Фольклорный ансамбль "Ромашинская слободка"

Четверг, 28.03.2024, 14:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Традиционный песенный фольклор западной Сибири. - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: дядя_Миша, Музыковед  
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Традиционный песенный фольклор западной Сибири. (Хоровая группа села Балман (Новосибирской области))
Традиционный песенный фольклор западной Сибири.
дядя_МишаДата: Суббота, 03.09.2011, 00:05 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Традиционный песенный фольклор западной Сибири. Хоровая группа села Балман (Новосибирской области)
Руководитель Н. Носова, Составитель В. Г. Захарченко.

Traditional singing culture of west Siberia. Folk singers of the village Balman (Novosibirsk region)

Мелодия С20-08535, 1977

Скачать
...или отсюда:
http://www.mediafire.com/?rcdmvkeylw9637y

См. также: Народный хор села Балман Куйбышевского р-на Новосибирской области
Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Хоровая группа села Бергуль.
Народный хор села Бергуль Северного р-на Новосибирской обл.

Источник: http://zhuzhulingo.blogspot.com/2011/06/blog-post_07.html
Прикрепления: 2870345.jpg (99.1 Kb)
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 02.04.2012, 23:05 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Альбом: Традиционный песенный фольклор западной Сибири. (Хоровая группа села Балман (Новосибирской области))
Год: Мелодия С20-08535, 1977
Жанр: Фольклор, русские народные песни
Формат: МР3
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 84 Мб

Сторона I
ТЫ ЗАРЯ МОЯ, ТЫ ЗОРЕНЬКА
ВО ТОМСКОЙ ВО ГУБЕРНИИ (вечорочная)
СЕЮ, ВЕЮ БЕЛОЙ-ТО ЛЕНОЧЕК (хороводная)
Я КАЧУ КОЛЬЦО
ЧТО ТЫ, ВАНЯ, ЗА КУПЕЦ (лирическая)
ВО ГОРЕНКЕ ВО НОВОЙ (хороводная)
ПОЛНО, ПОЛНО НАМ, РЕБЯТА (свадебная)
ВЕЧОР ДЕВКУ СГОВОРИЛИ (хороводная)
ДА НЕ ЖЕЛАЛ-ТО Я БЫТЬ СОЛДАТОМ (солдатская)

Сторона II
КУМУШКИ, СКАЧИТЕ (хороводная)
ПЕРЕВЕШУ МЛАДА ХМЕЛЮ (хороводная)
РАЗЛУКА (протяжная)
ХОДИЛА, ГУЛЯЛА ВСЁ ПО САДУ СВОЕМУ (протяжная)
МОЛОДОЙ ПРИКАЗЧИК (протяжная)
ЦВЕТЕТ НА ГОРКЕ КАЛИНА (протяжная)
ВО ПОЛЮШКЕ (хороводная)
ПОСЫЛАЛА МЕНЯ МАТЬ (шуточная)
КАК ЗА РЕЧКОЙ, ЗА КУБАНКОЙ (шуточная)

Народный хор села Балман Новосибирской области
Руководитель Н. Носова
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 02.04.2012, 23:05 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Традиционный песенный фольклор Западной Сибири стилистически очень разнообразен, что обусловлено историческими особенностями заселения края. Народные песни, которые поют здесь в настоящее время, можно разделить на две основные группы:

1) песни старожительских (чолдонских) сёл (первых поселенцев, приехавших в Сибирь до середины XIX века);

2) песни позднопоселенческих сёл (поселенцев, приехавших в Сибирь в конце XIX — в начале XX веков в период массового ее заселения). Песни той и другой группы разнообразны по стилям, корни которых уходят в различные области Европейской части России, Белоруссии и Украины.

Распространение таких музыкально-поэтических песенных стилей часто бывает ограничено одним или несколькими сёлами.

Ярким примером традиционного песенного стиля чолдонов являются песни села Балман Куйбышевского района Новосибирской области. Село было основано первыми русскими поселенцами на берегу реки Оми (правом притоке Иртыша), вблизи озера Балман и названо его именем. «Балман» — слово татарское, в приблизительном переводе означает — «Чистое» или «Медовое озеро». Народные песни села Балман имеют много общих стилистических черт с песнями других старожильческих сёл верхнего течения Оми: Зонова, Безменова, Горбунова, Осипова. Между ними находятся позднопоселенческие сёла Бланка, Андреевка, Сергиевка, Елизаветинка, Константиновка, но уже со своим резко отличающимся песенным фольклором.

Село Балман — очень музыкальное село, это своеобразный Сибирский песенный Палех. В 1969 году в Новосибирске был издан сборник «Песни села Балман», в который вошли 52 песни различных жанров. За, последние годы в этом селе записано 103 песни, более 200 частушек, 8 гармошечных наигрышей, 5 детских песен, 6 сказок, загадки, пословицы, поговорки, а также научные описания свадеб, вечорок и детских игр, сопровождаемых песнями. Самое широкое распространение имеют в Сибири вечорочные и хороводные песни на что указывали многие дореволюционные и советские собиратели (М. И. Костюрина. В. Арефьев, А. В. Руднева, В. И. Харьков, А. Михнецов и др.). Это подтверждается также нашими наблюдениями и многочисленными записями песен в Западной Сибири. В названных выше старожильческих сёлах вечорки проводились только зимой па святках, с Рождества до Крещения, т. е. с 25 декабря, по 6 января (старого стиля). Поэтому вечорочные песни называют зимними.

Парни вскладчину откупали избу, каждый вечер в ней собиралась сельская молодежь играть вечорку. Вечорки открывались специальной песней: «Он, да что во Томской во губернии», а затем девушки вечорочными песнями «припевали» парней, в конце каждой песни пары, находившиеся в кругу, целовались, а все остальные участники приговаривали «Ураза, ураза — целоваться три раза». Песни чередовались с играми и танцами под гармошку. Заканчивались вечорки также специальной «расхожей» песней: «Полно, полно нам, ребята, чужо пиво пити». Вечорочные песни включались старожилами-сибиряками и в свадебный обряд. Целую неделю до дня венчания в доме невесты игрались вечорки. Свадебные вечорки ничем не отличались от зимних святочных: на них также присутствовали парни и девушки, пелись те же песни. Игрались вечорки и когда провожали рекрутов в солдаты. В некоторых старожильческих сёлах днем проводились детские «вечорки», в которых участвовали дети 10—14 лет.
 
дядя_МишаДата: Понедельник, 02.04.2012, 23:05 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Если вечорные песни — зимние, то хороводные — весенние, поскольку хороводы водились с Благовещения до Петрова дня, т. е. с 22 марта по 12 июля (старого стиля). В хороводах участвовали все жители села, кроме детей и стариков. Хороводы игрались за селом, на полянке, в лесу или у реки. На полянку участники хоровода шли с песней «Да во полюшке липушка», взявшись за руки и образовав длинную цепочку. Песню повторяли до тех пор, пока не приходили на выбранное место. Здесь водили хороводы с различными хореографическими рисунками. Большинство хороводов были круговыми. После хороводных игр участники строились парами в ряд и с песней «Сею, вею белой-то леночек» возвращались в село.

Более 10 лет в Балмане существует фольклорный этнографический ансамбль, организованный заведующей сельским клубом Ниной Григорьевной Носовой. Кроме нее в ансамбле поют М. И. Носоненко, П. Я. Костюкова, Н. Н. Ловцова, Д. Г. Ловцова, Т. В. Гасперская, З. Ф. Носова, Р. К. Байкова. В исполнении этого фольклорно-этнографического ансамбля и звучат песни, записанные на этой грампластинке.

Традиционные песни села Балман, как и десятки тысяч других народных песен, — это живой голос наших предков, искусство отшлифованное столетиями, которое своей искренностью и непосредственностью способно доставить глубркую радость и эстетическое наслаждение современному слушателю.

В. Г. Захарченко
музыковед-фольклорист


Оцифровка текста: http://www.perunica.ru/miusik....77.html
 
дядя_МишаДата: Вторник, 16.10.2012, 12:51 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Песенные традиции села Балман
Куйбышевского района Новосибирской области


Ольга Матвеевна Игошина,
пенсионерка, участница творческого объединения «Истоки»
МУК «Культурно-досуговый комплекс» г. Куйбышева


Хранительница истории

Чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека, и прорастает оно, как всё большое, из малого зёрнышка – из любви к тому, где родился, рос, учился.
По-разному складываются людские судьбы: кто-то, как в поговорке «где ро-дился, там и пригодился», остаётся в родных местах на всю жизнь и трудится на благо своей малой родины. Именно о таком человеке, который всю свою жизнь по-святил родной деревне и сумел сделать для неё очень много хорошего, я и хочу рассказать.
Человек этот – Нина Григорьевна Носова. Родилась она в селе Балман, рас-положенном в живописнейшем месте в ста километрах от города Куйбышева Ново-сибирской области. Здесь с одной стороны река Омка, с другой – озеро, кругом бе-рёзовые колки и зелёные луга.
В далёком 1941 году она окончила школу-семилетку. А тут война, и не при-шлось Нине Григорьевне больше учиться, по тем временам и 7 классов уже было приличным образованием. Белокурая, синеглазая, тогда ещё не Нина Григорьевна, а просто Нина, всю войну проработала учётчицей в колхозной бригаде. Многие жен-щины в деревне совсем не знали грамоты, и Нина читала им письма с фронта от мужей, сыновей, братьев, писала ответы под диктовку. Все тяготы военного и после-военного лихолетья вместе с односельчанами пережила и Нина. Нелёгкой была жизнь. Работа в колхозе (а тогда многое делали вручную: и косили, и жали серпами), большая семья: Нина Григорьевна воспитала пятерых детей, награждена медалью материнства II степени – нужно было ещё успевать управляться и со своим подсоб-ным хозяйством, как всем в деревне.
Но было в жизни этой женщины нечто такое, что помогало переживать ей все невзгоды, дарило радость жизни. Это нечто – любовь к русской песне, любовь с ран-него детства и на всю жизнь. Нина Григорьевна говорит, что эта любовь передалась ей по наследству – от дедушек и бабушек, от отца, который прекрасно пел, как пели практически все родственники. Кстати, младший брат Нины Григорьевны, который получил специальное музыкальное образование, несмотря на преклонный возраст, руководит вокальным ансамблем «Посиделки» в Убинке.
С 1961 по 1976 годы Нина Григорьевна работала в Балмане заведующей сельским Домом культуры. Не всякая деревня может похвастаться таким прекрас-ным Домом культуры, каков он в Балмане. И художественная самодеятельность в Балмане была на высоком уровне. Не имея никакого музыкального образования, Нина Григорьевна создала замечательный женский фольклорный ансамбль, пели в котором удивительные певуньи, знатоки и любители русских народных песен. «Та-ких, – считает Нина Григорьевна, – сейчас уже трудно найти». На заключительном концерте областного смотра художественной самодеятельности в 1964 году фольк-лорный ансамбль из Балмана покорил членов жюри и слушателей: настолько само-бытными были и сами песни, и исполнение. В кругах специалистов-этнографов и фольклористов песенное творчество села Балман тут же обрело своеобразный ста-тус специфического культурно-художественного эталона, свидетельствующего о на-личии самобытных, стилистически легко узнаваемых традициях.
Главный хормейстер Сибирского народного хора Виктор Гаврилович Захар-ченко чуть ли не 10 раз наведывался в Балман, неоднократно бывали там сибирские этнографы и фольклористы Михаил Никифорович Мельников, Вячеслав Асанов, братья Геннадий и Александр Заволокины. Записывали песни, частушки, пословицы, поговорки.
В 1969 году в западно-сибирском книжном издательстве под редакцией В. Г. Захарченко вышел сборник «Песни села Балман». Эти песни вошли в Золотой фонд Всесоюзного радио. В 1975 году 18 песен в исполнении фольклорной группы были записаны на пластинку фирмы «Мелодия». В этом же году под редакцией В. Г. Захарченко вышел сборник «Девичьи песни», куда вошли балманские вечорочные хороводные песни.
Прикрепления: 8561721.jpg (6.4 Kb)
 
дядя_МишаДата: Вторник, 16.10.2012, 12:52 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline


Фольклорная группа, созданная Ниной Григорьевной, объездила с концертами не только всю Новосибирскую область. Много раз радовали балманцы своим искус-ством жителей Новосибирска, дважды выступали в Екатеринбурге, дважды явля-лись лауреатами Всероссийского смотра художественной самодеятельности.
Человек неуёмной энергии, влюблённый в русскую песню, Нина Григорьевна создала и при школе детские фольклорные ансамбли «Незабудка» и «Колокольчик». Эти ансамбли объехали с концертами десятки населённых пунктов.
Но не только о том, чтобы сберечь, сохранить для потомков драгоценные тво-рения русского фольклора заботилась эта удивительная женщина. Болела её душа и о другом.
Балман – село старинное, ему более 250 лет. Название села до сих пор вызы-вает много споров: его переводят с казахского языка как «медовое» или «чистое» озеро, как озеро, соединённое протокой с рекой, в которой водилась белая рыба.
Было оно когда-то шумным, многолюдным. Была там и церковь, и собственная киноустановка, и родильный дом, были мастерские: гончарная, пимокатная, бондар-ная. В трудные военные и послевоенные годы балманцы сами себя снабжали сель-хозинвентарём, домашней утварью, женщины все были мастерицы прясть лён, шерсть, ткать полотна, половики. И исчезла бы со временем даже память о замеча-тельных балманских мастерах, о поколениях Зоновых, Носовых, Ловцовых, Шмако-вых, если бы не Нина Григорьевна. Четыре года ходила она по различным инстан-циям, доказывая необходимость создания в Балмане музея, чтобы не канули в лету славные деяния предков. С благодарностью говорит она о людях, которые поддер-жали её тогда, помогали и словом, и делом. Это сотрудники Куйбышевского крае-ведческого музея, заведующая районным отделом культуры Нина Егоровна Много-летняя, председатель балманского колхоза Владимир Иосифович Бойков, предсе-датель балманского сельсовета Александр Петрович Волосников, секретарь сельсо-вета Роза Карловна Бойкова. Нина Григорьевна вспоминает, как они с Розой Кар-ловной собственноручно отмывали и красили помещение под музей.
Эта неугомонная женщина сама обошла всё село, собирая экспонаты для му-зея. И, наконец, 16 декабря 1980 года состоялось открытие музея, на которое собра-лось всё село. Много лет Нина Григорьевна была хранительницей музея, экспонаты которого постоянно пополняются. Сейчас в музее более двух тысяч экспонатов, и Нина Григорьевна досконально знает историю каждого из них. Особенно трепетно её отношение к памяти о балманцах, погибших в годы Великой Отечественной войны. С войны не вернулось 86 человек. Нина Григорьевна кропотливо собирала материалы о фронтовиках: фотографии, письма, награды… Всё это бережно хранится в музее.
Прикрепления: 0307945.jpg (96.8 Kb)
 
дядя_МишаДата: Вторник, 16.10.2012, 12:53 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Репутация: 4
Статус: Offline
Второго сентября 1978 года в Балмане был открыт памятник погибшим одно-сельчанам. Списки воинов, чьи имена увековечены на стеле, брали у Нины Григорь-евны. Более того, Нина Григорьевна разыскала адреса родственников погибших, послала им письма, и почти все они приехали на торжественное открытие памятника. Даже из далекой Белоруссии приехал Петр Пантелеевич Гляненко (фамилия его отца тоже высечена на памятнике). Позже он прислал Нине Григорьевне книжку своих стихов, которую она также передала в музей.
Нина Григорьевна буквально «заразила» своей любовью к нашему прошлому многих людей. Сейчас балманцы если обнаруживают где-то на своих чердаках предметы старого быта, не торопятся выбрасывать или сжигать их, а несут в музей.
Работал когда-то в селе Чумаково учителем истории Сергей Иннокентьевич Михайлов, всерьёз увлёкся краеведением, собрал много интереснейших материалов о заселении Михайловской зоны (деревни Сергеевка, Михайловка, Андреевка и др.). Даже в Томский архив ездил в поисках необходимых материалов и передал их все в балманский музей. Целую тетрадь интереснейших записей оставил после себя старожил Балмана Иван Николаевич Филиппов. События и факты, изложенные им, постоянно использует на занятиях по краеведению учитель истории балманской школы Валентина Ивановна Переверзева.
Много в музее материалов о передаче «Играй, гармонь». Александр Заволо-кин, пишущий не только песни, но и рассказы, прислал Нине Григорьевне свою книгу, теперь она тоже в музее. Жена Геннадия Заволокина Светлана выслала несколько экземпляров журнала «Играй, гармонь». Теперь они есть и в балманском музее, и в краеведческом музее г. Куйбышева, с которым у Нины Григорьевны и сейчас тесная связь. Она передала в краеведческий музей три тома «Воспоминаний» маршала Жукова, книгу авиаконструктора Яковлева «Цель жизни», рассказы о журналистах военного времени и другие редкие сейчас книги.
Я слушала неторопливый рассказ Нины Григорьевны о её жизни, работе, о женщинах, певших в её фольклорной группе (она называет не только фамилии, имена и отчества давно ушедших из жизни участниц ансамбля, но и даты рождения каждой), об экспонатах музея, и мне почему-то вспомнился Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик, всемирно известный учёный, который всю свою жизнь настойчиво и целеустремленно приобщал нас к древней культуре и искусству не только русскому, но и мировому, и всю жизнь боролся против разрушителей старины, потому что без Памяти нельзя называться гордым словом Человек.
Нина Григорьевна давно на заслуженном отдыхе, но не прекращает исследо-вательской, краеведческой работы. Интересуется, конечно, и работой вокальных групп: в Балмане есть женская вокальная группа, в которой поют уже другие женщи-ны и детская фольклорная группа, руководит которой ученица Нины Григорьевны – Надежда Сергеевна Горбунова. Она же является сегодня и хранительницей музея.
Но неспокойно на сердце у пожилой женщины, тревожит её то, что гибнут од-на за другой наши деревни. Уже шесть деревень по соседству с Балманом пере-стали существовать. И в Балмане основное население старики-пенсионеры. Молодёжь покидает село в поиске более лёгкой и более благополучной жизни. В Балмане прекрасная школа-девятилетка на 200 учащихся. Когда-то столько было учеников, а в этом году за парты сели всего лишь 28.
Мне близка и понятна её тревога и боль, ведь моей родной деревни в Тюхтет-ском районе Красноярского края нет уже давно.
В августе 1990 года собрались мы – три брата и две сестры – и съездили на свою малую родину. Не передать того волнения, переполнивших нас чувств, с каки-ми мы шли по местам, где знакомы каждое деревце, каждое озерцо, ручеёк. Все мы плакали и не стыдились слёз.
На месте, где когда-то стоял наш дом, расстелили скатерть, выпили шампан-ского, был даже салют из охотничьего ружья. Написали письмо-обращение к тем, кто когда-нибудь, возможно, найдёт его в запечатанной бутылке, которую мы схоронили в земле.
Неужели и на месте Балмана будет такой же пустырь, как на месте моей де-ревни?! Нельзя, нельзя допустить, чтобы такое случилось!

Из книги: Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2009. – 72 с.

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-125680.html#3717789
 
Форум » Фольклорный архив » Музыкальный форум » Традиционный песенный фольклор западной Сибири. (Хоровая группа села Балман (Новосибирской области))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Календарь

Block content

Статистика

Поиск