Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Суббота, 16.11.2024, 23:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Сам я уральский казак. Традиционные песни уральских казаков. - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Сам я уральский казак. Традиционные песни уральских казаков.
дядя_МишаДата: Пятница, 09.11.2012, 01:46 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Сам я уральский казак.

Традиционные песни уральских казаков.
Полевые экспедиционные записи.

Исполнитель: Этнографические исполнители пос. Круглоозерный и пос. Серебряково Уральского района Западно-Казахстанской обл.

Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург

Год издания: 2009 г.

Песни:

1. На краю Руси обширной 2:57
2. Урал наш быстротечен 3:20
3. Полынушка, только горька травынька 2:09
4. Встала, проснулася зоренька 2:11
5. Скажем, лошади готовы 3:25
6. Сокол-корабль 3:49
7. Ни один казак гулял 1:58
8. Прощайте отец с матерью 1:53
9. Молодка, молодка молоденькая 2:06
10. Собирались только хорошеньки 2:09
11. За Уралом, за рекой казаки гуляли 3:43
12. О чём задумался ты, брат служивый 2:50
13. Поехал казак на чужбину 3:39
14. Крепко в битвах закаленны 4:45
15. В степи широкой под Иканом 1:46
16. Что в посёлке за тревога 2:44
17. Вот вспыхнуло утро 2:16
18. Молодцам-казакам не о чём тужить 1:55
19. Как двенадцатого года 3:10
20. Шёл Савин домой 2:18
21. Как на горе казаки гуляют 2:00

Общее время - 57:12

Скачать (сканы в комплекте) - 121 Мб / 320 kbps:
http://narod.ru/disk....ar.html
Прикрепления: 0740718.jpg (170.3 Kb)
 
дядя_МишаДата: Пятница, 09.11.2012, 01:50 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
История заселения правой стороны реки Яика русскими уходит вглубь средневековья, а сформировавшаяся к XVI веку на границе Европы и Азии Яицкая казачья община впоследствии стала известна как Уральское казачье войско.

Самообразовавшиеся яицкие казаки, вплоть до XVIII века, жили обособленно и независимо, особой формой самоуправления (круг), всеобщей воинской повинностью, равным владением рекой среднего и нижнего течения ее (от Илека до Гурьева), земельными угодьями на ней.

Жизнь казаков была беспокойной и опасной. С одной стороны на них наседали кочевники. С другой, Российская самодержавная власть стремилась пресечь самоуправные действия казаков, мешавшие торговым связям с Азией.

Оказавшись между молотом и наковальней, казаки приняли руку московского царя взамен на жалование им на вечные бесподатные времена реки с земельными угодьями, ее недрами и звериными ловами. Казаки приняли присягу на верность царю-батюшке. Однако, вплоть до середины XIX века, казаки цепко держались за свои привилегии. На всякие нововведения и стремления регламентировать их службу и жизнь сурово отвечали: «Не жалам» или « Яик – золотое донышко, умрем – не отдадим», брались за оружие, отстаивая свое право на автономию. Но тщетно! Положение 1874 года о «Войсковом и хозяйственном управлении в Уральском казачьем войске» упорядочило их хозяйственно-экономическую жизнь, а казачье войско стало регулярной армией России.

Несмотря на все перипетии уральские казаки, когда дело касалось общерусских интересов, самоотверженно служили и были преданы «Вере, Царю и Отечеству».

Потому-то в годы гражданской войны и Советской власти они подверглись жестокому геноциду.

Тем не менее, формально оказавшись в иной республике, а потом и в ином государстве, уральские казаки, зачастую скрывая свое происхождение, на протяжении XX века сохраняли свою духовную культуру и историческую память, которые воплощены в их фольклоре.
 
дядя_МишаДата: Пятница, 09.11.2012, 01:51 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Значительным центром, аккумулирующим песенную традицию уральцев, явился поселок Круглоозерный. Он стал местом стационарного изучения казачьего фольклора. Замечательные песельники: Артем Донсков, Иван Скобычкин, Максим Толоконников, Александр Соболев, Григорий Самаркин, трое братьев Севрюгиных – Иван, Степан, Василий. В их семьях не раз записывались предания и песни.

Песенный репертуар казачьего ансамбля очень разнообразен: былинные, эпические, исторические, бытовые, лирические, свадебные, балладные и др. песни.

Уральцы поют «истово», с глубоким чувством. Сговорившись о запевале и подголосках («ты пой, а я подголосок буду пущать»), песельники обычно располагаются полукругом. Приложив ладонь как звукоуловитель к уху, запевала заводит песню, чутко прислушиваясь к подголоскам.

Каждый из участников аутентичного ансамбля – личность. Это подлинные мастера народного пения, владеющие и сохраняющие традиции народного многоголосия. Прежде всего следует отметить Артемия Ивановича Донского – потомственного уральского песельника, продолжающего традиции целой певческой династии. Он запевала большинства песен из репертуара ансамбля. Некоторые из старинных казачьих песен может воспроизвести лишь он один. Только он один знает, да при исполнении ему могут «потрафить» Максим Толоконников да Иван Скобычкин, былину «Сокол-корабль». Благодаря Артемию Ивановичу сформировался репертуар старинных казачьих песен, исполняемых ансамблем.

Вообще-то запевы песен окончательно не закреплены за кем-либо из участников. Так ряд песен запевает Г.А.Самаркин. Степенный, он нетороплив, при запевах может держать паузу, настораживая слушателей. Склонен к плавному эпическому повествованию. Поэтому монопольно завладел правом запевалы песни «Полынушка, горька травынька».

Один из интереснейших песельников – Максим Толоконников. Ростом под два метра, могуч, как дуб, широк в груди, а обладает редким высоким голосом. Своеобразна исполнительская манера, идущая от тембра его голоса.

Не сразу слушатели распознают голос И.М. Скобычкина, но коллеги, с которыми он поет, хорошо прослушивают его. Говорят, что он влияет на них и ведет песню.

Старейший в ансамбле – Иовий Донсков, участвует в верхних подголосках, но звучание его голоса эпизодично. При исполнении веселых, особенно свадебных песен, пускается в пляс и не повторит при этом ни одного колена.

Верхние подголоски ведут братья Степан, Иван и Василий Севрюгины. Средний брат Иван Павлович, пожалуй, самый четко прослушиваемый. По высоте звучания ему принадлежит ведущее место.

Песенное творчество фольклорного ансамбля из пос. Круглоозерного – свидетельство высокой, неиссякаемой духовной культуры народа, бережно хранимой и передаваемой от поколения к поколению через устно-поэтическую традицию. Оно и по сей день радует и восхищает нас.

Кандидат исторических наук
Профессор Западно-Казахстанского государственного университета
Член Союза писателей России
Коротин Евгений Иванович

Ранее, во времена выступлений круглоозерненцев, велись фонозаписи их песен. Некоторые из них звучат на этом диске.

В альбом также вошли песни, записанные Фондом казачьей культуры во время фольклорно-этнографической экспедиции по Западно-Казахстанской обл., г.Уральск и окрестности (3-10 января 2009 г.)

№ 17, 18, 21 – пос. Круглоозерный

Исполняют: Соболев Александр Николаевич – 1928 г. р.
Севрюгин Василий Павлович – 1935 г. р.
Севрюгин Иван Павлович – 1933 г. р.
Скобычкин Иван Матвеевич – 1924 г. р.

№ 19, 20 – пос. Серебряково

Исполняют: Антипова Александра Ивановна – 1928 г. р.
Куртунова Таисия Давыдовна – 1936 г.
 
дядя_МишаДата: Четверг, 22.11.2012, 13:32 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Тексты песен.

20. Шёл Савин из гостей
(пос. Серебряково Уральского р-на Западно-Казахстанской обл.)

Шёл Савин из гостей ночною порою,
Шёл он с пьяной головой к жене молодою.

Был он пьян до смертна, с дороженьки сбился,
Он упал, захрапел - сажен на сто слышно.

Мимо шёл градовой ночной от ‘дмирала.
Глядь - лежит там труп живой, до смертёжки пьяный.

Постоял он возле ног, подумал немножко –
Всё равно ему лежать, снял с него рубашку.

Промёрз Савин до костей, со сна пробудился,
Видит церковь и село, вот моя и хата.

Прибежал Савин домой, встал он у порога,
Сам крестúтся, сам дрожит, сам молится Богу.

Жена его не узнала, думала – угодник,
Разглядела – это муж, какой греховодник!

Он: Саша, не ворчи, куда же мне деться?
Ты пусти меня, родная, на печку погреться.

Не пущу тебя на печь, пойду к градовому,
Чтобы он тебя отправил в областну контору.

Розог двадцать те дадут, ты станешь бояться,
Ты не будешь, толстомордый, больше напиваться!
 
ГостьДата: Вторник, 09.12.2014, 01:02 | Сообщение # 5
Группа: Гости





Спасибо Вам большое за такой материал. Мой дедушка родом из Уральска и все его предки были из Уральцев. Он будет очень счастлив. И я до слез счастлива, что нашла культуру своих корней. Огромное Вам Уральское спасибо. Склоняю голову!!!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск