение певческих коллективов, состоящих из песенниц разных поколений. В селе были проведены сеансы записи двух разных исполнительских составов. Костяк первого коллектива составляли певицы 1940–1950-х годов рождения, к которым иногда присоединялись и более молодые участницы. Во втором ансамбле тон задавали исполнительницы старшего поколения (1929 и 1930 г. р.).

Обращает на себя внимание различия в репертуаре этих ансамблей. Так, корпус хороводных песен, продемонстрированный первым составом, певица 1929 года рождения дополнила ещё одним музыкально-поэтическим текстом, исполнение которого было приурочено к Егорьеву дню («Что на Юрьевой росе дворянин коней пасе»). Кроме того, у разных составов заметно отличается многоголосная фактура весенних песен. Если певицы старшего поколения пели их в бурдонной фактуре, то более молодой коллектив – в гетерофонной. Наконец, певицы послевоенного поколения каких-то песен уже не знают, а какие-то поют не на те напевы, что старшие мастера. Показательно, что самая молодая исполнительница (1972 г. р.) может подпеть щедровки, хороводные, масленичные и ряд поздних лирических песен, но совсем не знает весенних и свадебных.

Один из немногих «живых» на сегодняшний день жанров – лирические песни поздней стилистики. В глазах певиц именно они обладают неоспоримой красотой, о них говорят: «Красивые песни!»

Сами исполнители конечно же осознают перемены, происходящие в жизни села, отмечают уход из активного бытования многих форм обрядовой и досуговой культуры. Вместе с тем некоторые из традиционных практик до сих пор сохраняются в селе, в первую очередь это зимние обходы дворов и вождение козы. Подтверждение тому – слова Прасковьи Яковлевны Жалейко, старейшей из певиц: «Вообще, у нас обряд весь старынный еще дяржúтся. Конечно, молодёжи не так, а что вот такие во, як мы были… да еще там у нас такие во ё».

С. А. Латышева

________________________________________
[1] Знак * означает аналогичное строение первой и последующих строф.
 
demjanenko-grisha2003Дата: Пятница, 01.01.2021, 10:43 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Музыковед, Ссылка не работает(
 
МузыковедДата: Воскресенье, 08.12.2024, 23:17 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 463
Репутация: 0
Статус: Offline
скачать архив https://disk.yandex.ru/d/3S0qAK7VtdIEUA
торрент https://disk.yandex.ru/d/Lmp6ZqTF0SqyLg
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск