Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Вторник, 16.04.2024, 21:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ДВАДЦАТЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН в ранних звукозаписях - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Этнографическая библиотека » ДВАДЦАТЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН в ранних звукозаписях (Составитель Е. Гиппиус. М.:1979)
ДВАДЦАТЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН в ранних звукозаписях
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:33 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline




ФОЛЬКЛОРНАЯ КОМИССИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ РСФСР

ДВАДЦАТЬ
РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

в звукозаписях Е.ЛИНЕВОЙ, М.ПЯТНИЦКОГО, З.ЭВАЛЬД, Е.ГИППИУСА
1897-1935

СОСТАВЛЕНИЕ,
НОТИРОВАНИЕ И ОБЩАЯ РЕДАКЦИЯ
Е.В.ГИППИУСА

По материалам Фонограмархива Института русской литературы Академии наук СССР.
В подготовке издания принимал участие А. С. КАБАНОВ

МОСКВА
ВСЕСОЮЗНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР

1979

Ноты и тексты песен.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗЦЫ СЕВЕРНОРУССКИХ МЕЛОДИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ

1. За реченькой было, за Невагою
2. Во лесах было во дремучих
3. Ой вы, девушки-подружки, вы придите да ко мне
4. Я на горюшко девушка зародилася
5. Полно, солнышко, день из-за леса катить
6. Не пройти, да не проехать по нашой деревёнке
7. Чесал милой кудёрко

ОБРАЗЦЫ ВЕРХНЕВОЛЖСКИХ МЕЛОДИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ
8. Лучина моя, лучинушка
9. Ах, да ты, соловьюшек лесной
10. Московская славна путь-дорожка
11. Ночи мои тёмные

ОБРАЗЦЫ ЮЖНОРУССКИХ МЕЛОДИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ
12. Ночи темнаи разосеннии
13. Закатилось, братцы, ясно солнышко
14. Не у тебя ли, моя канарейка, в саду сеточка нова
15. Ах ты, молодость ты моя, молодецкая
16. Ай ты, молодость моя, молодецкая
17. Кого нету, того очень жаль
18. Вы горы мои турецкие
19. Мимо садика дорожка пролегла
20. Сторона моя, сторонушка

Скачать в формате pdf - 48.63 МБ:
http://yadi.sk/d/RjOgIqAtGxnoh

Источник: http://sibzem.blogspot.ru/2012/12/blog-post_3.html

Прикрепления: 3906452.jpg (90.9 Kb) · 0475502.jpg (59.4 Kb) · 2835179.jpg (80.1 Kb)


Сообщение отредактировал Музыковед - Четверг, 06.02.2014, 22:09
 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:43 | Сообщение # 2
Группа: Гости





ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В государственных архивных фондах РСФСР, особенно в крупнейших фондах Москвы и Ленинграда, хранится множество звукозаписей народных русских песен. Самые ранние из них сделаны в конце прошлого столетия, самые последние — в наши дни. Бóльшая часть звукозаписей еще не нотирована, а те, что нотированы, опубликованы не более чем на одну треть. Научное и художественное значение этих звукозаписей огромно: в них собраны образцы многих жанровых и стилевых видов традиционных русских песен, причем звукозаписи конца прошлого — начала нынешнего столетия поистине уникальны, в них запечатлены образцы местных стилевых видов песен, не сохранившихся в современном, быту.

Поэтому наряду с дальнейшим развертыванием собирательской работы в необследованных частях русской этнической территории нотирование архивных звукозаписей и скорейшая их публикация представляется делом столь же важным и безотлагательным. Приступая к этой работе, Фольклорная комиссия Союза композиторов РСФСР считает целесообразным издавать песни в серии тематических сборников, которые впоследствии могут быть объединены в антологии русского народного песенного искусства.

Настоящий сборник, первый из этой серии, включает образцы наиболее развитых мелодических и многоголосных стилей протяжной песни в тех ее традиционных местных видах, которые сохранились в звукозаписях 1897—1935 годов.

Национальное своеобразие мелодического и многоголосного строя протяжных песен, распространенных в быту русской деревни под местными жанровыми наименованиями «проголосных», «голосовых», «долгих» и других, издавна поражало всех, кто их слышал. В этих песнях все казалось необычным: и самая форма напевов, не укладывающихся в общепринятое европейское представление о песенной мелодии, и сложный музыкально-ритмический строй, и «разрушенный», на первый взгляд, песенный стих, обильно прослоенный междометиями и начальными слогами недопетых слов, и многоголосная фактура, представленная в необозримом множестве местных разновидностей.

По мере накопления музыкальных записей протяжных песен и усовершенствования методов нотирования звукозаписей (особенно велико значение работ Е. Линевой, впервые использовавшей фонограф, а также работ ее предшественников В. Прокунина, Н. Лопатина и Н. Мельгунова) исследователи стали подмечать и теоретически обобщать все новые особенности стихового, мелодического и многоголосного строя песен этого жанра, не имеющие аналогии ни в других жанрах русского песенного искусства, ни в традиционных песнях славянских народов, в том числе белорусов и украинцев.

Позднее всего собиратели обратили внимание на особенности местных стилей протяжной песни. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале нашего века Е. Линевой, А. Листопадовым и [6] М. Пятницким. Однако ключ к пониманию традиционных закономерностей стихового мелодического и многоголосного строя протяжной русской песни был найден нами только в конце 30-х годов. По мере уяснения, в процессе аналитического нотирования, всего многообразия ее традиционных форм становится все более и более очевидной уникальная историческая и художественная ценность образцов местных стилей протяжной русской песни, записанных на фонограф Е. Линевой и М. Пятницким в 1897—1910 годах, а также 3. В. Эвальд и автором этих строк в 1920—1930 годах. Наиболее примечательные из этих записей публикуются в настоящем сборнике. Среди них — образцы мужских ансамблевых (№ 1—3, 9—11, 15—19) и одиночных (№ 4—7) местных распевов отдельных певческих сел русского Севера и Верхнего Поволжья (Приокский край).

Добавлено (06.02.2014, 22:43)
---------------------------------------------
Все названные стилевые виды песен уже не встречаются в наши дни в этих частях русской этнической территории. Это относится прежде всего к «замкнутым» [«замкнутыми» мы условно называем ансамбли певиц, которые поют всегда в одном и том же составе и редко допускают участие других исполнителей] мужским дуэтам и трио северных певцов-умельцев, культивировавших своеобразную традицию «инвенционного» полифонического стиля протяжной песни (№ 1—3). С певческой практикой таких ансамблей связаны виртуозные мелодические и многоголосные стили протяжной песни. Наиболее искусные певцы-умельцы индивидуализировали и оттачивали местные общинные стили распевов и делали это столь же профессионально, как творила поэтические тексты плачей выдающаяся северная вопленница Арина Федосова.

Аналогичная индивидуализация местных мелодических и многоголосных стилей протяжной песни характерна и для других областей России. Назовем, к примеру, ансамбль Аринушки Колобаевой и двух ее дочерей, открытый М. Пятницким в его родном воронежском селе Александровке (см. № 20 настоящего сборника), или дуэт двух замечательных певиц Анны Ермолаевны Хромцовой и Ульяны Филипповны Ширяевой, открытый 3. В. Эвальд и мною в конце 20-х годов на Пинеге (см. «Песни Пинежья», № 55—76). Участниками таких «замкнутых» певческих ансамблей были обычно члены одной семьи или спевшиеся с молодых лет близкие соседи.

Ко второму, более распространенному виду традиционных местных стилей протяжной песни, представленному в данном сборнике, относятся стили, сочетающие индивидуализированные виртуозные распевы с общинными, обиходными.

Подобные стили культивировались и культивируются до сих пор «незамкнутыми» смешанными (реже женскими) небольшими ансамблями, допускающими любое увеличение состава участников, поскольку большая часть певцов придерживается местного обиходного многоголосного стиля, за пределы которого позволяют себе выходить только запевалы. Последние виртуозно варьируют не только свои одиночные запевы, но и всю свою партию, контрастно противостоящую партиям других участников (см. № 12—14). Индивидуализация традиционного напева нередко осуществляется и в партиях других певцов-импровизаторов, которые противопоставляют свои солирующие голоса и партии запевалы, и партиям остальных участников ансамбля, выдержанных в обиходном стиле (№ 17).

К третьему, самому распространенному стилевому виду протяжной песни относятся местные общинные стили преимущественно однородных женских ансамблей (№ 8, 14). Образцы этого вида стилей, в отличие от двух предыдущих, широко представлены в позднейших публикациях и включены в настоящий сборник только с целью их сопоставления с песнями первого и второго стилевых видов.

Наконец, к четвертому и последнему, ныне почти не сохранившемуся виду относятся индивидуализированные виртуозные стили мужской одиночной песни (№ 4—7). Этот вид родствен аналогичным индивидуализированным стилям исполнения протяжных песен замкнутыми мужскими ансамблями.

Индивидуализация традиционных местных мелодических и многоголосных стилей — одна из самых характерных особенностей исполнения [7] протяжных песен наиболее искусными ее мастерами. Проявляется эта особенность не только в описанных выше видах, но и во многих других, пока еще не исследованных. К их числу относится, например, индивидуализация мелодического и многоголосного стиля одной и той же песни в одном и том же селе при исполнении двумя певческими ансамблями — мужским и женским. Сошлемся на два варианта песни «Ах ты, молодость моя, молодецкая», записанных 3. В. Эвальд в 1935 году в селе Муняки (Рязанской обл.) в один и тот же день от мужского и женского ансамблей (№ 15, 16).

Привлечь внимание музыкантов к этим характерным особенностям протяжной песни — основная цель настоящего сборника. Содержащиеся в нем песни нотированы составителем принятым им аналитическим методом, который позволяет раскрыть музыкально-ритмическую форму песенных мелостроф в нотной графике. При таком изложении нотаций взаимосвязи музыкально-ритмических периодов внутри мелостроф координированы в строгом ранжире, а тактовые черты использованы не в общепринятом их значении указателей отношений сильных и слабых времен, а в качестве условных разделительных знаков, отмечающих границы музыкально-ритмических периодов — компонентов слоговой музыкально-ритмической формы. Такая форма изложения дает наиболее наглядное пространственное представление о временной периодической музыкально-ритмической структуре песенных мелостроф, которая в обычном изложении напевов протяжных песен остается нераскрытой.

Е. Гиппиус

 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:47 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
ОБРАЗЦЫ СЕВЕРНОРУССКИХ МЕЛОДИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ

1. За реченькой было за Невагою


1. За реченькой... (ох,)
Да за реченькой, (да) было за Нева... (ох,)
Дак и за Нева... Невагою.

2. За Невагою... (ох да,)
За второй речкой было Перебра... (ох да,)
Все было Перебрагою.

3. Перебрагою... (ох дак,)
Не полынь-жо травонька в поле все шата... (ох да,)
В поле все шатается.

4. Шатается... (ох да,)
Все шаталася в поле да душа... (ох да,)
В поле-то да душа ль моя.

5. Душа ль моя... (ох дак,)
Ты за душечка, душа доброй мо... (ох да,)
Всё-то доброй молодець!

6. Доброй молодець... (ох да,)
Доброй молодець, да и мил-серде... (ох да,)
Всё-то мил-сердечной друг!

7. Мил-сердечной друг... (ох да,)
Ты зачем ходишь, милой, во царё... (ох да,)
Всё-то во царёв кабак?

8. Во царёв кабак... (ох да,)
Ты вино ли пьешь, крепко упива... (ох да,)
Крепко упиваешься.

9. Упиваешься... (ох да,)
Во чёрной грязи, милой, уваля... (ох да,)
Милой уваляешься?

10. Уваляешься... (ох да,)
Я не сам зашел, не своей охо... (ох да,)
Не своей охотою.

11. Охотою... (ох да,)
Не охотонька была да нево... (ох да,)
Всё больша неволюшка.

12. Неволюшка... (ох да,)
Вот неволюшка, время было ба... (ох да,)
Время было барское.

13. Время барское... (ох да,)
То ли времечко, служба госуда... (ох да,)
Служба государева.

14. Государева... (ох да,)
Государева, служба царя бе... (ох да,)
Служба царя белого.

15. Царя белого... (ох да,)
Царя белого, служба Петра Пе... (ох да,)
Служба Петра Первого.

16. Петра Первого... (ох да,)
Петра Первого служба день до ве... (ох да,)
День, было, до вечера.

Звукозапись (фонограф) Е. Э. Линевой, д. Фоминская Сольвычегодского у. Вологодской губ. (Сойгинский с/с, Ленский р-н Архангельской обл.), 1901 г., мужской дуэт. Исп. собирательницей не названы. Фонд ИРЛИ вал. 2550.

---------------------------------------------
2. Во лесах было во дремучих

1. Во лесах-то ли было во дрему... ох, во дремучих,
Ох, во дремучих было во лесах.

2. Было во лесах... (э-ох да,)
Брала, ой ли, Маша, ох, да грибы я... ох, грибы я...
Ох, грибы-ягоды в лесу брала.

3. Ох, и всё брала... (э-ох да,)
Брала Машенька, в лесе заблуди... эх, заблудилась,
Ох, заблудилась Машенька в лесу.

4. Машенька в лесу... (э-ох да,)
Заблудилась-то Маша, вышла на доро... ох, на доро...
Ох, на доро... ох, на дороженьку.

5. На дороженьку... (э-ох да,)
На дороженьке Маша села на валё... ох, на валё...
Ох, на валё... ох, на валёжинку.

6. На валёжинку... (э-ох да,)
Села Машенька, сама слёзно вспла... ох, слёзно вспла...
Ох, слёзно всплакнула в лесу одна.

7. Во лесу одна... (э-ох да,)
Во слезах-то Маша сама слово мо... ох, слово мо...
Ох, слово мо... ох, слово молвила.

8. Слово молвила... (э-ох да,)
— Што никто, никто ко мне не оту... ох, не оту...
Ох, не отукнется никто ко мне... *

* Дальнейший текст собирательницей не записан.

2. ВО ЛЕСАХ БЫЛО ВО ДРЕМУЧИХ. Звукозапись того же собирателя, д. Хмелина Уломской вол. Череповецкого у. Новгородской губ. (Череповецкий р-н Вологодской обл.), 1901 г., мужской дуэт. Исп.: Иван Фабришников (запевала) и Семен Глухов. Фонд ИРЛИ, вал. 2456.

Добавлено (06.02.2014, 22:47)
---------------------------------------------
---------------------------------------------
3.Ой,вы девушки-подружки, вы придите да ко мне

1. Ой, вы де... эх, девушки подру...
Ой, подружки, (да) вы приди... (ой,)
Эх, вы придите, ой, придите да ко мне.

2. Ой, ко мне... (да) вы приди... (да,)
Ой, вы придите, ой, во гости ко мне посидеть,
Ой, посидеть, эх, (да) побесе... (да,)
Эх, побеседуйте, эх, девицы со мной.

3. Ой, со мной... (да) побесе...
Ой, побеседуйте, де... ой, девицы со мной.
Ой, со мной, эх, (да) подума...
Эх, подумай...а (а-и), подумайте-ко вы обо мне.

4. Обо мне... (да) вы поду...
Ой, вы подумайте-ко милы, милы погада...
Ой, погадайте, (да) уж как де...
Эх, уж как девке быть, без мила дружка жить.

5. Дружка жить... (да) жизнь худа...
Ой, жизнь худая, ой, худая без мила дружка.
Ой, без дружка, эх, (да,) одоле...
Эх, одолело девку горюшко, тоска.

6. Ой, тоска... (да) я кручи...
Ой, я кручину, ой, кручину прочь-то да отки...
Ой, прочь откину, (да) постоя...
Эх, постоянно я во горе стану жить.

7. Стану жить... (да) постоя...
Ой, постоянно, безобманно одного...
Ой, безобманно (да) одного...
Эх, одного мила дружка буду любить.

8. Ой, любить... (да) я бы ра...
Ой, я бы рада, ой, и рада дружка не любить.
Ой, не любить, эх, (да) все нево...
Эх, все неволюшка, неволюшка велит.

9. Ой, велит... (да) все нево...
Ой, все неволя, ох, неволя, ой, да неохо...
Ой, неохота (да) чужа-да...
Эх, чужа-да... ай, чужа-дальня сторона...

3. ОЙ, ВЫ, ДЕВУШКИ-ПОДРУЖКИ, ВЫ ПРИДИТЕ ДА КО МНЕ. Звукозапись того же собирателя, там же, тогда же, мужской ансамбль. Исп,: Иван Фабришников и братья Семен и Федор Глуховы. Фонд ИРЛИ, вал. 2456.

---------------------------------------------
4. Я на горюшко девушка зародилася

1. Я на горюшко девушка зародилася, (да,)
На... на одну тоску милого нажила.

2. Эх, нажила... (да,)
Шла я, Машенька-девушка, с той долины, (дакы,)
Гна... гнала Машенька стадышко лебедей.

3. Эх, гонила лебедей... (да,)
Все да лебёдушки, все летят попарно, (да,)
То... только я, бедная Машенька, одна.

4. Эх, только одна... (да,)
Позади-то идут у души-Машеньки
Два... два удалые идут два молодца.

5. Эх, идут два молодца... (да,)
Два удалые идут два парня бравые,
Зо... зовут Машеньку, зовут с собою.

6. Эх, зовут ее с собой... (да,)
Ты не льсти-ко, не льсти меня словами, (да,)
Не... не обманывай девушку во глаза.

7. Эх, девушку во глаза... (да,)
Я без батюшки выросла, я без матушки,
Бе... без сердечного выросла без дружка.

4. Я НА ГОРЮШКО ДЕВУШКА ЗАРОДИЛАСЯ. Звукозапись Е. В. Гиппиуса, г. Ленинград, 1930 г., одиночный распев. Исп. И. К. Моисеев, уроженец д. Парфеновская Линского с/с Каргопольского р-на Архангельской обл. Фонд ИРЛИ, вал. 697.

5. Полно, солнышко, день из-за леса катить

1. Эх, полно-ко, солнышко, (да) день из-за леса катить,
Эй, да полно-ко, красное, в саду яблочки сушить.

2. Ой, полно-ко, красно солнышко, (да) в саду яблочки сушить (да,)
Полно-ко, девушка, жить (да), жить, по молодцу тужить.

3. Ой, полно-ко, красна девушка, (да) жить, по молодцу тужить,
Э, как мне-то никак-то нельзя, чтоб жить — не плакать, не тужить.

4. Ой, как мне никак-то нельзя, чтоб жить — не плакать, не тужить,
Э, как такого-то дружка (да) мне-ко вечно не нажить.

5. Ой, как такого-то дружка (да) мне-ко вечно не нажить,
Э, как мне-ко не ростом его (да), не дородством, красотой.

6. Ой, как мне-ко не ростом его (да), не дородством, красотой,
Э, как всей-то поступочкой (да), молодецкой чистотой.

5. ПОЛНО, СОЛНЫШКО, ДЕНЬ ИЗ-ЗА ЛЕСА КАТИТЬ. Звукозапись того же собирателя, там же, тогда же, от того же исполнителя. Фонд ИРЛИ, вал. 698.

 
ГостьДата: Четверг, 06.02.2014, 22:49 | Сообщение # 4
Группа: Гости





6. Не пройти да не проехать по нашой по деревенке

1. Не пройти да не проехать
По нашой по деревёнке.

2. По нашой по деревёнке...
Ей, не поглядеть, не посмотреть
Милому на окошечко.

3. Милому на окошечко...
О...ой, да у милого на окошечке
Горюшко-печаль моя.

4. Горюшко-печаль моя...
А...ай, да не печаль горе мое,
Лежит сухота больша... *

* Дальнейшего текста исполнитель не помнил.

6. НЕ ПРОЙТИ НЕ ПРОЕХАТЬ ПО НАШОИ ДЕРЕВЕНКЕ. Звукозапись того же собирателя, там же, тогда же, от того же исполнителя. Фонд ИРЛИ, вал. 698.

---------------------------------------------
7. Чесал милой кудёрко

1. Чёсал милой кудёрко,
Чёсал милой русы свои волоса,
Ай, кудёрышко...
Костяной-то новой гребёночкой.

2. Ой, костяной, ай, новой гребёночкой... (да,)
Росчесал мил кудерко,
Росчесал мил русы свои волоса,
Ай, кудёрышко...
Пухову шляпу надел.

3. Ой, пухову, ох, шляпу надел... (да,)
Шапочка пуховая,
Сибирочка нова, нова зелена,
Ай, сибирочка...
Опоясочка, шёлков кушачёк.

4. Ой, опояска, ох, шёлков кушачёк... (да,)
Шёл милой по бережку,
Шёл милой по круту, круту бережку,
Ай, по бережку...
Переходочку искал.

5. Ой, переходочку милой-то искал... (да,)
И нашел он переходочку,
Жердочку елову, жердочку тонку,
Ой, жердиночку...
Да по жердочке пошёл.

6. Ай, да по жердочке милой-то пошёл... (да,)
Жердочка сломилася,
Шапочка свалилась со головушки,
Ой, свалилася...
Покатилася она, поплыла.

7. Ой, покатилася она, поплыла... (да,)
Увидала девица,
Подходила к реченьке, да ко быстрой
Ой, да девица...
Видит шапочка на воде.

8. Ой, видит шапочка, ой, да на воде... (да,)
— Ты постой-ко, шапочка,
Ты постой, постой-ко, да пуховенка,
Мне знакомая...
Видно, милого дружка.

7. ЧЕСАЛ МИЛОЙ КУДЁРКО. Звукозапись того же собирателя, там же, тогда же, от того же исполнителя. Фонд ИРЛИ, вал. 695.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:51 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
ОБРАЗЦЫ ВЕРХНЕВОЛЖСКИХ МЕЛОДИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ

8. Лучина моя, лучинушка

1. (ай) Лучина моя, лучинушка бе... берёзовая.

2. Берёзовая... (ах,)
Что жа ты, моя лучинушка, не... не ясно горишь?

3. Не ясно горишь... (ах,)
Не ясно горишь, лучинушка, не... ах, не вспыхиваешь?

4. Ты ль не вспыхиваешь... (ах,)
Али ты, моя лучинушка, в пе... в печи не была?

5. В печи не была... (ах,)
— Я была в печи, лучинушка, со... со вчерашней ночи.

6. С вчерашней ночи... (ах,)
Лютая моя свекровушка, в пе... в печку лазила.

7. В печку лазила... (ах,)
В печку лазила свекровушка ме... меня залила.

8. ЛУЧИНА МОЯ, ЛУЧИНУШКА. Звукозапись Е. Э. Линевой, д. Селище Кост¬ромской губ. (Кадыйский р-н Костромской обл.), 1897 г., смешанный ансамбль. Исп. собирательницей не названы. Фонд ИРЛИ, вал. 2305.

9. Ах, да ты, соловьюшек лесной

1. Ах, да ты, соловьюшек лесной... (э-ой,)
Ты соловьюшек лесной,
Ох, ты не пой, не пой рано весной... (э-ой.)

2. Ах,да ты не пой рано весной... (э-ой,)
Не пой шибко, не пой громко,
Ой, во зелёненьким саду.

3. Ах, и во зелёненьким саду... (э-ой,)
Во зелёненьким саду,
Ох, мне стало тошно молодцу.

4. Ах, стало тошно молодцу... (э-ох,)
Стало мне тошно, больно грустно,
Ох, да по суда... сударушке своей.

5. Ах, по сударушке своей... (э-ох,)
Сударушка ты моя,
Ох, отдалилась от меня.

6. Ах, отдалилась от меня... (э-ох,)
Отдалилася млада,
Ох, да воссерди... сердила ли молодца.

9. АХ, ДА ТЫ,СОЛОВЬЮШЕК ЛЕСНОЙ. Звукозапись Е. Э. Линевой, с. Дья¬ково Муромского у. Владимирской губ. (Вачский р-н Горьковской обл.), 1897 г., мужской ансамбль. Исп.: четверо братьев Захаровых. Фонд ИРЛИ, вал. 2312.

---------------------------------------------
10. Московская славна путь –дорожка

1. Московская славна, славна путь-дорожка (да,)
Путь-дороженька московска... (да,)
Ох, московская славна в поле широка.

2. Московская славна, славна широка... (да,)
Эх, широка, да как-то никто... (да,)
Ох, как никто жо да по е...ну по етой дорожке,
По дорожке не ходил... (да,)
Ох, не ходил-то по ней, по ней не гулял.

3. Не ходил-то по ней никто не гулял...
Не гулял, да только шёл... (да,)
Ох, только шёл-то по ней, по етой дорожке,
По дорожке Прибраже... (да,)
Ох, Прибраженской славной, славной полк солдат.

4. Прибраженской славной, славной полк солдат... (да,)
Как под етой зеленой... (да,)
Ох, под зелёной, под белой берёзой,
Под берёзой да станови... (эх,)
Становились они в поле ночевать.

5. Становились они в поле ночевать... (да,)
Ночевать-то да раски... (да,)
Ох, да раскинули они шатры-то белы,
Шатры-то белы, во шатрах... (да,)
Ох, во шатрах ложились, ложилися спать.

10. МОСКОВСКАЯ СЛАВНА ПУТЬ-ДОРОЖКА. Звукозапись того же собирателя, там же, тогда же, от тех же исполнителей. Фонд ИРЛИ, вал. 2568.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:53 | Сообщение # 6
Группа: Гости





11. Ночи мои тёмные

1. Ох, вы ночи, ночи мои те...
Ой, да но... ночи тёмныи,
Разосённыи.

2. (и) — Ах, да надое...
Надоели ночи, надоску...
Ох, надоскучили,
Надоскучили.

3. (и) —Ах, всё с милым...
Со милым, с милым дружком разлу...
Ох, нас разлучили,
Поразлучили.

4. (и) —Ах, да всю я ночь...
Всю-то ночь, да всю темну поси...
Ох, всю посиживала,
Всю посиживала.

5. (и) — Ах, да на гуля...
На гуляньице дружка прожи...
Ох, я прождывала,
Я прождывала.

6. (и) —Ах, да назвала...
Назвала я дружка горькой пья...
Ох, горькой пьяницей,
Горькой пьяницей.

11. НОЧИ МОИ ТЕМНЫЕ. Звукозапись того же собирателя, там же, тогда же, от тех же исполнителей.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:54 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
ОБРАЗЦЫ ЮЖНОРУССКИХ МЕЛОДИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ

12. Ночи тёмнаи разосеннии

1. Эх, да ночи темнаи да и разосе...
Эх, разосеннии, (ах,)
Всё после... да всё последнии.

2. Да всё последнии...
Эх, всю я ночушку, млада, я проси...
Эх, я просидела, (эх,)
Я ли всё... да всё просиживала.

3. Да я ли да просиживала...
Эх, да одну думу всё млада я проду...
Эх, я продумала, (ах,)
Думала, всё продумывала.

4. Ах, всё ли да продумывала...
Мне... мне одна дума то всё с ума...
Эх, мне с ума нейдёт, (эх,)
Думушка всё с ума нейдёт.

5. Эх, всё ли мне с ума нейдёт...
Мне... мне с ума то ох, да с крепка ра...
Эх, ох, крепка разума, (ох,)
Дума крепка... крепка разума.

6. Да с крепка разума...
Эх, я сама ли девка, девка сглупа еде...
Эх, сглупа сделала, (эх,)
Сглупа сде... да сглупа сделала.

7. Да сглупа сделала...
Эх, я свово дружка, дружка распрогне...
Эх, распрогневала, (эх,)
Распрогне... да распрогневала.

8. Да распрогневала...
Эх, называла его, его горькой пья...
Эх, да горькой пьяницей, (эх да,)
Горькой пья... да горькой пьяницей.

9. Да горькой пьяницей...
Эх, горькой пьяницей, да вот пропо...
Эх, вот пропоицей, (эх,)
Вот пропо... да вот пропоицей.

12. НОЧИ ТЕМНАИ РАЗОСЕННИИ. Звукозапись того же собирателя, с. Голодовка Усманского у. Тамбовской губ. (Тамбовская обл.), 1897 г., смешанный ансамбль. Исп. собирательницей не названы. Фонд ИРЛИ, вал. 2326.

---------------------------------------------
13. Закатилось, братцы, ясно солнышко

1. Закатилось, братцы, (да) ясно солнышко
Да за тёмные, братцы, леса, (эй,)
И все пташки, братцы, канареечки
Да расселись они по кустам.

2. Все пташки, братцы, (да) канареечки
На ветлиночке сидят, поют, (эй,)
Как под этой-то, братцы, под ветлиночкой
Мала хижинка, братцы, стоит.

3. Под этой, братцы, под ветлиночкой
Мала хижинка, братцы, стоит,
Как во этой, в этой малой хижинке
Там солдатская жена живет.

4. Как во этой, братцы, малой хижинке
Там солдатская жена живет,
Часу на час она дожидается
Все героя она своего.

5. Часу на час она дожидается
Все героя она своего,
Вдруг фургоны, братцы, загремели,
Застучали они под окном.

6. Вдруг фургоны, братцы, загремели,
Застучали они под окном.
— Разлюбезная наша хозяюшка,
Ты пусти же нас ночку ночевать.

7. — Разлюбезная наша хозяюшка,
Ты пусти же нас ночку, ночку ночевать.
— Разлюбезны вы мои героечки,
Всю я правду я вам расскажу.

8. — Разлюбезны вы мои героечки,
Всю я правду я вам расскажу.
Три дня хату, печку не топила
Не варила, право, ничего.

9. Три дня хату, печку не топила,
Не варила, право, ничего.
— Разлюбезна ты наша хозяюшка,
Нам не надо твово ничего.

10. — Разлюбезна ты наша хозяюшка,
Нам не надо твово ничего.
Лишь с походу мы да приустали,
Нам желательно только отдохнуть... *

* Дальнейшего текста исполнители не помнили.

13. ЗАКАТИЛОСЬ, БРАТЦЫ, ЯСНО СОЛНЫШКО. Звукозапись Е. В. Гиппиуса и 3. В. Эвальд, с. Еленовка Нор-Баязетского р-на Армянской ССР, 1927 г., сме¬шанный хор. Исп. собирателями не названы. Фонд ИРЛИ, вал. 1481.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:55 | Сообщение # 8
Группа: Гости





14. Не у тебя ли, моя канарейка, в саду сеточка нова

1. Не у тебя ли, моя канарейка, (да,)
В саду се... сеточка нова,
Не у тебя ли, моя канарейка, (да,)
В саду се... сеточка нова?

2. Слети с сетки, с сетки сядь на ветку, (да,)
На веточку, скажем, зеляну,
Слети с сетки, с сетки сядь на ветку, (да,)
На веточку, скажем, зеляну.

3. На веточку, скажем, зеляну, ой,
Воспой пе... песенку нову,
На... на веточку, скажем, зеляну, (да,)
Воспой пе... песенку нову.

4. Да я песни тебе петь не буду, (да,)
Я словами тебе расскажу,
Да я песни тебе петь не буду, (да,)
Я словами тебе расскажу.

5. Я словами тебе расскажу, (да,)
Что хорошу я верно люблю,
Я словами тебе расскажу, (да,)
Что хорошу я верно люблю.

6. Да люблю я, люблю черноброву, (да,)
Красивую, да я, бабочку,
Да люблю я, люблю черноброву, (да,)
Красивую я, да, бабочку.

14. НЕ У ТЕБЯ ЛИ, МОЯ КАНАРЕЙКА, В САДУ СЕТОЧКА НОВА. Звукозапись Е. Э. Л и н е в о й, с. Александровка Моршанского у. Тамбовской губ. (Веселовский с/с Моршанского р-на Тамбовской обл.), 1897 г., женский ансамбль. Исп. собирательницей не названы. Фонд ИРЛИ, вал. 2335.

---------------------------------------------
15, Ах ты, молодость ты моя, молодецкая

1. Ах ты, молодость ты моя, (да,)
Мо... эх, молоде... (ох да,)
Молодецкая была.

2. Молодецкая была...
Ох, ну куда жа, ох, да ты прошла, (да,)
Прокати... (ох да,)
Прокатилась молодость.

3. Прокатилась молодость...
Ох, ну не днем жа, скажем, не ночью (да,)
Утром ра... (ох да,)
Утром рано на заре.

4. Утром рано на заре...
Ох, я жанился, ох, да молодой
На угрю... (ох да,)
На угрюмой на жане.

5. На угрюмой на жане...
Ох, ну куды мне свою жану деть?
Не продать... (ох да,)
Не продать ли, променять.

6. Не продать ли, променять...
Ох, не продать жа, ох, не променять, (да,)
Жаль това... (ох да,)
Жаль товарищу отдать.

7. Жаль товарищу отдать...
Ох, я куплю жане худой корабь *, (да,)
Отдам пе... (ох да,)
Отдам петьсот серебра.

8. Отдам петьсот серебра...
Ох, посажу свою-то я жану, (да,)
Во худой... (ох да,)
Во худой-то во корабь.

9. Во худой-то во корабь...
Ох, да корабь жа я пущу корабь, (да,)
По-вдоль си... (ох да,)
По-вдоль синево моря...

10. По-вдоль синево моря...
Ох, сам я выйду, выйду удалой, (да,)
На крутой... (ох да,)
На крутой на бережок.

11. На крутой на бережок...
Уж я зашумлю жа, ох, да закричу я
Громким го... (ох да,)
Громким голосом своим.

12. Громким голосом своим...
— Ох, воротись моя то жана, (да,)
Жана ба... (ох да,)
Жана-барыня моя!

13. Жана-барыня моя...
Ох, уж мы будем, будем с тобой жить, (да,)
Жить по пре... (ох да,)
Жить по-прежнему с тобой!

* «Корабь» — местная форма слова «корабль».

15. АХ ТЫ, МОЛОДОСТЬ ТЫ МОЯ, МОЛОДЕЦКАЯ. Звукозапись 3. В. Эвальд (фонограф), запись текста А. М. А с т а х о в о й, с. Муняки Старожиловского р-на Рязанской обл., 1935 г., женский ансамбль. Исп.: А. Е. Мочалина 65 л. (запе¬вала), Н. М. Родина 37 л., М. В. Ерохина 50 л., Д. П. Мишугина 40 л., Е. Т. Пегина и А. А. Замотенова. Фонд ИРЛИ, вал. 3920.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:57 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 457
Репутация: 0
Статус: Offline
16. Ай ты, молодость моя, молодецкая

1. Ай ты, молодость моя,
Да ты молодость моя,
Молоде... (ох да,)
Молодецка молодость.

2. Молодецка молодость...
Ах, да всё когда жа всё ли прошла,
Прокати... (ох да,)
Прокатилась молодость.

3. Прокатилась молодость...
Ах, да ты не днём жа, скажем, не ночью, (да,)
Утром ра... (ох да,)
Утром рано на заре.

4. Утром рано на заре...
Ах, я жанился, скажем, молодой, (да,)
На угрю... (ох да,)
На угрюмой на жане.

5. На угрюмой на жане...
Ах, ну куда жа мне свою жану деть,
Не продать... (ох да,)
Не продать ли, променять?

6. Не продать ли, променять...
Ах, не продать жа, ах, не променять, (да,)
Жаль това... (ох да,)
Жаль товарищу отдать.

7. Жаль товарищу отдать...
Ах, я куплю жане своей корабь, (да,)
Отдам пе... (ох да,)
Отдам петьсот серебра.

8. Отдам петьсот серебра...
Ах, посажу свою-то я жану, (да,)
Во худой... (ох да,)
Во худой-то во корабь.

9. Во худой-то во корабь...
Ах, да я пущу жа, я пущу корабь, да
По-вдоль си...
По-вдоль синево моря.

10. По-вдоль синево моря...
Ах, сам я выйду, выйду удалой, (да,)
На крутой... (ох да,)
На крутой на бережок.

11. На крутой на бережок...
Уж зашумлю жа, ох, да закричу я
Громким го... (ох да,)
Громким голосом своим.

12. Громким голосом,своим...
— Ах, да воротись моя то ли жана,
Жана ба... (ох да,)
Жана-барыня моя!

13. Жана-барыня моя...
Ах, да уж мы будем, будем с тобой жить, (да,)
Жить по пре... (ох да,)
Жить по-прежнему с тобой!

16. АЙ ТЫ,МОЛОДОСТЬ МОЯ, МОЛОДЕЦКАЯ. Звукозапись 3. В. Эвальд, там же, тогда же, смешанный ансамбль. Исп.: Л. П. Агапкин 50 л. (запевала), М. А.Ави¬лов 65 л., С. И. Демяшов 40 л., Б. А. Юдашина 45 л., И. Я. Монин 43 л., И. А. Зай¬цев 38 л. и Д. П. Мишугина 40 л. Фонд ИРЛИ, вал. 3927.

---------------------------------------------
17. Кого нету, того очень жаль

1. Кого нету, того очень жаль, (да,)
О... отъезжает да мой милой вдаль.

2. Отъезжает да мой ми... милой вдаль... (да,)
У... уезжает милой, оставляет, (да,)
Ох, одни ласковы, милой, слова.

3. Одни ласковы, милой, мне слова... (ох да,)
На... на прощаньице милой оставил
С ру... с руки перстень да он и зо... золотой.

4. С руки перстень да он и зо... золотой... (ай да,)
День на ручушке я его носила, (да,)
На ночь в зголовье его клала.

5. На ночь в зголовье его клала... (ох,)
По... поутру рано да я вставала,
Эх, и заливалася, эх, и горькой слезой.

6. Заливалася горькой слезой... (эх,)
Две... две пуховые мои да ну подушечки
Ах, потонули да они во слезах.

7. Потонули да они во слезах... (да,)
Ра... разноцветное мое одеяло, (да,)
Не согрело оно грудь мою.

8. Не согрело да оно грудь мою... (да,)
Не... не согрело оно, не пригрело,
Ах, без милого да оно без дружка.

9. Без милого оно без дружка... (эй да,)
Как было б у меня воску яру, (да,)
Я бы крылышки себе слила.

10. Я бы крылышки себе слила... (да,)
Сли... сливши крылья да легкие перья,
Эх, полетела я к дружку бы вдаль.

11. Полетела я к дружку бы вдаль... (да,)
Не... несчастливой, ой, да выход мой,
Шел... шел навстречу милой, милой мой.

12. Шел навстречу милой, милой мой...
Эх, шел навстречу да он из далека, (да,)
Эх, разговаривал да он со мной.

13. Разговаривал да он со мной... (эх,)
— Здра... здравствуй, милая моя, хороша,
Ох, похудала да ты без меня.

14. Похудала да ты без меня... (да,)
По... похудала да ты, побледнела,
Эх, нет румянца у тя во лице.

17. КОГО НЕТУ, ТОГО ОЧЕНЬ ЖАЛЬ. Звукозапись того же собирателя, там же, то¬гда же, от тех же исполнителей. Фонд ИРЛИ, вал. 3927.
 
МузыковедДата: Четверг, 06.02.2014, 22:59 | Сообщение # 10
Группа: Гости





18. Вы горы мои турецкие

1. Ах, вы горы, вы горы,
Горы мои дак вы туре...
Ах, вы турецкие горы.

2. Вы турецкие горы...
Эх, ничего же вы, горы,
Эх, горы вы, да не споро...
Эх, не спородили да вы горы.

3. Не спородили горы...
Эх, спородили вы, горы,
Один бел... бел-горюч...
Бел... бел-горюч один-то камень.

4. Бел-горюч один камень...
Эх, из-под этого-то камня,
Течёт речка, речка бы...
Эх, речка быстрая да течёт.

5. Речка быстрая течёт...
Эх, как на этой-то на речке
Сто... стоял, стоял куст раки...
Эх, куст ракитовой ли да стоял.

6. Куст ракитовой стоял...
Эх, как на этом на кусте,
Сидел млад-то сизой...
Эх, млад сизой орёл да сидел.

7. Млад сизой орёл сидел...
Эх, в когтях-то он держал...
Эх, черна во... да черна во...
Чё... черна ворона ли держал.

8. Черна ворона держал...
Эх, он и драть его не драл,
Он и драть его не драл...
Ай, лишь выспрашивал его.

9. Лишь выспрашивал его...
Эх, уж и где ж ты, брат, летал,
Ты летал ли да и спроле...
Ай, ты спролетывал ли да летал?»

18. ВЫ ГОРЫ МОИ ТУРЕЦКИЕ. Звукозапись того же собирателя, там же, тогда же, от тех же исполнителей. Фонд ИРЛИ, вал. 3927.

---------------------------------------------
19. Мимо садика дорожка пролегла

1. Ой, мимо садика дорожка она пролегла,
По дороженьке той-то, ой, коляска катилась.

2. Ой, по дороженьке той коляска, ох, и катилась,
Во коляске Машутка, Маша сидела.

3. Ой, во колясочке Машутка, Маша сидела,
У Машухи-таки заплаканы были глаза.

4. Ой, у неё-то все заплаканы были глаза,
Отчего, ох, у ней заплаканы были глаза?

5. Ой, отчего у неё-то заплаканы были глаза?
Из оконушка в окошко Маша глядела.

6. Ой, из оконушка в окошко Маша глядела,
Где бы, где бы мне милого свово повидать?

7. Ой, где бы, где бы мне милого свово повидать,
Где бы, где бы голосочек мне милого услыхать!

19. МИМО САДИКА ДОРОЖКА ПРОЛЕГЛА. Звукозапись того же собирателя, д. Рыкова Слобода Рязанского р-на Рязанской обл., 1935 г., мужское трио. Исп.: И. А. Мирохин, Ф. Е. Зизин и А. С. Родин. Фонд ИРЛИ, вал. 3911.

20. Сторона моя, сторонушка

1. Ох, сторона да моя, только, сторонушка, (ох,)
Да сторона моя чужая, (да,)
Ох да ох, да ты сторонка, ох, (да) чужая.

2. И-эх, кру... кручина, моё горе-кручинушка, (ох,)
Кручина моя большая, (да,)
Ох, да ты кручина, ох да большая.

3. И-эх, ни... никто про моё горе-кручинушку, (ох,)
Никто про неё не знает, (да,)
Ох да никто про неё не знает.

4. Ох, ни... ни батюшка, ни батюшка, ни матушка, (ох,)
Да ни братец, ни сестрица, (да,)
Ох, да ни братец, ох, ни сестрица.

5. И-эх, только знай про мое горе-кручинушку, (ох,)
Одно мое ретивое, (да,)
Ох, да ретивое, ох, сердечушко.

6. И-эх, запечатано мое только сердечушко, (ох,)
Запечатано думой крепкою, (да,)
Ох, да сердечушко думой крепкою.

20. СТОРОНА МОЯ, СТОРОНУШКА. Звукозапись М. Е. Пятницкого, с. Алек¬сандровна Бобровского у. Воронежской губ. (Таловский р-н Воронежской обл.), 1910 г., женское трио. Исп.: А. Колобаева и ее две дочери. Фонотека М. Е. Пятницкого, вал. 6.

ДВАДЦАТЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Составитель Евгений Владимирович Гиппиус


Тираж 2000 экз.
Цена 80 к.
Всесоюзное издательство «Советский композитор»
 
Форум » Фольклорный архив » Этнографическая библиотека » ДВАДЦАТЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН в ранних звукозаписях (Составитель Е. Гиппиус. М.:1979)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск