Традиционное искусство Поозерья
|
|
дядя_Миша | Дата: Среда, 06.04.2011, 02:12 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Традиционное искусство Поозерья (1988) - Вечериночная музыка - 01 Лентей 02 Краковяк 03 На реченьку 04 Коробейники 05 Коробейники 06 Польки 07 Страдания с припевками 08 Семеновна 09 Барыня с припевками 10 Барыня 11 Плясовые 12 Барыня 13 Лявониха 14 Крыжачок 15 Цыганочка 16 Страдания 17 Топор 18 Месяц 19 Падеспань, Во саду ли в огороде 20 Яблочко 21 Полька 22 Старинный вальс - Обрядовая музыка - 01 Наша масленица дорогая 02 В поле рожь зелененькая (толотная песня) 03 Иванова матка всю ночь не спала (купальская) 04 Жнеи, мои, жнеи (жатвеная песня) 05 Под драку (ритуальный инстументальный наигрыш) 06 Под драку (ритуальный инстументальный наигрыш) 07 Откланения (свадебный наигрыш) 08 Голошение невесты под язык при наделе 09 Свадебное голошение невесты и её матери 10 Пальминский свадебный марш 11 Бычихинский свадебный марш 12 Свадебная песня (инструментальная версия) 13 У Ваньки на дворе 14 Кланялась вишенка 15 Летала голубка 16 А кто у нас хороший 17 Вился вихор 18 В понедилок рано Размер: 153.43 МБ Скачать http://folklorum.narod.ru/
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Суббота, 03.09.2011, 00:36 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
|
Традиционное искусство Поозерья - Вечериночная музыка Народные исполнители из деревень Меховое и Бычиха (Битевской области Беларуссии) и Рагозы (Псковской области России)
Traditional art of Poozer'ye - Entermainment music Folk musicians from the villages Mekhovoye and Bychikha (Vitebsk region, Belarus) and Ragozy (Pskov region, Russia)
Запись 1988, выпуск 1990, Мелодия С20-30043
Скачать - 95 Мб ...или отсюда: http://www.mediafire.com/?tzc559d3fjx9l5f
ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ПООЗЕРЬЯ – Вечериночная музыка 1. Лентяй 2. Краковяк 3. На реченьку 4. Коробейники 5. Коробейники 6. Польки 7. Страдания с припевками 8. "Семеновна" с припевками 9. "Барыня" с припевками 10. Барыня 11. Плясовые 12 Барыня 13. Лявониха 14. Крыжачок 15. Цыганочка 16. Страдания 17. Топор 18. Месяц 19. Падеспань и Во саду ли, в огороде 20. Яблочко 21. Полька 22. Старинный вальс
Иван Ивлев - гармоника (1-4 6, 7, 11), балалайка (5, 10), пение (7), Владимир Ивлев - гармоника (5, 7), деревня Бычиха Городского района Витебской области Николай Данилов - гармоника (8, 9, 12-22), пение (8, 15), деревня Меховое Городского района Витебской области Анна Зверева - пение (8, 9), Евдокия Штыкова - пение (8), деревня Рагозы Усвятского района Псковской области
Источник: http://zhuzhulingo.blogspot.com/2011/06/2.html
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Суббота, 03.09.2011, 00:39 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
|
Традиционное искусство Поозерия - Обрядовая музыка Народные исполнители из деревень Рагозы (Псковской области России), Меховое и Бычиха (Битевской области Беларуссии).
Traditional art of Poozer'ye - Ritual music Folk musicians from the villages Ragozy (Pskov region, Russia), Mekhovoye and Bychikha (Vitebsk region, Belarus).
Запись 1988, выпуск 1990. Мелодия С20-29387
Скачать - 93Мб ...или отсюда: http://www.mediafire.com/?e6kcnmjpopbqhip
Источник: http://zhuzhulingo.blogspot.com/2011/06/1.html
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 07.02.2012, 00:26 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Традиционное искусство Поозерья - Вечериночная музыка Народные исполнители из деревень Меховое и Бычиха (Битевской области Беларуссии) и Рагозы (Псковской области России)
Сторона 1 Лентей — 2.47 Краковяк — 1.00 На реченьку — 1.00 Коробейники — 1.25 Коробейники — 1.25 Польки — 3.05 Страдания с припевками — 1.35 «Семеновна» с припевками — 0.50 «Барыня» с припевками — 1.20 Барыня — 0.45 Плясовые— 2.35
ИВАН ИВЛЕВ (деревня Бычиха Городокского района Витебской области), гармонь (1 — 4, 6, 7, 11), балалайка (5, 10), пение (7)
ВЛАДИМИР ИВЛЕВ (деревня Бычиха Городокского района Витебской области), гармонь (5, 7)
НИКОЛАЙ ДАНИЛОВ (деревня Меховое Городокского района Витебской области), гармонь (8, 9), пение (8)
АННА ЗВЕРЕВА (деревня Рагозы Усвятского района Псковской области), пение (8, 9)
ЕВДОКИЯ ШТЫКОВА (деревня Рагозы Усвятского района Псковской области), пение (8)
Сторона 2 Барыня — 2.10 Лявониха — 1.08 Крыжачок — 1 .02 Цыганочка — 2.25 Страдания — 3.00 Топор — 0,55 Месяц— 1.40 Падеспань; «Во саду ли, в огороде» — 2.05 Яблочко — 1.07 Полька — 1.27 Старинный вальс — 3.05
НИКОЛАЙ ДАНИЛОВ (деревня Меховое Городокского района Витебской области), гармонь, пение (4)
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 07.02.2012, 00:27 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| В Городокском районе Витебской области Белоруссии живут замечательные музыканты, владеющие искусством виртуозной игры на гармонике-хромке. Такая прочная традиция народного исполнительского мастерства на фоне жестоко разрушаемой десятилетиями крестьянской культуры — редкость в наше время. А ведь прежде в каждой деревне Северной Белоруссии жили свои музыканты — скрипачи, цимбалисты, дудари, балалаечники, гармонисты...
Северобелорусские музыканты — представители народного профессионализма, непременные участники традиционных обрядов и праздников. Являясь одними из центральных фигур на деревенской свадьбе, музыканты вели обряд, свободно ориентировались в его процессе, знали, когда, что, кому и как играть, тонко чувствовали характеры людей, их отношения, настроения, создавали необходимую для того или иного момента действа ритуальную звуковую экспрессию.
На свадьбу приглашались лучшие исполнители, и отношение к ним со стороны окружающих было необычайно уважительное. Музыканты ценились, их одаривали на свадьбе хозяева и гости деньгами, специальными ритуальными предметами — полотенцами, поясами. Многие из мастеров существовали исключительно на средства, заработанные музыкальным исполнительством.
Традиция в целом характеризуется острой профессиональной конкуренцией между инструменталистами. Будучи глубокими, сильными, цельными натурами, музыканты ревностно относятся друг к другу, К чужой традиции, школе, манере исполнения. Тем не менее, встречаясь между собой на свадьбах, гуляниях, инструменталисты вступают в творческие контакты, а иногда и заимствуют у своих коллег нравящиеся интересные интонационные обороты, исполнительские приемы.
Гармонисты предпочитают звучание инструментов кустарного производства. Музыканты, записанные на пластинке, играют на заказных гармошках. До наших дней сохранили, крайне редкие уже, мастерские музыкальных инструментов.
Очень часто музыканты начинали свой творческий путь с одного инструмента, а затем переходили на другой. Николай Данилов, например, поначалу играл на губной гармонике, а Иван Ивлев — на балалайке. Многие принципы игры, усвоенные на этих инструментах, музыканты впоследствии перенесли на гармошки. Подобные переносы были для традиции нередки, типичны, так как многие исполнители играли не на одном, а на двух или нескольких инструментах.
Иван и Владимир Ивлевы
Гармонисты Иван и Владимир Ивлевы (отец с сыном) представляют семейную музыкальную традицию — весьма старинную форму передачи народного искусства от старшего поколения к младшему. На пластинке семейный ансамбль Ивлевых записан в комбинациях: две гармошки, балалайка с гармошкой.
Иван Иванович Ивлев (из деревни Бычиха) — известный в округе свадебный музыкант, отдающий предпочтение игре виртуозной, экспрессивной. Иван Иванович разъясняет; «Лихость нужна, вяло не будешь играть»; «Особенно люблю быструю игру. Польку легче быстрей играть»; «Барыня играется жестко, отчетливо, тогда и нога свищет». Музыкант с постоянной тщательностью следит за состоянием своего исполнительского аппарата, совершенствует аппликатурные приемы, играет в медленном темпе отрывки наигрышей, разучивает новые, пришедшие в голову мелодические обороты. Иван Иванович беспрестанно сочиняет, в том числе и без инструмента, небольшие музыкальные построения.
Музыкант комментирует: «Играть одно и то же приестся, так надо же придумать что-нибудь!» По мнению Ивана Ивановича, хороший исполнитель должен максимально использовать фактурные возможности инструмента и собственную техническую ловкость: «Надо, чтобы гармонь вся говорила, занимать все голоса и все баса. Надо занять всю гармошку»; «Можно играть на середке, но, как ты не хоти, — однотонно будет»; «Надо, чтобы переборы были хорошие, и чтобы жменькой (кистью — А. Р.) мог играть — всеми четырьмя пальцами. Вот ежели ты так набьешь руку, то можешь хорошо играть. Я могу играть очень быстро и выигрывать чисто. Это — уже рука натренированная».
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 07.02.2012, 00:28 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Николай Иванович Данилов (из деревни Меховое) — народный профессионал, получающий постоянные приглашения на деревенские свадьбы. Это тонкий, глубоко чувствующий музыкант, великолепный, азартный импровизатор, знаток народной теории музыки. Вот несколько суждений Николая Ивановича об эстетике музицирования: «Закругление — это инстинкт игры. Надо, чтобы человек сглаживал все негодные толчки своей игрой. Я стараюсь играть так, чтобы одно за другое заходило, сглаживало толчки все лишние, чтобы был плавный переход»; «Я люблю мех плавно растягивать»; «Надо, чтобы рука выговаривала то, что ты думаешь». Николай Иванович с неподдельной нежностью относится к своему инструменту: «Гармошка моя очень веселая, у нее красивый тон. И отзывается она, как дотыку нет, и кричит, как резаный поросенок. У моей гармошки строй приятный, душевный. Грустной она никогда не бывает. Девки под нее петь любили»; «Баян нем против гармошки».
Действительно, у инструмента Николая Ивановича необычное звучание, вызываемое особой (на октав у выше обычного) настройкой аккордов левой клавиатуры. При такой настройке аккорды регистрово соответствуют мелодической линии правой клавиатуры. Нередко создается впечатление игры без басов, образуются тембровые «провалы», своеобразные акустические «воздушные ямы». Гармошка звучит красочно, прозрачно, нежно, а порой — резко, даже «ядовито» (И. Ивлев). Исполнитель в состоянии дать ноский звук, послать его на большое расстояние.
Своего рода «визитная карточка» музыканта «Страдания» играются Николаем Даниловым в архаичной манере. Он так и называет их: «Старинные страдания», подчеркивая тем самым, что заимствовал этот наигрыш у стародавнего музыканта, игравшего на гармошке немецкого строя. Однако Николай Иванович превращает «Страдания» в сюиту, оканчивая ее другим, современным, вариантом наигрыша. «Моим «Страданиям» нет начала и конца, — говорит музыкант. — В любой момент можно начать петь. Это — бесконечные «Страдания». Я их сам сочинил».
Иногда во время игры Николая Ивановича слышится вдруг легкое подстанывание. Этот своеобразный прием, достаточно типичный для народных инструменталистов, Николаю Данилову необходим, как средство глубокого, эмоционального проникновения в звук, образно-интонационный смысл исполняемого.
На пластинке записаны танцевальные наигрыши, которые могли звучать на деревенских молодежные собраниях — вечеринках, посиделках. Вечеринка (по-старинному — игрище) начиналась обычно с многофигурных групповых парных танцев («Лентей», «Кадриль»), затем шли однопарные («Краковяк», «Коробочка», «Месяц») и пляски с припевками («Русского», «Лявониха», «Цыганочка», «Страдания», «Семеновна»). Заканчивалась встреча, как правило, Полькой и Вальсом.
Эмоциональный центр, сердцевину собрания составляли сольные и парные пляски-импровизации. Наиболее экспрессивные, азартные, темпераментные, они подчас объединялись исполнителями в одно целое. Иван Иванович Ивлев соединяет несколько плясовых наигрышей в композицию (внимательно следит за танцором — какие именно движения тот делает, или сам пляшущий просит сыграть определенную, потребную ему, мелодию).
Склонность к созданию крупных форм — сюит из разных, иногда контрастных наигрышей — проявлялась и под влиянием художественной натуры исполнителя. Николай Иванович Данилов, например, соединяет два таких непохожих наигрыша, как «Падеспань» и «Во саду ли, в огороде».
Анна Ивановна Зверева
Евдокия Никитична Штыкова
Совместно с музыкантами на пластинке записаны Анна Ивановна Зверева и Евдокия Никитична Штыкова — певицы из деревни Рагозы Усвятского (соседнего с Витебщиной) района Псковской области. Гармонисты и певицы представляют единую этнографическую традицию Северо-восточного Поозерья (региона, включающего в себя Северную Белоруссию и граничащие с ней районы Псковской, Смоленской, а также Калининской областей РСФСР).
А. Ромодин, И. Ромодина
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 07.02.2012, 00:49 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Традиционное искусство Поозерья
ОБРЯДОВАЯ МУЗЫКА
Сторона 1 1. Наша масленица дорогая (масленичная песня) — 2.00 2. В поле рожь зелененька (толотная песня) —1.40 3. Иванова матка всю ночку не спала (купальская песня) — 1.20 4. Жнеи мои, жнеи (жатвенная песня)— 1.47 5. Два ритуальных инструментальных наигрыша и припевки «Под драму» — 2.55 6. Откланення (свадебный наигрыш)—1.00 7. Голошение невесты «под язык» при наделе — 1.40 8. Свадебное голошение невесты и ее матери с инструментальным наигрышем — 1.45 9. Пальминский свадебный марш — 0.50 10. Бычихинский свадебный марш — 0.50 11. Свадебная песня (инструментальная версия) — 1.10
Фольклорный ансамбль деревни Рагозы Усвятского района Псковской области (1 — 4) Николай Данилов (деревня Меховое Городокского района Витебской области), пение, гармонь-хромка (5), гармонь (8, 9) Иван Ивлев (деревня Бычиха Городокского района Витебской области), пение, гармонь-хромка (5), гармонь (6, 10, 11) Евдокия Штыкова, голошение невесты (фольклорный ансамбль деревни Рагозы) (7, 8) Анна Зверева, имитация голосом инструмента (фольклорный ансамбль деревни Рагозы) (7), голошение матери (8)
Сторона 2 Свадебные песни 12. У Ваньки на дворе — 2.30 13. Кланялась вишенка — 3.30 14. Летала голубка — 2.57 15. А кто у нас хороший — 2.15 16. Вился вихор — 4.00 17. В понеделок рано — 1.40
Фольклорный ансамбль деревни Рагозы Усвятского района Псковской области: Анна Зверева, Евдокия Штыкова, Варвара Жиганова, Евфросинья Белешева
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 07.02.2012, 00:50 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Поозерье — так называют этнографы северную Белоруссию и пограничные с ней русские земли. Народная культура Поозерья сохранила древние обряды и песни — отголоски дохристианского языческого культа. На пластинке представлены фрагменты обрядовой музыки земледельческого календаря и старинной свадьбы.
Заклинательные напевы-формулы строго приурочивались к определенному времени года, празднику, моменту обряда и имели своей целью магически воздействовать на потусторонние силы. Обрядовые песни исполнялись особыми голосами, ритуально-экспрессивными, тембрально-жесткими, способными к далекому посылу в пространство. Несмотря на известную резкость вокальной подачи, певицы умеют вместе с тем раскрашивать мелодию напева изысканной орнаментикой, вступая друг с другом в интонационное общение, они — каждая по-своему — расслаивают, индивидуально дополняют коллективное звучание. Используемый здесь принцип совместного пения очень архаичен.
Песня «Наша масленица дорогая» (1) игралась, как говорят сами исполнители, во время шумного языческого праздника — масленицы, которая олицетворяла конец зимы и начало новой жизни. «В поле рожь зелененька» (2) приурочивалась к началу весенних земледельческих работ, когда впервые вывозились удобрения на поля и организовывалась толока — трудовое объединение крестьян с целью взаимопомощи. Отзвуки поклонения солнечному богу, огню отчетливо определяются в обычаях Ивана Купалы, празднуемого в ночь с 23-го на 24 июня (по старому стилю). Тогда и пелась «Иванова матка всю ночку не спала» (3). Оканчивается лето, наступает осень, время снимать урожай, к которому и приурочена жатвенная песня (обжинка) — «Жнеи мои, жнеи» (4).
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Вторник, 07.02.2012, 00:50 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Кулачные бои — реликты ритуального поведения — устраивались во время ярмарок, престольных праздников, гуляний, зимой — на масленице, летом — в Петров день. Молодежный обрядовый кулачный бой — «стенка на стенку, деревня на деревню» — сопровождался грозными припевками, плясовыми движениями, устрашающими противников, обязательными инструментальными наигрышами. В каждой артели молодежи был свой музыкант — фигура неприкосновенная. Когда-то в подобном действе могли участвовать скрипачи, балалаечники, цимбалисты. Затем музыканты перенесли звучание воинственных наигрышей на новый для деревни инструмент — гармонь. Слушая припевки «Под драку» (5), можно вообразить себе гармонистов из двух молодежных партий, удалых и враждебных друг другу.
Свадебный обряд в некоторых деревнях Поозерья и сегодня еще играется (в большей или меньшей степени) по-старинному. До венчания происходил так называемый надел — одаривание молодых с пожеланием им богатой и счастливой жизни; затем невеста прощалась с отчим домом. В это время звучала ритуальная инструментальная музыка и одновременно с ней раздавался плач. Голосили и невеста, и ее мать, а иногда даже и ее сестры и тетки. Голося, невеста откланивается, а музыкант играет при этом так называемое «Откланення» (6) — образец сольного исполнения.
Имитация инструмента голосом — особый вид инструментально-вокальной музыки. Обычно подобное пение-наигрыш особого типа, именуемое под язык, одновременно с голошением звучало на предсвадебных молодежных собраниях — посиделках, вечорках: девушки, в предвкушении будущей свадьбы, осваивали здесь песни и плачи, постигали тайны совместного творчества (7). В условиях же подлинной, ставшей наконец реальностью, свадьбы требовалось полнокровное инструментальное тембровое звучание. Происходило это при наделе, а также в драматический момент прощания невесты с родными, причем играл на стародавних свадьбах ансамбль (скрипка, цимбалы). Трагические звуковые образы голошений-диалогов невесты и матери свободно накладываются на светлую, торжественную партию инструмента (8).
После венца, на пиру, музыканты непременно играли ритуальные величания (марши) каждому гостю. За свадебные марши гости обязаны были одарить музыкантов. У жителей любой округи водится свой, излюбленный марш, который нередко отличают глубокие интонационные связи с остальной музыкой местной свадьбы (9, 10).
Существовали инструментальные версии свадебных формульных напевов (11). Порой подобные наигрыши сопровождали песни. Иногда же свадебные песенные формулы трактовались музыкантами как инструментальные наделяные и наигрыши, приуроченные к другим моментам обряда.
Вторая сторона пластинки — это песни, отражающие музыку свадьбы северо-восточного Поозерья и расположенные по порядку их исполнения в обряде: перед отъездом жениха за невестой (12), перед увозом невесты в дом жениха (13), на свадебном пиру (14, 15), на отводинах, во второй день свадьбы (16, 17).
Песни и голошения исполняют Ефросинья Тимофеевна Белешева, Варвара Михайловна Жиганова, Анна Ивановна Зверева, Евдокия Никитична Штыкова (все — из деревни Рагозы Усвятского района Псковской области).
Инструментальные наигрыши и припевки звучат в исполнении гармонистов из Городокского района Витебской области БССР — Николая Ивановича Данилова (деревня Меховое) и Ивана Ивановича Ивлева (деревня Бычиха).
А. Ромодин, И. Ромодина
http://www.perunica.ru/miusik....90.html
|
|
| |
|
Меню сайта
Календарь
Block content
|