Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Суббота, 16.11.2024, 12:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Былины Печоры (1969) - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Былины Печоры (1969)
дядя_МишаДата: Суббота, 02.04.2011, 01:03 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Былины Печоры: Илья Муромец и сокольник. Дюк Степанович.
Запись 1965, выпуск 1969. Мелодия Д-25677

1. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК
Бой Ильи с сыном) былина ЕРЕМЕЙ ЧУПРОВ

2. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК

былина (отрывок) вариант сюжета ГАВРИЛА ВОКУЕВ

3. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК

былина (отрывок) вариант сюжета ЛЕОНТИЙ И АННА ЧУПРОВЫ

4. ДЮК СТЕПАНОВИЧ

былина ГАВРИЛА ВОКУЕВ

Скачать - 192 кбит/сек / 78 Мб:

Скачать (+сканы)

или здесь скачать

Скачать - 320 кбит/сек / 115 Мб:

http://www.mediafire.com/?6urpsha4kes5qza

См. также:

Былины Печоры (2001)
Русский народный хор села Усть-Цильма (Печора, Республика Коми)
Пижемские певцы и сказители (К истокам певческой культуры Усть-Цильмы)
Былины Мезени (2005)
Былины Русского Севера. Сказители Рябинины (1985)

Источник: http://zhuzhulingo.blogspot.com/2011/06/blog-post_3781.html
Прикрепления: 9029552.jpg (85.0 Kb)
 
дядя_МишаДата: Суббота, 02.04.2011, 01:05 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Настоящие записи знакомят с одной из интереснейших северных эпических школ— Печорской. Хотя эти записи очень поздние и, видимо, последние (у стариков-сказителей уже нет продолжателей их традиции)— перед нами полноценные былинные тексты, не искаженные, и настоящее, полноценное былинное пение, что особенно поражает, если принять во внимание преклонный возраст сказителей. Былины эти—прекрасные плоды с тысячелетнего дерева устной эпической традиции.

Конечно, до наших времен дошло уже немногое. Даже за последние 80—100 лет резко уменьшилось количество былинных напевов—в конце прошлого века их было у хороших певцов около десятка для разных былин. В глубокой древности пение былин сопровождалось игрою на гуслях, но уже давным-давно эта традиция умерла. И все же то, что дошло до нас,—это подлинное эпическое пение, донесенное народом из глубин родной истории.

Русские былины поются, как и подавляющее большинство народных эпических сказаний (кроме ирландских саг, которые, по-видимому, рассказывались особой ритмической прозой).

Пение это зафиксировано на пластинке. Излишне напоминать, что услыхать эпическое пение в наши дни уже почти невозможно. (Как пелись предания о Роланде, поэмы Гомера, Нибелунги, мы не знаем и не узнаем). Эпическое пение особое. В отличие от лирической песни, где мелодия по крайней мере столь же важна, как и слова, в эпосе напев абсолютно подчинен рассказу, повествованию. Недлинная, вариантно повторяющаяся музыкальная фраза, ряды строк, организованные в свободные периоды разной длины,—по смыслу текста,—отмечаемые легкими замедлением и паузами, чуть-чуть нарушающими плавность течения распева,—вот что такое музыкальное оформление былины. Мы не назвали, правда, еще одного, существенного, что тоже участвует в музыкальной организации эпоса: страсти и темперамента, певца, который вживается в песню-сказ, вдохновляется ею и поет с глубокой верой во все происходящее. И этого почти не передать никакому, самому хорошему профессионалу-исполнителю.

Слушая былину, надо слушать звучащее слово, следить за развитием образа. Но когда слушатель сумеет вжиться в эту безмерно далекую от нас, тысячелетней давности мелодию, когда он особым творческим усилием «вслушается» в текст, проникнет в особенную манеру былинного пения, тогда он поймет, что перед ним безусловно великое искусство, великое в абсолютном, полном и бесспорном значении этого слова, великое во всем, от общей конструкции былины до мельчайшего образа, сравнения, до каждого отдельного эпитета, который уже невозможно заменить ничем. Более того, тогда слушатель поймет, что былину именно надо слушать, ибо только в пении образный строй эпоса получает свое настоящее значение, законченную величавую полноту.

 
дядя_МишаДата: Суббота, 02.04.2011, 01:05 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Былины, которые вы услышите, записаны летом 1965 года на Печоре в Усть-Цилемском районе, в селе Усть-Цильма и в деревне Боровской, расположенной в 30 км от Усть-Цильмы, на притоке Печоры, реке Пижме.

Запись произведена специальной бригадой Всесоюзной студии грамзаписи под научным руководством музыковеда Ю. Е. Красовской. Поиски сказителей и предварительная запись былин осуществ-лены Д. И. Балашовым.

Первый из сказителей, с которым вы познакомитесь,—житель деревни Боровской Еремей Провович Чупров—восьмидесяти двух летний старый охотник. Как сказитель он был известен уже давно и является едва ли не самым выдающимся исполнителем былин всего района средней Печоры. Еремей Провович поет с чрезвычайным эмоциональным подъемом.

Пение Е. П. Чупрова примечательно: это подлинно эпическая манера, с особой артикуляцией слова, ярко передающая накал страстей и величавость, свойственную эпосу.

Былина «Илья и Сокольник» повествует о бое Ильи Муромца с сыном, которого он сперва не узнает (Бой отца с сыном— коллизия, встречающаяся в эпосе разных народов). Интересен зачин былины, типично печорский, где Илья Муромец озирает окрестность и видит вокруг всю русскую землю от северных до южных ее пределов.

Илья Муромец в этой былине предстает не столько как мудрый и спокойный глава русского богатырства, сколько как легко воспламеняющийся, нетерпеливый, что вызвано особенностями данного сюжета.

Для сравнения манеры пения мы приводим два отрывка (зачина) той же былины в исполнении других сказителей. Первый—в передаче Усть-Цилемского сказителя Г. В. Вокуева. Второй исполняет сказитель из деревни Боровской Леонтий Тимофеевич Чупров с женой Анной Лукичной. Для печорской традиции вообще характерно хоровое исполнение былин. Леонтий Тимофеевич, так же, как и Е. П. Чупров, поет с большим увлечением. Тексты его былин (на те же сюжеты, что и у Е. П. Чупрова) отличаются полнотой и обстоятельностью.

Следующей приводим целиком былину о Дюке Степановиче Усть - Цилемского сказителя Гаврилы Васильевича Вокуева. Гаврила Васильевич—самый старый из за-писанных нами сказителей (85 лет). Одна его старина помещена в «Былинах Печоры и Зимнего берега», но былину о Дюке он прежним собирателям не пел, и впервые она была записана Д. М. Балашовым в 1963 году.

«Дюк Степанович»—одна из популярнейших былин Киевского цикла. По-видимому, возникла она еще в ту пору, когда усилившаяся Галицко-Волынская земля начала соперничать с Киевом. Некоторые исследователи считают эту былину поздней (XVI века)—былиной-пародией, с чем, впрочем, трудно согласиться.

Сказочный богач Дюк приезжает в Киев, посрамляет в состязании киевского щеголя Чурилу, а затем посрамляет богатством и самого киевского князя Владимира. Исследователи долго не могли разобраться в социальном положении Дюка. Вместе с тем, в народной среде былина чрезвычайно популярна, и во всех записях Дюк очень резко противопоставлен князю и окружающим его боярам, а крестьянский глава русских богатырей, Илья, наоборот, сразу же берет Дюка под защиту. Разгадка идеи былины обнаруживается в тексте Г. В. Вокуева в эпизоде с тремя кольцами. Привязывая коня, Дюк называет себя простым мужиком, богатырем и богатым купцом одновременно (в записи 1963 г. даже «сам себе князем»), поскольку он волен и никому не служит. Таким образом, перед нами идеал свободной жизни, вековая мечта крестьянина о воле, соединенная с представлением о зажиточности вольного человека.

Типичен зачин былины: богатырь не слушается предостережений матери, хвастает на пиру, но затем оправдывает хвастовство делом. Напев этой былины аналогичен напеву «Илья Муромец и Сокольник» того же сказителя.

 
AlexKlimovДата: Четверг, 02.02.2012, 20:06 | Сообщение # 4
Группа: Гости





У путешествий во времени нет будущего.

Добавлено (30.01.2012, 13:58)
---------------------------------------------
Интернет — крупнейшая в мире библиотека, только все книги разбросаны по полу.

Добавлено (01.02.2012, 05:32)
---------------------------------------------
Нет, я понимаю, что такое виртуальная реальность; но может мне кто-нибудь объяснить, что такое реальность?

Добавлено (02.02.2012, 20:06)
---------------------------------------------
Имейте в виду

 
дядя_МишаДата: Понедельник, 10.12.2012, 18:23 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
«Илья Муромец и Сокольник».

Зап. Балашовым Д. М.: дек. 1964 г., д. Боровская Пижемского с/с Усть-Цилемского р-на Коми АССР — от Чупрова Еремея Провича, 77 лет.

Ай во стольнём во оде во Киеви,
Ай да не близко от города не далёко ж не,
Не далёко от Киева за двенадцэть вёрст,
Там жили на за́ставы бога́тыри,
Каравулили-хранили стольнёй Киев-град,
Не видали они не конного, не пешого,
Не прохожого оне да не проежжого.
Да не серой там волк да не прорыскивал,
Да не чёрной медведь там не пробегивал.

[эти строки были пропущены при пении на фонограф.]
Э да их было двенадцеть всех богатырей.
Да за старшого был Илья Муромечь,
Под им был Самсон да Колыбановичь,
Ай Добрыня да был у ёго во писарях,
А Олёша жил во конюхах.
Кабы Мишка Торопанишка чашки – ложки мыл,
Чашки—ложки мыл да поварёночки.]

Ставает старо́й да поутру рано,
Да выходит старо́й дак вон на вулецу,
Да берёт-де старо́й подзорну трубочку.
Он смотрит под сторону под’летнёю —
Кабы там-де стоят да лесы темныя;
Он смотрит под сторону под западню —
Кабы там-де стоят горы ледя́ныя;
Он смотрит под сторону под северну —
Кабы там-де стоит да морё синяё;
Он смотрит под сторону восточную —
Кабы там-де стоит да полё чыстоё.

Не туман, видит, в поле да колыбаитце,
Видит: ездит богатырь, забавляитце.
Он кверху-то стрелочку постреливат,
На сыру землю стрелку не ураниват,
На лету ету стрелочку подхватыват,
На одном-то колени дёржит чернильничку,
На другом-то колени дёржит гумажочку,
Да и пишот бога́тырь скору грамотку.
Подъежжает бога́тырь ко белу́ шатру,
Он подбросил ету грамотку старо́му казаку.
Вот берет-де старо́й да ету грамотку,
Да заходит старо́й да во бело́й шатёр,
Заревел тут старой да громким голосом:
«Уж как не времё спать, да нам пора ставать,
От великого сону пробужатися,
От великой хмелинки просыпатися!»

Вот скочили ребята на резвы́ ноги́,
Умывались они да ключевой водой,
Утирались они все полотенышком,
Вот и стал им читать да старый грамотку:
«Уж я еду-де к вам да во стольней Киёв-град,
Я греметь-штормовать у вас в стольнём Киеве,
Стара́ казака да я под меч склоню,
Молоду ег̇о княгиню за себя возьму,
А бело́й ваш шатёр да я на дым спущу,
А святы́ ваши иконы на поплав воды спущу,
А Мишку Торопанишка — во конюхи,
А Добрыню Микитичя — во писари,
Кабы Мишки Торопанишку — чашки-ложки ему мыть,
Чашки-ложки ему мыть да поварёночки».

Вот и стал тогда старой да их выспрашивать:
«Да ког̇о мы пошлём да во чысто́ полё,
Во чысто́ полё пошлём мы за бог̇а́тырём?
А послать бы нам Мишку Торопанишка:
У нас Мишка-та роду торопливого,
Заевяд он потерят свою буйну голову.
А пошлём лучше́ Добрынюшку Мекитичя:
А Добрыня-то роду да у нас вежливого,
Он сумеёт с бог̇а́тырём-то съехатьце,
Он сумеёт бог̇а́тырю ведь чесь воздать».
Вот и стал тогда Добрынюшка срежатися,
Вот и стал тут Микитич сподоблятися.

А не видяли, Добрыня как на коня когда скочил,
А увидяли: Добрыня в стремена ступил.
Да увидяли: в чысто́м поле курева́ стоит,
Курева́ где стоит, да дым столбом валит,
У коня-то ыз роту пламё мечитце,
У коня из ноздрей да искры сыплютце.
Полятел тут Добрыня во чысто́ поле́,
Подъежжает Добрыня ко бог̇атырю,
Зарявел тут Добрыня во перьво́й након:
«А куда же ты едёшь, куда путь дёржишь?
Не воротишь ты на за́ставу каравульнюю?»
А на ето бог̇атырь не ослушалсэ.
Заревел тогда Добрыня во второй након:
«Ах ты ле́тишь, ворона пустопёрая,
Ах ты ле́тишь, сорока загумённая,
Ах ты нас, видно́, бог̇а́тырей, нечым зовёшь?»
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 10.12.2012, 18:24 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
А на ето Сокольник поворот даёт,
Налетел тут Сокольник на Добрынюшку,
Он схватил тогда Добрыню со добра́ коня,
Он бросил ег̇о да на сыру́ землю́,
Да и дал ему по жопы-то два тяпыша,
Да прыбавил ему да два олабыша,
Посадил его назад да на добра́ коня:
«Поежжай ты назад да во белой шатёр
Да скажи старику от меня низко́й поклон,
Да пускай вами, говном, не заменяитце,
Самому ему со мной да не поправитцэ».
Видят: едёт Добрыня не по-старому,
А конь-то бежит да не по-прежнему,
Повеся́ он дёржит да буйну голову,
Потопя он дёржит дак очи ясныя.
Подъежжает Добрыня ко белу́ шатру,
Да заходит Добрыня во бело́й шатёр.
Вот и стал ег̇о старик тогда допрашивать,
Ай и стал ему Добрынюшка рассказывать:
«Он послал со мной тебе низко́й покло́н,
Не велел нами, говном, да заменятися, —
Самому ему со мной, говорит, не поправитцэ».

У старо́го-то плеця расходилисе,
А глаза у его да помутилисе,
Заревел тогда старо́й да громким голосом:
«Вы уздайте, седлайте ко́ня доброго,
Коня доброго уздайте да со восьми цепей.
Не успеете вы, говорит, горшка сварить —
Привезу я ведь тотарску да буйну голову!»
Вот и стал тут старо́й тогда срежатисе,
Надевает он латы да бог̇атырьцкия,
Надевает он шляпу да на лево́ вухо́,
А черно́й ворон у ег̇о на лево́м плечи,
А сизо́й-то орёл да на по-правом плечи,
Да не видели, старой как на коня когда скочил,
А увидели: старой да в стремена ковда ступил.
Да увидели: в чысто́м поле курева́ стоит,
Курева где стоит, да дым столбом валит,
У коня-то из роту пламё мечитце,
У коня из ноздрей да искры сыплютце,
А хвост-от трубачкой завиваитце.

Полятел тут старо́й да во чысто́ полё,
Подъежжает старо́й да ко бог̇а́тырю,
Заревел тут старик да во перьво́й након:
«А куда же ты едёшь, куда путь дёржи́шь?
Не воротишь ты на за́ставу каравульнюю?»
А на ето бога́тырь не ослушалсэ.
Заревел тут старо́й да во второй након:
«Ах ты ле́тишь, ворона пустопёрая,
Ах ты ле́тишь, сорока загумённая,
Ах ты нас, винно́, бог̇а́тырей, нечим зовёшь?»
А на ето бог̇а́тырь поворот даёт.

А не две тут ведь тучи да столконулисе —
Два бог̇а́тыря тут да солеталисе.
Задрожала тогда да мать сыра́ земля.
Они бились-хвостались да целы суточки —
У их палицы все да изломалисе.
Они ж выхватили сабельки булатныя.
Они бились-рубились да вторы суточки —
У их сабли-ти все да исщарбалисе.
Они бросили тот бой да о сыру землю́.
Да скочили тогда да со добры́х коней,
Да схватились они тогда в охабочку.
Они бились-боролись третьи суточки,
А старог̇о похвальнё слово спутало —
Ан одна-та ног̇а да подкатнуласе,
А втора-та ног̇а да подломиласе —
Упал тог̇да старо́й да на сыру́ землю́.
Заскочил ему Сокольник на белы́ груди,
Он разо́рвал-де латы да бог̇атырския,
Да и вытащил чиньжалишчо булатноё.

Взмолилсэ старой тог̇да Бог̇ородицы:
«Пресвятая ты мати Бог̇ородица,
Почему ты меня да ето выдала
Черны́м во́ронам да на росклёваньё,
А люты́м-то зверьям да на ростасканьё?
Я стоял ведь за веру за Христовую,
А молилсэ всегда тебе, Бог̇ородицы».
А не ветру полоска тог̇да махнула же —
Вдвоя-втроя у старо́го силы прибыло,
Сосвистнул он Сокольника со белы́х груде́й,
Заскочил он ему да на его груди́,
Он розо́рвал-де латы да бог̇атырския
Да и вытащил чинжалишчо булатноё.
Замахнулсэ Сокольнику во белы́ груди́ —
А в махальни рука у ег̇о застояласе.
Вот и стал ег̇о старо́й да тут расспрашивать:
«Да каког̇о же ты роду, какой племени,
А как же тебя зовут по имени?»

Отвечает Сокольник да таковую речь:
«Когда был я у тя да на твоих грудя́х,
Я не спрашивал не роду у тя, не племени».
Замахнулсэ старо́й да во второй након —
В завяти́ у ег̇о рука да застояласе.
Вот и стал ег̇о старой ище выспрашивать:
«Да каког̇о же ты роду, какой племени,
Ах как же тебя зовут по имени?»

Отвечает Сокольник таковую ему речь:
«Есь, грит, за морём бог̇атырица да одноокая,
Я ейный сынок, а отец у мня прохожой молоде́ц».
Соскоцил тог̇да старо́й да на резвы́ ног̇и,
Поднимает Сокольника на резвы́ ноги́:
«Ах ты ой еси, дитятко, Сокольник же,
А ведь ты будёшь сынок, а я отец тебе».
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск