Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Суббота, 16.11.2024, 18:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Село Атирка Тарского района Омской области - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Село Атирка Тарского района Омской области
дядя_МишаДата: Пятница, 02.11.2012, 13:56 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Село Атирка Тарского района Омской области

Поет Юдова Любовь Венедиктовна, 1933 г. р.
(переселенцы из Гродненской, Виленской губерний Белоруссии)


Запись 2002 г.

1. С субботки по нябеде - великопостный стих 3:09
2. Волочебная - празднички 2:54
3. Дополнение к Волочебной - праздничкам (в первой записи информатор забыла спеть о Егории и Николае Угоднике) 1:08
4. Добрый вечер, господарю! - волочебная, припевали хозяина дома 1:44
5. Наташечка, паненочка - волочебная, припевалась незамужней девке 3:05
6. Служил Ваня четыре года - баллада 3:03
7. Ай, бяда моя - припевка под Тярешку 0:54

Общее время - 16:00

Скачать - 10 Мб:
http://narod.ru/disk....ip.html

Источник аудио: http://vk.com/cheshegorova
Фото отсюда: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=880
Прикрепления: 5865716.jpg (42.7 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 02.11.2012, 14:21 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Атирка самая крайняя точка на правом берегу Иртыша, обозначенная на карте области как населенный пункт. Последнее место, куда можно добраться на машине, раньше дорога шла и дальше на север, но добираться по ней сейчас больше не куда все деревни в той стороне заброшены, и проселочную дорогу совсем размыло водой. В этих северных таежных ещё двести лет назад начали селиться белорусы.

Любовь Юдова с тоской перебирает старые фотографии. Снимки, сделанные два года назад, пред выездом из любимой Князевки занимают самое почетное место в доме. Вот заброшенная церковь, а вот старый колодец, все еще полный воды.

Любовь Юдова: "И Витебские были, и вильненские, и гроднинские. Мама рассказывала, что Вильно сильно не любила Гродно. Мама вышла замуж за гроднинского, и когда они с мужем пришли на один праздник, родственники ей и говорят, забирай своего и уходи домой".

Все выходцы из Белорусии на поводах с домашним скарбом бежали в Сибирь от малоземелья. Любовь Венидиктовна вспоминает рассказ своей мама, о том что без разрешения пана в лесу нельзя было нарвать даже кружку ягод.

Любовь Юдова: "Ягодки высыпал, платок сорвал с головы. Я как разревусь, тут прибежал мой отец: Что такое? А вот тут девочка. Это моя дочка. И отец с обиды и со зла решил уехать в Сибирь".

Земля сибирская показалась белорусам раем на земле. Пшеницу можно сеять, развести огород, и главное, есть место для картошки это для белорусов важнее хлеба. Не зря их в шутку инородцы называют бульбашами. Бульба у восточнославянских народов – картошка. Средняя семья сейчас садит 40 соток национального овоща.

Из полюбившейся Князевки, и еще 60-ти таких же деревень в этом районе пришлось переезжать. В восьмидесятых годах вышло постановление закрывать школы там, где численность населения не достигает тысячи человек. Для молодежи там никаких перспектив не оставалось.
Прикрепления: 6426158.jpg (49.5 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 02.11.2012, 14:21 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Татьяне и ее супругу дом в Атирке дали как молодым специалистам. Глава семейства весь день на лесопилке. К его приходу готовят его любимое блюдо суп из свекольной ботвы. Обрат с мелкими частичками творога ставится на огонь, туда же кладутся свекольные листья и кусочки сала. Дочь Елена тоже знает национальные рецепты, готовит с удовольствием, но есть не любит.

"Нет ботвинью я не ем.
_ А клецки?
- Нет.
- А драники?
- Драники люблю."

Фирменным блюдом Татьяна старается накормить и заезжую съемочную группу, говорит, что гостеприимство в крови белорусов.

Татьяна: "Вот, по Князевке, они все были гостеприимными. Помню даже мужика пьяного занесут, а наш дом у дороги стоял. Куда вот этого мужика деть? Танька с Лешкой, мама с Нюрой и места то на кроватях нет, а все равно у печки положим, накроем. С утра накормим, отправим. Гостеприимные все, мы стараемся так жить".

Все белорусы перехали сюда из маленьких селений попавших в разряд неперспективных, а таких деревень только вокруг одной Князевки было сорок. И сейчась население "Атирки" составляет около 1500 человек. Есть своя школа, шесть магазинов, почта, и Д.К, но на первй взгляд село выглядит совершенно безлюдным. Днем можно обойти всю "Атирку" и не встретить ни души, все на картошке. На огороды хозяева выходят засветло, возвращаются только под вечер. Причем, ворота оставляют не запертыми, да и на многих домах замок только для виду - знак того, что хозяин вышел. Охраняют хозяйство собаки, а иногда и медведи. Лесные звери, воспитанные в неволе, на непрошенных посетителей не кидаются, и даже благосклонно позволяют угостить себя. Машу принесли из леса еще маленьким пушистым комочком. Местные охотники приносят из тайги медвежат для охраны дома, да и детишкам на забаву. Иван Зуев тоже переехал сюда из Князевки. 15 лет назад его пригласили руководить колхозом. В председателях Иван Дмитривич продержался не долго, должность пришлась не по душе. Тянуло в тайгу.

Иван Зуев: "С детства я привык к этим медведям, охотимся с детства, наверное, это семейный подрят получается".

И своего сына Иван Дмитривич старается приучить к тайге, но брать в долгие походы пока рановато. Разве, что по грибы да по ягоды. Вот и получается, что если охотник не идет к тайге, то приходится тайгу вести к охотнику, хотя бы ее кусочек.

Иван Зуев: "Пускай к тайге привыкает, сейчас мололодежь какая пошла, все таецы, пускай к тайге привыкает, в тайге же живем".

В белорусских деревнях была профессия ведмедчик . Ученый зверь должен был на праздники потешать народ, Ходить на задних лапах, бить в бубен. Любимое занятие соседей Зуевых, - смотреть как Сережа боксирует с медведем. У мишки удачно получается «боковой» правой и «прямой» левой.

Традиции охоты есть кому перенять, а вот у деревенской певуньи бабы Любы - единственная надежда на внучку. Свои бесконечные колыбельные она поет для нее каждый вечер. Раньше песни пели на каждую пору полевых работ - сев, жатву, или на пахоту. Хлеб в селе давно перестали сеять, на полях сплошная картошка. Но баба Люба до сих про помнит на какой праздник какая приговорка положена.

Любовь Юдова: "Вот когда начинали жать или дожинали пели:
Видит мое очко, что край не далечко,
До краю дожнуся, горилки напьюся,
А хозяин селезень за горилкой полетел.
А хозяйка утка повернись ка крутко".
Прикрепления: 9829547.jpg (77.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 02.11.2012, 14:22 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Сегодня всем селом бабушки поют только на вечорках . Сегодня в местном клубе будут еще и танцы. Обычно в местном Д.К. Собирается молодежь на дискотеку цена билета 5 рублей. Бабушки от танцев уже отвыкли и долго вспоминают знакомые с детства па кадрили, польки бабочки или подгорной. Хотя в молодости, говорят, собирались часто.

"Каждый вечер, а усидишь ли дома в 18 лет!!!!! Где там, все на улицу".

Тогда на вечерках сплошных танцев не было. После задорной плясовой можно было услышать протяжную песню про тяжелую женскую долю: неверного жениха или пьяницу мужа или нежеланного ребенка.

"Ты сестрица мать родная,
воспитай мое дитя.
А я пойду утоплюся,
Против милого дворца,
Наверно, против милого дворца."

Хоровод, по белорусской традиции, это не просто танец, а веселая игра. В одном из вариантов водящий выбирает из круга себе родственников.

"Хожу выбираю хорошего тестя,
Розочка моя, алая моя".

А потом под разными предлогами выпроваживает их на место, последние двое, кто останется в кругу, обязательно должны между собой целоваться.

"Мы с тобой остались,
Целоваться стались".

Молодежь на белорусские вечёрки не ходит. Бабушки сетуют, что доже дома вечерами они поют совершенно другие песни. Зато белорусское народное творчество оценили приезжие. Гульнара Киндуковна приехала сюда на картошку, но встретила здесь свою судьбу, да так и осталась в Атирке на всегда. Песни местных бабушек поразили ее настолько, что она решила основать в Клубе "Центр народной культуры". Частушки, сказки, посевные песни теперь она записывает на пленку в надежде, что когда – ни будь внуки этих бабушек заинтересуются народным творчеством. И тогда ей будет что им передать.

Дарья Мартынова

Источник: http://nationalnature.narod.ru/20040918.html
Фото отсюда: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=880
Прикрепления: 8267176.jpg (102.4 Kb)
 
ГостьДата: Суббота, 07.06.2014, 10:41 | Сообщение # 5
Группа: Гости





скока км от атирки до князивки?
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск