Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Суббота, 27.04.2024, 07:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг. - Страница 2 - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:46 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Верховье


Елизавета Фёдоровна Ламова

Двухдневный выход в Верховский сельсовет оказался не особенно удачным. Нам объяснили, что где-то здесь в сталинские времена был лагерь, и среди жителей сельсовета большинство — дети заключенных или люди, сами бывшие заключенными. Сильно отличается характер жителей. Не пригласят радушно в дом, часто даже дверь не откроют — разговаривают через щелку. Поэтому материала здесь собрано было мало. Зато мы записали пение Елизаветы Федоровны Ламовой из деревни Рудновская. Её в 70-е годы записывали ленинградские фольклористы, собиравшие материал для «Русской свадьбы», и одна исполненная ею песня попала на пластинку к книге. Нужно сказать, что спустя 30 лет Елизавета Федоровна поет не менее ярко и эмоционально.

Верхний Спас

Гораздо более удачной и интересной была двухдневная поездка в Верхне-Спасский куст. Здесь о нашем приезде была предупреждена заведующая клубом, которая обещала собрать ансамбль. Пока члены ансамбля понемногу собирались в клубе, мы походили по деревне в поисках исполнителей. Кроме того, мы знали, что здесь живет гармонист Николай Васильевич Угрюмов — неофициально, лучший гармонист района.


Далеко видно с горки!

Верхний Спас (Никифоро́вская) расположен в очень красивых местах. Главная деревенская улица то и дело ныряет под гору в глубокий овраг, в котором воздух заметно холоднее, чем наверху. Как почти в каждой деревне, с высокого «угора» открывается пейзаж на десятки километров вокруг. На холме стоят развалины огромного храма — когда-то Верхний Спас был культурным и духовным центром района. Теперь же от храма остались только стены.

Итак, походив по деревне, мы нашли замечательную исполнительницу — Валентину Васильевну Е́демскую. Она хорошо знает свадебный обряд и спела нам виноградья, которые поют разным участникам свадьбы — сватье, дружке и т. д. Спела и несколько причетов — на запоруках, на девичнике, перед приездом женихов, при варке пива. Она помнит много таких подробностей обряда, описания которых теперь можно встретить только в книгах.


Николай Васильевич Угрюмов с женой Валентиной Никитичной

Потом мы направились к Угрюмовым. Николай Васильевич и его жена Валентина Никитична, которая прекрасно поет частушки под гармонь, много выступают на праздниках и фестивалях по району и области. Поэтому нам вообще не пришлось расспрашивать гармониста о том, какие наигрыши он знает. Программа была хорошо отработана: Валентина Никитична объявляла наигрыши, а Николай Васильевич играл. Таким образом, без перерыва на наши уговоры были подряд записаны семь наигрышей. Здесь были как распространенные повсеместно «Цыганочка», «Коробочка», «Русский», так и местные — «Спасская игра», «Сухонская игра», несколько наигрышей под частушки. Частушки были исполнены супругами под конец сеанса — ярко и очень живо.


Ольга Ивановна Попова в традиционном костюме

К тому времени в клубе уже был собран ансамбль. Мы записали уже знакомые припевки, несколько игровых песен. Но самое интересное началось, когда ансамблевый репертуар был исчерпан и певицы стали вспоминать песни, неизвестные другим участницам ансамбля. Была записана замечательная шуточная песня «Про деревни», в которой упоминаются все деревни Верхе-Спасского сельсовета и даются шуточные характеристики самим деревням и их жителям. Упоминаются и традиционные занятия жителей, и произошедшие с кем-то смешные случаи. Это целая сатирическая хроника!

А Гора-то на крутом берегу,
А Подгорна-то в ямочке,
А Убойна на поляночке,
А в Чирковой-то лапти плетут,
А в Фильковой-то кольца льют,
В Тимофеихе-то бани на боку,
Буторяна-то не курят табаку,
По Отаевской широкая река,
Под Костаихой размыло берега,
А в Чухлихе беседа хороша,
В Харитонихе-то нету ни шиша! и т. д.


Юлией Ильиничной Поповой прекрасно была исполнена шуточная «У старо́го старика», после каждого куплета которой следует «Э-ой, э-ой, ой, ой!». Эти «ой» она пела так, как будто рассказывала что-то очень страшное. В сочетании с шуточным текстом это производило очень комическое впечатление. Песня закончилась под общий смех исполнительницы и ее слушателей.
Прикрепления: 5598158.jpg (379.6 Kb) · 9779916.jpg (107.5 Kb) · 7776321.jpg (121.8 Kb) · 1415883.jpg (136.6 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 17:48 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Гармонист Александр Никулин



В деревне Кокше́ньга (она же Слободи́нская) живет замечательный гармонист Александр Евгеньевич Никулин. Хоть лучшим в районе считается Николай Угрюмов из Верхнего Спаса, Александр, во всяком случае, не уступает ему. Своим инструментом он владеет очень искусно. Всего братьев Никулиных пятеро, и все они — гармонисты. Их ансамбль часто выступает в районе и в области, в том числе на фестивалях в Вологде. К сожалению, других братьев Никулиных мы не застали, а Александр сыграл нам множество традиционных наигрышей. Но самыми интересными были его авторские песни, написанные на стихи местных поэтов. Их мелодии абсолютно не банальны и сделали бы честь многим «городским» композиторам. Самая известная его песня — «Песня о Тарноге», наполненная искренней любовью к своему краю, с красивой и запоминающейся мелодией стала неофициальным гимном района, ее знают здесь повсюду.

Ню́ксеница

В один из последний день экспедиции группа из 4-х человек предприняла бросок в соседний, Нюксенский район на разведку. Приехали на место около шести утра и час бродили по селу, дожидаясь открытия первого магазина.


Сухона

Село расположено на берегу Сухоны — большой северной реки, по сравнению с Кокшеньгой — просто огромной. Река очень красива и величественна. Где-то далеко вниз по течению в неё впадает река Юг — в этом месте начинается Северная Двина. В Нюксенице городских черт гораздо больше, чем в Тарноге — по селу ходит автобус, некоторые районы застраиваются кирпичными многоэтажными домами.

Дождавшись начала работы администрации, мы поговорили там с руководством культуры села. Оказалось, что в Нюксенице действует ЦТНК — Центр традиционной народной культуры. Там мы были радушно приняты, а работница Центра показала нам результаты его работы. На полках стояли старинные самовары, братыни, плетеные сольницы и другие предметы быта местных крестьян. Здесь же мы увидели главное сокровище Центра — около 140 кассет с записями песен. В районе сотрудниками Центра проработан буквально каждый дом.

Так было в 2005 году. А в 2007 году в Центре произошла беда — его здание полностью сгорело, погибли все этнографические материалы. За помощью пришлось обратиться в Российский фольклорный союз, поддержали материально коллег из Нюксеницы многие фольклорные организации России. Однако, Центр понес невосполнимые потери звуковых материалов — восстановить удастся только часть, т. к. многие записанные Центром исполнители уже ушли из жизни.


Анастасия Александровна Лобанова

Из Нюксеницы наш путь лежал в деревню Пожари́ще, где работает филиал ЦТНК. В этой деревне состоялось несколько хороших сеансов. Очень добрая и приветливая бабушка Анастасия Александровна Лобанова спела нам припевки и свадебные песни. Другая исполнительница, Мария Анфимовна Парынина, исполнила среди прочего очень интересную песню «Послал меня хозяин по избе походить». Поётся она на свадебном пиру жениху и невесте, но, при этом, в тексте встречается Коляда. Такое перенесение календарного жанра в свадебную традицию довольно необычно.

Пожарище находится в стороне от Нюксеницы и от дороги на Тарногу, от последней его отделяют множество развилок и поворотов. Поэтому до базы мы добирались довольно трудно — на 6 попутных машинах подряд. Вернулись уже ночью, уставшие и довольные.

Итоги

Экспедиция в Тарногский район в целом была очень удачной. Кроме незабываемых впечатлений, мы привезли множество замечательных песен и видеозаписей. Нам удалось оценить состояние некогда очень богатой местной свадебной традиции по сравнению с 70-ми годами, когда составлялась «Русская свадьба». Конечно, сейчас осталось не так много. Но и то, что сохранилось до нашего времени, восхищает своей красотой и первородной чистотой.

Источник: http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex12/
Прикрепления: 6399191.jpg (116.4 Kb) · 6252612.jpg (306.0 Kb) · 6443779.jpg (92.0 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:04 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Экспедиция в Усть-Цилемский район республики Коми (2007)

Участники экспедиции:

Константин Корзун (руководитель экспедиции)
Екатерина Иванова (преподаватель МГК)
Владимир Поздняков (преподаватель колледжа)
Екатерина Бойцова
Анна Ефанова
Кирилл Кузьмин
Юлия Кабакова
Мария Николаева (преподаватель колледжа)
Сергей Михеев
Юлия Дмитрюкова (сотрудник колледжа)
Виктория Белунцова
Татьяна Иванова-Дятлова
Николай Афонин
Студенты-практиканты:
Елисей Карпов
Зоя Вязовская
Лидия Пушкарь
Эмиль Абильфазов


О районе


Печора

Усть-Цильма — древний и прекрасный край. Годом основания села на реке Печоре считается 1542 г., а нынешний Усть-Цилемский район был заселен людьми еще во II-III тысячелетии до н. э. Русские пришли на Печору в XIV веке, это было связано с новгородской колонизацией Севера. В XV веке, уже в период существования единого Московского государства на Цильме была организована добыча медной и серебряной руды — Московскому государству после реформ Ивана III требовался металл для чеканки денег. Цилемские медные и серебряные рудники стали первым в России разработанным месторождением полезных ископаемых.

Основание на Печоре собственно села Усть-Цильма связывают с именем новгородца Ивана Дмитриевича Ластки, который, возглавив несколько новгородских семей, устремился к берегам великой северной реки. В 1542 г. ему была пожалована грамота, разрешавшая разработку земель и освобождавшая его от повинностей. Постепенно на Печору стали приходить пинежане и мезенцы (жители рек Пинеги и Мезени).

Вторая волна заселения края связана со старообрядчеством. Преследование старообрядцев в центральных регионах России усиливается, и начиная с конца XVII века старообрядцы переселяются все дальше от метрополии. В это время ими осваиваются берега притоков Печоры — Пижмы и Цильмы.


Деревенская улица

Сложные условия севера и определенная замкнутость старообрядцев наложили свой отпечаток на традиционную культуру района. Кроме того, еще до недавнего времени Усть-Цильма была весьма труднодоступна. Только в 1932 г. здесь был создан аэродром, а до этого в Усть-Цильму можно было попасть только по трактовой дороге через безлюдную тайгу с Мезени (это около 300 км). Регулярное автобусное сообщение с железнодорожной станцией Ираёль (именно так мы попали в Усть-Цильму) было открыто только в 2002 г., после постройки моста через р. Заостровка. А в некоторые деревни попасть мы так и не смогли. Например, был запланирован маршрут в село У́ег. Но для этого нужно было переправиться через Печору в месте, где нет парома, и потом преодолеть 6 километров такой дороги, по которой даже трактор не смог бы пройти — все это пространство изрезано неисчислимыми рукавами и старицами Печоры. Как нам объяснили, устойчивое дорожное сообщение с Уегом возможно только зимой, по льду. И таких сёл и деревень по району довольно много.

Вообще же Усть-Цильма стала сравнительно легко достижима из больших городов, и едва ли не каждое лето сюда устремляются разнообразные экспедиции. Наталья Павловна Колпакова, известная ленинградская фольклористка, в 1929 году добиралась из Ленинграда до Усть-Цильмы три недели, в 1955 — неделю. Мы же на дорогу из Москвы потратили менее двух суток.


Северный дом

Население района исключительно русское — потомки новгородцев и переселившихся на север староверов-беспоповцев. Хотя административно район относится к Республике Коми, на языке коми не говорит там никто, его не преподают в школах. Всего в районе живет порядка 15 тыс. человек (из них около 5 тыс. в самой Усть-Цильме). При огромной территории в районе существует всего 36 населенных пунктов, между которыми — дивный северный лес, болота с огромным количеством комаров, с полянами черники и морошки. Большинство деревень расположено на берегам трех рек: Печоры и её притоков — Цильмы и Пижмы. Климатические условия — суровые, первая трава появляется в конце июня, а в октябре уже выпадает снег. Такой климат определяет и традиционные занятия жителей. Хлеб здесь не вызревает, поэтому основа хозяйства — животноводство и рыболовство. Большинство жителей обитают в традиционных для русского Севера огромных избах (так называемый дом-двор), где под одной крышей располагается и жилая часть, и скотный двор (это обусловлено крайне холодными зимами).

Усть-цилёма (так называют себя жители), с одной стороны, считают себя русскими, с другой — определенно отделяют свою «общину» от остальных. Нередко мы слышали фразы вроде «у вас там в России» или «в России делают так, а у нас — по-другому». Очевидно, такое противопоставление связано со старообрядчеством.
Прикрепления: 8730186.jpg (428.3 Kb) · 0834006.jpg (86.2 Kb) · 3778438.jpg (104.5 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:04 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Традиция


Вера Николаевна Чупрова и
Ирина Чупрова в традиционных костюмах


При этом усть-цилёма хранят чисто русские традиции, уже основательно забытые «в России». Причем это происходит не «сверху», по инициативе директоров клубов, а максимально естественно — от родителей к детям.

Каждый год между Ивановым днем (7 июля) и Петровым днем (12 июля) устраиваются «горки» — многие жители надевают традиционные костюмы и выходят водить хороводы, петь. Отсюда — специфический «жанр» местной народной песни — «горочная». Вот как описывает «горку» Н. П. Колпакова, побывавшая в Усть-Цильме в 1929 г.:

На высоком — очень высоком! — речном обрыве — девичий хоровод. В нем человек пятьсот. Но из какой же сказки явились эти девушки в их невиданных, неслыханных одеждах?
Шелестят тяжелые пышные шелка. Плавно волнуются сборчатые сарафаны. Расцветают диковинные узоры, серебряные цветы на парчовых «коро́теньках» — сборчатых безрукавках до пояса, надетых поверх сарафанов. Колышутся пышные цветы штофных, затканных шелковыми цветами «шалюшек». Громадные шелковые платки отливают множеством нежных оттенков — бледно-палевых, розовых, темно-синих...

Пышная золотисто-алая гирлянда девушек и молодок медленно плывет по улице, останавливается, низко кланяется, расходится, сплетается в цепи и круги; вот она движется, не спеша, навстречу кавалерам в праздничных рубашках.
— Да вы, бояра, вы куда пошли?
— Да молодые, вы куда пошли? — поют девушки.
— Да мы, княгини, мы невест смотреть,
— Да молодые, из хороших выбирать, — отвечают парни.
Мы стоим, обомлев от неожиданности и восхищения.

Мы сами «горку» не видели, так как приехали в Усть-Цильму в конце июля, когда время горок уже закончилось. Но даже фотографии передают удивительное ощущение от этого грандиозного действа. Сегодня горку водят на сельском стадионе. Большое футбольное поле от края до края занимает хоровод. И эта традиция не прерывалась.


Участники юношеского фольклорного ансамбля "Лапушки"

Из других специфических жанров можно отметить «поситочные» песни (т. е. певшиеся «на посидках»: в зимние месяцы молодежь собиралась вместе — «посидеть», попеть и поиграть в разные игры), «на питу́хах» (от слова «пить», т. е. на застолье).

Старообрядчество наложило свой отпечаток на свадебный обряд. Обряд в таком виде, как он существовал повсюду в России, со сватовством, девичником, выкупом невесты и т. д. здесь практически не был распространен. Носители традиции не знают даже слова «дружка» («Дружка? Ну, были друзья у жениха. И у невесты друзья были»). В старину была распространена свадьба «умыканием» — жених похищал невесту из ее дома и увозил к себе. На следующий день молодые являлись к родителям невесты виниться и просить благословения. Ближе к нашему времени, в XX веке, невеста просто уходила жить к своему избраннику, часто никак не закрепляя свой брак формально. Отрадно, что и современная свадьба хранит некоторые черты старины: невеста хоть и расписывается в сельсовете в белом платье, но, приехав в дом жениха, обязательно для свадебного пира переодевается в традиционный костюм.

Одна из уникальных особенностей района — в нем еще живы распевщики древних русских былин. За время нашей экспедиции было записано пять образцов этого жанра. Жива былина и в XXI веке!

Из других поисковых удач — рождественские колядки, в том числе напетые нам детьми; похоронный плач, записанный прямо на кладбище; великолепные наигрыши на балалайке и гармони; видеозапись горочных хороводов и игр, которые показал нам детский фольклорный ансамбль «Лапушки».

Итак, мы отправились в удивительный уголок Русского Севера — Усть-Цильму.
Прикрепления: 5740181.jpg (89.7 Kb) · 6047653.jpg (118.8 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:05 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
В дороге

Дорога от Москвы до Усть-Цильмы занимает почти двое суток — 35 часов поездом до станции Ираёль и еще часов 5-6 автобусом до Усть-Цильмы.

На станцию Ираёль мы прибыли в 23:45. Благодаря усилиям руководителя, нас уже ждал автобус, и участникам экспедиции не пришлось коротать ночь в станционном здании. Было очень холодно, и мы с радостью погрузились в «ПАЗик».


Печора

Во всем районе мосты существуют только через маленькие речки. Через большие реки мосты строить бессмысленно, так как их все равно снесет весенним половодьем, когда вода поднимается метра на четыре. Поэтому единственный способ перебраться через Печору — паром. Паром ходит по расписанию, 5-6 раз в день. Когда автобус с экспедицией подъехал к берегу, он оказался последним в очереди легковых машин и грузовиков. Пришлось ждать. Примерно через час с другого берега подошло что-то вроде небольшой плоскодонной баржи, которую тянул пришвартованный боком катер. Автобус прямо с пассажирами внутри заехал на эту баржу, и катер стал быстро рассекать холодные, темно-коричневые воды огромной реки. Минут через 20 автобус был уже на твёрдой земле противоположного берега, и мы продолжили свой путь.

Около 6 часов утра экспедиция наконец разместилась на базе — в интернате Короворучейской средней школы, расположенном на самом деле в деревне Карпушовка. Некогда разделенные полями деревни, прилегающие к Усть-Цильме, ныне слились, и границы между ними отмечают только дорожные таблички с названиями. Большинство участников экспедиции осталось на базе отдыхать, руководители пошли в Усть-Цильму в отдел культуры выяснять имена исполнителей, а некоторые наиболее активные фольклористы-собиратели отправились по Карпушовке и селу Коровий Ручей на разведку.

Коровий Ручей


Село Коровий Ручей

Первый же «разведывательный» выход оказался очень удачным. Прямо на улице мы встретили двух бабушек и спросили, не знают ли они старинных песен. Выяснилось, что знают, и после непродолжительных уговоров мы договорились с ними о встрече через несколько часов. Бабушками были Анна Васильевна Поздеева и Евдокия Михайловна Пистина. Очень слаженным дуэтом они исполнили несколько лирических песен, романсов, горочных песен и колядку.

На этом сеансе произошел забавный случай. Во время исполнения одной из песен зазвонил телефон, стоявший на тумбочке в комнате. Конечно, запись была испорчена, к тому же одна из исполнительниц перестала петь и взяла трубку. Через минуту, к всеобщему удивлению, она позвала к телефону одного из участников нашей группы. Оказалось, что это звонит из Отдела культуры Константин Владимирович, наш руководитель, которому там дали номер телефона хозяйки дома — он хотел договориться с ней о записи. Пока руководитель только выяснял имя исполнительницы, мы уже провели с ней полноценный сеанс.
Прикрепления: 5134108.jpg (396.2 Kb) · 8178850.jpg (120.5 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:06 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
«Лапушки»


Вера Николаевна Чупрова и "Лапушки"

В самой Усть-Цильме и других деревнях и селах района действует множество фольклорных ансамблей. Внимание жителей к своей традиционной культуре заслуживает восхищения, тем более, что эти коллективы учат старинные песни не по книгам, а вживую, слыша их от своих старших земляков. Один из таких коллективов — юношеский ансамбль «Лапушки» под руководством Веры Николаевны Чупровой.

Вера Николаевна — замечательный знаток усть-цилемских песен и прекрасный исполнитель. Она согласилась спеть для нас несколько песен — по качеству исполнения это были, наверное, наиболее удачные записи всей экспедиции. Обладая сильным, насыщенным голосом, Вера Николаевна замечательно поёт в местной манере — открытым, громким звуком. При этом она — отличный организатор и педагог. В этом мы смогли убедиться, послушав и посмотрев выступление ансамбля «Лапушки». Поскольку в помещении было тесно, ансамбль отправился в близлежащий скверик с памятником Ленину. Под этим памятником и были разыграны горочные песни.

Нам были показаны все фигуры горки — «столбы», «круг», «сторона на сторону», «вожжа», «плетень», «на четыре стороны». Все участники ансамбля оделись в традиционные костюмы, поэтому представление получилось на редкость ярким и красочным. Постепенно поблизости собралась полюбоваться на это группа местных жителей.

После представления на улице Вера Николаевна и ее лучшая ученица Ира Чупрова замечательно исполнили для нас дуэтом около десяти горочных и лирических песен. Ира впоследствии вместе с нами приняла участие в выезде на Пижму.

Музей им. А. В. Журавского


Мария Петровна Канева

В Усть-Цильме действует дом-музей Андрея Владимировича Журавского — основателя первой на Севере России сельскохозяйственной опытной станции (основана в 1911 г.). Разработки ученого определили облик сельского хозяйства района вплоть до наших дней. Дом, в котором располагалась Опытная станция, был перенесен в Усть-Цильму в 1978 г. Сейчас помимо залов, посвященных А. В. Журавскому и его деятельности, в музее открыта большая этнографическая экспозиция.

Коллекция музея довольно обширна. Это и артефакты II тысячелетия до н. э., когда человек впервые пришел на берега Печоры, и орудия труда и предметы быта усть-цилемских крестьян, и экспонаты, демонстрирующие флору и фауну района.

Выяснилось, что одна из сотрудниц музея, Мария Петровна Ка́нева, знает причитание невесты при расплетании косы. Она согласилась исполнить его для нас и надела ради этого традиционный костюм невесты с «побойником» в качестве головного убора. Запись состоялась прямо в зале музея.

Хабари́ха


Альберт Семёнович Дуркин

Единственный сеанс в Хабарихе, длившийся больше 3 часов с перерывом на чаепитие, был очень удачным. Деревенский ансамбль исполнил для нас в общей сложности 14 песен. Причем участники этого ансамбля восприняли традицию непосредственно, не через книги и записи. Но наиболее ценными образцами из Хабарихи стали две былины, спетые нам Альбертом Семёновичем Дуркиным. Мальчиком он слышал и запомнил их напевы, правда, не запомнил текст — его он взял из книг. Это — былина про Илью Муромца («Ай недалёко от города от Киева») и былина про Ботмана («Про белого сказать царя, про верного»). Былины были исполнены замечательным сильным и крепким голосом, в характерной для Усть-Цильмы открытой манере.
Прикрепления: 0118757.jpg (139.4 Kb) · 5346230.jpg (125.2 Kb) · 1669282.jpg (389.8 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:11 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Трусовский сельсовет


Река Цильма и деревня Рочево

Ближе ко второй половине экспедиции мы предприняли два дальних и длительных выезда по рекам Цильме и Пижме. Экспедиция разделилась на две группы. Ранним утром, под проливным дождем мы отправились в путь. Один маршрут лежал по реке Цильме (Трусовский сельсовет — деревни Рочево, Трусово и Филиппово), другой — по Пижме (в деревни Загривочную, Замежную и Степановскую). Транспорт в оба эти места ходит довольно редко, к тому же, мы рассчитывали на обильный материал — поэтому возвращение в Усть-Цильму было запланировано только через 3 дня.

Характер жителей Трусово отличается от характера жителей Усть-Цильмы, уже серьезно тронутого городской культурой. Трусовцы очень гостеприимны — после каждого сеанса нас угощали варёными карасиками, шаньгами, морошкой. Отличается и репертуар местных певцов. Среди прочего были записаны 2 исторические песни (про Полтавскую битву и московский пожар 1812 г.) и очень красивая песня с плавной, задумчивой мелодией «Что люди живут, равно цветы цветут».


Евдокия Львовна Зайвина и Иван Львович Чуркин

Первым населенным пунктом по Цильме является деревня Рочево. Когда-то здесь проходил мезенский тракт — единственная дорога, связывавшая Печору с большой землей. Рочево расположено в красивом изгибе сильно обмелевшей в июле и очень спокойной по сравнению с Печорой реки Цильмы. Несмотря на небольшое количество жителей, Рочево оказалось богато прекрасными песнями, традиции здесь не угасают. Например, до сих пор на Рождество дети ходят колядовать. За два дня группе из трех человек удалось провести 7 сеансов.

Несомненной удачей стала запись похоронного плача, исполненного Акулиной Родионовной Тирановой 82 лет. В деревне удалось записать несколько семейных дуэтов — например, брата и сестру Евдокию Львовну Зайвину и Ивана Львовича Чуркина, которые играли на балалайках. Иван Львович, блестяще владеющий балалайкой, поразил нас оригинальными ладовыми переходами в своих наигрышах. Хорошо он играет и на гармони. Вместе с сестрой он показал нам все фигуры кадрили.

Порадовал своим остроумием Василий Яковлевич Рочев, который, помимо песен и частушек, рассказал около двадцати местных поговорок, например:

Чай не пьешь – какая сила? Чай попил – совсем устал.
Бабы замужем каются, а девки замуж-то пихаются и др.


Трусово

У многих жителей деревни сохранились огромные сундуки с костюмами (явление, впрочем, распространенное повсюду в районе). Семья Рочевых рассказала о том, как в 30-е годы во время раскулачивания эти сундуки перевозили через Цильму и закапывали в землю. На показанных нам костюмах некоторые участки пострадали от влаги, но костюмы, которым более ста лет, восхищают своими яркими красками.

В Трусово живет Апполинария Никитична Рочева — дочь известного когда-то былинщика Никиты Федоровича Ермолина, пение которого было записано в 1955 году ленинградскими фольклористами. Как отмечала Н. П. Колпакова, «Свое знание былин и песен Н. Ф. Ермолин частично передал младшей дочери, Полине Никитичне Рочевой»1. Сегодня Апполинария Никитична — худая и живая старушка с благородным, выразительным лицом. Она спела нам две былины, которые переняла у отца. Не целиком, конечно, но зато здесь, в отличие от Хабарихи, имела место полностью устная передача традиции. Ею же была исполнена интересная историческая песня «Было дело под Полтавой» про битву со шведами.


Река Цильма у деревни Филиппово

Кроме Трусово, был намечен маршрут в деревню Филиппово (18 километров от базы). Так как никакого рейсового транспорта нет, руководитель группы Владимир Владимирович Поздняков отправился в сельсовет. Глава Трусовского сельсовета Кузьма Кондратьевич согласился нам помочь, и на следующее утро нас забрала «буханка» (автомобиль УАЗ-3909). Дорога до Филиппово была просто ужасной, и многие пожалели, что мы не пошли пешком. Машина шла не быстрее 20 км/ч, при этом она так прыгала на ухабах, что трудно было удержаться на месте и не упасть на пол, по дороге не ударившись о потолок. Однако, все трудности были преодолены, и группа благополучно добралась до пункта назначения.

Здесь нам удалось записать несколько новых колыбельных и лирических песен, а также частушки в замечательном исполнении гармониста Прокопия Ефремовича Михеева и его сестры Степаниды Ефремовны Марковой. Другая исполнительница спела нам романс «Была я у мамоньки дочка», в котором есть такие забавные слова:

Я в поле работать непривычна,
С жару болит голова,
От солнца ссыхают мои мо́зги,
На сердце мне ляжет тоска.
Прикрепления: 6485929.jpg (92.2 Kb) · 0737227.jpg (109.3 Kb) · 7434594.jpg (89.4 Kb) · 9472963.jpg (93.0 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:12 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Пижма


Река Пижма

На реку Пижму отправилась группа из 7 человек. Целью нашей поездки было село Замежная — административный центр на р. Пижме. Мы рассчитывали преодолеть 70 километров, отделяющие нас от Замежного, за 2-3 часа, но ошиблись. Дорога оказалась сложной, дважды пересекали реки на паромах. В итоге, на место мы прибыли около девяти вечера. К тому же, здесь никто не был предупрежден о нашем приезде. Мы постучались в дом главы администрации Лебедева. Несмотря на внезапность нашего появления, Лебедев с супругой накормили нас ужином, одним из лучших блюд которого была жареная утка, недавно подстреленная им на охоте. На ночлег нас разместили в подсобном помещении больницы. Кроме этого, глава администрации обеспечил нас транспортом.

Сложный путь, а также дождливая погода сделали своё дело: двое из нас сильно простыли, и, к сожалению, не смогли полноценно участвовать в поисковой работе. Что же касается лечения от простуды, то здесь все было под боком: пройдя несколько метров по коридору нашей временной базы, можно было попросить у врача градусник, а также купить лекарства.

Собственно работа началась только на следующий день. Одна наша подгруппа отправилась в деревню Загривочная, другая — в Дом культуры села Замежная.

Директор Дома культуры Лариса Михайловна Мяндина очень бережно относится к песням. Она сама ходила с кассетным магнитофоном к местным пожилым жителям — хранителям старины. В итоге Лариса Михайловна собрала неплохую коллекцию местных песен. Многих исполнителей, записанных ею, уже нет в живых. Наиболее интересные записи мы, с любезного разрешения хозяйки, переписали себе. А к середине дня Лариса Михайловна собрала в клубе шестерых участников фольклорного ансамбля «Пижма». Нас поразили даже не столько замечательные песни, сколько редкая интонационная чистота их исполнения. Настоящими знатоками песен являются супруги Соловьевы — Леонид Федорович (к тому же, отличный гармонист) и Евгения Кириковна.


Ансамбль из деревни Загривочная

Вечером мы отправились в Загривочную, где наша подгруппа договорилась о сеансе. Зрелище в Загривочной было колоритное: несколько бабушек в традиционных костюмах неспешно двигались к дому Александры Наумовны Бобрецовой. Здесь намечалось застолье с пением песен. Мы явились свидетелями крайне необычного сеанса: на нас почти никто не обращал внимания, исполнительницы сидели за столом, пили чай и пели в свое удовольствие! Это была как бы картика из старины, когда ходили друг к другу в красочных нарядах, вели беседу, пели. Пение в Загривочной не было очень слаженным (видимо, бабушки редко собираются вместе), но песни очень интересные и протяженные (одна из них длилась 18 минут).

На другой день мы работали в деревне Степановская. За день мы записали здесь около 50 песен — очень хороший результат, учитывая то, что большинство исполнителей было на сенокосе. Самым ярким было впечатление от пения Анны Тимофеевны Кармановой, обладающей сильным, звучным голосом. Особенно удивили в ее исполнении распевы в лирическах песнях.

Конечно, за два рабочих дня мы не успели записать все, что есть в деревнях по Пижме. Не добрались мы и до самой отдаленной деревни — Скитской. Однако, записанный материал очень интересен и довольно обширен: в общей сложности около 90 песен.
Прикрепления: 8213401.jpg (98.1 Kb) · 2053543.jpg (147.4 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:13 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Сергеево-Щелья


Сергеево-Щелья на фоне Печоры

Поход в деревню Сергеево-Щелья, соседнюю с Усть-Цильмой, был предпринят двумя участниками экспедиции. Желающих сначала было больше, но, так как вставать к шестичасовому автобусу нужно было рано, в итоге их количество весьма сократилось.

В Сергеево-Щелью группа прибыла около семи. В это время на улицах никого еще нет (люди заняты скотом), магазин — главное после дома культуры место выяснения имен исполнителей — был закрыт. И вот, чтобы не терять время, фольклористы решили постучаться в первый же дом.

Совершенно случайно оказалось, что в этом доме живет работник деревенского клуба Людмила Затеевна Поздеева. Её соседка объяснила, что Людмила Затеевна «обряжается» (т. е. доит корову). Мы подождали у дома несколько минут, и вот к нам подошла красивая, еще не старая женщина с открытым и добрым лицом. Пригласив нас в дом и узнав, что мы из Москвы, она тут же взялась обзванивать всех, кто мог бы нас заинтересовать. Поскольку было еще рано и с первой исполнительницей она договорилась на девять, Людмила Затеевна пригласила нас в кухню и накормила вкусным завтраком. На десерт была только что собранная морошка — душистая и очень вкусная ягода. Скоротав таким образом полтора часа, эта замечательная женщина отвела нас к Анне Михайловне Поздеевой — самой старой певице в деревне.


Анна Михайловна Поздеева

К сожалению, в Сергеево-Щелье мы слышали пение только одной исполнительницы, поэтому составить представление о традиции деревни в целом не удалось. Однако манера пения Анны Михайловны сильно отличалась от того, что мы слышали в соседней Усть-Цильме. Пение её более сдержанное, с большим количеством распевов, словообрывов и несмысловых слогов (например, «оаой» вместо «ой» и т. п.).

Людмила Затеевна дозвонилась еще троим гармонистам, но один из них был пьян, у другого поднялось давление, а третий куда-то уехал. Так что, проведя очень удачный сеанс с Анной Михайловной, мы отправились пешком на базу.

Итоги

Побывать на Русском Севере и не полюбить его невозможно. Тем более, невозможно не полюбить удивительный и прекрасный его уголок — Усть-Цильму… Пожив здесь некоторое время, складывается ощущение какой-то сказочной страны — край, отделенный от «большой земли» сотнями километров нетронутых лесов, где могучая природа предстает во всем своем великолепии, край, сохранивший своё удивительное своеобразие, где люди с такой любовью и уважением относятся к своей земле, своим традициям и своим песням! Это ли не сказка!

Источник: http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex15/
Прикрепления: 9818863.jpg (421.1 Kb) · 8883712.jpg (95.9 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:29 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Экспедиция в Лешуконский район Архангельской области (2008)

Участники экспедиции:
Константин Корзун (руководитель экспедиции)
Екатерина Иванова (преподаватель МГК)
Юлия Дмитрюкова (сотрудник АМК)
Екатерина Бойцова
Кирилл Кузьмин
Джулия Аморетти
Юлия Кабакова
Александра Иванова-Дятлова
Людмила Фраёнова
Любовь Баданина
Нина Дементьева
Юлия Ланцева
Елисей Карпов
Михаил Иглицкий
Виктория Белунцова
Сергей Михеев


О районе


Мезень

Поездка в Лешуконский район продолжила серию наших северных экспедиций. Идея съездить на реку Мезень возникла пять лет назад, после экспедиции на Пинегу. Но ни тогда, ни в последующие годы осуществить ее мы не могли — добраться сюда довольно непросто.

Лешуконский район расположен в одном из самых удаленных уголков Русского Севера, и даже сейчас он труднодоступен. В начале XX века на Мезень можно было попасть только по воде из Архангельска (через Белое море). Именно таким путем добиралась сюда экспедиция Н.П. Колпаковой 1958 года1, материалами которой мы пользовались. В 1940-е годы было открыто авиационное сообщение с Архангельском. Но билет на самолет стоит довольно дорого, а пароходы давно не ходят. Автомобильное сообщение по зимнику (т. е. дороге, по которой можно проехать только зимой, когда замерзают болота) было открыто лишь 5 лет назад, а летняя дорога действует только первый год. Мы, конечно, были рады этому обстоятельству — ведь такая труднодоступность очень способствует сохранению в регионе фольклора. В чем нам и предстояло убедиться.


На берегу Вашки

Как и повсюду на Русском Севере, на Мезени человек жил уже в незапамятные времена. Известен ряд доисторических стоянок, датируемых II-I тысячелетиями до н. э. В более близкие к нам времена эти места населяли финно-угорские племена чуди. С ними столкнулись первые новгородцы, пришедшие сюда около XIV века. Они двигались по рекам на своих быстрых кораблях-ушкуях, их привлекали необычайные богатства края: пушнина, рыба. Однако, крупные и постоянные поселения появляются здесь только в XV-XVI веках, причем в XVI веке уже существовало большинство современных населенных пунктов. Центром мезенских земель тогда была Юрома. В конце XV века Двинская Земля (Архангельск, Подвинье, Пинега и Мезень) перешла под власть молодого Московского государства.

Основными занятиями жителей были охота и рыболовство, животноводство. Хлеб здесь растет плохо, зато много земель отводилось под лен, из которого еще в 30-е годы XX века делали домотканую одежду.


Бляха коновала из собрания Лешуконского краеведческого музея

В Усть-Вашской волости, как раньше назывался Лешуконский район, еще до начала XX века было распространено коновальство. Мезенские коновалы — знатоки болезней лошадей и другого домашнего скота — занимались своим ремеслом по всей России. На сумках со своими инструментами они носили особые знаки — коновальские бляхи, которые отливались в деревне Кимжа на Мезени. Несколько таких блях хранятся в краеведческом музее в Лешуконском.

Та же Кимжа была одним из крупнейших в России центров литья колоколов. Здесь изготавливались как большие церковные колокола, так и небольшие поддужные, которые крепились к упряжи — неизменный атрибут путешествий на Руси в старину. Мезенские колокольчики уникальны, по всей стране в музеях их насчитывается всего несколько десятков.


Оветные кресты на берегу Вашки

На Мезени и Вашке до сих пор сохранились здания деревянных церквей. К сожалению, внутреннее убранство утрачено, многие храмы были перестроены, некоторые были превращены в клубы. Кое-где сохранились старинные обетные (или, как их здесь называют, «оветные») кресты — огромные, двух-трехметровые, украшенные резьбой. Ставили их обычно на высоких речных берегах, на развилках дорог или в центре деревни, а иногда и прямо у въезда в крестьянский двор. Крест могли поставить ради избавления от грядущего несчастья либо в знак благодарности за спасение. Подлинные древние кресты почти все были уничтожены в первые десятилетия советской власти, но обычай сохраняется, и сегодня жители ставят новые оветные кресты, хотя и не такие монументальные, как в старину.

Во всех деревнях главный тип дома — огромный двухэтажный дом-двор, где под одной крышей размещаются и жилые комнаты, и хозяйственные помещения, и скотный двор (это обусловлено сильными зимними морозами). Многие дома украшены коньками и резными полотенцами. Такой дом строился с расчетом на одну большую семью из нескольких поколений. Сейчас же в них живет один-два человека, огромные дома пустуют, многие заброшены полностью.

В некоторых деревнях сохранились деревянные мельницы.
Прикрепления: 5560625.jpg (145.0 Kb) · 1619784.jpg (249.9 Kb) · 9167843.jpg (53.9 Kb) · 7159610.jpg (192.0 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:30 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Традиция

Яркой особенностью района является наличие почти в каждой деревне слаженного ансамбля, многие такие ансамбли регулярно выступают. Причем часто это не коллективы при клубах или домах культуры, они возникают просто из желания людей сохранить свою старину, из любви к старинным песням. Репертуар этих ансамблей обычно довольно обширен и разнообразен.


Участница экспедиции в традиционном костюме молодки

Основу его составляют лирические (протяжные, «долгие») песни, причем среди них встречаются очень старые, с разнообразными распевами, текст которых дышит неподдельной стариной. Среди протяжных песен выделяются исторические: про Разина, про Александра I, про казака Платова. Есть и более поздние, сформировавшиеся в городской среде, но и они получили традиционные черты местных протяжных песен: сравнительно поздние рифмованные тексты распеваются в гораздо более древней местной манере.

Любят исполнители и плясовые песни, которые нередко поются на один мотив. Замысловатая ритмика подчеркивает их плясовую природу, а текст почти всегда имеет шуточный характер.

Кроме этого, мы записали немало хороводных и игровых песен, звучавших на летних играх или на зимних посиделках, а также припевок.

Отдельные исполнительницы помнят свадебные и похоронные причитания, колыбельные, нередко довольно своеобразные. А в деревнях на Мезени ниже Лешуконского старые жительницы до сих пор в повседневной жизни используют заговоры, дошедшие до наших дней из глубочайшей древности. Среди них и заговоры от различных болезней, и «чтобы корова была послушна», и чтобы домовой был благосклонен к людям.

Конечно, мы отправились на Мезень не только ради фиксации песен, но и чтобы прикоснуться к простой и необыкновенно красивой старине, чтобы ощутить еще сохранившийся вековой уклад жизни. И вот, наконец, куплены билеты и собраны рюкзаки. Экспедиция, к которой мы готовились несколько лет, началась!
Прикрепления: 6033568.jpg (193.8 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:31 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
В дороге


Затопленный паром на речке Кимжа

Проделав путь в 1200 км на поезде, мы были в Архангельске, и теперь нам предстояло преодолеть более 400 км через тайгу. Выехали утром на двух машинах. Дорога сначала идет по оживленным пригородам Архангельска, мимо музея в Малых Корелах, потом жилья вокруг становится все меньше, все реже встречаются села и деревни. Неожиданно плавный ход машины сменяется толчками и тряской — кончился асфальт. Дорога идет вдоль реки Пинеги, навстречу изредка попадаются грузовики и пассажирские машины. Примерно на половине пути — остановка в поселке Пинега, центре Пинежского района. В 2004 году он был первым пунктом нашей экспедиции по Пинеге, а сейчас это только половина пути.


Дорога через болото

И снова мимо нас потянулся лес, бескрайняя северная тайга. Дорога идет в лесу, как в ущелье, по краям ее встают огромные сосны, земля под ними покрыта сизым, как будто седым мхом и бесконечными зарослями черники. Стоит хоть ненадолго открыть окно, и машина заполняется тучами комаров. Навстречу — никого, кажется, мы здесь одни. Время от времени лес сменяется огромными болотами, сплошь покрытыми морошкой. Нам повезло, на одном из таких болот мы сделали остановку, и, несмотря на комаров, все высыпали из машин полакомиться сладкой и ароматной желто-рыжей ягодой.

Но надо ехать дальше, и опять вокруг — удивительный, ни с чем не сравнимый северный лес. На сотни километров тянется он вокруг, тонкой ниточкой его прорезает единственная дорога, мелкими точками разбросаны в нем деревни и села, и то лишь по берегам рек. Огромные, нетронутые человеком земли. Захватывает дух, когда представляешь их протяженность. Стоит на десяток метров отойти от дороги, и кажется, что ты один в этом огромном лесу, что нет нигде ни городов, ни железных дорог,


Мезень

Вот дорога становится шире, начинают попадаться встречные машины. На пароме пересекаем небольшую лесную речку, еще несколько километров — и внезапно лес расступается и открывается огромное, потрясающее пространство, не хватает глаз, чтобы окинуть его. Мезень! Широкая, серая под серым дождливым небом, в наступающих сумерках.

Потом была переправа через Мезень на пароме, снова долгая тряска в машине, еще одна переправа, когда за окном было уже совсем темно, — и, наконец, мы в Лешуконском. До дома культуры «Родина», ставшего нашей основной базой, мы добрались около часа ночи. Но, несмотря на это, нас дожидался И. О. заведующего отделом культуры Лешуконского района Александр Геннадьевич Фатьянов, благодаря которому во многом состоялась эта экспедиция. В отведенном нам танцевальном зале сложили вещи, расстелили на полу спальники. Закончилась наконец долгая дорога, которая заняла почти двое суток.

Село Лешуконское стоит в том месте, где в Мезень впадает река Вашка, отсюда его старое название — Усть-Вашка. Мезень течет с востока и около села почти под прямым углом поворачивает на север, а с юга течет такая же широкая Вашка. Все деревни расположены по берегам рек, по рекам происходит почти все сообщение между ними. Поэтому в районе есть три основных направления — от Лешуконского вниз по Мезени, вверх по Мезени и вверх по Вашке. По этим направлениям и проходили три больших экспедиционных маршрута.
Прикрепления: 5215821.jpg (201.5 Kb) · 5865287.jpg (196.5 Kb) · 6179114.jpg (117.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:31 | Сообщение # 28
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Лешуконский любительский народный хор


Лешуконский любительский народный хор и фольклористы

В первый день нашего пребывания в Лешуконском состоялась встреча с замечательным коллективом — Лешуконским любительским народным хором. Коллектив этот действует уже довольно долго — в 2008 году ему исполнилось 56 лет! Сейчас хор насчитывает 24 участника, причем больше половины из них поет в нем уже около сорока лет. Хор успел побывать во многих городах России и за рубежом. Репертуар хора очень большой, в него входят, наверное, песни всех деревень по Мезени и Вашке — участники хора, уроженцы разных деревень, привносят в репертуар хора песни своих родных мест.

Поет хор замечательно! Ради нас руководитель хора Майя Леонидовна Шишова уговорила собраться 18 человек. Впечатления остались очень яркие: стройное, слаженное пение большого коллектива, замечательные песни, среди них и протяжные, и плясовые, и свадебные, и очень интересные и редкие исторические. Была исполнена кадриль, сложная, со множеством фигур, веселая и яркая.

C одним из участников хора — Василием Изосимовичем Алимовым — состоялась отдельная встреча. Будучи человеком далеко не пожилым, он знает множество деталей местных обрядов. Память Василий Изосимович имеет великолепную: в течение часа он рассказывал нам о местном свадебном обряде, престольных «съезжих» праздниках, праздновании Рождества, народных традициях на Великий Пост, Пасху, Троицу, о зимних вечорках. Им были исполнены рождественское славление («Христос рожается, славите...») и игра-припевание парней к девкам («У колодецка студенаго да у столбицка тоценаго»). Поучил он нас некоторым хороводным фигурам: хождение «в застенки», «столбами», «восьмера» (сложная фигура, когда пары постоянно меняются партнерами).

Василий Изосимович — довольно известный в районе человек. Не раз в разных деревнях исполнительницы говорили нам: «А эту-то песню Вася Алимов лучше поет!» или «Вот в Лешуконском у Васи Алимова спросите!».
Прикрепления: 4538286.jpg (283.0 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:32 | Сообщение # 29
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Хор сельского дома культуры «Родина»

Днем позже мы встретились с хором при СДК «Родина», вторым фольклорным коллективом из Лешуконского. В свое время, причем уже довольно давно, он выделился из состава Любительского хора.


Хор при СДК «Родина»

Вначале мы познакомились руководителем хора Екатериной Николаевной Опариной, уроженкой деревни Пылема. Она рассказала нам о хоре и исполнила несколько свадебных и похоронных причетов. Вечером того же дня собралась группа хора из 6 человек. Они напели нам более 20 песен, некоторые из которых оказались очень ценными: два припеванья-«виноградья», свадебная корильная и историческая песни. Екатерина Николаевна исполнила причет матери во время «гoстьбы» (посещение молодыми родителей невесты после свадьбы).

Еще одна встреча с коллективом состоялась через несколько дней, в доме культуры «Родина», где и была наша база. Исполнители пришли в народных костюмах. Яркие впечатления остались и от «долгих» лирических песен, и от быстрых плясовых, а особенно красочной была пляска под частушки с сопровождением гармони.
Прикрепления: 2068114.jpg (111.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:32 | Сообщение # 30
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Вверх по Вашке

Почти на неделю мы должны были разделиться на две подгруппы. Одной предстояло обследовать деревни на Мезени ниже Лешуконского, другой — отправиться в противоположную сторону, вверх по Вашке.



Дороги здесь плохие, никакого рейсового транспорта нет в помине. Решено было добраться до деревни Кеба (крайнего пункта района на Вашке) по воде, а возвращаться уже сухопутным путем. Мы были готовы к тому, чтобы значительную часть обратного пути проделать пешком. Но обратная дорога была далеко, а сейчас нам предстояло преодолеть около ста километров по воде.

Плыли на двух лодках, по пять человек в каждой. Погрузили рюкзаки на корму, сами сели поближе к носу, отправились. Потянулись мимо нас высокие красные берега с густыми чащами, поросшие кустами и травой песчаные острова. Иногда мелькнет между деревьев на крутом берегу охотничья избушка. Ощущение полного безлюдья вокруг, редко-редко показываются черные от сырости дома разбросанных по берегу реки немногочисленных деревень. У воды — сараи для лодок. На каком-нибудь одном из них обязательно укреплена табличка с названием деревни: Русома, Чулоса, Олема... Все эти деревни нам предстоит посетить на обратном пути, а пока смотрим на сарайчики, лодки на берегу, маленькие бани.


Река Вашка

На реке холодно, ветрено, и без брезентовых плащей, которые нам дал лодочник, мы бы совсем продрогли. Из-под носа лодки летят холодные брызги. Посмотришь за борт — то черная суровая глубина, то совсем близко виднеется коричневый песок.

Лодочник Вячеслав Иванович Шарыгин лучше знает этот участок реки, поэтому наша лодка идет первой. Но дно здесь меняется очень быстро, и даже он не может провезти нас, не сев на мель. Неожиданный шорох по днищу, и лодка мягко останавливается. Сначала пробуем толкать шестом; если не выходит, приходится разуваться, закатывать штаны и вылезать в ледяную воду.

Примерно через три часа замерзшие фольклористы стали проситься ненадолго на берег, чтобы хоть немного размяться и согреться. «Да сейчас и пристанем!» — сказал лодочник, и направил лодку к высокому берегу, где в Вашку впадает узкая лесная речка. Оказалось, что это место как раз служит для привалов. В склон почти горизонтально вкопана жердь, на ней висит черный от костра чайник. Рядом — грубо сколоченная скамейка, на ней лежит жестяная кружка. Лодочник достал из норы в склоне сухие дрова, и скоро уже костер затрещал под чайником, наполненным речной водой.


На привале

На импровизированном столе появилась жареная рыба, деревенское масло, овощи, хлеб. Вся эта нехитрая снедь показалась безумно вкусной. Мы-то надеялись просто походить немного по твердой земле, чтобы согреться, а тут столько всего, да еще горячий чай! Достали и мы какие-то свои припасы, и началась по-домашнему простая трапеза. «Не стесняйтесь, ешьте, — говорят лодочники, — мы-то здесь дома, не пропадем, а вам вон еще сколько ходить!»

После такого обеда настроение поднялось. Выглянуло солнышко, стало теплее, и вторая половина пути до Кебы показалась короче, чем первая.


Лодочник Вячеслав Иванович Шарыгин

В деревне Олема мы ненадолго задержались. Деревня стоит на высоком берегу, к воде ведет узкая длинная и очень крутая лестница с прибитыми деревянными планками вместо ступеней. Увидев наши лодки, по ней быстро спустилась какая-то женщина. «Вы куда плывете? В Кебу? А обратно часа через три, да? Возьмите нас до Лешуконского, с утра тут на берегу сидим!» Лодочники, конечно, согласились. Через три дня, вернувшись в Олему уже пешком, мы узнали, что это были трое фольклористов из Архангельска. Тогда же ощутили на себе и мы, насколько трудно отсюда выбраться по воде. А тогда оставалось преодолеть всего около 20 км до Кебы.
Прикрепления: 1073293.jpg (351.7 Kb) · 8951470.jpg (142.5 Kb) · 7726078.jpg (373.2 Kb) · 8757084.jpg (276.5 Kb)
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск