Верхокамье — Старообрядческий духовный стих
|
|
дядя_Миша | Дата: Воскресенье, 03.04.2011, 02:24 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
|
Верхокамье — Старообрядческий духовный стих Жанр : Этнографические записи Качество : мп3 128, размер 90 Мб.
Верхокамье — историческая территория Сивинского и Верещагинского районов Пермского края. и Кезского района Удмуртии, в этих районах довольно компактно проживают старообрядцы.Центром Верхокамья традиционно считается село Сепыч. Историческая территория Верхокамья в общем совпадает с георгафической Верхнекамской возвышенностью.
01 – Покайтеся, людие.mp3 02 – Плач Иосифа.mp3 03 – О, прекрасная пустыня.mp3 04 – Ох ты, плоть моя.mp3 05 – Православные христиане.mp3 06 – Восточная держава.mp3 07 – Уж жила ли душа на вольном свету.mp3 08 – Во славном городе во Рыме.mp3 09 – О, девственницы.mp3 10 – Ты, Господи, создатель мой.mp3 11 – Во-в миру жила девица.mp3 12 – Покайтеся, людие.mp3 13 – Умоляла мать родная.mp3 14 – Дай же нам, Господи.mp3 15 – С другом я вчера сидел.mp3 16 – Расплачется, растоскуется.mp3 17 – Слезы ливше о Сионе.mp3 18 – Два-те голуба.mp3 19 – О, неумолимая смерть.mp3 20 – Милыя годы, веселыя дни.mp3 21 – Жили мы грешницы, на вольном свету.mp3 22 – Век-от твой скончавается.mp3 23 – Человек живет на земли.mp3 24 – Душа прегрешная.mp3
Скачать
Источник: http://www.folkbunker.com/1857-ve....yj-stix http://folklorum.narod.ru/
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Среда, 13.04.2011, 22:47 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| РУССКИЕ ДУХОВНЫЕ СТИХИ ВЕРХОКАМЬЯ (ПОГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН МЕЖДУ ПЕРМСКОЙ ОБЛ. И УДМУРТИЕЙ) Верхокамье по праву считается заповедником духовного стиха, вернее, оставалось им в последние десятилетия двадцатого века. Сделанные в конце 70-х -80-х годах записи являются уникальными; и уже сейчас не найти здесь исполнителей древних образцов народной духовной лирики. Если попытаться хотя бы отчасти определить явление духовного стиха, то одной из важнейших его черт, несомненно, следует назвать отражение в стихе религиозно-нравственного идеала народа и опыта-движения к этому идеалу в поэтических образах. Неудивительно поэтому, что древнейшие образцы стиха наилучшим образом сохранились там, где ежедневное приближение к аскетическому идеалу, причем среди мирян, было делом первостепенной значимости – в общинах старообрядцев Верхокамья. Впрочем, хранителей духовного стиха в этих местах мирянами можно назвать с большими оговорками, и аскетический идеал, помимо того, что принято понимать под ним в церковной традиции, включал и ряд особых, только старообрядчеству свойственных черт. Попав в Верхокамье в конце 70-х годов, городской житель-исследователь чувствовал себя оказавшимся в ХVII веке. Ежедневной одеждой мужчин были кафтан и сапоги, женщин – рубахи и особого покроя сарафаны – дубасы, которые были домоткаными (мануфактурные изделия отвергались). За купленные в магазине продукты предписывалось отмаливаться по лестовке, некоторые продукты очищались от мирской скверны путем их обмывания в речке. Существовали запреты на употребление лекарств, использование бытовых электроприборов (вопрос об использовании электричества для освещения был положительно решен лишь после обсуждения на соборе) и автотранспорта (на моления приезжали на лошадях). Все указанные запреты (а также христианские, монашеские – требование безбрачия, неприятие мясной пищи) распространялись лишь на входящих в так называемый собор – территориальную религиозную общину. «Соборных» объединяла идея ухода из мира во имя спасения души, как правило, большинство старообрядцев -поморцев во второй половине жизни вступали в собор. Уходили, таким образом, не просто из мира, а из мира, ставшего как бы принципиально иным после никоновых нововведений, мира, где воцарился «духовный антихрист». Запреты зачастую были знаковыми, в частности, подразумевали противопоставление себя мирским (например, разделение в посуде, отдельный, стол, для «мирских» и «соборных». Другие запреты, касавшиеся одежды, были связаны с противопоставлением «христианского», т. е. православного уклада жизни мирскому как приемлющему все новины безбожников и иноверных, например, «латынское» платье. В одном из духовных стихов это нашло свое отражение: «облекавшиеся в латинское платье», в соответствии с его текстом, «снаряжаются в погибельную яму», то есть обрекают свою душу на погибель. Мы не случайно так подробно останавливаемся на характеристике бытовых запретов у поморцев Верхокамья: они определяют суть аскетического идеала старообрядцев-беспоповцев, который и отражается в сложенных ими после раскола стихах. С другой стороны, духовные стихи для них, осознававших чрезвычайно остро свое положение в мире как положение воинов на поле брани, были средством духовной защиты от посягательств «мира», средством духовного выживания. Стихи отражали жизнь их как христиан в новом измерении, в эсхатологической перспективе, оказавшейся для них вплотную приближенной к реальному времени бытия. К слагавшимся с древних времен, на Руси стихам о покаянии и о Страшном суде (среди них можно назвать верхокамские «Как на вольном свету душа царствовала», «Человек живет как трава растет», «Восстань, человече, Богу помолися» и другие после раскола добавились стихи, содержащие призыв к уходу из мира в ожидании его близкой гибели. Апокалиптические предчувствия выливаются здесь в призывы, становящиеся устойчивыми образами: бегство в «пропасти земные», ожидание конца: «гладом и жаждою помирайте, тем себе спасение да доступайте», стих «рабы вы мои, рабыни».
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Среда, 13.04.2011, 22:47 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Здесь перед нами – крайняя форма реакции на попытку совершить «революцию» в русском религиозном сознании и его секуляризацию. Для современного верующего человека грозные слова стиха – это прежде всего предостережение, призыв к постоянной духовной бдительности. Тема покаяния и ухода из мира – важнейшая тема верхокамских духовных стихов. По словам крупнейшей их собирательницы С.Е.Никитиной к покаянным относится почти треть из 70-ти стихов, записанных в этих местах. Это стихи: «Восстань, человече…», «Восстанемте, братия, воспокаемся», «Уже полно тебе, человече, в мире жити», «Покайтеся людие, покайтеся». С темой покаяния тесно связана и тема смерти, ее образ порой выписанный настолько осязаем, что повергает в трепет и нынешнего маловерного человека, например, в стихе «Век-от твой скончевается» «несет смерть косу острую…» несет смерть вся оружия». Интересно встречающееся в покаянных стихах образное размышление о том, что христианское погребение надо заслужить праведной христианской жизнью. На таком рассуждении, например, строится духовный стих «Человек живет как трава растет», где от лица покойного перечисляются добродетели, которых он не совершил при жизни, почему и недостоин воздаваемых ему последних почестей (Вы почто меня водою обмываете? Не обмыл я тело грешно горючими слезми…») В камских стихах встречаем мы и развернутые картины загробной жизни души /»Уж ты хошь ли, душа, во смоле сидеть? – Душа плачется, отбивается»/. Совершенно иные, светлые краски характеризуют духовный стих о пустыне «/»О, прекрасная пустыня»/, в котором образ пустыни, изобилующей природными красотами, предстает перед нами как преддверие рая /»И древа в пустыни процветают, И птицы ко древам прилетают, на кудрявые они ветви поседают и красныя они песни воспевают»/. Пели в Верхокамье и общерусские старые стихи, стих о Борисе и Глебе, древнерусских князьях-мучениках /»Восточная держава»/, Стих о двух Лазарях, об Алексее Божием человеке. Последний стих распространен здесь в двух вариантах, старом и новом, московском. Так называемые «московские» стихи – это стихи по преимуществу поздние, рифмованные. Они попали сюда благодаря деятельности в этих краях Феофана Румянцева, который привозил сюда в начале ХХ века и продавал печатные стиховники московских старообрядческих типографии. Разумеется, стихи распространялись и в рукописных книгах. По словам С.Е. Никитиной, «старые тексты так же, как и покрой сарафанов, бережно охранялись от поздних влияний». Для «соборных» поморцев пение духовных стихов было единственным жанром народной поэзии, который они могли исполнять, ибо «мирские, поганые» песни были под запретом. «Мирские» же могли петь духовные стихи в посты – это была своего рода замена пению песен. Это исключительное положение стихов в быту верхокамских старообрядцев, очевидно, по мнению С.Е. Никитиной, во многом способствовало сохранению здесь самой традиции их бытования. Примечание. Поморцы Верхокамья – старообрядцы поморского согласия (т.е. беспоповцы) поселившиеся в верховьях Камы.
|
|
| |
|
Меню сайта
Календарь
Block content
|