ПОКАЖИТЕ, ЛЮДИ, ДОРОГУ. Песни и обряды Брянской области
|
|
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 14:53 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| ПОКАЖИТЕ, ЛЮДИ, ДОРОГУ. Песни и обряды Брянской области в расшифровке студентов и выпускников АМК при МГК. — М., 2005. (Мерзляковские фольклорные экспедиции; Вып.1)
Сборник с компакт-диском знакомит читателя с интереснейшими песнями, инструментальными наигрышами, обычаями и обрядами Мглинского, Жуковского и Клетнянского районов Брянской области. Полевые записи были сделаны в трех первых (1999-2000 гг.) фольклорных экспедициях Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
Издание предназначено для практического освоения в курсе народного творчества в средних музыкальных учебных заведениях, а так же для всех любителей настоящего фольклора.
© Академический музыкальный колледж при МГК им. П.И. Чайковского, 2005 г. © Е.В. Иванова, К.В. Корзун, редактирование и составление, 2005 г.
СПИСОК ПЕСЕН И НАИГРЫШЕЙ (представлено 23 трека из 35, имеющихся на диске)
Мглинский район 1.Мы казу привели, святочная приговорка, 0.18 2.Го-го-го, коза, щедровка, 0.19 3.Щедрую, щадрую, калядки чую, щедровка, 0.54 4.Царь и Царевна, хороводная игра, 1.40 5.Семёновна, наигрыш на немецком баяне, 1.26 6.Ты крапивица, ты стрикучая, жневская (фрагмент), 1.56 7.Ты, хмелю, хмеля, свадебная, поют жениху-сироте, 2.21 8.Пакажите, люди, дарогу, свадебная, на 2-й день, когда подруги невесты идут на пир в дом жениха, 1.07 9.Из калотца вада льёца, «припевки» под бубен, 0.58 10.Салавей-саловья, лирическая, 3.27 11.Барыня, наигрыш на немецком баяне, 2.12
Исполнители: 1 - Губка М., село Новая Романовка 2 - Асташенко Мария Егоровна, деревня Быковка 3 — Хвисунова Н.С., село Старая Романовна 4 - Ецек Анастасия Максимовна, Евтягина Зинаида Павловна, деревня Молодьково 5,11 - Колбаса И.И., деревня Филоновка 6 — Гришина М.С., село Новая Романовка 7 - Хомякова Ксения Степановна, деревня Хомяковка 8 - Козлова А.В., город Мглин 9 - Лосев Василий Максимович, село Шуморово 10 - Дидина Ольга Григорьевна, Мырикова Прасковья Гавриловна, село Великая Дуброва
Жуковский район 12.Давно я, давно я у батюшки была, масленичная, 2.26 13.Э-ой, роща мыя берёзывыя, карагодная, 2.47 14.Вясёлыя бяседушка, духовская, 3.17
18.Милыя мая дочечка, плач матери невесты во время благословения, 0.29 19.Пирялётывыла пиряпёлушка, свадебная, на 2-й день, 0.51
Исполнители: 12 - Борисова Александра Ивановна, деревня Сако́во 13 - Семенкова Н.К., Афонина Е.С, Амеличева А.С., село Ходиловичи 14,19 - Семенкова Нина Киреевна, село Ходиловичи 18 - Жуканова А.М., село Овстуг
Клетнянский район 21.[У] нас на горке липенка, калядская, 1.59 22.А маслиныя, люба ты мэя, масленичная, 1.09
24.Краковяк, наигрыш на гармони, 1.04
26.Валодинька малоденькай, свадебная, перед отправлением свадебного поезда, 1.07
32.Пашёл казёл в агарод (фрагмент), духовская, шуточная, 1.48 33.Ой вы мухи, вы камарики маи, духовская, 2.22
35.Как жанился мой дед, шуточная, 2.17
Исполнители: 21,32,35 - Шуранова М.А., Рыженкова Л.П., Рыженкова Л.Е., Зайцева Е.А., Головнёва Р.Я., село Лутна 22,26 - Картунина Зинаида Степановна, село Акуличи-2 24 - Селяков Анатолий Александрович, село Новотроицкое 33 - Шипилова Е., деревня Алексеевка
Общее время - 38:30
Скачать - 62 Мб: http://narod.ru/disk....ip.html
Источники: http://folk.amkmgk.ru/ http://mglin-krai.narod.ru/
См. также: Мерзляковские фольклорные экспедиции 2002-2008 гг.
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 15:06 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Экспедиция в Мглинский район Брянской области (1999) Участники экспедиции:
Константин Корзун (руководитель экспедиции) Екатерина Иванова (преподаватель МГК) Евгения Шелухо Роман Козлов Андрей Яночкин Светлана Васильева Роман Куровцев Анастасия Хомутова Александр Лейкин
О районе
Географическое положение Мглинского района своеобразно: к северу — граница с Беларусью, Смоленской областью, западнее находится Украина. Первое упоминание в летописи о городе Мглин (от слова «мгла») относится к 1387 году, который и считается датой его основания. С 1387 по 1502 годы он был литовским, а с 1618 по 1652 годы — польским городом. Русским уездным центром Мглин становится в 1781 году.
Некоторые из названных национальных влияний отразились в говоре, в народных костюмах (близких к украинским), в напевах. Но, все-таки, большей частью, песенный репертуар Мглинского района связан с древнейшей западно-русской традицией. Поэтому здесь сохранилось много календарных песен, связанных не только с праздниками, но и с трудовой деятельностью (покос, жатва). В местных песнях распространен характерный прием гукания — глиссандо голосами (чаще всего восходящее) в окончаниях песенных строк или куплетов. Подчеркивая эту характерную особенность, некоторые песни здесь называют «гуканными» или «гукальными».
Традиционные жанры исполняют и достаточно пожилые люди — хранители старины, и люди среднего поколения, много перенявшие у старших, и молодые певицы Мглинской агитбригады.
Анастасия Макаровна Литвинова из села Луговец
Традиция
Песни календарного цикла открываются щедровками (щедровка — разновидность святочной поздравительной песни, характерная для западно-русской традиции и Украины), исполнявшимися вечером перед старым Новым годом (с 13 на 14 января), во время хождения щедрующих по избам. За пение по обычаю давали угощения или деньги. Если же ходили с «козой» (ее роль исполнял человек с вымазанным грязью лицом и «рогами» из картона), то пели специальную песню «Го-го-го, коза», произносили также шутливые стишки (например, «Мы козу привели»).
На Масленицу звучали коротенькие песенки, иногда с шутливыми «обзываниями»:
Масленица-полизуха, Полизала весь сыр - аж сухо.
Масленица - белый сыр, А кто не женился - сукин сын!
Более протяжённые масленичные песни исполнялись во время хороводных гуляний.
Весенний цикл песен начинается веснянками, которые обычно исполнялись на Сороки (22 марта) — в день весеннего равноденствия. Особые обряды происходили в Мглинском районе на Радоницу — 9 день (вторник) после Пасхи. Утром ходили на клади́ще (кладбище), поминали усопших. Возвращаясь с кладбища, водили веселые хороводы с особыми песнями (например, «Ой, мамочка, галава болит»). Тем самым как бы веселили покойников, ведь слово «радоница» (по одной из версий) означает «радость».
Участницы ансамбля из села Высокое демонстрируют традиционные костюмы
В Мглинском районе широко представлена традиция хороводных песен, которые не были приурочены к конкретным праздникам, а пелись весной вообще (но после Пасхи). Не случайно во время этих хороводов парни выбирали себе невест. Например, в селе Молодьково нам рассказали о хороводной игре «Царь и царевна», в которой «царь» (любой парень) выбирал себе «царевну» (девушку из хоровода). «Царевна» вставала внутрь хороводного круга и пела «царю», что у нее все болит: «и ножки, и ручки». После жалоб «царевны» «царь» брал ее на руки и выносил из круга. Такие веселые игры предваряли весенние свадьбы.
Традиционный свадебный обряд начинался с зарученья (сватовства). Накануне свадебного дня невеста собирала подруг на девичник (или вичаруху). Сама свадьба игралась два дня. В первый день жених с друзьями на лошадях отправлялся за невестой. Задорные песни в свадебном поезде звучали на всю округу. Многие свадебные песни поются на один и тот же мотив — формулу. Когда же входили в хату, родственники молодых начинали шутливо дразнить друг друга, например:
А наш маладый буря бурею, а ваша маладая дура дураю.
Затем шли венчаться, а потом начинался пир, продолжавшийся и на второй день.
Среди множества лирических песен встречаются как приуроченные к трудовым процессам (покосные, жнивные) или к определенному времени года (летние, осенние), так и исполнявшиеся всегда. Поэтический язык таких песен близок к свадебным образам
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 15:11 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Гармонист Иван Иванович Колбаса
В деревне Филоновка живёт замечательный гармонист Иван Иванович Колбаса. В юности он учился играть на гармони профессионально, был лауреатом разных конкурсов.
Иван Иванович с детства страдал слабым зрением. В 1976 году ему была сделана неудачная операция, и гармонист ослеп окончательно. В школе для слепых по специальным сборникам его научили читать ноты с помощью рук.
Репертуар Ивана Ивановича Колбасы обширен, включает в себя как композиторские сочинения (в том числе разученные «слепым» методом), так и плясовые, песенные наигрыши («Семеновну», «Барыню», «Польку», «Краковяк», «Гопак»). К этим традиционным жанрам музыкант подходит творчески, немного импровизируя. После исполнения Иваном Ивановичем вариаций на тему украинской народной песни «Ехал казак за Дунай» мы спросили его, как он сочиняет вариации:
— А скажите, вы вот вариации сами сочиняете? Импровизируете? — Это просто у меня как воображение! Што мне подсказывает мысль, то я и делаю. А штобы, это самое, сочинять, готовить - это нет. — На ходу делаете? — Да, на ходу. Просто мне захотелось такой пассажик сделать — я и сделаю его. А я же могу и сделать, а после не повторить. Если мне скажут повторить: «Как ты сыграл сейчас?», - я и не повторю. Потому што она [музыка] идёт, идёт своим чередом.
Василий Максимович Лосев
Ветеран Великой Отечественной войны Василий Максимович Лосев из села Шуморово сделал бубен из половины пионерского барабана, к которой прикрепил несколько колокольчиков и «брещёток» (металлических круглых пластинок).
Звук на этом своеобразном инструменте извлекается двумя способами: ударом палкой по натянутой коже и ударом самого бубна по ноге. Ритм наигрышей, как правило, импровизируется. Виртуозность владения своим инструментом у исполнителя замечательная. Бубен используется и для сольных наигрышей, и как сопровождение к «припевкам». Василий Максимович не поёт, а произносит слова ритмической скороговоркой, с интонациями повышения и понижения голоса. Такую манеру студенты (при прослушивании на лекции) неизменно определяют как «деревенский рэп».
Итоги
Экспедиция в Мглинский район была весьма удачной. Фольклористы работали с огромным энтузиазмом, часто не высыпаясь. Такая интенсивная работа принесла свои результаты: за 8 рабочих дней было записано 613 песен и 61 инструментальный наигрыш.
http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex1/
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 15:18 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Обряды и гадания деревни Быковка (со слов местной жительницы Асташенко Марии Егоровны)
КАЛЕНДАРЬ. Основные обряды и гадания в СВЯТКИ происходили под старый Новый год (с 13 на 14 января). Ходили по домам, пели поздравительные песни - щедровали. Щедрующих угощали салом, хлебом, колбасой. Водили козу: делали красивые рога из соломы с блестящими нитками, деревенскую шубку выворачивали наизнанку. В козу наряжали мужика или бабу.
Дети в Быковке водят козу и до сих пор, поют песенку «Го-го-го, коза».
ГАДАНИЯ девушек под старый Новый год. 1. Платки или пояса связывали в узелок, перемешивали в тазу. Чей платок или пояс упадёт на пол первым - та раньше и выйдет замуж. 2. Гадание на петухе. В комнате стоят девушки, перед каждой из них - кучка зерна. В комнату впускают петуха: к чьей кучке подойдёт - та раньше выйдет замуж. 3. Палили бумагу в тарелке в 12 часов ночи (свет выключали). Считали, что на стене отражается будущая судьба (фигурка человека- будущего жениха, машина и т.д.). 4. Гадание на зеркале («страшное»). В 12 часов ночи нужно пойти за водой, причём нельзя разговаривать, смеяться, оборачиваться назад. Набирали воду и с теми же предосторожностями возвращались домой. Принесённую воду наливали в стакан, бросали в него кольцо. Открывали запечку (трубу) со словами: «Черти, приходите, судьбу приведите!». Гадающие девушки оставались в одних рубашках. Одна из гадающих наклоняла зеркало таким образом, чтобы в нём отражался стакан с кольцом, девушка смотрела на кольцо и говорила: «Суженый-ряженый, выдь ко мне». В стакане должен показаться будущий жених. После первой девушки точно так же гадали и другие. 5. Бросали лапти через ворота: в какую сторону носом ляжет, туда и замуж выходить. 6. Ходили на перекрёсток в 12 часов ночи, кричали: «Доля, доля, духнись» (кричала каждая из гадающих девушек отдельно). В ответ могли загавкать собаки (значит, девку будут обговаривать - сплетничать о ней), или мог какой-нибудь мужик крикнуть (этот мужик - будущий муж) и т.д.
На СОРОКИ (22 марта) ничего не пели, пекли фигурки птиц, фигурку ягнёнка.
ПАСХА. По избам ходят дети (до сих пор), собирают яички.
ГРЯНАЯ НЕДЕЛЯ (шестая неделя после Пасхи) - «коварная неделя», в это время ничего нельзя делать (в смысле - работать).
В СУББОТУ перед ТРОИЦЕЙ разбрасывали по домам ветки, ели кардамон (пряность).
На ТРОИЦУ (воскресенье седьмой недели после Пасхи) в лесу на костре жарили яичницу. Завивали венки, кидали их в воду. Ломали берёзки, на заборе вешали ветки. Около дома на Троицу сажали берёзу. Примета: втыкали веточку в забор, и, если она высыхала быстро, то сено должно было сушиться хорошо.
СВАДЬБА. Сватать приходили родственники жениха, а также он сам. Иногда сваты говорили: «Есть у вас козочка? Мы её посмотрим». На сватовстве присутствовала невеста . Перед свадебным днём невеста собирала подруг («девишник»), плакала мало, без определённых обрядовых слов. До венчанья гуляли в 1-ый день отдельно и у молодого, и у молодой. Когда жених приезжал, то выкуп невесты и постели осуществлял дружко, причём на свои деньги («на то он и дружко»). Дружку приходилось искать невесту, так как её прятали либо в её собственном доме, либо в доме кого-нибудь из соседей. Дружко давал подругам невесты денег, их количество роли не играло: сколько дал - столько и хорошо. После венчанья пировали в доме жениха. Перед молодыми ставили ёлочку (если маленькая) или верх ёлки (если большая), а также каравай. На ночь с 1-го на 2-ой день родственники невесты уходили спать в свой дом. 2-ой день. Молодая оставалась с утра в доме молодого, а сам он отправлялся в дом невесты за несколькими её родственниками - родителями, толстой сватьей (крёстной невесты), некоторыми другими. Эти родственники, приезжающие вместе с молодым в его дом, называются «приданьи». Перед отъездом из дома невесты в дом молодого тёща и зять обменивались подарками. Невесту в Быковке (в том числе в песнях) называют «молодая», «молодые», а жениха «молодый» . Впрочем, эти термины типичны для Мглинского района в целом.
По материалам книги: Покажите, люди, дорогу. Песни и обряды Брянской области в расшифровках студентов и выпускников АМК при МГК. Редакторы-составители Иванова Е. В., Корзун К. В. - М., 2005.
http://mglin-krai.narod.ru/Zarisovki/ObryadiGadaniya.htm
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 15:21 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Обряды и гадания села Цинка (со слов местной жительницы Татаровой Н. Н.)
Село расположено в семи километрах от шоссе, поэтому главный транспорт здесь -лошадь с телегой (на снимке). Говорят, что, когда-то давно, в этих местах протекала река Цинь, в честь которой село и получило своё название.
КАЛЕНДАРЬ. Под Новый год (14 января) до сих пор водят козу. На РАДОНИЦУ (9-ый день от Пасхи), после посещения кладбища, водили хороводы. ВШЕСТЕ - шесть недель от Пасхи. Бросали венки в воду: потонет - плохая судьба будет, поплывёт - к счастью. ТРОИЦА. Сплетали венки или на берёзе, или на двух соседних берёзах. Жарили яичницу на костре. По полу бросали явор (аир болотный), в красный же угол (красный (или святой) угол - угол, где висит икона) бросали ветки берёзы. В ночь с субботы на воскресенье (духовая суббота) пол целиком устилали явором - для очищения, благополучия. Также явор бросали в огонь - вечером в воскресенье. Все старались стать на этот дым, чтобы очиститься от духов, от болезней. После Троицы явор собирают с пола и им в течение года настаивали воду в бане -для здоровья. В ночь на ИВАНА КУПАЛА (с 6 на 7 июля) - плясали вокруг костра. Приметы: 1. Если кукушка первый раз закуковала, а лист не распустился - будет плохой год. 2. Когда слышишь кукушку первый раз, то: а) нужно поваляться на траве, чтобы поясница не болела; б) нужно погреметь деньгами в ту сторону, откуда слышна кукушка, чтобы быть богатым. СВАДЬБА. 1-ый день. Перегораживали дорогу в трёх местах (могли стул, табуретку поставить на пути, или же просто взяться за руки поперёк дороги), и жених должен был её выкупить. Перегораживали и тогда, когда жених ехал за невестой, и когда ехал уже с ней к себе домой. После венца ехали сначала к дому невесты, где жениховы сватцы (сваты) выкупали постель и косу. Молодых связывали красным поясом (вязаным) и пели песню со словами:
Оглянулась мати:
Не вся семья в хате.
Затем ехали к молодому (на пир). 2-ой день. С утра в дом молодой приезжал один муж, собирал её родственников молодой и вез к себе. Невеста же (уже жена) в это время с коромыслом и ведрами шла за водой. Набирала воду, а в «засаде» около колодца прятались бабы, которые просили выкуп и выливали оба ведра на невесту. Заставляли ещё набрать воды и требовали: «Давай нам выпить» (подразумевая водку или самогон). Одна из баб несла закуску. На 2-ой день свадебных песен не пели, а «пели всякие».
О костюме
Местные жительницы славятся своим рукоделием. Почти в каждом доме можно увидеть разные виды вышивки и шитья, старинные костюмы, бережно хранимые в сундуках. Всякая мастерица не упускает возможности похвастаться собственными изделиями, с удовольствием показывая любую вещь. Женский праздничный костюм Мглинского района состоит из «вышиванной» рубахи (обычно с яркой вышивкой «гладью» или «крестиком» на рукавах), красной юбки с одной (для незамужней) или двумя (для замужней) атласными полосами на подоле, фартука (с такими же полосами) и «цветастого» платка.
В повседневном костюме (чаще черного цвета) необходимый элемент ансамбля - ко безрукавка с вертикальными атласными полосами (на снимке слева).
По материалам книги: Покажите, люди, дорогу. Песни и обряды Брянской области в расшифровках студентов и выпускников АМК при МГК. Редакторы-составители Иванова Е. В., Корзун К. В. - М., 2005.
http://mglin-krai.narod.ru/Zarisovki/ObryadiGadaniya.htm
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 15:34 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Экспедиция в Жуковский район Брянской области (2000)
Участники экспедиции: Константин Корзун (руководитель экспедиции) Екатерина Иванова (преподаватель МГК) Григорий Васильев Алексей Билык Дмитрий Казаков Александра Лосева
Ансамбль села Овстуг
За 9 рабочих дней было записано более 195 песен (68 свадебных и 80 календарных, также лирические).
Жуковский район, расположенный на севере Брянской области, встретил нас обилием хороводных песен, исполнявшихся и на Масленицу, и на Духов день, и на гуляньях вообще.
Лирические песни приурочены либо к определённому времени года, либо к покосу. В духовской песне "Вясёлыя бяседушка" сочетается традиционный текст с добавлением, сочинённым, видимо, в период Великой Отечественной войны:
Ох, все вянки пасверхь плывуть, А мой пытанул. Ох, все мужья са службы йдуть, А мой запрыпал. Он сам не идёт, письма не шлёть, Наверна, убит.
О костюме
Участница экспедиции в предвенчальном костюме
Жительницы Жуковского района бережно хранят старинные костюмы. Благодаря Черняковой Марии Андреевне из села Олсуфьево нам удалось подробно ознакомиться со всеми деталями свадебного наряда невесты.
Венчальный костюм состоял из следующих элементов: рубаха, завеска (завязка), понева (юбка в крупную клетку), платок.
Послевенчальный костюм надевают на молодую после венца. Его составляют: рубаха красного цвета, понева, фартук (завеска) красного цвета, бусы, головной убор: повойник на вальке и «подзатыльник», по бокам которого располагаются так называемые «ушки».
Другие же костюмы отличаются различными вариантами вышивки на рукавах рубах и фартуках (завесках), деталями головного убора.
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 15:35 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Свадебный обряд
Участница экспедиции в послевенчальном костюме
В день засваток со стороны жениха приходили: мать, отец, крёстная, крёстный, иногда, чтобы поддержать жениха, дружок (или подженишник, как его чаще всего называли). При входе говорили: "Ищем гусыню в вашем дворе", или "Лебёдушку ищет охотник" (или овечку, или ярочку).
Засватки в селе Косилово проходили так:
— Мы к вам пришли. — Здравствуйте! — Здравствуйте! — Вы (и) нас не пустите на ныщь? — А у вас же народу многа.. А што-ж вы тах-то? — Да зыпаздали. Вот искали (и) падтёлычка. Нам указали, што у вас падтёлок прадажный есть! А вот деревню мы шли. Указали, што тут-то прадажный есть. Ну мы хыть а где кто сядющи, а где кто лежуче, а пустите нас!
Затем начинались девичьи вечерухи, где девушки шили приданое (около двух недель). В селе Олсуфьево на таких вечеринках мог присутствовать жених. В это время девушки, которые помогали невесте шить приданое, делали небольшую ёлку, которую потом ставили в каравай. В свадебный день эту ёлку (символизирующую невесту) несла крёстная мать жениха. Если же выходила замуж вдова, то ёлки не было.
С утра в свадебный день невесте расплетали косу. Например, в селе Овстуг это делала крёстная мать жениха. Когда невеста сидела за столом в ожидании жениха, мать благословляла её и плакала. Первым из свадебного поезда в хату входил дружка с кнутом и полотенцем, подвязанным наискось. Всем собравшимся (включая женихову родню) он пел специальную песню «Ой, пейте, гуляйтя».
Анна Михайловна Жуканова (с. Овстуг)
Затем мать невесты благословляла молодых, сидевших за столом: обходила с иконой вокруг них три раза, потом они садились на вывороченную наизнанку шубу и целовали икону. После благословения жених увозил невесту к венцу, иногда под игру на гармошке (в деревне Гришина Слобода).
После венца невесту везли в дом жениха. В селе Овстуг при подъезде к дому начиналась шутливая перебранка родственников. Затем все садились за стол и начинался пир. Вечером молодых клали спать в клеть — небольшую пристройку к избе.
Отводы — второй день свадьбы. В селе Овстуг молодых будили ударом кнута по двери, а также били тарелки и горшки, чтобы невеста подметала осколки. В деревне Гришина Слобода молодым приносили курицу с красным бантом. Красный цвет в свадебном обряде — цвет любви и целомудрия.
Невесту с утра отправляли за водой и по дороге учиняли ей всякие препятствия, чтобы она разлила воду — таким образом её проверяли на ловкость. Если невеста оказывалась «неверной», до колодца её гнали кнутом. Невесту могли заставить мести и мыть полы, искать мелочь на полу — проверяли её зрение. В этот же день устраивали поиски «гусыни» (невесты), которую прятали в доме жениха, и родичи невесты её искали. Во главе этих поисков могла быть крёстная мать.
Наконец, молодые отправлялись в гости к матери невесты (например, в деревне Гороховка шествие сопровождалось игрой на бубне) — это и называлось, собственно, отводами, или караваем, потому что его-то — каравай — мать невесты и пекла в этот день.
http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex2/
|
|
| |
дядя_Миша | Дата: Пятница, 07.12.2012, 15:38 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1665
Статус: Offline
| Экспедиция в Клетнянский район Брянской области (2000) Участники экспедиции: Константин Корзун (руководитель экспедиции) Виктория Губайдуллина Анна Качашкина Алексей Кузнецов Роман Куровцев Александр Лейкин Григорий Васильев Евгения Шелухо Наталья Волкова Наталья Галанкина
За 7 рабочих дней было записано более 275 песен (90 свадебных, 66 календарных, 43 лирические, а также шкточные), 6 похоронных плачей.
http://folk.amkmgk.ru/main/exlist/ex3/
|
|
| |
|
Меню сайта
Календарь
Block content
|